​Почему кризис ничему не учит компании

Если у человека что-то болит, надо идти к врачу. Если болит у компании, на помощь приходит консалтинг. Но российские граждане выбирают самолечение, пока ситуация не обостряется до крайности. А российский бизнес даже в кризис не повысил спрос на консалтинговые услуги. И при этом не так уж много примеров, когда компании вылечили сами себя – оттолкнулись от дна, на которое опустились после 2014 года, и уверенно поднимаются.

Почему стагнируют в прошлом успешные фирмы? Как должна измениться рыночная среда, чтобы изменения в компаниях стали неизбежными? И кто сегодня растет, несмотря ни на что? Эти вопросы стали темой дискуссии, которую в феврале 2018 года организовала Ассоциация консалтинговых компаний «Асконко». Самые интересные фрагменты – в изложении Executive.ru.

Фото: pixabay.com

  1. ​Нет готовности к неуспеху
  2. ​Есть иллюзия, что все наладится
  3. ​Двадцать лет – критический возраст
  4. ​Крупный бизнес монополизировал рынки
  5. ​Средний бизнес не перестроился
  6. ​Малый бизнес – главная надежда
  7. ​Кто растет, несмотря ни на что
  8. ​Новое поколение предпринимателей
​Нет готовности к неуспеху

Успешные компании прошлого бронзовеют. Их владельцы и топ-менеджеры в 1990-е и в начале 2000-х годов добились успеха благодаря личным связям, удачному выбору рыночной ниши и теперь не желают выходить из зоны комфорта. Такие руководители убеждают себя, что с их бизнесом все хорошо. Падение продаж они оправдывают внешними обстоятельствами и не видят необходимости менять бизнес-модель. Это путь к краху. Важно тренировать готовность к неуспеху, чтобы не оказаться в такой ловушке.

​Есть иллюзия, что все наладится

До 2008 года рынки в России росли настолько быстро, что успех тоже приходил быстро. Такой опыт сделал руководителей самоуверенными. Теперь, когда рынки падают, они не признают своих ошибок и ждут, когда экономическая обстановка сменится на более благоприятную. А раз нет запроса на активные изменения, то нет и запроса на консалтинг. Менеджерам и компаниям, которые не осознают свои проблемы, помочь невозможно.

​Двадцать лет – критический возраст

Экономический кризис наложился на «кризис среднего возраста», который переживают первые частные компании России. Им по двадцать лет, это критический период в жизненном цикле бизнеса. В этот момент важно выработать новое стратегическое видение. А у многих предпринимателей первого поколения его нет. К 50-60 годам они решили свои личные финансовые проблемы и потеряли мотивацию к развитию. Но при этом не готовы передать компании наследникам или новому поколению менеджеров.

​Крупный бизнес монополизировал рынки

В России снизилась конкуренция, стимулирующая развитие. Увеличилась доля крупного бизнеса. Пример – ритейл, где две компании «Магнит» и X5 Retail Group в три раза обгоняют по годовому обороту ближайших преследователей. В результате решения, повышающие производительность труда, внедряются в них уже не так активно, как это было в то время, когда работали «Седьмой континент», независимая «Пятерочка» и другие ныне исчезнувшие торговые компании.

​Средний бизнес не перестроился

В нулевые годы средний бизнес стремился конкурировать с крупным. Теперь желания и возможностей расти у «середнячков» стало меньше. До 2009 года они «пухли» вместе с рынком. И схему работы подстроили под инструменты «пухнущего рынка». Можно было брать кредиты под 15% годовых и легко их отдавать, получая прибыль в 25-35%. Сейчас в России дефицит кредитных ресурсов, компании попали в длинную рецессию – а перестроить схему работы не могут. Нет новых инструментов и специалистов по их внедрению.

​Малый бизнес – главная надежда

Новые крупные компании вырастают из средних, а средние – из малых. Поэтому важно всемерно помогать «малышам», которые изначально работают на конкурентном рынке и могут развиваться только за счет инноваций и повышения эффективности. Стартапы запускаются сегодня в России в тех же сферах, что в Европе и США. На рынках, где они работают, еще есть место, куда можно пробиться. Нужно, чтобы малых фирм в России стало больше, и чтобы они захотели стать большими.

​Кто растет, несмотря ни на что

В ближайшие пять лет активнее других будут развиваться компании, успевшие до начала кризиса создать продукт, который теперь могут экспортировать на те рынки, где они в равных условиях с иностранными конкурентами: в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, Латинскую Америку. Это в первую очередь IT, но не только. Есть примеры экспортного успеха в машиностроении и приборостроении, производстве полуфабрикатов и сельхозпродукции.

​Новое поколение предпринимателей

Люди, которые начинают бизнес сейчас, отличаются от предшественников. Пример – ресторанная сфера, куда до 2008 года приходили инвесторы, которые хотели построить машину по зарабатыванию денег и лично не участвовать в ее обслуживании. У тех, кто открывает рестораны сегодня, скромный бюджет. И они готовы компенсировать этот недостаток личной работой, советами консультантов. Но консалтинг заказывают не комплексный, а точечный, дающий конкретный результат на конкретном участке.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Казань

Согласен со всеми пунктами!

Осталось ответить на вопрос "Почему кризис не учит компании?"

Генеральный директор, Украина

Автор пишет: "Если у человека что-то болит, надо идти к врачу. Но российские граждане выбирают самолечение... Если болит у компании, на помощь приходит консалтинг... А российский бизнес даже в кризис не повысил спрос на консалтинговые услуги..." То есть глупые компании не понимают своего счастья.

Почему граждане выбирают самолечение, а компании не торопятся обращаться за консалтингом - 2 минуты с юмором, но по существу.

Партнер, Москва

Хорошая статья, согласен по всем пунктам. Особенно удручает снижение конкуренции из-за монополизации рынков.

В последнее время замечаю интерес небольших компаний и стартапов к построению качественного сервиса, запросы от них поступают. Особенно по IT технологиям, их интеграции в бизнес - процессы сервисных подразделений.

Ну в принципе и понятно, как им ещё выделяться и конкурировать? Жаль только что бюджеты у них совсем небольшие... Хотят получить много и желательно бесплатно...) сейчас интересны страны СНГ и Прибалтика

Генеральный директор, Тольятти

Сейчас много информации в сети, что Трансаэро подаёт в суд на Маккинси за разработанную стратегию по выводу из кризиса. Стратегия не помогла, десятки миллионов рублей просят вернуть.


Партнер, Москва
Роман Сюров пишет:
Сейчас много информации в сети, что Трансаэро подаёт в суд на Маккинси за разработанную стратегию по выводу из кризиса. Стратегия не помогла, десятки миллионов рублей просят вернуть.

Несколько лет назад когда я работал директором по сервису в одной иностранной компании у нас Deloitte аудит проводили. Не знаю сколько заплатили этим смешным мальчикам и девочкам в белых рубашках, но по рекомендациям для сервиса я бы и рубля не дал... Такое впечатление что они ни дня в реальном бизнесе не работали, сразу после института в аудиторы.

Я иногда сравнению ремонт бизнеса с ремонтом квартиры. Дорогая компания не всегда сделает качественнее, чем взятый по рекомендации один единственный человек. Например, в моей квартире ремонт делал мастер из Белоруссии. Быстро и качественно, от начала и до конца. А заплатил в 2 раза меньше, чем просили компании.

Одна только проблема : собственники не жалеют денег на ремонты квартир и домов, а вот на ремонт собственного бизнеса денег им жалко, сами пытаются ремонтировать :)

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Максим Клемешов пишет:
Такое впечатление что они ни дня в реальном бизнесе не работали, сразу после института в аудиторы.

Вообще-то это так и есть ))))

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Роман Сюров пишет:
Сейчас много информации в сети, что Трансаэро подаёт в суд на Маккинси за разработанную стратегию по выводу из кризиса. Стратегия не помогла, десятки миллионов рублей просят вернуть.

Почему-то я давно понял, что они обыкновенные шарлатаны, только в дорогих костюмах и с многими нулями в гонорарах. Они же ведь и рекомендации свои дают так, что не придраться - максимально расплывчато и многозначно - всегда потом можно сказать, что клиент "недожал" или "пережал", то есть сам дурак. Я просто прочитал несколько книжек о том, как работают эти консультанты, потом прочитал отзывы людей, которые пользовались их услугами - и впечатление сложилось. Поэтому "консультант по бизнесу", ни дня сам не работавший в бизнесе - это действительно смешно. Что, впрочем, не останавливает собственников, которые их нанимают и платят огромные гонорары.

Генеральный директор, Украина

Очень показательно, что наибольшее количество "лайков" получили два противоположных комментария (по смыслу):

1. Проблема в том, что к бизнес - консультантам не обращаются.

Максим Клемешов пишет:
...Одна только проблема : собственники не жалеют денег на ремонты квартир и домов, а вот на ремонт собственного бизнеса денег им жалко, сами пытаются ремонтировать :)

2. Проблема в том, что к бизнес - консультантам обращаются.

Дмитрий Карусев пишет:
Почему-то я давно понял, что они обыкновенные шарлатаны, только в дорогих костюмах и с многими нулями в гонорарах. Они же ведь и рекомендации свои дают так, что не придраться - максимально расплывчато и многозначно - всегда потом можно сказать, что клиент "недожал" или "пережал", то есть сам дурак... Что, впрочем, не останавливает собственников, которые их нанимают и платят огромные гонорары.

Очень похоже, что в первом случае "лайки" ставят бизнес - консультанты, а во втором случае те, кто уже воспользовался их услугами.

Партнер, Москва
Юрий Петров пишет:
Очень похоже, что в первом случае "лайки" ставят бизнес - консультанты, а во втором случае те, кто уже воспользовался их услугами.

На самом деле речь шла о том, что нет гарантий, что заплатив большие деньги известной консалтинговой компании можно получить решение своих задач...

Конечно, нет также 100% гарантии что вам поможет консультант - фрилансер

Но проблема в том, что величина гонорара часто воспринимается как единственный показатель профессионализма и востребованности консультанта. Очевидно, так для собственника проще, чем потратить время, пытаясь понять, какой специалист ему действительно нужен.

А поскольку нет понимания, как выбрать правильную консалтинговую компанию, большинство предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, без привлечения внешних экспертов. Ну и денег тоже жалко :)



HR-директор, Москва

Интересная статья, интересные комментарии. На мой взгляд, "бронзовение" владельцев компаний и генерального директора - ключевая проблема, приводящая к неэффективности, и, в конечном счете, распаду бизнеса. Пример одной знакомой мне компании. Первые ласточки того, что модель бизнеса неэффективна, были больше 10 лет назад. При том, что показатели продаж не падали, а росли, компания еле сводила концы с концами, добиваясь хоть каких-то финансовых показателей путем жесткой экономии и тотального урезания затрат в последнем квартале каждого (!) года. Так как изменения, которые нужно было провести в компании, требовали серьезных затрат, прежде всего временных, на них никто не решался. Было лень, в успех никто не верил. Людей, которые пытались донести эту ситуацию до руководства "отстреливали", как гонцов, приносящих дурную весть. В итоге этой ситуации и пары непродуманых действий компания оказалась на грани банкротства. Компанию бросились спасать наемные консультанты и дорогие, привлеченные в штат, специалисты. Ни те, ни другие, не являются специалистами в специфике бизнеса компании, они лишь, как и многие консультанты, специалисты по развитию бизнеса и продаж. Поэтому консультанты ничего не могут сделать "за компанию", они лишь могут помочь сгенерировать верное решение, но внедрять его все равно придется ТОПам. А они уже ничего не могут и не хотят, кроме как максимально возможное количество месяцев получать свои зп. Поэтому вывод прост: в неэффективном взаимодействии бизнеса и консультантов виноваты обе стороны. Это как с коучингом: самый лучший в мире коуч не изменит человека, который не хочет меняться. Но часто внешние консультанты, в погоне за деньгами клиента, сознательно закрывают глаза на этот факт, производя формально правильные действия за полученные деньги.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.