Заберут и сделают лучше

Сегодня все больше крупных веб-студий смотрят в сторону регионов, подбирая себе удаленные команды разработчиков. Почему бы и нет? В регионах, в большинстве случаев, появился широкополосный интернет. Профессиональный уровень региональных разработчиков вырос. Стоимость часа, по сравнению с московскими, очень заманчивая. Региональные команды, в свою очередь, хотят работать над интересными, сложными проектами, а не проводить ликбез на тему «что такое сайт» в своем городе. Вот я и решил поговорить с представителями лучших студий Рунета на тему развития собственного продакшена в регионах, что бы понять, как они видят сотрудничество с удаленными командами.

Надеюсь, что данный материал (а может и серия) будет интересен региональным командам и всем, кому небезразлично развитие нашей отрасли в целом. Для меня, как руководителя одной из московских веб-студий, имеющего опыт создания своего регионального подразделения, эта тема интересна и очень актуальна.

Итак, первой с кем мне удалось поговорить, была Оксана Клименко, руководитель производства РБК СОФТ. Компания РБК СОФТ занимается разработкой интернет-решений более десяти лет, входит в пятерку лучших студий Рунета и имеет удаленные команды разработчиков в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Василий Чуранов: Москва занимается продажами, управлением и креативом, а разработка отдается на субподряд региональной команде. Эффективна ли такая модель?

Оксана Клименко: Это абстрактная модель, в жизни все не так. Я не представляю себе московский офис, который занимается только управлением и «креативом». Кто в нем должен работать? Если продавцы, менеджеры проектов и арт-директор, то какова схема их работы? Пришел заказчик, сейлз-менеджер с ним пообщался, сформулировали задачу, заказчик готов платить... Что дальше происходит?

Если материал найдет интерес со стороны читателей, я продолжу разговоры с представителями студий о развитии региональных производств. Присылайте свои вопросы и комментарии. Давайте делиться опытом.

В.Ч.: Наверное, арт-директор и менеджер проекта придумывают креативную идею, которая демонстрируется клиенту?

О.К.: Во-первых, менеджеров нужно держать подальше от «креатива». Менеджер — управленец, он должен правильно организовать процесс, а не творчеством заниматься. Во-вторых, для меня не существует слова «креатив». Это выдумка маркетологов. В любом проекте есть смысл, а за смысл должен отвечать человек, работающий с информацией. И это не арт-директор, а информационный архитектор. Но даже он в одиночку мало что сделает. Придумать и смоделировать хорошую идею может только команда.

А теперь представь, что у этой команды руки в Питере, а мозги в Москве. Технологически сложный проект при таком раскладе сделать нереально. Если же проект типовой, из серии «мы такое тысячу раз делали», и не требует усиленной работы мозгов для проектирования — его можно отдать в руки региональной команде.

В.Ч.: То есть вы отдаете в регионы проекты «под ключ», в которых не надо разрабатывать что-то совершенно новое?

О.К.: Есть две категории работ, которые мы передаем в регионы. Первая — типовые проекты, о них я уже сказала. Вторая — некоторые этапы сложных проектов, когда с региональными командами работаем «по задачам». Управление задачами частично автоматизировано и контролируется трафик-менеджером. Ну а если региональная команда в состоянии самостоятельно сделать любой сложный проект с нуля — зачем такой команде мы?

В.Ч.:Выгодно ли работать с региональной командой?

О.К.: Да. Чем дальше регион, тем нам выгоднее. Это даже анализировать не нужно — расчетные ставки сравниваешь, и все становится очевидным. Даже с поправкой на разницу в квалификациях специалистов.

В.Ч.: А как же затраты на коммуникации и прочее?

О.К.: Как только мы перешли на жесткую систему постановки задач, затраты на коммуникации сильно уменьшились. Вместо бесполезных рассуждений о том, «чего хочет клиент» и «я думаю, здесь должно мигать и прыгать», исполнитель получает короткую, но исчерпывающую постановку задачи. А вот способ ее решения уже зависит от его квалификации и воображения. Возможно, у маленьких студий при небольшом потоке заказов есть время поговорить. У нас, к сожалению, нет.

В.Ч.: Что вы заказываете у регионов?

О.К.: Всю инструментальную часть: программирование, тестирование, технический дизайн, верстку, контент-менеджмент. Все, кроме проектирования.

В.Ч.:В регионах есть проблемы с дизайном?

О.К.: Нет. В регионах есть очень хорошие дизайнеры под конкретные задачи. Кто-то может не справиться с дизайном для госпортала, но сделает отличный макет для сайта дилера автомобилей. Дизайнер, вопреки общепринятому мнению, гораздо более лояльное и гибкое существо, чем, например, программист. У него многовариантное мышление, и поэтому он быстрее подстраивается. В отличие от программиста, старающегося мир превратить в законченную конструкцию с заданными свойствами, методами и событиями.

В.Ч.: Какими качествами, по-вашему, должна обладатьрегиональная команда?

О.К.: Для меня важно, чтобы во главе команды был умный человек, с которым лично я найду общий язык. Есть, например, толковые специалисты, но растяпы. Или наоборот, обязательные и пунктуальные, но голову не включают. Я всегда смотрю на лидера. Если я с этим человеком смогу работать, то смогу работать и с его командой.

В.Ч.: Есть ли узкие места, например технологические, которые возникают при работе с регионами?

О.К.: Технологических нет. Самая большая трудность у нас в том, что одна команда, например, очень дотошная, а вторая — чересчур самостоятельная. Поэтому первой приходится задачи «разжевывать», а вторую иногда удерживать от излишних действий. Но это нормальный производственный процесс. Это не проблема, а специфика работы с конкретной командой.

В.Ч.:Какая форма сотрудничества наиболее эффективна? Аренда команды, почасовая оплата, сдельная работа?

О.К.: Аренда невыгодна. У нас большинство проектов на почасовой оплате — там, где работа идет по задачам. Сдельная оплата целесообразна на проектах, которые полностью делаются в регионе.

В.Ч.:Почему неэффективно держать на зарплате? Ведь программисты не любят ставить отработанные часы, отвлекаться на эти непрофильные задачи.

О.К.: При фиксированной зарплате и у самых хороших специалистов пропадает стимул. Сидит человек на зарплате, и даже если весь месяц проиграет в Call of Duty — зарплату все равно получит. А когда толщина его кошелька зависит от реально потраченного на задачу времени — это совсем другая история.

В.Ч.:А как в этом случае идет оценка? Кто первоначально оценивает задачу?

О.К.: Оценивает профильный руководитель. У нас была ситуация, когда региональный программист потратил на решение задачи в пять раз больше времени, чем оценили главный программист и региональный руководитель. Больше мы с этим товарищем не работаем, а штраф за срыв сроков получила вся региональная команда.

В.Ч.:По часам работают все или только регионы?

О.К.: На почасовой ставке только регионы.

В.Ч.: В среднем в месяце выходит 150 рабочих часов. Сколько из них отрабатывает программист?

О.К.: 100-120 часов.

В.Ч.:Это же физически невозможно. Он как минимум 40% времени общается и обсуждает.

О.К.: Коммуникации — это старая, любимая всеми отговорка. Пример: менеджер полчаса писал разработчику письмо с лирическими отступлениями о том, что нужно сделать кредитный калькулятор. Программист между перекурами это письмо читал и долго думал. Потом они пошли курить вместе и еще час потратили на обсуждение того, чье кунг-фу круче. Затем менеджер написал второе письмо по мотивам этих обсуждений. Программист письмо снова читал и даже комментировал. Менеджер комментарии переваривал и согласовывал с заказчиком. К вечеру все очень устали, но к работе программист так и не приступил. Вот то, что вы называете «коммуникациями».

В.Ч.: Как от этого избавиться?

О.К.: Достаточно формализовать и автоматизировать процесс постановки задач. Хорошо сформулированная задача, содержащая в себе все необходимые для ее решения данные, — это почти наполовину решенная задача.

В.Ч.:Есть ли ключевые моменты или люди, которые, решают успех сотрудничества?

О.К.: Лидер команды.

В.Ч.:Если заглянуть на пять-семь лет вперед, каким вы видите сектор веб-разработки в России?

О.К.: Думаю, многие заказчики и исполнители, наконец-то, поймут, что содержание важнее, чем внешний вид. Дизайн прекратит быть «вещью в себе» и станет инструментом для грамотной подачи информации. Упростятся системы, на которых все будет собираться, сократится их количество, ускорится и станет дешевле процесс разработки.

Есть еще одна вещь, которую сложно не заметить. Быстрое развитие мобильных технологий. Когда 70% пользователей предпочтет коммуникаторы обычным компьютерам — сайты в их нынешнем виде вымрут.

В.Ч.: Появятся ли в России крупные аутсорсинговые продакшены в области веб-разработок — производственные кластеры? Задачу кинул, на выходе получил качественный стандартный результат. Примеры есть в Индии, Корее и других странах.

О.К.: Вряд ли. Мы никогда не будем работать как они. Почему на Индию сейчас приходится почти половина мирового рынка ИТ-аутсорсинга? А потому что у нее тридцатилетний стаж государственной поддержки обучения по ИТ-специальностям и налоговых льгот для всей ИТ-сферы. Выводы делайте сами.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Украина
Всё верно. Уже года три московские фирмы понимают, что рынок IT-услуг Москвы ''перегрет''. А сайт -- это, как правило, достаточно простая с точки зрения программирования работа. Которую действительно можно легко формализовать. А интернет делает личное присутствие в Москве разработчиков вообще не нужным. Так что действительно можно заказать в разы дешевле при том же качестве. А поскольку жизнь в провинции в разы дешевле -- профессионалу из глубинки нет даже экономического смысла приезжать в Москву знакомиться с майорами евсюковыми. От себя добавлю. Я считаю, что про отрасль (производство сайтов) уже можно сказать: кто не успел -- тот опоздал. Если Вы не лидеры сайтостроения -- надо искать другую деятельность. Пока не поздно. Сейчас их разработка уйдёт, скажем, в Таджикистан -- и гонорары таджиков не оставят Вашей конторе никаких шансов...
Генеральный директор, Екатеринбург
Максименко Юрий пишет: Если Вы не лидеры сайтостроения -- надо искать другую деятельность. Пока не поздно.
Не согласна. Смотря кого считать лидером сайтостроения. Лидера по доле рынка? По уровеню креативности? Не так давно к нам в компанию обратились специалисты крупного холдинга, которым известная контора в Москве выставила ''ценник'' за создание корпоративного портала в 1,2 млн руб!!!! Потому что лидеры...Плюс - многие клиенты жалуются, что крупные компании ''федерального значения'' (внимание!!) - не оказывают должного сервиса!!! ...Но кто готов сейчас платить за твое громкое имя, если в регионе есть компании, создавшие проекты ничуть не хуже. Плюс - тенденции рынка постоянно меняются. Сайты нуждаются в доработке, а то и полном ''перекрое''. Не знаю...мо-моему так: если у тебя есть команда из головастых программистов, маркетологов-аналитиков в области инета, и нескольких толковых дизайнеров с новым взглядом - ты на коне. И к черту любых лидеров.
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Главным недостатком подобной системы удалённой организации труда является постепенная утрата инициирующей проект компанией самостоятельности в части полного выполнения всего объема работ, необходимых для реализации данного отдельно взятого и всех иных проектов. Т.е. руководство компании обычно всё больше и больше увлекается снижением затрат на сотрудников, всё активнее дистанционно выводя разработку неких элементов проекта на периферию, постепенно упраздняя собственные аналогичные подразделения внутри самой компании и увольняя в целях экономии внутренних специалистов, которые до этого в ней данной деятельностью занимались, сохраняя в итоге лишь координационное ядро и группу т.н. ''ассемблеров'', собирающих проект воедино, и контролёров, способных проконтролировать качество работы удалённых специалистов.

Т.е. компания превращается из проектно-разработческой полного цикла в фактически ''отвёрточную'', всё более и более становясь зависимой от удалённых сотрудников, качества их работы и различных внешних факторов ее определяющих, не подконтрольных компании напрямую, как было бы в случае сотрудников внутренних. И в случае возникновения каких-либо проблем с их деятельностью, она по понятным причинам окажется не в состоянии выполнить ту или иную существенную часть проекта своими силами. Поскольку необходимых для того специалистов у нее в нужный момент в штате не будет, а подбор адекватных кадров - дело большого времени. Даже с поправкой на возможность переброски части работы другому удалённому специалисту с указанием на ''аврал'' и доп.плату.

Как следствие этого, от авральных попыток спешно найти нужных сотрудников и сформировать из них работоспособное подразделение внутри самой компании (или поиска необходимых удалённых специалистов из имеющегося кадрового резерва) пострадает весь проект и бизнес компании. Именно поэтому, вынося свой бизнес или отдельные его элементы на периферию, в таких компаниях следует оставлять хотя бы по одному компетентному специалисту на каждом из удалённых направлений, ''отрабатывающему'' готовый материал удалённых сотрудников или в состоянии выполнить его самостоятельно ''с нуля'', до передачи контролёрам и ''ассемблёрам''.

Но об этом как-то забывают. Тем более, в России, где руководство таких компаний считает, что у них в части организации труда будет сразу же всй ''как на Западе'', где такая форма дистанционного сотрудничества не только практикуется уже лет 20 с лишний, но и оформлена в виде соответствующих законов в части труда, соблюдения прав работодателя и работника. Поэтому работодатели смело разгоняют свой основной рабочий персонал, а в компании в итоге начинаются серьёзные проблемы и с бизнесом, и с качеством работы. Не говоря уже о недовольстве заказчиков и потере позиций в бизнесе в пользу организаций, продолжающий работать по-старинке, сохраняя свой штат пусть в усеченном, но всё-таки местном, а не удалённом исполнении.

Тем более, что подобная система удалённой работы эффективна в первую очередь на несложных, однотипных, стандартизированных проектах, в то время как для реализации чего-то сложного, штучного и т.д., необходимо личное присутствие разработчиков внутри компании, способных в любой момент лично решить необходимые вопросы с клиентами, под их диктовку и с учетом их предпочтений, что невозможно при удалённой схеме работы.

Не говоря уже о том, что в России пышным цветом расцветает практика ''кидания'' на оплату таких вот удалённых специалистов. Поскольку сделать работу они могут, а вот получить за нее деньги с компании-работодателя могут далеко не всегда. Какие бы договоры между ними ни заключались (а некоторые ведь работают и без договоров, - на одном честном слове и надежде, что их не обманут, что очень и очень напрасно !). Тем более, что и в судах-то такие документы чаще всего даже не принимаются к рассмотрению в качестве основания для подтверждения чьих-либо интересов, поскольку не содержат какой-либо конкретной информации, могущей стать основой для судебной экспертизы и выноса судебного решения. Не говоря уже об игре с бланками и печатями, широко распространённой в последние годы.

Аналитик, Новосибирск
Николай Романов, Толково ;)
Генеральный директор, Пенза

При почасововй оплате удаленные разработчики, выполняя работу некачественно но быстро, могут позволить себе поиграть в ''Call of duty'', а скорее всего посвятить время другому проекту и при этом получить от заказчика оплату за все потраченное время. Для небольших проектов с минимальной поддержкой такой подход срабатывает. Но если проект довольно крупный, из-за некачественной разработки на начальном этапе, стоимость его поддержки ощутимо повышается. Считаю, что лучшим вариантом является отдельный офис разработки в регионе с руководителями, заинтересованными в качестве производимой продукции.

Председатель совета директоров, Москва

Заказывал сайт и софт довольно сложный с интерактивной картой. электронной жалобной книгой и пр.наворотами в УФЕ сделали отлично и на порядок дешевле чем в Москве, затем заказал сайт для себя тоже не хилый, но компания уже переехала в Москву, он обошелся уже дороже, но дешевле чем у традиционных московских компаний :D

CIO, Украина
Ирина Тамакулова пишет: Смотря кого считать лидером сайтостроения.
Того, кто имеет ресурсы сделать наконец систему, предлагающую типовые сайты по типовой цене (от $20 от $100), что устроит подавляющее большинство заказчиков. А за единицами заказчиков, желающих ''индпошив'' -- будет охота известных гигантов, наперебой снижающих цену... Я даже создал прообраз такой системы -- конструктор школьных сайтов. Могу личным сообщением доступ дать. Конечно, это даже не прилёт первой ласточки -- это её чирикание издалека. Делал один человек за символическое вознаграждение. Но если сядет команда с хорошими деньгами -- заказ сайта будет не сложнее (и не дороже!) заказа визиток.
Ирина Тамакулова пишет: Не так давно к нам в компанию обратились специалисты крупного холдинга, которым известная контора в Москве выставила ''ценник'' за создание корпоративного портала в 1,2 млн руб!!!! Потому что лидеры...
Интересно, какой процент отката?
Ирина Тамакулова пишет: Плюс - многие клиенты жалуются, что крупные компании ''федерального значения'' (внимание!!) - не оказывают должного сервиса!!!
Это в IT -- норма :(
Ирина Тамакулова пишет: Не знаю...мо-моему так: если у тебя есть команда из головастых программистов, маркетологов-аналитиков в области инета, и нескольких толковых дизайнеров с новым взглядом - ты на коне.
Но пока с коня не сбили -- эту команду лучше переключить на создание веб-приложений. Вот этого практически никто не умеет делать, а кто умеет и сделал имя -- просит сотни тысяч американских рублей. И я не вижу никакой возможности в рамках сегодняшних технологий упростить разработку веб-приложения до уровня пользователя -- без серьёзного программирования никак. И в обозримом будущем я никакого просвета не вижу. А с сайтами... На сегодняшний день есть CMS-ки, на которых простой юзер сделает сайт-визитку. Ещё немного -- и секретарши будут ехать в ''Рамстор'' заказывать пять комлектов визиток и три сайта для трёх дочек. С выполнением заказа в течение часа.
CIO, Украина
Николай Романов пишет: Тем более, что подобная система удалённой работы эффективна в первую очередь на несложных, однотипных, стандартизированных проектах, в то время как для реализации чего-то сложного, штучного и т.д., необходимо личное присутствие разработчиков внутри компании, способных в любой момент лично решить необходимые вопросы с клиентами, под их диктовку и с учетом их предпочтений, что невозможно при удалённой схеме работы.
Что, кроме совместного распития водки и сексуальных контактов, невозможно осуществить удалённо, если речь идёт о разработке сайта? Все тексты программ, базы данных и настройки -- на хостинге. Для общения есть скайп, также можно развернуть закрытый форум. Ну и старый добрый емейл никто ж не отменял.
CIO, Москва
Максименко Юрий пишет: А сайт -- это, как правило, достаточно простая с точки зрения программирования работа.
Юрий, поверьте, создание сайта - это очень не просто, всё зависит от того, как заказчик понимает и видит, свои цели, задачи, возможности Интернета для его бизнеса. А самое главное, что для заказчика, является конечным результатом, по которому определяется уровень успешности проекта. Что для заказчика является процессом? А что результатом? 1 Вариант: Результат – это сам факт создание сайта. Если создание сайта для заказчика является конечной целью, то сайт созданный для него разработчиками является конечным продуктом (например как токарный станок или буровая установка сделанные на заказ), который после его создание он заберёт и будет сам эксплуатировать так как он считает нужным. Поэтому при выборе разработчиков основными приоритетами становятся, цена создания, независимость от разработчиков, красивый дизайн. Действительно, зачем платить больше, когда всё тоже самое – «хороший и красивый сайт» можно купить дешевле? 2. Вариант. Создание сайта – это процесс, БЕСКОНЕЧНЫЙ! И совершенно другой подход и приоритеты, когда заказчик не на словах, а реально понимает, что сайт это инструмент бизнеса, который создаётся на заказ, в соответствии со своими целями, индивидуальностью и возможностями. А главная особенность этого инструмента в том, что в процессе работы он должен постоянно развиваться, совершенствоваться для решения существующих задач и подстраиваться под новые. То есть, процесс создания сайта – это бесконечный процесс, и его запуск это только начальный этап. И тогда в ПРОЕКТЕ ИНТЕРНЕТ у целей начинают появляется количественные показатели и временные ориентиры, меняется ожидания заказчика и критерии оценки удовлетворённости, при выборе разработчиков и подрядчиков появляются другие приоритеты. И тогда начинаешь понимать, что «красивый и хороший сайт, дёшево», это ещё далеко НЕ РЕЗУЛЬТАТ! Подробнее: Что лучше: горякая правда или сладкая ложь? , для заказчиков более интересна 2-я статья (продолжение)
CIO, Украина
А сайт -- это, как правило, достаточно простая с точки зрения программирования работа.
Евгений Лернер пишет: Юрий, поверьте, создание сайта - это очень не просто, всё зависит от того, как заказчик понимает и видит, свои цели, задачи, возможности Интернета для его бизнеса.
Скажите, Евгений: когда Вы поняли, как заказчик (в Вашем случае -- представитель довольно крупного бизнеса) понимает и видит -- трудно ли Вам объяснить задачу программисту? Ну а теперь возьму на себя смелость поделиться с Вами опытом. Каковы (по моему опыту) основные мотивы изготовления сайта у представителей малого и среднего бизнеса. Первый и главный. Чтоб был. А то неудобно как-то без сайта. Вроде как подпольный цеховик 70-х. Второй. Чтоб были контакты и схема проезда, ну и описание проезда. Чтоб сотрудник мог при разговоре по телефону открыть сайт и с выражением прочитать. ''После второго светофора поверните под арку...'' Третий. Чтоб был каталог товаров с характеристиками. Чтоб если что, самому найти и прочитать :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?

Большинство россиян готовы доверить найм и увольнение искусственному интеллекту

Россия попала в топ-5 стран, которые россияне считают продвинутыми в разработке искусственного интеллекта.

Подведены итоги премии IT HR AWARDS 2021

Сообщество IT HR AWARDS объединяет профессионалов, для которых важна созидательная среда, креатив, обмен идеями и желание развивать индустрию.

Каждый пятый россиянин надеется получить 13-ю зарплату в 2021 году

Более 40% опрошенных получают стимулирующую выплату ежегодно независимо от успехов по работе.