Как обстоят дела в мебельной рознице
Мебельный ритейл переживает непростые времена. С одной стороны, компании сталкиваются с жесткой конкуренцией на рынке, где предоставляется широкий выбор товаров и услуг. С другой, на мебельную розницу, как и на весь офлайн-сегмент в целом, давит растущий тренд цифровизации и экспансия маркетплейсов. В этих условиях особенно важно находить новые способы привлекать и удерживать покупателей, превращая любопытство в предметный интерес, и далее – в продажи.
Что касается ухода покупателей в онлайн, эта тенденция действительно нарастает. В 2024 году объем онлайн-продаж увеличился на 36% и достиг 10,7 трлн рублей. Привычка к онлайн-шопингу укоренилась у потребителей достаточно прочно. Широкий ассортимент маркетплейсов, комфортный процесс выбора, заказ одним нажатием кнопки – все это мотивирует делать покупки, не вставая с дивана. А развитие складской логистики и сервисов доставки сделали такой формат доминирующим на рынке.
В то же время, нельзя говорить, что традиционная торговля вымирает. В первой половине 2024 года, как показали данные эквайринговой сети банка «Русский стандарт, офлайн-сегмент перехватил лидерство и забрал 60% от общего числа совершенных покупок. Для многих покупателей принципиально важно непосредственно увидеть и оценить товар, получить личную квалифицированную консультацию. Этот запрос возрастает в случае крупных покупок, связанных со значительными тратами и как следствие – большей ответственностью.
Это явление хорошо прослеживается на мебельном сегменте. Исследования «Яндекс Маркета» демонстрируют, что в 2024 заметно выросли (на 40% год к году) онлайн-продажи мебели. Однако эксперты уточняют, что это относится только к товарам, не требующим физического взаимодействия, а также помощи в выборе, замерах и установке. Как уточняет Ozon, средний чек таких заказов ограничивается 2000-5000 рублей.
Таким образом, за покупателей с серьезными намерениями и бюджетом мебельные салоны борются не столько с маркетплейсами, сколько друг с другом.
Как офлайн-магазину привлечь внимание клиентов
1. Технологичный сервис
Одна из главных опций, к которой приучила потребителей цифровизация – это персональный подход. Приложения маркетплейсов используют данные из «цифрового следа» пользователя, чтобы получить детализированный профиль и предлагать товары в соответствии с личными интересами и предпочтениями. Чтобы конкурировать за требовательного покупателя, офлайн-точки также должны использовать технологичные инструменты и решения.
- CRM-анализ. Офлайн-точки все чаще интегрируют цифровые инструменты для анализа поведения клиентов. Например, сбор данных через мобильные приложения или CRM-системы позволяет формировать персональные предложения прямо в магазине. Данные McKinsey & Company говорят, что использование персонализированного маркетинга повышает доход компании в среднем на 10-15%.
- Нейросети. X5 Retail Group использует нейросети, чтобы анализировать историю покупок, и предлагать клиентам индивидуальные скидки. В мебельной индустрии AI-технологии помогут салонам создавать персонализированные рекомендации, улучшая клиентский опыт и увеличивая продажи.
2. Индивидуальный подход
Подбор мебели – специфическая задача, с которой покупатель за свою жизнь сталкивается всего несколько раз. Недостаточное понимание нюансов может вызывать беспокойство и сомнения. Именно здесь важна квалифицированная работа консультанта. А главное – это возможность показать клиенту, что он действительно важен (не только как «кошелек») и продавец заинтересован предложить ему оптимальный вариант. Поэтому натаскивать сотрудников строго на унифицированный скрипт взаимодействия – не всегда выигрышный подход, во всяком случае, это точно не подходит для сегментов выше «эконом».
Помимо знания технических аспектов и понимания основ психологии, сотрудник должен быть искренне настроен на помощь клиенту и способен понимать его реальные потребности. Для этого нужно уметь деликатно, не нарушая личных границ, интересоваться семьей, а также относящимися к делу хобби и привычками.
Приведу пример, как важно обращать внимание на мелочи при работе с клиентами. В одном мебельном салоне покупатель искал кровать с подсветкой. Консультант, узнав, что в квартире есть кошка, убедил подобрать модель, которая не будет включаться ночью при передвижении животного. Такое отношение настраивает на доверие и стимулирует готовность к покупке.
3. Атмосфера и дизайн
Визуальное восприятие играет большую роль в потребительской мотивации. Ключевой момент – оформление витрины, ведь первое впечатление о магазине формируется в первые секунды. Грамотный дизайн витрины поможет не только зацепить взгляд, но и выгодно представить ассортимент салона, чтобы заходя внутрь, клиент был внутренне заряжен на покупку.
Среди приемов для оформления витрины можно выделить несколько основных:
- Эргономичное размещение. Основные продукты должны располагаться на уровне глаз. Используйте визуальные акценты, которые выделяют ключевые товары.
- Подсветка. Различное освещение, соответствующее стилистике товаров, может подчеркнуть их достоинства. Например, теплый свет создает уют и атмосферу, а холодный – современный и технологичный вид.
- Тематическое оформление. Все, что связано с яркими событиями, привлекает дополнительное внимание. Например, к праздникам (Новый Год, Рождество, майские праздники) или большим распродажам можно использовать соответствующий декор, чтобы вызвать эмоциональный отклик.
Внутри салона важно создать атмосферу, настраивающую клиента на комфортное пребывание и желание вдумчиво знакомиться с ассортиментом. В качестве инструментов сенсорного воздействия используются специально подобранная фоновая музыка, соответствующие ароматы, приятное освещение.
Большую роль играет правильно организованное зонирование. Мебель разных категорий предполагает разную экспозицию: для спальни подходят пастельные тона и мягкий свет; офисная и рабочая мебель лучше выглядит в соответствующем «деловом» контексте; для кухонь тоже есть свои нюансы. Когда все предметы расположены вперемешку, это дезориентирует покупателя, мешает ему сосредоточиться и оценить достоинства товара в соответствии с его назначением.
4. Иммерсивный опыт с использованием AR и мультимедиа
Технологии дополненной и виртуальной реальности перестают быть экзотикой и активно реализуются в ритейле. Их использование превращает обычный шопинг в интерактивное приключение, привлекая и удерживая внимание посетителей.
Магазины мебели используют AR-приложения, чтобы клиенты «примеряли» диваны в свой интерьер. Это не только вызывает интерес и сокращает число возвратов (больше актуально для онлайн-продаж, чем для салонов), но и стимулирует к покупке через наглядный образ конечного результата. Первопроходцем в применении таких технологий стала IKEA, с виртуальным планировщиком, позволяющим расставить мебель в комнате за несколько кликов.
Многие российские компании предлагают дистанционную AR-примерку мебели – через сайт или приложение. Мы применяем устройства дополненной реальности непосредственно в зале для демонстрации мебели в том или ином интерьере. Мультимедийные технологии насыщают клиентский опыт дополнительными эмоциями, добавляют вовлеченности и тем самым позитивно воздействуют на продажи.
5. Событийный маркетинг
Это выход за рамки чисто торговой деятельности, чтобы привлекать посетителей различными смежными активностями. Ивент-маркетинг выступает эффективным инструментом для создания эмоциональной связи с аудиторией. Для мебельных центров данное направление также вполне актуально, главное – подобрать соответствующую тематику.
Актуальные ивент-форматы для салонов мебели:
- Мастер-классы. Тут возможен широкий спектр: домашний декор, ремонт и реставрация мебели, планировка пространства.
- Образовательные и развивающие мероприятия. Тема дизайна оптимально сочетается с мебельным направлением и может заинтересовать значительную аудиторию потенциальных клиентов. Теоретическая часть (история дизайна, современные тренды) может быть дополнена практическими советами и рекомендациями.
Выводы
Покупатели ищут не просто качественный товар, а полноценный клиентский опыт и положительные эмоции от покупки. Поэтому удержание клиентов в офлайне требует комбинации технологий, эмоционального вовлечения и ценностного подхода. Важно помнить, что успех в мебельном бизнесе зависит не только от качества товара, но и от того, насколько комфортно и приятно клиентам взаимодействовать с вашим магазином.
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте:
Хорошая статья, понравилась.
Хочется узнать мнение автора по тренду последнего времени: покупатели приходят в магазин/showroom, рассматривают мебель, спрашивают консультанта, пробуют. Все устраивает. Потом уходят и по артикулу заказывают такой же товар на маркетплейсе дешевле.
Получается ли в реальности пре-/постпродажным сервисом устойчиво удерживать покупателя? Какие дополнительные механики оказываются эффективными в борьбе с маркетплейсами и прямыми заказами у производителя ("в обход" магазина)?