Как бизнесу повысить конкурентоспособность за счет музыки
Звуковая среда в заведении влияет на посетителей быстрее, чем визуальное оформление: она настраивает, расслабляет, ускоряет или замедляет восприятие. Правильный плейлист работает как продолжение бренда.
По данным опроса сервиса «Звук Бизнес», если музыка нравится, 56% гостей готовы оставить положительный отзыв, 19% остаются дольше, а 18% оставляют больше чаевых. И наоборот: треть уходит сразу, если фоновое сопровождение вызывает раздражение.
Для новых брендов музыка может стать тем отличием, которое запускает эмоциональную привязку. Для зрелых – еще одним каналом связи с аудиторией.
Как музыка может работать на цели бизнеса
Сначала нужно задать себе несколько базовых вопросов:
- Кто ваша аудитория? Возраст, уровень дохода, поведение, мотивация визита. Музыка для родителей с детьми, креативных фрилансеров или покупателей люксовой парфюмерии будет разной.
- Где вы находитесь? Город, регион, транспортная доступность, поток клиентов – все это влияет на выбор музыкальной стратегии. В небольшом городе будет один эмоциональный контекст, в центре мегаполиса – совсем другой.
- Какую атмосферу вы хотите создать? От уюта до драйва, от релакса до концентрации – музыка задает эмоциональный тон. Это не только про настроение, но и про темп: музыка может ускорять или замедлять поведение клиентов, формировать впечатление о пространстве и даже влиять на то, сколько времени человек в нем проведет.
- Как устроено ваше пространство? Если есть несколько зон, например, посадка, зона выдачи, лаунж, санузел, детская – в каждой из них может звучать свой музыкальный поток. Зонирование помогает управлять маршрутом клиента, а не только звуковым фоном.
- Какой у вас ритм дня и недели? Утро в кофейне и вечер в баре – это два разных сценария. Стоит учитывать также будни и выходные, особенности сезона и поведенческие пики. Менять музыку в течение дня – не каприз, а профессиональный подход.
Эти вопросы можно пройти самому или вместе со специалистами по аудиомаркетингу. Они помогут не только собрать вводные, но и перевести абстрактные ощущения («хочется уютно и нескучно») в конкретные жанры, ритмы, частотные диапазоны и сценарии звучания.
Следующий шаг – перейти от вопросов к выбору: какие жанры, темп, настроение и форматы подойдут именно вашему заведению.
Как выбрать музыку: ориентируемся на цели бизнеса, а не на вкус
Когда понятен портрет аудитории и задачи бизнеса, можно переходить к выбору звуковой среды. Здесь важно не просто «определиться с жанром», а осознанно сформировать музыкальный сценарий – по темпу, тональности, плотности звука и ритмике. У каждого элемента есть своя функция: музыка может собирать внимание, создавать ощущение приватности, оживлять или замедлять поток.
Если цель – расслабление и ощущение уюта
Подойдут мягкие жанры: джаз, чилл-аут, акустика, современная классика, эмбиент. Это музыка для кофеен, лаунж-зон, ресепшенов в клиниках, спа и отелях. Она задает спокойный ритм и помогает клиенту чувствовать себя в безопасности.
Если важно стимулировать активность
Ставка на энергичные жанры: фанк, хип-хоп, электроника, танцевальные треки, поп с выраженным ритмом. Это актуально для фастфуда, спортивных залов, ритейла с высоким трафиком. Быстрый темп повышает скорость движения и вовлеченность.
Если пространство мультизональное
Музыка также помогает зонировать пространство, формируя сценарии поведения. Например, в ресторане в основном зале играет фоновый инструментал, в зоне ожидания – расслабляющий лоу-фай, в санузле – нейтральный саундтрек, а в детской – доброжелательная, ритмичная музыка без слов. При этом общая звуковая концепция остается единой и узнаваемой.
Если в заведении важна концентрация и рабочий ритм
Музыка без слов, с предсказуемыми ритмами и мягкой динамикой: лоу-фай, минимализм, пост-рок, эмбиент. Это решение для антикафе, коворкингов, деловых пространств и кафе, в которых проводят время с ноутбуком.
Существует и более тонкая настройка – временные блоки. Например, по будням утром – спокойная музыка для деловых завтраков, в обед – чуть более энергичная для быстрого потока, вечером – расслабляющая. На выходных – акценты на семейную аудиторию, смена темпа в течение дня. Плейлист, созданный один раз и не обновляемый, быстро «замыливается» и может вызывать раздражение у сотрудников и постоянных гостей.
Лицензия не формальность: зачем бизнесу легализовать музыку
Даже идеально подобранный плейлист может обернуться проблемой, если проигрывается без лицензии. С начала 2025 года Российское авторское общество (РАО) пересчитало ставки для использования фоновой музыки. Принцип стал проще: чем больше площадь заведения, тем выше ежемесячный платеж. Теперь под регулирование попадают не только кафе и магазины, но и фудкорты, пункты выдачи, бизнес-центры. Кофейня на 100 кв. м в городе-миллионнике платит около 8 тыс. рублей в месяц. А крупный ТЦ – десятки тысяч.
Любая попытка уйти в «серую зону» – риск получить штраф от 200 тыс. рублей до 5 млн, особенно при повторных нарушениях. Например, администратор включает плейлист с личного телефона через обычный аудиосервис. А в пользовательском соглашении таких платформ прямо указано: «запрещено коммерческое воспроизведение».
Где брать музыку легально: от самостоятельного пути до готовых решений
Музыкальные треки – это объект авторского и смежного права. Даже если мелодия «общедоступна» на стриминге, это не означает, что ее можно воспроизводить в коммерческом помещении. Варианты легального использования музыки сводятся к нескольким сценариям.
1. Самостоятельно через РАО и ВОИС
Можно заключить прямые договоры с Российским авторским обществом (РАО) и Обществом по коллективному управлению смежными правами (ВОИС). Такой путь дает формальную защиту, но потребует:
- Понимания всех правовых аспектов.
- Учета площади, типов помещений, зон звучания.
- Оформления и хранения документов.
- Самостоятельного подбора и обновления треков с учетом требований лицензии.
- Подачи списков того, что было воспроизведено и сколько раз, причем составлять их потребуется вручную из-за отсутствия автоматизации.
Для малого бизнеса это решение редко оказывается удобным.
2. Покупка лицензий у правообладателей
Подходит компаниям, которые хотят использовать строго определенные треки, например, в брендированной рекламе или при запуске уникального проекта. В этом случае права выкупаются на конкретные композиции. Решение затратное и точечное, скорее исключение, чем постоянная практика.
3. Использование специализированных B2B-аудиосервисов
Удобный способ для регулярного музыкального оформления. Сервисы берут на себя:
- Оформление всех прав и отчетности.
- Формирование плейлистов под формат и цели бизнеса.
- Адаптацию звучания под зоны, время суток и поведенческие сценарии.
- Регулярное обновление фонотеки.
- Техническую поддержку и мониторинг звучания.
Такой сервис работает по подписке и избавляет от необходимости решать музыкальный вопрос «на коленке».
На что обратить внимание при выборе сервиса:
- Есть ли прямые контракты с правообладателями.
- Есть ли индивидуальный подход к клиентам.
- Насколько гибкая настройка плейлистов.
- Обновляется ли контент и с какой периодичностью.
- Предусмотрены ли зонирование и настройка громкости.
- Есть ли юридические и технические документы, подтверждающие, что музыка используется на законных основаниях.
Выводы
У предпринимателей есть выбор: решать музыкальный вопрос самостоятельно или делегировать его профильным сервисам. Главное, понимать, что это не второстепенная задача, а еще один способ управлять вниманием, комфортом и лояльностью аудитории.
Также читайте:
Да, автор прав! Музыка, звуки играют важнейшю роль в нашей жизни. Не задумывался, что это оказывается аудиомаркетинг.
При этом музыка является и важнейшим полем дискуссий. По каким признакам человек выбирает полюбившуюся мелодию вряд ли кто ответит. На мой взгляд, именно музыка показывает насколько мы все разные. Неожиданно какая-то музыкальная тема одномоментно может объединить людей совершенно далёких поколений - дедов и внуков. Это же поразительно и восхитительно!
И наши предпочтения зависят от настроения, физической бодрости, отдохнутости (это я только что придумал, как антоним усталости :), пристрастий, воспитания, образования, от жизненного опыта, от воспоминаний - тяжёлых и приятных. И конечно зависит от пола.
Победители слушают одну музыку, неудачники - другую. Победители не боятся грустных медодий, неудачники ищут в ритмах вдохновение.
А разве не бывает, что услышав когда-то хорошую мелодию, мы связываем её с некоторым событием и много лет навязчиво пытаемся отыскать её, услышать снова?
Я не маркетолог. Не юрист авторского права...Кстати, почеум оно такое запутанное и дремучее? Особенно в США. Кому это выгодно? Уверяю вас - авторам меньше всего. До смешного. Я как-то чуть не попал под судебные издержки всего лишь из-за того, что случайно использовал совершенно известную песню про дядечку, кторый гонит лошадей по краю пропасти (как же приходится изощряться :). У оппонентов хватило ума через пару месяцев извиниться за неудачные претензии.
А к чему этот срок давности в 50 лет? Ну хочешь, чтоб твои произведения не использовали, не публикуй. А если ты на заборе написал гениальные стихи, то не обижайся, что их народ будет читать и тиражировать. Пушкин, как известно, продавал рукописи, а не тиражи своих книг. Надо заменить 50 лет одним годом, ладно уж.
Чрезвычайно уважаю работу людей, кторые работают со звуком. Там и чутьё, и вкус, и навыки, и идеальный слух. Можно и маркетологам добавить кое-что из опыта звукачей для выбора:
- какой инструмент предоставить - духовой, струнный, ударный...;
- высота мелодии;
- широта диапазона;
- темп и ритм;
- количество тем в мелодии;
- если песня, то обязательно использовать различные диапазоны голоса. И выбрать мужской, или женский. А может быть и смешанный.
пс. Да, кстати, про ИИ - скоро композиторы исчезнут. В кафешках ИИ будет на ходу по разным признакам (анализировать текущую публику по возрасту, одежде, по заказам) и сочинять свою музыку.
Немного о музыке в многомиллиардном бизнесе.
Это действительно важно - но сложно.