3 компетенции современного руководителя, без которых у бизнеса нет будущего

В свете тех изменений в бизнесе (VUCA, ESG, diversity) и обществе (общее снижение агрессии, рост продолжительности жизни), что произошли в XXI веке, вполне логично, что и лидер должен измениться, а значит, должны измениться и компетенции руководителя бизнеса. Те компетенции, что еще недавно считались критически важными для лидера/руководителя – агрессивность, напористость, харизматичность – теперь уже не вписываются в новые условия и становятся преградой для достижения бизнесом долгосрочных результатов в XXI веке.

В статье «Как изменились принципы бизнеса в XXI веке: 4 трансформации» я выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса:

  1. Ресурсы бесконечны и неограничены.
  2. Не конкурируй с другими, найди своего клиента.
  3. Разнообразие и мягкая иерархия – основа бизнеса.
  4. Руководитель и команда – это партнеры в поиске лучшего решения.

Именно на этих 4 принципах и будет строиться система компетенций руководителя нового времени. Конечно, эти принципы ведения бизнеса еще не стали общепринятыми во всех отраслях, для этого потребуется время, но главное направление трансформации бизнеса уже понятно. И чем быстрее бизнес перейдет на адекватную внешней среде систему, тем более эффективным, а значит прибыльным он будет. А поскольку принципы ведения бизнеса определяются той корпоративной культурой, что построил руководитель, то его роль в перестройке бизнеса из прошлого в бизнес будущего является определяющей. 

Я выделил 3 ключевые компетенции руководителя, которые максимально важны для перехода бизнеса на современный уровень.

1. Не быть агрессивным

На первый взгляд, может показаться странным выбирать психологическую характеристику человека в качестве компетенции руководителя. Но в современном мире, где идет отказ бизнеса от идеи ограниченности ресурсов и, как следствие, отказ от жесткой конкуренции с другими бизнесами, а значит переход на поиск лучшего предложения для клиента (причем предложения, удовлетворяющего высшие потребности клиента: уважение и самореализацию), становится неактуальной прежняя модель лидера как агрессивного харизматика, который не останавливается ни перед чем в достижении своей цели.

Быть жестким, быть агрессивным – уже не плюс для руководителя, а фактор, снижающий его эффективность, как руководителя. Почему это так происходит?

Дело в том, что агрессия руководителя негативно влияет на два направления: на внутреннего клиента (сотрудника) и на внешнего клиента (покупателя).

Агрессия руководителя на сотрудника неэффективна, поскольку переводит работника в эго-состояние «Ребенок» (по Эрику Берну), то есть делает их подчиняемыми и неинициативными, что естественно, сказывается на их эффективности. Да, они становятся исполнителями, пусть даже очень хорошими, но в современном бизнесе ценность сотрудника не в исполнительности, а в его способности генерировать решения и быстро реагировать на проблемы. Сделать этого сотрудник в эго-состоянии «Ребенок» не может по определению.

Кстати, именно поэтому штраф как инструмент агрессивного управления абсолютно неэффективен – он блокирует инициативу сотрудников. И поэтому очень легко определить к какому веку относится бизнес, к XX, где есть целая система штрафов, или к XXI, где штраф присутствует только как исключительная мера.

На внешнем клиенте агрессия руководителя тоже сказывается негативно, поскольку агрессивный руководитель, как правило, хочет получить быстрый результат, что выражается в агрессивном маркетинге (провоцирующем в клиентах низшие потребности), манипуляции при продажах и часто в отвратительном клиентском сервисе, постпродажное обслуживание, как основа лояльности клиентов бывает на низком уровне.

Таким образом, агрессивный руководитель строит бизнес, который лишен конкурентных преимуществ бизнеса XXI века, где главные ценности: вовлеченные инициативные сотрудники и лояльные клиенты.

2. Модератор, а не генератор

Понятие «высокоэффективная команда» – это детище XXI века, когда стало понятно, что в условиях VUCA, постоянной изменчивости и непредсказуемости мира бизнеса, прежняя система: «Один руководитель и команда исполнителей», где только руководитель был генератором идей, больше не работает.

Нельзя в ситуации постоянных изменений поставить выживание бизнеса в зависимость от одного человека, от его способности реагировать и оперативно принимать правильные решение, человека с такими способностями просто нет, но есть команда, которая может при принятии решений использовать потенциал не одного руководителя, а потенциал всех ее участников.

Именно поэтому одна из главных компетенций руководителя будущего – это его способность быть хорошим модератором, чтобы использовать потенциал сотрудников команды максимально эффективно. Модератор-руководитель не предлагает готовых идей, которые его команда должна исполнить, он помогает команде эти идеи генерировать, повышая вероятность появления по-настоящему интересных мыслей.

Высокоэффективная команда – это команда, которая свободна в движении информации на всех ее уровнях, свободна от боязни ошибок, потому что ошибка, как правило, исправляется быстро и на них команда учится, такая команда не боится проблем, потому что проблема для таких команд – это интересная ситуация, которая дает реализовать новые возможности.

Именно такая команда основа эффективного бизнеса нового времени, но создать ее может только руководитель-модератор.

3. Высокий уровень эмоционального интеллекта

Хорошо развитый эмоциональный интеллект обязателен для руководителей нашего времени по двум причинам.

Первая причина в том, что эмоциональный интеллект позволяет руководителю быть более человекоориентированным, а в условиях, когда главная ценность компании определятся уровнем ее сотрудников, способность руководителя правильно работать с людьми становится условием, определяющим эффективность бизнеса.

Умение выстроить мотивацию и особенно самою важную ее часть – нематериальную, определяется именно эмоциональным интеллектом. Нематериальная мотивация отвечает за высшие потребности человека (уважение и самореализацию), а значит позволяет достигать неограниченных возможностей сотрудниками за счет развития креативности и инициативности.

Умение выстроить партнерские отношения в команде и настроить всех на конструктивный деловой лад – за это тоже отвечает эмоциональный интеллект руководителя. Ведь руководитель с развитым эмоциональным интеллектом понимает, что реализация его личных амбиций происходит только посредством достижений его команды и поэтому вкладывает необходимые ресурсы в развитие команды.

Вторая причина ценности эмоционального интеллекта руководителя – принятие разнообразия мира. Мир перестает быть замкнутым в рамках одной страны, расы, веры, ориентации, и не учитывать это разнообразие, значит терять возможности для бизнеса, не расширяя круг своих сотрудников и клиентов.

Умение быть про дело, а не про установки из прошлого века и есть ключевая компетенция современного руководителя, и именно эту компетенцию помогает развивать эмоциональный интеллект. Быть нетолерантным, консервативным в XXI веке – значит терять клиентов и партнеров по бизнесу.

Эмоциональный интеллект позволяет руководителю правильно реализовать принцип «Ничего личного, только бизнес», разделяя личное и деловое.

Я выделил три компетенции руководителя будущего, которые максимально соответствуют новой реальности бизнеса и жизни, также, что важно, эти три компетенции могут быть развиты независимо от того, какие изначально у руководителя были способности по ним, главное – это желание руководителя меняться, развиваться и становиться лидером будущего.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дизайнер, Москва

Это все хорошо. Только послушает-прочитает эту статью какой-нибудь начальник старой закалки, коих у нас подавляющее большинство, и пошлет все это... И скажет, что ресурсы небезграничны (и будет прав абсолютно), рынок не может сущствовать без конкуренции, поэтому конкурент всегда найдется - не ты к нему, так он к тебе. Так что "Даешь!".
Разнообразие и мягкая иерархия... Ну, бригадир дядя Вася только крякнул и усмехнулся...
"Партнеры"... До тех пор пока у нас повсеместно не исчезнет принцип "разделяй и властвуй", этого не ждать.
Все хорошо, мечтательно, но слишком идеализировано.

Руководитель, Москва

1. Не быть агрессивным

Это не компетенция, это состояние.. 

Руководитель, Москва

выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса: 1.Ресурсы бесконечны и неограничены.

Этот принцип, сейчас особенно, наиболее разрушителен и не референтен  реальности.. 

Генеральный директор, Москва
Андрей Бровко пишет:

Это все хорошо. Только послушает-прочитает эту статью какой-нибудь начальник старой закалки, коих у нас подавляющее большинство, и пошлет все это... И скажет, что ресурсы небезграничны (и будет прав абсолютно), рынок не может сущствовать без конкуренции, поэтому конкурент всегда найдется - не ты к нему, так он к тебе. Так что "Даешь!".
Разнообразие и мягкая иерархия... Ну, бригадир дядя Вася только крякнул и усмехнулся...
"Партнеры"... До тех пор пока у нас повсеместно не исчезнет принцип "разделяй и властвуй", этого не ждать.
Все хорошо, мечтательно, но слишком идеализировано.

Так статья и не для них, для этих старорежимных начальников и дядей Васей написана, зачем ориентироваться на то, что уже отжило.

Не хотят они работать по-другому, значит рынок их просто напросто выкинет. Никто никого в будущее тащить насильно не будет, каждый сам выбирает каким ему быть.

Ну, а если руководитель хочет быть на рынке и завтра, то и Партнёрские отношения и мягкая иерархии, то бишь Agile, ему в руки и в голову. 

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

1. Не быть агрессивным

Это не компетенция, это состояние.. 

Согласен раньше "не быть агрессивным" - это было индивидуальное качество, состояние человека, теперь же - это ключевая компетенция современного руководителя.

Современному руководителю "не быть агрессивным" - это уже не вопрос выбора или настроения, это парадигма поведения, как в отношениях с внешним миром, так и с внутренними клиентами. Весь стандарт ESG как раз про эту компетенцию "не быть агрессивным". 

Генеральный директор, Москва

мягкая иерархии, то бишь Agile

Можно ли попросить автора пояснить, что он имеет в виду?

 

 

 

Руководитель, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Весь стандарт ESG

Его уже утвердили как стандарт? Кем он утвержден? Пока ИМХО, это намерения.. 

Руководитель, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Согласен раньше "не быть агрессивным" - это было индивидуальное качество, состояние человека, теперь же - это ключевая компетенция современного руководителя.

я бы сказал, и это более глубоко, сейчас важно быть разным:
1. Знать что я хочу
2. Знать каким я могу быть и что такого я могу сделать из разных состояний
3. Мочь быть разным
4. свободно выбирать между разными состояниями, в зависимости от того, что мне кажется наиболее рефернтным именно в этой ситуации.. 

 

При этом плохо, когда становишься агресивным и этого не понимаешь. И плохо, когда понимашь, что стал агрессивным и не можешь быть другим.. Хорошо, когда знаешь, что быть агресивным сейчас тебе нужно, знаешь для чего и знаешь, что можешь из этого состояния выйти.. 

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса: 1.Ресурсы бесконечны и неограничены.

Этот принцип, сейчас особенно, наиболее разрушителен и не референтен  реальности.. 

Весь бизнес прошлого был основан на идее, что ресурс рынка конечен и поэтому тот кто не победил/убил конкурентов, тот проиграл. Именно из-за этого агрессивный стиль управления и жестокие переговоры воспринимались бизнесом, как единственно верный вариант взаимодействия с внешним миром.

Теперь, при парадигме бизнеса, что рынок не ограничен и ресурсов клиентов хватит на всех, больше не надо пытаться победить/убить конкурентов, теперь цель бизнеса найти своего клиента из множества вариантов и предложить ему свою продукцию/услугу.

Естественно, когда я говорю про ресурсы, я не имею ввиду экологию и природные ресурсы, это же очевидные вещи, которые даже странно обсуждать. 

Руководитель, Украина

100% верно написано! Понимают некоторые иначе, но это проблема не автора.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Школьные хулиганы чаще становятся директорами, а также водителями и охранниками

Россияне с доходом от 80 тыс. руб. хулиганили в школе чаще, чем те, кто сейчас зарабатывает меньше.

Tesla заменит опционы на денежные выплаты для большинства сотрудников

В 2021 году штат Tesla вырос на 40% год к году — до 100 тысяч человек.

Авиакомпания Red Wings перестала допускать пилотов младше 35 лет на международные рейсы

Такие же проблемы есть у компаний у Utair и iFly.

Самозанятые работники смогут получать больничные

Согласно оценкам чиновников, воспользоваться такой системой страхования захотят примерно 2 млн человек.