Как изменились принципы бизнеса в XXI веке: 4 трансформации

Мы живем в удивительное время – время изменения принципов бизнеса. Те постулаты ведения бизнеса, что складывались веками, начинают рассыпаться. Теперь нельзя работать с клиентами как прежде, нельзя организовывать производство как прежде, нельзя управлять как прежде, теперь все по-иному. И это сильно пугает, особенно крупный бизнес, который наименее гибкий, поэтому пытается этих перемен не замечать, либо делать косметические изменения, не меняя сути. Но стратегия страуса, прячущегося от реальности в песок, не работает, и даже может быть опасной: вас-то все видят, а вы не видите никого, поэтому с вами можно сделать все что угодно. По-старому уже не получится, потому что люди стали совершенно иными, с совершенно иными ценностями: свобода и самореализация.

Чтобы понять, как изменились принципы бизнеса в XXI веке, необходимо рассмотреть бизнес-принципы XX века. Они в свою очередь отражают и принципы более ранних времен. Давайте разберем каждый из них и посмотрим, как он трансформируется в бизнесе XXI века.

1. Конечность ресурсов бизнеса, в том числе клиентской базы

Прежний «доинтернетовский бизнес» мог рассчитывать только на тех клиентов, что находятся в непосредственной близости от него, именно поэтому клиентская база была ограниченной, что предполагало конечность ресурса клиентов. А значит, борьба за клиента означала само выживание бизнеса, иначе – просто вымирание.

Все изменилось, когда появился интернет, и открылась возможность иметь практически неограниченное количество клиентов. Больше не надо искать покупателей поблизости, так как есть доставка в любой уголок Земли, где у людей есть деньги и потребность в вашем товаре.

Следующее важное изменение – сотрудники теперь могут работать удаленно, и это касается не только высокотехнологичных IT-компаний. На удаленку перешли HR-менеджеры, продавцы, дизайнеры, бухгалтерия, отделы обучения. Спасибо Zoom. Теперь нет ограничения в выборе сотрудников, которые живут рядом, все это открывает новые, пока еще не всеми руководителями осознанные возможности для развития бизнеса.

Еще один важный ресурс, открывшийся в XXI веке и пока еще мало используемый бизнесом – это коллаборации/партнерства. Этот вид взаимодействия пока зарождается только в форматах co-working центров, где отдельные люди могут объединяться для совместной работы над проектами. Дальше такое взаимодействие должно перейти на уровень уже целых компаний, сначала малых, а затем средних. Крупные компании вряд ли будут готовы к этому, учитывая надзор антимонопольных организаций. Все это становится возможным в силу того, что нет необходимости конкурировать за клиентов – их и так всем хватает, но бизнесам имеет смысл объединяться, чтобы стать интересными как можно большему количеству клиентов.

Итак, принцип бизнеса XX века: «Конечность ресурсов бизнеса, в том числе клиентской базы» трансформировался в принцип бизнеса XXI века: «Ресурсы бесконечны и неограниченны».

2. Агрессивная конкуренция – единственный вариант выжить в войне за ресурсы

Когда ресурсы и клиенты считались величиной конечной, единственным вариантом выживания была жесткая, агрессивная конкуренция «всех против всех». Компании проливали немало крови в этой борьбе. Неспроста появилась метафора про «Алый океан» в книге Чан Кима «Стратегия Голубого океана». Агрессия и гибельная конкуренция была основой бизнеса предыдущих веков.

Теперь больше не надо конкурировать за клиента, надо просто найти своего покупателя. Этот новый принцип бизнеса изменил все, теперь конкуренция между компаниями – это атавизм, который тратит напрасно слишком много ресурсов бизнеса, не принося никакой пользы, кроме удовлетворения эго руководителей/собственников, оставшихся с ментальностью прошлого века.

Теперь важно не конкурировать с другими компаниями, а формировать собственную ценность, что привлечет клиентов, которым эта ценность созвучна. Следует вкладываться не в войну с другими, а в развитие своего бизнеса. Траты на вооружение всегда неэффективны, так как никогда ничего развивают, а лишь безвозвратно тратят ресурсы.

Принцип XX века «Агрессивная конкуренция – единственный вариант выжить в этой войне за ресурсы» в XXI веке трансформировался в «Не конкурируй с другими, найди своего клиента».

3. Единообразие и жесткая иерархия команды – основа бизнеса

Прототипом бизнеса XX века была армия. Поскольку шла война за клиента и другие ресурсы, то построение бизнеса по армейским принципам было вполне логичным. А в бою важно, чтобы бойцы были максимально одинаковыми, индивидуальность мешает подчинению. Должна быть жесткая иерархия, где каждый знает свое место и свои ограниченные функции. На войне, это, вероятно, имеет смысл, но в мирное время – сильно мешает бизнесу. И хотя битва за клиента в XXI веке закончилась, многие руководители так и остались на той войне ментально, и продолжают строить единообразный иерархический бизнес прошлого века.

Когда важно не отобрать клиента у конкурента боем, а привлечь разного покупателя чем-то важным для него, стала цениться способность бизнеса быть креативным и гибким. А это возможно только тогда, когда сам бизнес разнообразен и не зажат в жесткие тиски иерархии.

Есть такое явление как группомыслие (groupthinking), когда люди, объединенные в группу, начинают ценить и отстаивать общие интересы, даже без учета собственной точки зрения. Это идеальный вариант для войны, когда важно действовать всем как один, но совершенно противопоказано в условиях мирного времени и бизнеса. У такой группы снижена критичность восприятия реальности, что мешает адекватно смотреть на вещи, а значит, у этого бизнеса нет способности предлагать адекватные решения.

Чтобы помешать развитию эффекта группомыслия в компаниях, был введен новый принцип формирования команды – разнообразие (diversity), основой которого является включение в команду людей максимально различных по социальному опыту. Это способствует появлению разных точек зрения, что в свою очередь позволяет увидеть любую проблему, с которой сталкивается бизнес, с максимального числа сторон.

Однообразные команды просто экономически невыгодны, ведь эти 20 человек с одинаковым социальным опытом могут иметь только одну точку зрения на проблему. А зачем содержать такое количество одинаковых людей, если их точку зрения может озвучить один человек?

Разнообразие же команды (по полу, возрасту, национальности, религии, расе, ориентации…) позволяет составить полную картину реальности и получить наиболее адекватный вариант решения. При этом можно учесть потребности максимально широкого числа клиентов, что тоже повышает экономическую выгоду таких решений. Так что разнообразие – это не дань моде, а трезвый расчет бизнеса XXI века.

Еще один атавизм из прошлого – жесткая иерархия вредна тем, что мешает свободному и оперативному перемещению информации сверху вниз и особенно снизу вверх. Сейчас критически важна быстрая коммуникация с клиентом, который хочет получать оперативную реакцию на свои запросы, и если бизнес не может в силу жесткой иерархии/бюрократизации предоставить такую возможность, то клиент всегда найдет другую более гибкую компанию.

Развитие технологии Agile, популярность спиральной динамики Клера Грейвза – это попытки компаний научиться работать с клиентом более оперативно. Если большие компании пока лишь имитируют внедрение Agile, то малый бизнес эти технологии активно использует. Бирюзовые компании, если когда-нибудь появятся, будут небольшими, но максимально эффективными организациями, где иерархия не будет губить креативность и продуктивность бизнеса. Думаю, большие компании остановятся на желто-зеленом уровне спиральной динамики, что тоже хорошо, пройти выше будет мешать иерархия.

Таким образом, принцип XX века «Единообразие и жесткая иерархия команды – основа бизнеса», трансформировался в XXI веке в принцип «Разнообразие и мягкая иерархия – основа бизнеса».

4. Руководитель решает все – команда исполняет его решение

Этот устаревший принцип бизнеса тоже строился на сознании, что идет война за клиента. На войне только один человек может принимать решение – это руководитель, а основная функция команды – выполнять без обсуждения эти решения. Именно поэтому так долго образ руководителя был сродни командиру на боевом коне, он должен быть харизматичен, ярок и жесток. Сколько по-настоящему хороших руководителей стали жертвой этого стереотипа, стремясь переделать себя, поломать под этот образ, и не сосчитать.

Как мы уже определили, конкурентная война закончилась, и теперь главной компетентностью для бизнеса стало умение находить своего покупателя в VUCA-мире, где все непредсказуемо и многофакторно. Поэтому критически важно, чтобы максимально большое число людей в команде принимали участие в поисках лучшего решения для бизнеса. Даже очень умный руководитель с этими задачами просто не справится в одиночку.

В XXI веке бизнес-команда – это не группа исполнителей, как было в прошлом, а команда равноправных партнеров, где руководитель – модератор принятия решения, а не его единоличный творец. Хотя во все времена именно руководитель несет ответственность за все принятые его командой решения, тут ничего не поменялось.

Принцип бизнеса XX века «Руководитель решает все – команда исполняет его решение» трансформировался в принцип бизнеса XXI века «Руководитель и команда – это партнеры в поиске лучшего решения».

Выводы

Принципы бизнеса XXI века стали отражением изменившейся реальности, в которой больше нет места агрессии и конкуренции за клиента, а есть кооперация и команда партнеров, которая позволяет находить лучшие решения, на основании разнообразия мнений и умения гибко реагировать на изменчивую реальность.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

«Разнообразие и мягкая иерархия – основа бизнеса»

Скорее идеи, за которые одни готовы платить деньги, а другие работать - это сонова бизнеса.. 

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

«Разнообразие и мягкая иерархия – основа бизнеса»

Скорее идеи, за которые одни готовы платить деньги, а другие работать - это сонова бизнеса.. 

Те кто хочет остаться в бизнесе в 21 веке, эти слова воспринимают в серьёз, остальные кто отрицает реальность, считает их лишь словами.

Каждый делает свой выбор, но и несёт за этот выбор свою ответственность. 

Партнер, Москва

Цитата.
"Теперь больше не надо конкурировать за клиента, надо просто найти своего покупателя".
Я согласен, что надо искать своего клиента. Однако это не отменяет конкуренции.
Кто мог сказать год тому назад, что компании, выпускающие телефоны и компьютеры станут конкурентами для автомобильных компаний  в области некоторых изделий микроэлектроники?
Или то, что еще озвучил Портер, что любую потребность можно можно удовлетворять разными продуктами, которые производятся в разных отраслях.
Поэтому конкуренция - это механизм, который не дает расслабиться бизнесу в реализации ожиданий СВОИХ клиентов.

Генеральный директор, Москва
Александр Тимошин пишет:

Поэтому конкуренция - это механизм, который не дает расслабиться бизнесу в реализации ожиданий СВОИХ клиентов.

Абсолютно согласен, но теперь конкрировать нужно не с другими, а только с собой, то есть теперь задача компании постоянно развиваться, становится лучше в сравнении с собой, а не пытаться бороться с другим. 

Именно в этом и преимущество бизнеса 21 века без конкурентов внешних, бизнес теперь может тратить средства на свое развитие, а не на войну. 

Партнер, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Именно в этом и преимущество бизнеса 21 века без конкурентов внешних, бизнес теперь может тратить средства на свое развитие, а не на войну. 

В целом согласен. Как ключевой подход к развитию бизнеса.
Конкурировать с собой.
И все же  конкуренция с другими остается.
Согласен с Вами в том, на чем будет фокус или точнее выбор топ-команды:
- конкуренция с собой
_ конкуренция с другими
При этом элемент конкуренции с другими, если выбирается первый вариант остается. Только он становится вторичным.

Генеральный директор, Москва
Александр Тимошин пишет:
Михаил Боднарук пишет:
Именно в этом и преимущество бизнеса 21 века без конкурентов внешних, бизнес теперь может тратить средства на свое развитие, а не на войну. 

В целом согласен. Как ключевой подход к развитию бизнеса.
Конкурировать с собой.
И все же  конкуренция с другими остается.
Согласен с Вами в том, на чем будет фокус или точнее выбор топ-команды:
- конкуренция с собой
_ конкуренция с другими
При этом элемент конкуренции с другими, если выбирается первый вариант остается. Только он становится вторичным.

Именно, и главное, эта конкренция с другими нужна не для борьбы, а для поиска лучшего решения, то есть для того, чтобы быть в курсе изменений рынка и его достижений, чтобы не окукливаться только на себе.

А то Apple уже отстаёт от Китайских производителей смартфонов, да и Tesla отстаивать начала опять же от китайских производителей электрокаров. 

 

Независимый директор, Москва

Михаил Боднарук пишет: Именно, и главное, эта конкренция с другими нужна не для борьбы, а для поиска лучшего решения, то есть для того, чтобы быть в курсе изменений рынка и его достижений, чтобы не окукливаться только на

себе.

Согласен с таким объяснением. Конкурентная борьба, это всегда истощение ресурсов. Борьба с клиентом за его, клиента, внимание, это способ  приобретение ресурсов !

Генеральный директор, Москва
Александр Сейнов пишет:

Михаил Боднарук пишет: Именно, и главное, эта конкренция с другими нужна не для борьбы, а для поиска лучшего решения, то есть для того, чтобы быть в курсе изменений рынка и его достижений, чтобы не окукливаться только на

 

себе.

 

 

 

Согласен с таким объяснением. Конкурентная борьба, это всегда истощение ресурсов. Борьба с клиентом за его, клиента, внимание, это способ  приобретение ресурсов !

Удивительно, как много ресурсов тратиться бизнесом на борьбу с конкурентами, вместо того, чтобы просто направить эти же ресурсы на улучшения своего продукта и бизнес процессов. Стать более интересным клиентам. 

Конечно, на первый взгляд, проще закрыть лучший ресторан McDonald's на Пушкинской или выкупить целую сеть Магнит, но насколько это реально сделает бизнес интересным клиентам, и главное, как это поможет сделать бизнес эффективнее, не понятно. Вернее понятно, если считать мир бизнеса - полем боя, где работает принцип "или я, или меня". 

Партнер, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Именно, и главное, эта конкренция с другими нужна не для борьбы, а для поиска лучшего решения, то есть для того, чтобы быть в курсе изменений рынка и его достижений, чтобы не окукливаться только на себе.

Теперь согласен полностью!:)

Директор по маркетингу, Ярославль

Спасибо за идеи! Обмен ими в профессиональном сообществе - это самое ценное! По моему глубокому убеждению не стоит так категорично говорить об уходе старого и наступлении нового. Старое живет и, более того, находится на пике развития. Но уже зарождаются новые подходы, чей пик еще не наступил.

Вероятно было бы интересно добавить трансформацию стилей лидерства и показать новый виток эффективности либерального (свободного) стиля.

Хорошо было бы увидеть трансформацию организаций (по Фредерику Лалу) от распространенных янтарных и оранжевых к зеленым и бирюзовым.

Отдельно можно исследовать роль менеджера, который все более становится учителем, коучем, а значит требует иной подготовки в университетах и курсах.

А радикально (от слова радикс (лат) - корень) наша тема обусловлена сменой технологических укладов, промышленных революций. Мы все еще размышляем, а вдруг это пройдет мимо нас (авось и небось), а китайцы идут на гребне волны.

 

Спасибо, за старт хорошей дискуссии!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на менеджеров по продажам вырос в полтора раза

Сильнее всего спрос на sales-менеджеров вырос в компаниях из IT-отрасли – сразу на 84% к прошлому году. 

В Петербурге с 1 ноября введут QR-коды для посещения мероприятий

А работников старше 60 лет отправят на удаленку.

Сколько россиян мечтают стать начальниками

Большинство опрошенных хотят быть боссами из-за более высокой зарплаты.

Две трети сотрудников не готовы к сокращению зарплат ради работы на удаленке

Подавляющее большинство сотрудников не готовы к сокращению заработных плат в случае релокации.