Как определить настоящего профи: 7 типов кандидатов, которых лучше вычислять заранее

Бизнес должен привлекать профессионалов! Эти слова стали распространенным лозунгом, к которому прислушиваются бизнесмены. Они прекрасно понимают, что важно привлекать специалистов своего дела, чтобы развить бизнес, внедрить четкую систему управления, управлять взаимоотношениями с клиентами, укреплять бренд компании в целом и бренд работодателя в частности.

Да, с профессионалами работать дорого. Но это не дороже ущерба, получаемого от непрофессионалов.

Владелец бизнеса, который решает нанимать профессионалов, начинает с ними встречаться. И первые вопросы, которые он себе задает после первых интервью – «А кто такой профессионал? И что такое профессионализм?»

Нередко от знакомых предпринимателей и владельцев слышим истории о том, как они взяли на работу человека, который представил себя как профессионала, но в конце оказалось, что «не все то золото, что блестит». Бывают и другие случаи – человек и правда прекрасно разбирается в своем деле, но позже выясняется, что его знания только теоретические.

Профессионализм – это не только знания и опыт. Наряду с этим, не каждый, кто умеет преподнести себя эффектно, является профессионалом.

В этой статье я хочу поделиться с читателями своими мыслями о категоризации профессионалов, которую я вывел для себя и которая помогает мне, принимая на работу специалистов из разных сфер, выявлять среди большого количества кандидатов настоящее золото.

Итак, какие категории профессионалов существуют?

1. Говоруны

У них прекрасно поставленная речь. Блещут терминами на иностранном языке. Уверенная осанка, язык тела, жесты. Все прекрасно преподносится – способности, знания, дела, опыт. Дают серьезные обещания об изменениях и развитии в деле. Могут в представлении руководителя создать прекрасный образ активного, позитивного профессионала, знающего свое дело. Говоруна можно также назвать мыльным пузырем – прекрасный, переливающийся разными цветами шар, но пустой внутри.

Когда говорун встречается с владельцем компании, не имеющим опыта общения со специалистами, то своими терминами и уверенной стойкой вперемежку с обещаниями он оказывает прекрасное влияние.

Результаты говоруна можно увидеть максимум через 3 месяца: его реальный потенциал – это в лучшем случае 20% из обещанного. При выяснении неудач начинаются ссылки на плохую атмосферу в компании, отсутствие поддержки команды, недостаток времени и т.д. Виноваты все. Даже в этом случае он прекрасно поясняет причины неудач.

Как можно раскусить говоруна на этапе собеседования?

Дать реальное задание или кейс своей компании и попросить решение. В письменном виде. И потом попросить презентацию и защиту своего решения.

У меня был такой случай: одна из моих компаний-клиентов взяла на работу руководителя по кадрам. Человек был конкретным говоруном. На встрече с владельцем сыпал терминами, которые порой друг с другом не увязывались. Я дал ему простейшее, но практическое задание. Он сделал. Все было прекрасно – он дал 40 предложений. Совершенно пустых, теоретических, книжных предложений. Ни одно свое предложение он не смог обосновать. Владелец все же решил взять его на работу. Результат – расстались через 3 месяца. Оказался обычным говоруном, который обвинял компанию, владельца, команду. Ушел обиженным и недовольным, везде распространяя негатив о компании. И пошел дальше по компаниям, раздавая обещания и поясняя причины того, почему в предыдущих местах не все получалось удачно.

2. Сертифицированные спецы

Им кажется, что документальное подтверждение решает все. Они проходят все тренинги, где дают сертификаты – тайм менеджмент, маркетинг, продажи, лидерство, коучинг, управление, и т.д. Порой эти тренинги не имеют никакой логической или профессиональной связи между собой.

На интервью приходят с пачкой сертификатов: тренинги, полутренинги, семинары, конференции, мастер-классы. Бегая за сертификатами, эти люди просто не успевают применять полученные знания. Главное – это корочка.

Как раскусить любителя сертификатов на этапе собеседования?

Очень просто. Задать вопрос о применении услышанного на тренинге в реальной жизни. У него куча сертификатов и никаких знаний в одной из этих сфер.

Были на тренинге по управлению временем? Прекрасно. Расскажите нам, пожалуйста, о трех инструментах, которые вы применили на практике, и какие результаты получили.

3. Люди из прошлого

Возраст 36+. Когда-то, лет 8 назад, в силу каких-то причин они были успешными в какой-то сфере.

10-12 лет работали. Не развивались – делали все на автомате. С годами, считая себя более опытными, они отставали от времени, рынка, бизнеса. Потом с ними расстались.

Последние 3-5 лет человек не работает. Считает себя опытным и потому требует высокую зарплату, не видя массу более молодых, с более современными знаниями, меньшим эго и меньшими зарплатными ожиданиями.

На всех интервью говорит о своих предыдущих успеха и героизме на работе. Все это было давно – лет 7-10 назад. С каждым годом прошлые успехи растут – они сами их добавляют и дорисовывают успехи. От этого человек еще больше распаляется в жалости к себе: общество меня не понимает, мне не дают работать, руководители боятся меня как конкурента себе и т.д.

Последние 3-5 лет он не работает, потому что деловой мир явственно видит его реальное профессиональное состояние и он получает предложения, которые ниже его запросов. Он не принимает предложения, считая себя достойным большего и лучшего, не хочет работать под руководством менее опытного, как он считает, руководителя, и по этой причине с течением времени теряет свою профессиональную форму.

Некоторые из этих товарищей на вопрос «Почему вот уже 3 года не работаете?» отвечают креативно: «Я оказывал консультационные услуги».

Прекрасно. Кому? Каким компаниям? Какие услуги? Сколько стоят услуги?

Ответ простой: «Консультации по развитию бизнеса. Бесплатно. Друзьям».

Это абсурдно. Качественная услуга никогда не бывает бесплатной.

Все ясно. В лучшем случае «консультация» – это вопрос другу-бизнесмену во время посиделок в кафе с друзьями «почему б тебе так не делать?

Самая плохая версия этих «товарищей в прошлом» – профессиональные трупы. У профессиональных трупов в прошлом и реальных заслуг не было. Они могут только придумывать себе истории успеха либо как они были винтиками в успехе большой компании. Да, они были частью успеха – но они видели путь успеха большой компании только через форточку трюма корабля, в котором они находились. В лучшем случае они могли бы при желании быть хорошими исполнителями.

4. Профи в своем деле, но с негативным настроем

Они прекрасно знают теорию, имеют хороший опыт в своей сфере, но у этих людей есть проблема в личных качествах.

Они могут быть непунктуальными, вечно опаздывают, не стараются сдать дело в срок. Одной из подкатегорией этих людей является «человек вирус» – он предрасположен к распространению слухов, любит негативно обсуждать решения руководства и жестко все критиковать, распространяя вирус недовольства и создавая в компании плохую атмосферу.

Через некоторое время руководитель понимает, что выгоды от его личного вклада в работу меньше, чем вреда, который он наносит настрою команды. Следующий этап в мышлении руководителя: а нужен ли нам такой человек?

Еще одна подкатегория таких профессионалов – грубияны. Отвечают коротко, сквозь зубы, любого сотрудника ниже себя по должности может грубо унизить, и даже в общении со специалистами своего уровня или выше проскальзывает его поверхностное и несерьезное отношение к людям.

5. Профессиональные звезды

Знает теорию. Начитан. Есть серьезный опыт. Мощная работоспособность. Но любит привязывать все дело лично к себе. В самом начале очень мощно работает. Руководитель не может нарадоваться. Ему дается свобода действий. Он требует ради экономии времени брать сотрудников лично самому, в обход HR. Директор видит эффективного профессионала и дает ему эту свободу.

Руководитель по кадрам жалуется – но директор говорит, что профессионалу надо дать возможность чувствовать себя спокойно и уверенно. Все сотрудники этого профессионала преданны лично ему. Через некоторое время в компании прослеживаются контуры отдельного княжества. Со своим внутренним уставом, правилами, микроклиматом, которые порой отличаются от того, что принято в компании. Команда этого руководителя считает себя элитой и смотрит на других сотрудников свысока.

Вся работа привязан лично к этому профессионалу.

Следующий этап для профессионала-звезды – это профессиональный террорист, который начинает шантажировать директора компании, грубо влиять на процессы, и выбивать себе и команде еще больше условий, грозя уйти. Если со звездой расстаться трудно, то с террористом порой бывает очень трудно.

Как распознать звезду на этапе интервью?

В рассказе человека на собеседовании проскальзывает слишком много «я, я, я» и «я сделал», «моя команда и они», «я ушел и там все развалилось».

6. Воры

Опять же – теория и практика прекрасны. Но человек всегда ищет возможности нечестного дополнительного дохода – откаты и что-то в этом роде. Человеку 40 лет, прекрасно разбирается в своем деле, работает и дает пользу компании. Но при первом же удобном случае старается своровать.

С годами у него более не возникает дилеммы – сам или компания: он выбирает собственные интересы. В таком случае он умеет прекрасно обосновать, скажем, покупку оборудования, которое дороже для компании и выгодно для него лично. Знает все схемы, по которым можно работать и получать откаты. Но этот человек всегда действует, как сапер – он на минном поле, которое может взорваться.

Лично знаю человека, который лет 15 в прямом смысле слова обкрадывал компанию, при этом ни разу не попавшись. Расслабившись, он потерял бдительность и при покупке мебели для нового офиса опять потребовал откат от мебельной компании, владелец которой был другом руководителя холдинга. Разница была существенная. Человек немедленно потерял работу и репутацию. Сейчас он просто не может найти работу.

7. Настоящие профи

И последняя, совсем малая категория профессионалов – это настоящие профи. Теория и практика – есть. Личные качества и отношение к работе: ответственность, пунктуальность, серьезность – все на месте. Честность – полная прозрачность. Человек не звезда и не хочет быть звездой, а является командным игроком, либо как руководитель ставит систему.

Но, во-первых, подобные профессионалы теряются в толпе указанных выше. И, к сожалению, руководители и владельцы компаний, имея в своей команде такого человека, не всегда могут их ценить или защитить.

Какие советы я могу дать в этом вопросе?

Советы я хочу поделить для профессионалов и для владельцев бизнеса.

Уважаемые профессионалы:

  • Знания и опыт важны – но они автоматически переходят на второй план на фоне того возможного вреда, который вы можете нанести фирме или компании своей непунктуальностью, срывами сроков исполнения заданий и проектов, будучи плохим примером для других членов команды;
  • Репутация – это то, что распространяется на рынке со скоростью огня. Берегите свою репутацию – честного, серьезного, системного человека. Именно репутация в долгосрочной перспективе является решающим фактором и главным критерием вашей оценки. Репутация – наиважнейший капитал профессионала.

Уважаемые владельцы бизнеса:

  • Не все то золото, что блестит. Некоторые люди могут показывать свой блеск, скрывая свою настоящую сущность. Умейте добраться до сути человека;
  • «Уметь добраться до сути человека» на самом деле возможно – надо просто чуть-чуть поскрести позолоту: наводить справки, давать задания, обращать внимание на мелкие детали, слова, жесты и т.д.;
  • Никогда не позволяйте себе принимать решения в спешке, будучи под впечатлением услышанного и увиденного. Первое впечатление может быть обманчивым. Сразу же после встречи задайте себе вопрос – почему я должен верить тому, что рассказал этот человек? И после этого вопроса начинайте искать информацию о человеке;
  • Ища информацию о человеке, никогда не доверяйте одному источнику информации. Для объективности получайте информацию из нескольких источников. К примеру, собираетесь брать на работу руководителя. Вполне вероятно, что плохо отзывающийся о нем бывший сотрудник был зол на него и пытается при возможности очернить. Или его непосредственный руководитель видел в нем себе потенциального конкурента и потому просто выдавил его из компании;
  • Брать на работу профессионала – очень серьезное решение. Время, потраченное на поиск максимально достоверной информации о человеке – это не расход времени, а инвестиция. Приняв скороспешное решение о приеме на работу специалиста, вы рискуете потерять драгоценное время, при этом разрушив баланс в компании и повлияв на мотивацию других членов команды.

Бизнесу нужны профессионалы, но надо уметь вычислить голос настоящего профессионала из толпы говорунов, звезд и людей из прошлого.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Фахри, браво! Как всегда - четко, логично, по существу и без воды. Спасибо!

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Практическая жизнеспособная классификация. Интересная и профессиональная статья. Уважаемый Фахри, жадно читал и, ждал последнего, про профи. Однако, маловато)) Замечательно с вашей стороны увидеть пару-тройку примеров из практики по определению профи при выборе. Уверен, такие есть. Интересно и важно понять, на конкретных примерах, как?

Адм. директор, Санкт-Петербург

Конкретно, системно, профессссионально изложено!

Но если у человека "на входном контроле" не сложились к моменту прочтения статьи примерно такие же собственные правила и убеждения, то ему этот материал на практике не поможет...

Аналитик, Москва

Фахри, спасибо за очередную статью! Но я что-то засомневался. Профи - тот, кто уважает свою работу, уважает свои и чужие результаты, увлечён своей специальностью или профессией, тянется к новому. А у Вас, ну что это такое - говоруны, воры. Хотя может быть вор-то профессиональный? 
Профи не обязательно будет незаментным. Он может быть настойчив до полного одурения, он понимаеть и принимает риски. Он видит на два шага вперёд. Он знает сопутствующие, пограничные вопросы. Он любопытен!

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Анатолий Курочкин пишет:
Профи не обязательно будет незаментным. Он может быть настойчив до полного одурения, он понимаеть и принимает риски. Он видит на два шага вперёд. Он знает сопутствующие, пограничные вопросы. Он любопытен!

И тем может быть крайне неудобен команде карьеристов-ж*п0лизов, которые обычно окружают собственников, которые приятны и привычны тем, что не спорят, поддакивают и поют дифирамбы «великим» владельцам компании. А что результатов нет у этих «окруженцев» - ну так кризис, власть и корона виноваты, понятно же. Видел воотчию, как съедали результативных, но угловатых и жестких профи на раз, невзирая на приносимую пользу. 

Аналитик, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Профи не обязательно будет незаментным. Он может быть настойчив до полного одурения, он понимаеть и принимает риски. Он видит на два шага вперёд. Он знает сопутствующие, пограничные вопросы. Он любопытен!

И тем может быть крайне неудобен команде карьеристов

Это так. Больше скажу - у профи нет простых и быстрых решений. Он, на мой взгляд, осторожен в своих действиях. Как врач - не навреди. Как сапёр - ошибается только один раз.

Генеральный директор, Москва

Хороший текст, спасибо. Посмотрим на детали.

Можно вспомнить, что человека в профессии отличают от всех прочих, в первую очередь, реальные результаты его работы. Всё остальное вторично. Профессионал сможет сделать и делает то, что обычный человек - без специальных знаний, опыта и практики - будет делать долго, плохо и, скорее всего, не сможет довести до конца. Это видно и на этапе интервью, если на стороне нанимателя также принимают участие профессионалы. Во многих случаях есть возможность внимательно посмотреть на рекомендации кандидата и детали предыдущих достижений.

Да, часто бывает, что кто-то считает себя профессионалом без достаточных оснований - например, упомянутые в статье говоруны, любители воспоминаний и коллекционеры сертификатов. Это просто самоназвание. Сертификат или диплом, подтверждающий прохождение какого угодно курса или программы, ничего не говорит о результатах студента на рабочем месте. Если сертификация требовалась для выполнения какой-либо конкретной работы или по должности, вопрос остаётся тем же: что Вы сделали? В чём был Ваш вклад в победу? 

Говоря о личных качествах, работе в коллективе, доверии и, тем более, о криминале, я бы предложил обсуждать эти темы отдельно. Коррупция, подкуп,  мошенничество, должностные преступления, конфликты интересов - часть нашей жизни, и предотвращение негативных последствий обычно требует участия других сотрудников и наличия соответствующего процесса. Многое зависит и от менеджеров на всех уровнях. Слишком много серьёзных вопросов для одной статьи о профессионализме.

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

В реальности все эти классы могут присутствовать в одном экземляре, причем в неравных пропорциях. Вот вам и конец теории! )))

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Кузнецов пишет:

В реальности все эти классы могут присутствовать в одном экземляре, причем в неравных пропорциях. Вот вам и конец теории! )))

Должен предупредить - гости мы беспокойные. Я - страшный человек.
― Да?
― Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен. 

― Видите, что делаю? О! И самое обидное, не я в этом виноват. 

― Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками

― То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь...
― Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен. Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу.
В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое.
Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и все.. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю.
Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится... Вот что делает.
― Весельчак!

Дизайнер, Москва

Все так - все горькая правда, которая хоть капельку цапанула каждого прочитавшего эту статью... Браво, автор!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.