Уроки коронакризиса: что пригодится HR-ам в новом году

Пандемия изменила рынок труда, одни компании перестроили процессы и увидели новые ниши, другие — ускорили диджитализацию, третьи — переформатировали бизнес… Но за всеми успешными историями кризиса стоит грамотная работа с персоналом. В дайджесте ANCOR мы собрали наиболее интересные практики наших клиентов и партнеров, позволявшие им на протяжении года заботиться о психологическом состоянии команды и поддерживать эффективность труда сотрудников. Делимся основными инсайтами.

Психологическая поддержка 

Исследование Censuswide показало, что каждый пятый сотрудник начал испытывать большую тревогу на удаленке, поэтому многие компании сосредоточились на психологической поддержке персонала. Так, в P&G всегда работали соответствующие корпоративные программы: анонимная психологическая помощь, службы юридических и финансовых консультаций. В 2020 году эти услуги оказались особенно востребованными.

Дополнительно в компании придумали программу для линейных руководителей: менеджерам раздали памятки talk sheet о том, как поддержать сотрудников в сложных ситуациях, как аккуратно «вытащить» коллегу из  психологической ямы. Чтобы укрепить командный дух, менеджеры стали собирать свои отделы на неформальные Zoom-встречи и виртуальные ланчи. 

В начале карантина в P&G запустили серию онлайн-мероприятий, объединенных общей идеей Home Not Alone («Не один дома»): каждый мог пообщаться с топ-менеджерами и задать волнующие его вопросы, например, как обустроить рабочее место дома, как справиться со стрессом, или где искать мотивацию. Открытое обсуждение переживаний и страхов помогало снизить уровень стресса в коллективе.

В программу Home Not Alone входили развлекательные занятия онлайн (танцевальные классы, занятия йогой, интеллектуальная игра «Брейн-шоу»), а также детские мероприятия: пока с ребятами занимались педагоги по английскому, шахматам, танцам, взрослые могли сосредоточиться на рабочих задачах.  

Фокус на work-life balance 

По данным компании NordVPN, глобальная «удаленка» привела к тому, что люди стали посвящать работе больше времени. Например, в США трудовой день увеличился в среднем почти на 40%. 

В компании SAP также заметили этот тренд. Внутренний опрос «Пульс удаленной работы» показал, что многие сотрудники потеряли ощущение work- life balance: без поездок в офис стало сложно соблюдать режим дня, исчезли приятные перерывы на кофе в компании коллег, ланч «переехал» на рабочее место. И в итоге рабочий день стал почти круглосуточным.

Чтобы помочь людям адаптироваться к домашнему офису, в компании выпустили сборник рекомендаций «Правила здорового менеджера». В частности, сотрудникам рекомендовали не назначать встреч после 17:30, не отправлять деловые письма после 18:00, ограничить длительность встреч в онлайне 45 минутами и др.  Авторы рекомендаций хотели показать, что эффективная работа невозможна без качественного отдыха, переключения и эмоциональных перерывов между общением в Zoom’е. 

Больше хороших новостей

Многие компании поддерживали сотрудников специальными рассылками и дайджестами. Этот универсальный антикризисный инструмент был крайне востребован в пандемию. В компании Siemens придумали дайджест позитивных бизнес-новостей, а также выпуск новостных лент по ситуации с Covid-19. А в P&G каждую пятницу (а в начале карантина и ежедневно) сотрудники получали письма поддержки.  

ЗОЖ онлайн

В Siemens придумали специальные мероприятия для поддержания тела, души и ума сотрудников. Чтобы сохранять физическую форму, в Telegram создали группу «Здоровая спина» с видеозанятиями. Кстати, инструктор вел уроки из Владивостока. Еще один маркер эпохи пандемии: мы стали ближе к друг другу вне зависимости от географии. 

Для интеллектуального развития были запущены годовые программы Siemens Talks «Диджитализация и инновации», а для хорошего самочувствия — Well-being&Siemens. Каждую первую и третью среду месяца на 1,5–2 часа сотрудники подключаются к вебинарам на темы физического интеллекта, эмоционального здоровья, финансового благополучия, интеграции новых сотрудников, инноваций в компании и т. д. Курсы читают сотрудники компании Siemens, приглашенные эксперты, профессиональные лекторы.

Карьерные консультации

Кризис привел к сокращениям в ряде компаний. Опрос hh.ru показал, что за первое полугодие 2020 года почти половина компаний провела оптимизацию, сократив от 20% штата. Однако расставание с сотрудниками можно проводить по-разному. Чтобы смягчить стресс, многие работодатели помогают попавшим под сокращение работникам сориентироваться на рынке труда. Например, по такому пути пошла IKEA: сначала консультации проводили собственные HR-специалисты, но услуга набирала популярность, и компания перешла на сервис аутплейсмента — сотрудники могут получить помощь в трудоустройстве у профессиональных консультантов внешней компании. 

Наша компания запустила программу MeConsultant, в которой собраны рекомендации и практические задания для кандидатов. Для каждого этапа поиска работы, начиная от анализа предложений на рынке труда, составления резюме, оценки своих сильных сторон и заканчивая выбором лучшего предложения от потенциального работодателя, разработаны пошаговые инструкции.  Еще в программу интегрирована возможность добавлять и редактировать резюме. Уже в первые две недели работы сервис привлек более 500 пользователей. И это лишь подтверждает тренд на более осознанный подход к карьере. 

Мы все надеемся, что пандемия скоро закончится, однако те преобразования, которые она привнесла на рынок труда, останутся с нами надолго. 2020 год показал новые форматы работы с персоналом в сложных условиях, и будет здорово, если компании возьмут эти практики на вооружение.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.