Аналитики Level Group провели опрос более тысячи IT-специалистов, в результате которого выяснилось, что 25% из них не готовы возвращаться в офис. Если их компания перейдет на офисный формат работы, они скорее начнут искать новую удаленную работу, чем согласятся на него. Чтобы узнать, о чем думают те, кто не готов настолько радикально отказаться от офиса, и как IT-компании сохранить их лояльность и вовлеченность, мы провели собственное исследование.
Около сотни сотрудников десяти IT-компаний ответили на наши вопросы о том, всем ли их устраивает удаленный режим работы, и на каких условиях они были бы не против вернуться в офис. Некоторые ответы я процитирую. Эту информацию можно использовать в разработке HR-стратегии.
Семь недостатков удаленной работы
Еще недавно, до пандемии, удаленная работа казалась многим самым комфортным форматом. Не нужно тратить время на дорогу до офиса, и весь день можно работать в пижаме прямо из кровати. Однако во всем есть преимущества и недостатки. Начнем с последних.
1. Сложности при коммуникации с коллегами
Больше всего от удаленного или гибридного формата страдают менеджеры и руководители. Им приходится прикладывать дополнительные усилия: выстраивать процессы, оставаться в контексте происходящего в компании, и сохранять контакт с коллегами уровнем выше, чтобы отстаивать интересы своего направления. А еще руководителю нужно мотивировать и поддерживать взаимопонимание в распределенной команде, которая не чувствует «локтя» при совместной работе.
2. Социальная изоляция
Дружба с коллегами ограничивается только перепиской и созвонами, на которые не всегда есть время. А между тем исследование Gallup показывает, что если у человека на работе есть друг, он вовлечен в нее в семь раз больше. Те, у кого в офисе есть друзья, чувствуют себя более продуктивными и удовлетворенными, а удаленщики одиноки и ощущают оторванность от команды.
3. Нерабочая обстановка
Кричащие дети, лающие собаки, сверлящие дрелью соседи — все это отвлекает и не дает сконцентрироваться. А еще дома много бытовых дел, которые требуют внимания. Если работа требует концентрации, но у сотрудника нет возможности уединиться, растет уровень стресса.
4. Переработки
Кажется, что гибкий график на удаленке должен поддерживать work-life баланс, но на деле work перевешивает. В отличие от офиса, удаленная работа сфокусирована на результате, а не на количестве рабочих часов. Сотрудник чувствует личную ответственность за то, чтобы сделать достаточно, и чаще идет на осознанные переработки. Приведу цитату одного из разработчиков:
«Дома легко увлечься работой и в девять вечера обнаружить, что ты уже несколько часов не отрывался от ноутбука. В офисе такого нет, потому что после семи вечера опенспейс пустеет, и ты понимаешь, что пора уходить».
5. Самостоятельная ответственность за технику и оборудование
Когда офисному сотруднику нужен второй монитор, он просто отправляет заявку техническому специалисту, который сам приносит, подключает и настраивает все необходимое, а еще всегда готов помочь при возникновении любой проблемы.
Удаленному сотруднику компания высылает технику, иногда — рабочее кресло, но в остальном он предоставлен самому себе, самостоятельно обустраивает рабочее место и решает технические вопросы.
6. Недостаток физической активности
На удаленке с утра до вечера может быть пройдена пара сотен шагов — до кухни и обратно. Приходится придумывать поводы для физической активности и заставлять себя двигаться. А в офисе жизнь бьет ключом: перекуры, перемещения по переговоркам, походы на кухню, дорога в офис и домой.
7. Приходится решать вопрос с едой
Нужно постоянно планировать, что из еды купить, заказать или приготовить, тратить время на готовку, мыть посуду. В офисе можно купить готовую еду или сходить с коллегами на бизнес-ланч, отдохнуть от работы в середине дня.
Семь идей, как привлечь удаленщиков в офис
Итак, в удаленном режиме работы оказалось множество недостатков, которые снижают качество жизни сотрудников. И это пространство для действия HR-специалистов. Рассмотрим несколько идей, как можно повысить привлекательность работы из офиса на уровне компании.
1. Компенсировать недостаток общения
Коллектив — это общество в миниатюре. Для веселья и общения ему нужны свои мини-праздники и ритуалы. Например, мы проводим «Странные пятницы» — раз в полтора месяца объявляем пятницу днем какой-либо страны. Сотрудники приходят в офис, одетые в цвета ее флага, в обед мы собираемся на квиз, в котором команда победителей получает сертификат на совместное посещение ресторана, а затем вместе пробуем национальную кухню.
«До 2020 года сотрудники ходили в офис не только работать, но и общаться, дружить, участвовать в различных активностях. У тех, кто пришел позже и у удаленщиков взаимодействие строится исключительно вокруг рабочих задач. Задача компании — предоставить сотрудникам дополнительные поводы, чтобы помочь им сблизиться и подружиться», – говорит опрошенный нами СЕО IT-компании.
2. Стимулировать совместную деятельность
Поход на скалодром, йогу, волейбол и другие занятия, если набирается команда желающих. Совместный завтрак отдела раз в неделю, творческие мастер-классы ежемесячно, день сырка по понедельникам, чаепитие каждый четверг, ежегодный велосипедный заезд или экстремальный сплав на байдарках.
Главный принцип — делать что-то вместе, всем коллективом. Команда увидит, как проявляет себя руководитель, а он подметит, как лучше взаимодействовать с подчиненными, и кому какой подход нужен.
«Сейчас у нас распределенная команда — и это наша новая реальность. Мы не планируем возвращать людей в офис, так как верим, что можно выстроить процессы в любом формате. При этом для той части команды, которая работает в Москве, мы продумываем форматы для общения и удобной командной работы, а также задействуем разные возможности офлайн-формата. Мы ценим очную коммуникацию и стараемся поддерживать ее всеми силами», – говорит представитель одной из опрошенных нами IT-компаний.
3. Предоставить комфортную среду для работы
Кофе, чай, печенье и все необходимое для перекусов на кухне в неограниченных количествах, чтобы сотрудники в офисе не задумывались над этим вопросом. Здорово, если получится частично или полностью компенсировать обеды, купить удобное массажное кресло, качественное местное освещение, обустроить комнату для разминки и зоны отдыха.
«Мы продолжаем снимать офис, даже если сотрудники ходят в него не каждый день, потому что хотим оставить им возможность менять обстановку и иногда работать вне дома. Из офиса работают и удаленные сотрудники, когда приезжают в город присутствия из другого региона», – говорит руководитель одной из IT-компаний.
4. Выстроить экологичную корпоративную культуру
Для профилактики выгорания из-за переработок можно следить, чтобы никто не задерживался в офисе после работы. Следует транслировать бережное отношение к себе в коммуникациях, устранять проявление токсичности в коллективе, предоставлять возможность открыто обсуждать с HR-специалистом любые рабочие вопросы и проблемы. Важно создать среду, в которой каждый сотрудник будет чувствовать поддержку со стороны руководителя и коллег.
5. Предусмотреть личную совместимость
Еще на этапе найма стоит подбирать в команду людей с похожим стилем общения, чувством юмора и ценностями. Так можно сформировать действительно дружеский коллектив, в котором все хотят собираться в офисе не потому, что надо, а потому, что хотят увидеться с друзьями и поработать вместе.
6. Нанять менеджера по счастью
Слоган менеджеров по счастью — «догнать и осчастливить». Они делают сотрудников счастливыми в рамках корпоративной среды, чтобы они не ходили подавленными и утомленными и низкомотивированными. И если для этого нужны пушистые тапочки, возможность брать с собой на работу кота, или мышка с изображением годзиллы, он все устроит.
7. Внедрить геймификацию
Она объединяет коллектив, повышает интерес к работе, делает отношения в команде более теплыми и дружескими, а также помогает новичкам быстрее адаптироваться.
Например, можно придумать список нестандартных статусов и номинаций для сотрудников офиса: офисная фея, маг финансов, душа приемной, кармический гид по способностям, бухгалтер-экстрасенс, предсказатель карьеры и т. д. Раз в квартал проводите тайное голосование, по результатам которого выбирайте лучших и делайте рассылку с фотографиями победителей.
Помогите сотрудникам выбрать офис
Если сотрудники уже попробовали удаленку и привыкли к ней, их вряд ли получится загнать в офис и заставить работать оттуда каждый день. Это вызовет лишь ненужный негатив и снизит лояльность — 50,7% сотрудников, работающих в гибридном или удаленном режиме, ответили отрицательно на вопрос о желании перейти на офисный формат.
Поэтому лучше мягко и ненавязчиво внедрить идеи, описанные выше, максимально проработать все «плюшки» и открыто говорить о них в коммуникациях.
Удаленные сотрудники должны заново влюбиться в офисный формат по собственному желанию. Для этого им надо увидеть в нем не досадную необходимость и бесполезную трату времени на дорогу, а возможности, которых не хватает дома.
Читайте также:
Ну не знаю. Как практикующий "доктор" считаю, что если результаты работы IT-специалистов на удаленке работодателя не устраивают, может надо не заманивать людей в офис (а то и он еще ненароком работать перестанет)), а детально разбираться в причинах и их устранять?
Если, конечно, речь не идет о настолько уникальных "штучных" специалистах, что вокруг которых нужно плясать и пылинки с них сдувать ))
Кажется, что у многих консервативных руководителей претензия не к результатам работы айтишников, а недовольство тем, что не видно сотрудников в офисе, партнёрам полупостые опен-спейсы стыдно показать, да и вообще негоже )))
Автор права - недостатки у удалённой работы есть.
Но только одно достоинство - дорога на работу преревешивают все остальные. Если бы моя работа была в 20 минутах от офиса я бы не задумываясь переехал в офис. А ведь есть удалёнщики, которые работают из других городов и даже часовых поясов. Поэтому для меня странный постулат: "Больше всего от удаленного или гибридного формата страдают менеджеры и руководители. Им приходится прикладывать дополнительные усилия". Ну как так? Это же их работа - наладить процессы.
А зачем загонять удалёнщиков в офис? Лично я очень не люблю всякие мероприятия типа "мы проводим «Странные пятницы» — раз в полтора месяца объявляем пятницу днем какой-либо страны". И что мне делать?
Не уверен, что все директора согласятся нанять менеджера по счастью. То есть для того, чтобы загнать работников в офис, нужны многочисленные расходы.
"Слоган менеджеров по счастью — «догнать и осчастливить». Они делают сотрудников счастливыми в рамках корпоративной среды, чтобы они не ходили подавленными и утомленными и низкомотивированными". Как-то всё это мне напоминает шоу по телевизору - "Маски", "Сваха", "Один в один"... Вроде взрослые люди. У меня есть своё хобби, мне не нужна помощь со стороны в увеселении.
Когда-то я ходил в море. Когда люди в одном постоянном коллективе месяцами, то хорошо, если там найдётся заводила, умеющий очень хорошо коммуницировать. Тогда в ход идут и совершенно наивные самодеятельные концерты, всякого рода безобидные приколы и даже дополнительные работы. Именно поэтому существуют всякого рода дни Нептуна и друие ритуалы. Там не хватает эмоций. Там это всё оправдано. Но внедрять в офисе геймификацию считаю пустой затеей.
Достоинство статьи в том, что автор очень хорошо подметила то, что нужно и удалёнщикам, и офисным в плане техники, коммуникаций, общения, соблюдения режима работы.
Все верно. Менагерам тяжело. У них работа мозг выносить и вдохновлять на трудовые подвиги. Но есть маленькая неувязочка - мнеджеры и руководиители, это очень сильно другая группа, чем айтишники.
Как?!! Как можно думать, что уровень отвлечения дома больше чем в офисе? Да близко нельзя сравнивать и офис тут проигрывает с громадным отрывом. Там 5 минут не мона проработать, что б тебя кто-то не отвлек.
Ну.... Перекуры и движение от перегородке к перегородке - это конечно да! Это такая нагрузка на мышцы.... - Это сарказм. Нет в стандартном офисе никакой физической нагрузки, если конечно там не поставили велотрнажеры. Неужели не видно, что ну просто передергиваете факты?
- ну да. Вот для айтишников это конечно громадная проблема, настройка техники....
Дальше писать не стал, ибо уже все понятно - статья написана доблестными HR, которые реку ИТ видели, но сами в нее даже на полшажка не заходили и как думают и чем живут ИТ люди, даже близко не знают.
PS Совет - у Вас две группы айтишников, первая и третья соционические квадры. Первая квадра ориентирована на создание и реализацию новых идей, третье на деньги и бизнес. Туса, как значимый элемент в сферу ценностей айтишников не входит по определению. Работает - не работает, в ИТ определяется не человеком, а точкой в коде. Это скромное мнение человека, который в ИТ ужо как 28 лет.
Ну не умеют управленцы заставлять людей быть счастливыми в офисе. Даже силой не могут заставить! Это надо признать как факт. А если бы умели, то никогда бы в жизни не возникло такого феномена как удаленка.
Что же касается социализации, то многие из нашей удаленной команды прекрасно справляются с ней посещая коворкинг центры, где заводят себе друзей, приятелей и любовниц. Причем не хуже чем на родной работе.
Борюсик, а зачем это голому манагеру кофе на голову пролили? Или это по твоему, пример социализации?
Совершенно верно! У удалёнщиков существует свой круг общения, который бывает даже ближе, чем рабочий коллектив.
При этом отмечу, что именно молодые ребята предпочитают такое полувиртуальное общение прямым контактам. Они живут в мире мессенджеров. При эом не ограничиваю себя общением только с российскими коллегами. Это уже стиль жизни. А кто-то ещё предлагает "бег в мешках" для офиса. Ну, друзья мои, давайте быть посерьёзнее. У меня была команда, в которой часть была из Беларуси, их тоже в офис?
Кстати, когда я работаю удалённо,то успеваю и физзарядку сделать и прогулки ускоренным шагом. Ну какая там подвижность в офисе!
Да и сидение в машине в пробке не улучшает здоровье.
Как уже многократно обсуждалось, всё зависит от характера работы, возможностей и личных качеств сотрудника.
Иногда дома можно работать продуктивно и без лишних потерь времени, технически это - то есть полноценное рабочее место - получается организовать совсем неплохо. Иногда дома работать просто негде. Бывает, и не так уж редко.
При этом мы не говорим об удалённой работе сталеваров, наладчиков оборудования, сборщиков, строителей или водителей фур. Почему-то только об особенностях труда некоторых категорий офисных работников, у которых может не быть даже собственного стола - если эту статью затрат уже оптимизировали в предыдущей серии.
Это, по сути, и есть ответ на вопрос. И я хорошо себе представляю, о чём Вы говорите.
Нужно думать об организации продуктивной работы распределённой группы во всех деталях - в этом нет ничего нового. Это для начала. Организовали - работаем.
А заставлять никого не нужно. Есть правила игры, их нужно соблюдать.
Совершенно справедливо!
Писали мы здесь об этом много. Я бы ждал от НР только одного - ну не забывайте удалёнщиков. Часто ведь и такое - пришлют типичную открыточку по почте на день рождения и всё.
- Удалёнщики должны работать по тем же планам, как и вся компания, а не сидеть на подхвате.
- Должна быть выработана устойчивая система коммуникации, включая и периодическое нахождение в офисе. Только не так: ты сегодня приезжай на совещание, а вечером сделаешь, что не успел.
Если мы идём от результата и смотрим на то, что необходимо для его достижения, то практически все ответы заранее известны - никаких секретов, если нет других (и заведомо второстепенных) целей. Разговоры о геймификации, к примеру, к необходимому не относятся.
Иногда нужны дополнительные усилия для решения технических вопросов. Ничего особенного. Подготовленные люди справятся и с этим - или скажут, что это пока слишком дорого, и вопрос решится сам собой. В этом случае рабочие места будут сделаны иначе.