Костюм с джинсами, или Не пора ли отменить дресс-код?

Треть офисных сотрудников США заявили, что готовы уйти с работы, если им придется соблюдать деловой дресс-код. Специалистам проще отказаться от годовой прибавки в $5 тыс., чем ходить в костюмах. Такие цифры публикует компания Randstad. В опросе поучаствовали более 1,2 тыс. офисных работников от 18 до 55 лет.

Как относится к дресс-коду российский бизнес? Стало ли отношение к одежде сотрудников более либеральным, чем, например, 10 лет назад? Как креативный сектор в этом отношении воздействует на другие сектора бизнеса? Редакция Executive.ru обсуждает тему с экспертами.

Елена БеляеваМини-юбки, декольте вряд ли будут одобрены работодателем

Елена Беляева, директор по организационному развитию и маркетингу, Grundfos, эксперт Executive.ru

Российский бизнес во многом более консервативен, чем американский или европейский. Это касается и выбора одежды для офиса. Однако, на мой взгляд, общий тренд таков, что дресс-код остается важным только в определенных сферах бизнеса или даже для определенных категорий сотрудников. Как правило, это должности, подразумевающие взаимодействие с клиентами: банковские работники, сотрудники отдела продаж... Также дресс-код по-прежнему важен в государственных структурах, которые сами по себе во многом более консервативны, чем бизнес.

Все остальные могут позволить себе «вольности» в одежде совершенно спокойно. Сейчас и топ-менеджеры часто появляются в разноцветных носках, ярких свитерах или с броскими аксессуарами, что абсолютно не мешает рабочему процессу. Здесь главное – не переборщить: мини-юбки, декольте или мятые шорты вряд ли будут одобрены большинством работодателей.  

Если говорить про сотрудников креативных профессий, то я бы очень удивилась, увидев дизайнера, фотографа или специалиста по созданию онлайн-приложений в строгом костюме с галстуком. А так как таких профессий становится все больше и больше, то и акцент смещается на более привычные для такого бизнеса форматы, включая одежду. Ну и не нужно забывать про современную моду, направленную на удобство и комфорт. А это не про офисные костюмы и рубашки с галстуками.

Даша ГоринаКостюмы с кедами – это smart casual

Даша Горина, perfomance-директор, Icom

 

На примере рекламных агентств и клиентских отделов маркетинга могу сказать, что стиль одежды изменился. Десять лет назад девушки чаще носили каблуки, и общий вид был более нарядный, женственный. На мой взгляд, тренд на кроссовки не всем девушкам пошел на пользу. Свитшот и спортивные кроссы создают восприятие, которое подходит для Google, но не всегда уместно на деловой встрече. Идеальный вариант в нашей сфере по-прежнему smart casual: пиджак или рубашка с джинсами, костюмы с аккуратными кедами.

11 сентября 2019 года в Кельне проходила маркетинговая конференция DMEXCO, куда съехалось более 40 000 человек со всей Европы. Cрез дресс-кода – это smart casual.

Еще один тренд – power dressing. Этот стиль одежды создан подчеркнуть сильные черты деловой женщины. Связан с феминистическими настроениями в мировом обществе.

Многие не понимают: внешний вид дополняет их восприятие другими людьми. Когда нет никаких рекомендаций к дресс-коду, некоторые сотрудники расслабляются настолько, что выглядят неуместно, практически в стиле «тапочки и халат». Строгий дресс-код нарушает свободу самовыражения, а наш век свободных взглядов.

Алевтина БакироваДресс-код помогает распределить роли

Алевтина Бакирова, контент-менеджер, Alevtina Bakirova

Давайте посмотрим на одежду и дресс-код со стороны задачи создания определенного имиджа. Политик в шортах, выступающий по телевидению с речью, не вызовет доверия и уважения. Также с подозрением мы будем смотреть на художника-иллюстратора в сером строгом костюме без интересных деталей. То есть, дресс-код сам по себе – не зло, он помогает распределить роли, чтобы окружающие на визуальном уровне понимали, кто есть кто, и чего от него ждать.

Поэтому, если мы говорим о том, что дресс-код хорошо бы отменить – нужно держать в голове, что это нам же самим пойдет во вред. Сложно будет заявить о себе как о крутом специалисте на том же собеседовании, если вы своим внешним видом не поддержите создаваемый образ. Например, вы – юрист и претендуете на высокую должность – на собеседование пойдете в футболке с Микки-Маусом?

А как же Стив Джобс, чья комбинация из джинсов Levis, кроссовок New Balance и черной водолазки уже стала легендарной, спросите вы? Это именно тот случай, когда человек уже создал себе бренд и репутацию и может себе позволить не позиционировать себя с помощью одежды. Если вы достигли таких высот, то вопрос о дресс-коде, я думаю, уже не стоит.

С другой стороны, не всем профессиям, не всем сферам бизнеса так уж необходимы правила. И, возможно, волна возмущения связана именно с перегибами.

Однако стоит помнить, что работа – это прежде всего деловое пространство. И даже без оговоренного дресс-кода не стоит превращать его в поле боя за внимание коллеги из соседнего отдела откровенными нарядами, демонстрировать свое пренебрежение к окружающим людям неопрятным видом... Скорее всего, работодатели боятся именно таких проявлений индивидуальности, когда выступают против отмены дресс-кода.

Федор ВасильевРоссийская культура – это культура статусов

Федор Васильев, руководитель направлений, Business Speech

 

По моему мнению, дресс-код, по крайней мере в России, сохранится, и я бы рекомендовал его соблюдать, как минимум для того, чтобы ваша коммуникация была эффективной.

Представьте себе ситуацию: вы молодой, прогрессивный хипстер со стартапом, идете на переговоры с потенциальным инвестором в футболке и джинсах. Инвестор, напротив, пришел в костюме и галстуке. В данной ситуации у инвестора будут чередоваться две мысли о вас:

  1. Вы – раздолбай и вам плевать на эту встречу.
  2. Вы считаете себя выше него, именно поэтому так вырядились.

Российская культура – это культура статусов. У нас бизнесмены во время общения все время измеряют друг друга взглядом, пытаясь понять, кто круче. Часто это неосознанный процесс, но он вшит на подкорку. И одежда – первый маркер статуса. Всегда лучше быть overdressed, нежели underdressed. Никто, нигде и никогда не осудит вас, если вы придете в костюме, но если вы придете на совещание в футболке, а остальные будут в костюмах, вас, пардон, сочтут за идиота.

Елена ЛяпунцоваХорошо одетый специалист – лицо компании

Елена Ляпунцова, доктор технических наук, профессор, председатель Лиги преподавателей высшей школы

Дресс-код или фирменная одежда – один из серьезных элементов корпоративной культуры. Одежда в формате casual – тоже своеобразный дресс-код, который подходит для творческих коллективов или небольших компаний. В глазах клиентов хорошо одетый специалист, как лицо фирмы, показывает уважение к своей работе и людям, с которыми общается.

В бытовом плане офисная одежда часто не отличается удобством: синтетические ткани, узкие фасоны, жесткие формы, закрытая обувь. Мужчины особенно страдают от галстуков и рубашек. Для женщин ненавистны колготки и каблуки. Конечно, вязаный джемпер или футболка более удобны, особенно, если проводишь в офисе много часов подряд.

Однако, когда менеджмент не обращает внимание на мелочи, есть риск упустить что-то более важное, например, ослабить исполнительскую дисциплину, потерять лицо.

Например, преподаватель вуза обязан выглядеть прилично, если не строго, то в какой-то мере консервативно. На тебя в течение нескольких часов смотрят сотни глаз, изучают, анализируют, впитывают манеру речи, жесты, стиль одежды. Одна дама в почтенном возрасте, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», заявила, что скорее уйдет с работы, чем позволит себе выйти к студентам во вчерашнем платье или без аксессуаров. «Им ведь будет скучно меня разглядывать целых три часа», – пошутила она.

Но молодежь иначе относится к вопросу одежды. Обобщать здесь не приходится. Иногда в офисном стиле одеваются только начинающие специалисты, а профи уже могут себе позволить удобство, заслужили.

Кристина КорепинаДресс-код стал инструментом маркетинга

Кристина Корепина, HR-менеджер, VBI Agency

 

Дресс-код в российском бизнесе стал инструментом маркетинга. Большинство компаний перешли на стиль smart casual, когда сотрудники одеваются удобно и комфортно, но одновременно презентабельно. Работодателей все меньше беспокоит, в чем сотрудник работает в офисе, главное, чтобы перед клиентами он был лицом компании. И это обычный маркетинг.

В компании «Яндекс», например, дресс-код – «быть одетым». И в IT-сфере такой либеральный подход – это распространенное правило. Если есть качество работы и экспертиза – не имеет значения, как одет специалист.

Андрей КаймачниковДресс-код необходим на транспорте

Андрей Каймачников, руководитель сервиса, Biletik.aero

 

Дресс-код в большинстве компаний необходим. Он не только дисциплинирует сотрудников, но и позволяет выделить их из числа клиентов. Особенно четко это прослеживается в авиакомпаниях. Экипажи разных перевозчиков одеты в брендированную одежду. Это весьма удобно с точки зрения сотрудников. Во-первых, униформа выдается организацией и не нужно тратить личный бюджет на подбор рабочей одежды. Во-вторых, не нужно каждое утро думать: «Что надеть?».

Кроме того, единый стиль одежды помогает клиентам. Стюардессу и пилотов всегда можно отличить от пассажиров. Согласитесь, было бы неудобно разыскивать бортпроводницу, одетую в джинсы и футболку с единорогом, чтобы попросить плед. Определить стойку регистрации, в принципе, тоже можно по униформе администраторов.

Да и для авиаперевозчика дресс-код важен – от этого зависит узнаваемость бренда. Пассажиры чаще будут выбирать авиакомпанию, которая им знакома. Даже если билеты будут стоить чуть дороже, чем у конкурентов.

Дресс-код даже помогает выйти из глубокого кризиса. Генеральный директор авиакомпании VietJet Фыонг Тхао решилась на смелый шаг и предложила сделать бикини униформой для бортпроводниц. Возможно, от пассажиров отбоя не было, но выглядит это несколько странно хотя бы потому, что на борту бывает достаточно холодно. Тем не менее, этот маркетинговый ход вывел компанию из состояния банкротства.

Некоторые авиакомпании используют в своем корпоративном стиле национальные нотки. К примеру, стюардессы Emirates Airlines носят униформу, закрывающую большую часть тела. Их голову украшают головные уборы с платками на восточный манер. Не будь дресс-кода, стюардессы могли бы ходить в чадре. Как отнеслись бы пассажиры к такой одежде? А так, авиакомпании удалось достичь той самой «золотой середины».

Над корпоративным стилем и одеждой бортпроводников работают именитые дизайнеры и маркетологи. А все для того, чтобы и пассажирам, и работникам было комфортно.

Фото в анонсе: freeimages.com


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.

В вашей компании принят дресс-код?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Самара

по большому счету зависит от требований компании и специфики самой работы. В компаниях, где я трудился, дресс код был именно smart casual. НО в самих политиках было зачастую прописано как именно надо одеваться на какие-то конкретные встречи. Если Вы едите на тех или sales семинар в Европу, подойдет и рубашка с джинсами. Но если Вы идете на встречу к клиенту, и это CEO и ниже, без официоза никак. 

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Дресс код в отличии от требований к фигуре почему то не считается нарушением толерантности. Я бы уравнял в правах эти два показателя отношения к своим коллегам и клиентам, если хотите. Если уж разрешаете ходить на работу с пивным пузиком, то какие еще могут быть требования к пиджакам и белым сорочкам?

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

К счастью, я никогда не работал в компаниях, где был обязателен строгий дресс-код. Я считаю, что одежда должна быть удобной и создавать дополнительный комфорт в работе. Если в определенный день не планирую встреч с внешними контрагентами - могу приехать в облегающей спортивной майке летом (благо, «кубики» на месте, и стесняться мне нечего), или в «домашне-выходном» пуловере в холодное время.

Однако, я придерживаюсь принципов бизнесового дресс-кода, и требую этого от сотрудников. Например, на встречах с партнерами или клиентами может быть аккуратно-деловой стиль (классические джинсы + кэжуал-пиджак), если мой визави старшего поколения - то я одеваю темный строгий костюм, из уважения к его стилю. Фронт-офис тоже должен быть одет аккуратно и не вызывающе - без глубоких декольте, мини, шорт и так далее. Бэк-офис пусть ходит, как хочет, их внешняя среда не видит. 

Вот такие принципы :) Давайте делиться своими вкусами и требованиями к «рабочей» одежде.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Чисто, аккуратно, по статусу, сообразно месту и событию, подчёркивая половую принадлежность, исходя из задач и производственной необходимости. 

Генеральный директор, Москва

Смысл всей статьи можно выразть в двух словах:

"По одежке встречают..."

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Дмитрий Чуркин пишет:
Вот такие принципы :

Да, именно принципы, т.е  некие непоколебимые устои и подходы, основанные на самодисциплине. Иначе, потом встанет вопрос: а, важно ли сотруднику приходить с помытой головой и аккуратной причёской?  А, почему бы не перейти на пижамы и домашку? И т.п. пути в головах, которые ведут к отстранению от самодисциплины и вообще, олицетворению себя с человеком, т.е. существом разумным. Подобные разброды и шатания мы наблюдаем, в частности, в Америке. 

Генеральный директор, Волгоград

Когда я общалась с коллегами из Бельгии, услышала фразу "русских женщин на встречах и конференциях видно всегда, они часто  в" вечерних" платьях приходят! У нас это не воспринимается серьёзно... " однако, по моим наблюдениям, использование мощных духов, массивные украшений у многих топов руководителей женщин в России - это ни что иное как метод психологического влияния на сотрудников и партнёров, тоже своего рода дресс код.  Я системщик, так что, по мне система и в отношении внешнего вида безусловно быть должна, правда, без фанатизма. 

Генеральный директор, Москва
Анастасия Борзенко пишет:

Когда я общалась с коллегами из Бельгии, услышала фразу "русских женщин на встречах и конференциях видно всегда, они часто  в" вечерних" платьях приходят! У нас это не воспринимается серьёзно... "

Ну-ну! Не воспринимается серьезно? То-то все разведки мира всегда использовали красивых женщин в своих целях.

Если посмотреть АМЕРИКАНСКИЙ сериал "Форс-мажоры", то там тоже, бизнес-вумен одеваются очень ярко и стильно.

Генеральный директор, Волгоград
Олег Шурин пишет:
Анастасия Борзенко пишет:

Когда я общалась с коллегами из Бельгии, услышала фразу "русских женщин на встречах и конференциях видно всегда, они часто  в" вечерних" платьях приходят! У нас это не воспринимается серьёзно... "

Ну-ну! Не воспринимается серьезно? То-то все разведки мира всегда использовали красивых женщин в своих целях.

Если посмотреть АМЕРИКАНСКИЙ сериал "Форс-мажоры", то там тоже, бизнес-вумен одеваются очень ярко и стильно.

Белигийцы вообще очень скурпулезные в этом плане, а то, что красивые женщины использовались в шпионаже, так это классика, стратагема в "искусстве войны" - красавица самая действенная. Мы все же, говорим о бизнесе и уместности, способности "словить" правила, которые способствуют лучшим результатам переговоров и работы. В тех же форс мажорах, к примеру, иконой делового стиля стала только Джессика Пирсон, даже сиквелл снимают сейчас про нее, а она не яркая, она по дресскоду, но очень сильному и цепляющему своей грамотностью силуэтов и деталей. 

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд сотрудник должен быть одет. Это всё. В своей компании я не устанавливаю стиля одежды, не считаю это необходимым. Да и на встречи и деловые мероприятия не считаю необходимым строгость делового стиля. Конечно в шортах и гавайке не приду, но и осуждать виз-а-ви не буду если  он будет в чем-то экстравагантном. Мне важнее что в голове, чем что на теле. Согласен, глубокие декольте и ультра мини порой не способствуют рабочей атмосфере, но на моей практике обычно сотруднику хватало одного замечания вскользь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.