Как управлять логистикой в строительном бизнесе: решения и тренды

Логистика в строительном деле многими предпринимателями рассматривается как вспомогательная, «затратная» составляющая и не более. Хотя хранение, продажа и доставка стройматериалов может стать самостоятельным направлением, и приносить неплохую прибыль. Вместе со своей компанией я прошел путь от небольшого склада на севере Москвы до бизнеса с оборотом в 1,3 млрд руб. В этой статье я хочу поделиться своим опытом – как минимизировать потери от логистики в строительном бизнесе.

Какие проблемы возникают на складах стройматериалов

Для компании, занимающейся поставкой стройматериалов, грамотная логистика и склад – не про «правильно расставленные коробки на полках» (хотя и это важно), а про предсказуемость. Отсутствие логистических ошибок, пунктуальность, скорость доставки – все это повышает привлекательность в глазах клиентов и партнеров, а значит, увеличивает прибыль.

Разберем сложности, связанные с хранением и транспортировкой строительных материалов:

  • Физическая специфика. Стройматериалы – это тяжелые, объемные грузы. Они требуют специальной упаковки, дополнительных технических возможностей и учета в складской системе.
  • Неравномерный спрос. Случаются «пики» закупок и «простои». Рост прибыли зависит от заявок и сложно поддается прогнозу.
  • География доставок. Зачастую объекты находятся в труднодоступных местах, доставка в которые стоит дороже. Соответственно, повышается конечная цена.
  • Ограниченный срок действия коммерческих предложений. Из-за скачков цен на материалы (особенно на металл, древесину и цемент) КП действует недолго. Если поставка затягивается, цена может вырасти. Поэтому срок между закупкой и поставкой должен быть минимален.

Все это ведет к ошибкам в комплектовке (пересортице), простоям материалов на объекте, кражам, порче и избыточному остатку на складе.

Расходы на логистику: где теряются деньги

Проведем примерный разбор затрат. В среднем логистические и складские расходы составляют 12-22% от себестоимости поставки. И это без учета управленческих ошибок, к которым относятся срывы сроков, штрафы, возвраты, перерасход бюджета на стройке и пр. На что идут основные расходы:

1. Простои на складе и потеря качества товаров (20-30% от общей себестоимости хранения). Так бывает, если закупать стройматериалы на несколько месяцев вперед.

Пример: вы арендуете склад за 500 тыс. рублей в месяц, в нем 2000 паллетомест и 300 из них заняты «мертвым» товаром (тем, что не двигается неделями). 300 x (500 000/2000) = 75000 рублей в месяц пустого расхода. Простаивая на складе длительное время, материалы имеют обыкновение портиться. Дерево сыреет, металл ржавеет, цемент теряет свои свойства. И весь этот неликвидный товар в конечном счете придется списать или продать дешевле.

2. Транспортировка. Без оптимизации потери на логистике могут достигать 30-40% от общих затрат. Неточные маршруты, полупустые рейсы, отсутствие планирования – все это ведет к ежедневной потере денег.

3. Неэффективная работа персонала. Отсутствие четкой системы учета, мотивации и норм выработки ведет к плохо организованному процессу работы.

Пример: там, где для выполнения задачи требуется пять человек, их почему-то семь. Один кладовщик обслуживает 200 позиций в день, хотя может 500. Для оптимизации работы необходимо вводить KPI, RFID-метки, автоматизацию.

4. Отсутствие контроля и прозрачности. У руководителя всегда должна быть четкая картина происходящего в режиме реального времени. В противном случае теряется информация о точном количестве остатков на складе, появляются «серые» отгрузки, в результате которых зачастую теряется товар. Руководитель работает по догадкам (так как не осведомлен о цифрах) и, соответственно, не может нормализовать работу склада.

Управленческие решения для снижения затрат в строительном бизнесе

1. Централизация и цифровизация складского учета. Необходимо объединить разрозненные склады и ручные таблицы, которые создают хаос и ошибки, в единую цифровую систему (WMS или ERP). Это даст возможность видеть остатки в реальном времени, управлять запасами по категориям A-B-C и прогнозировать закупки. В результате должны снизиться избыточные остатки и недостачи.

2. Оптимизация запасов и переход от «склада-запаса» к «живому складу». Суть в том, чтобы прийти к системе, где материалы находятся в постоянном управляемом движении. Для этого следует разделить ассортимент склада по категориям:

  • А – ключевые и ходовые позиции, их наличие обязательно.
  • В – стабильные, закупаются под прогноз спроса.
  • С – редкие позиции, которые заказываются под конкретные объекты.

В результате склад из места хранения превращается в «узел оборота», где все работает на скорость и экономию. Высвобождаются оборотные средства, снижаются складские издержки на 15-20%, ускоряется оборот материалов.

3. Рационализация логистики. Если внедрить TMS-систему (Transport Management System), можно рассчитать оптимальные пути и разделить грузы так, чтобы машины не ездили полупустыми. В результате, можно объединять поставки на несколько объектов одним рейсом, сокращая расходы и ускоряя доставку материалов.

4. Партнерские отношения с ключевыми поставщиками. Если компания покупает материалы только по принципу «где дешевле», это рано или поздно приведет к ряду проблем – срочным заказам, переплатам за ускоренную доставку и остатку на складе. Выгоднее налаживать отношения с поставщиками: согласовывать графики поставок заранее, делиться данными о своих запасах и спросе, планировать закупки вместе с поставщиком. В результате будет меньше форс-мажоров и срочных заказов, меньше переплат и прочего.

5. Модель «одного окна» в цепочке поставок. Суть в том, чтобы предоставить заказчику возможность оперативно получить все нужные материалы, доставку и разгрузку в одном месте. Такое решение позволяет:

  • Минимизировать количество участников и точек потерь.
  • Централизовать управление логистикой, документацией и контролем.
  • Повысить скорость реагирования и предсказуемость исполнения. В логистике стройматериалов предсказуемость гораздо важнее цены. Потому что один сорванный срок на объекте из-за задержки поставки может стоить дороже, чем вся экономия на перевозках.

Куда движется рынок строительной логистики

В этой сфере происходит глубокая трансформация. Привычная модель «закупили – положили на склад – ждем отгрузки» работает все хуже, особенно в условиях сжатых сроков и нестабильного спроса. На первый план выходят: скорость принятия решений, гибкость поставок и прозрачность всей цепочки.

Основные тренды в сфере хранения и логистики строительных материалов:

  1. Интеграция логистики и закупок в ERP-системе. Если склад и снабжение до сих пор работают в отдельных таблицах – это слабое звено. Единая система позволяет автоматически формировать заказы, контролировать остатки и принимать решения на основе точных данных.
  2. Наличие региональных логистических хабов под клиента. Важно не столько иметь большой склад, сколько находиться ближе к точке потребления. Компании, размещающие свои склады рядом со стройплощадками, сокращают время на логистику и могут гибко реагировать на изменение спроса.
  3. Сокращение складов, работа под проект. Нет смысла копить «стратегический запас» товара на складе. Выгоднее под каждый проект формировать цепочку поставки, таким образом, увеличивая скорость оборота и выводя замороженные средства.
  4. Кросс-докинг и консолидация поставок. Многие компании перестраивают логистику под модель, где склад работает не как хранилище, а как перевалочный пункт. Материалы покупаются, комплектуются и уезжают на объект без длительного хранения.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии