Логистика в строительном деле многими предпринимателями рассматривается как вспомогательная, «затратная» составляющая и не более. Хотя хранение, продажа и доставка стройматериалов может стать самостоятельным направлением, и приносить неплохую прибыль. Вместе со своей компанией я прошел путь от небольшого склада на севере Москвы до бизнеса с оборотом в 1,3 млрд руб. В этой статье я хочу поделиться своим опытом – как минимизировать потери от логистики в строительном бизнесе.
Какие проблемы возникают на складах стройматериалов
Для компании, занимающейся поставкой стройматериалов, грамотная логистика и склад – не про «правильно расставленные коробки на полках» (хотя и это важно), а про предсказуемость. Отсутствие логистических ошибок, пунктуальность, скорость доставки – все это повышает привлекательность в глазах клиентов и партнеров, а значит, увеличивает прибыль.
Разберем сложности, связанные с хранением и транспортировкой строительных материалов:
- Физическая специфика. Стройматериалы – это тяжелые, объемные грузы. Они требуют специальной упаковки, дополнительных технических возможностей и учета в складской системе.
- Неравномерный спрос. Случаются «пики» закупок и «простои». Рост прибыли зависит от заявок и сложно поддается прогнозу.
- География доставок. Зачастую объекты находятся в труднодоступных местах, доставка в которые стоит дороже. Соответственно, повышается конечная цена.
- Ограниченный срок действия коммерческих предложений. Из-за скачков цен на материалы (особенно на металл, древесину и цемент) КП действует недолго. Если поставка затягивается, цена может вырасти. Поэтому срок между закупкой и поставкой должен быть минимален.
Все это ведет к ошибкам в комплектовке (пересортице), простоям материалов на объекте, кражам, порче и избыточному остатку на складе.
Расходы на логистику: где теряются деньги
Проведем примерный разбор затрат. В среднем логистические и складские расходы составляют 12-22% от себестоимости поставки. И это без учета управленческих ошибок, к которым относятся срывы сроков, штрафы, возвраты, перерасход бюджета на стройке и пр. На что идут основные расходы:
1. Простои на складе и потеря качества товаров (20-30% от общей себестоимости хранения). Так бывает, если закупать стройматериалы на несколько месяцев вперед.
Пример: вы арендуете склад за 500 тыс. рублей в месяц, в нем 2000 паллетомест и 300 из них заняты «мертвым» товаром (тем, что не двигается неделями). 300 x (500 000/2000) = 75000 рублей в месяц пустого расхода. Простаивая на складе длительное время, материалы имеют обыкновение портиться. Дерево сыреет, металл ржавеет, цемент теряет свои свойства. И весь этот неликвидный товар в конечном счете придется списать или продать дешевле.
2. Транспортировка. Без оптимизации потери на логистике могут достигать 30-40% от общих затрат. Неточные маршруты, полупустые рейсы, отсутствие планирования – все это ведет к ежедневной потере денег.
3. Неэффективная работа персонала. Отсутствие четкой системы учета, мотивации и норм выработки ведет к плохо организованному процессу работы.
Пример: там, где для выполнения задачи требуется пять человек, их почему-то семь. Один кладовщик обслуживает 200 позиций в день, хотя может 500. Для оптимизации работы необходимо вводить KPI, RFID-метки, автоматизацию.
4. Отсутствие контроля и прозрачности. У руководителя всегда должна быть четкая картина происходящего в режиме реального времени. В противном случае теряется информация о точном количестве остатков на складе, появляются «серые» отгрузки, в результате которых зачастую теряется товар. Руководитель работает по догадкам (так как не осведомлен о цифрах) и, соответственно, не может нормализовать работу склада.
Управленческие решения для снижения затрат в строительном бизнесе
1. Централизация и цифровизация складского учета. Необходимо объединить разрозненные склады и ручные таблицы, которые создают хаос и ошибки, в единую цифровую систему (WMS или ERP). Это даст возможность видеть остатки в реальном времени, управлять запасами по категориям A-B-C и прогнозировать закупки. В результате должны снизиться избыточные остатки и недостачи.
2. Оптимизация запасов и переход от «склада-запаса» к «живому складу». Суть в том, чтобы прийти к системе, где материалы находятся в постоянном управляемом движении. Для этого следует разделить ассортимент склада по категориям:
- А – ключевые и ходовые позиции, их наличие обязательно.
- В – стабильные, закупаются под прогноз спроса.
- С – редкие позиции, которые заказываются под конкретные объекты.
В результате склад из места хранения превращается в «узел оборота», где все работает на скорость и экономию. Высвобождаются оборотные средства, снижаются складские издержки на 15-20%, ускоряется оборот материалов.
3. Рационализация логистики. Если внедрить TMS-систему (Transport Management System), можно рассчитать оптимальные пути и разделить грузы так, чтобы машины не ездили полупустыми. В результате, можно объединять поставки на несколько объектов одним рейсом, сокращая расходы и ускоряя доставку материалов.
4. Партнерские отношения с ключевыми поставщиками. Если компания покупает материалы только по принципу «где дешевле», это рано или поздно приведет к ряду проблем – срочным заказам, переплатам за ускоренную доставку и остатку на складе. Выгоднее налаживать отношения с поставщиками: согласовывать графики поставок заранее, делиться данными о своих запасах и спросе, планировать закупки вместе с поставщиком. В результате будет меньше форс-мажоров и срочных заказов, меньше переплат и прочего.
5. Модель «одного окна» в цепочке поставок. Суть в том, чтобы предоставить заказчику возможность оперативно получить все нужные материалы, доставку и разгрузку в одном месте. Такое решение позволяет:
- Минимизировать количество участников и точек потерь.
- Централизовать управление логистикой, документацией и контролем.
- Повысить скорость реагирования и предсказуемость исполнения. В логистике стройматериалов предсказуемость гораздо важнее цены. Потому что один сорванный срок на объекте из-за задержки поставки может стоить дороже, чем вся экономия на перевозках.
Куда движется рынок строительной логистики
В этой сфере происходит глубокая трансформация. Привычная модель «закупили – положили на склад – ждем отгрузки» работает все хуже, особенно в условиях сжатых сроков и нестабильного спроса. На первый план выходят: скорость принятия решений, гибкость поставок и прозрачность всей цепочки.
Основные тренды в сфере хранения и логистики строительных материалов:
- Интеграция логистики и закупок в ERP-системе. Если склад и снабжение до сих пор работают в отдельных таблицах – это слабое звено. Единая система позволяет автоматически формировать заказы, контролировать остатки и принимать решения на основе точных данных.
- Наличие региональных логистических хабов под клиента. Важно не столько иметь большой склад, сколько находиться ближе к точке потребления. Компании, размещающие свои склады рядом со стройплощадками, сокращают время на логистику и могут гибко реагировать на изменение спроса.
- Сокращение складов, работа под проект. Нет смысла копить «стратегический запас» товара на складе. Выгоднее под каждый проект формировать цепочку поставки, таким образом, увеличивая скорость оборота и выводя замороженные средства.
- Кросс-докинг и консолидация поставок. Многие компании перестраивают логистику под модель, где склад работает не как хранилище, а как перевалочный пункт. Материалы покупаются, комплектуются и уезжают на объект без длительного хранения.
Также читайте: