Лидерство формальное vs неформальное: 4 принципиальных различия

В Рунете мало информации о неформальном лидерстве, в связи с чем особый интерес представляют переводные материалы на эту тему.

Статья: Formal vs. Informal Leadership: Definitions and Differences.
Автор: редакционная команда Indeed, перевод выполнен мною.


Грамотные действия сильного лидера могут улучшить производственные показатели, моральный дух и вероятность успеха в решении рабочих задач. И формальные, и неформальные лидеры могут привести организацию к положительным изменениям. Тому, кто стремится занять более высокую должность на своей работе или просто хочет развить лидерские качества, важно разбираться в этих двух видах лидерства и понимать, чем они отличаются друг от друга. В этой статье мы объясним, что понимается под словом «лидер», дадим определение формальному и неформальному лидерству и рассмотрим некоторые различия между этими двумя видами лидерства.

Что понимать под словом «лидер»?

Лидер – это человек, который может влиять на действия других. Лидеры существуют в контексте групп, включая команды, компании и другие организации. Остальные члены группы полагаются на лидера в принятии решений и определении действий, которые позволяют им достичь своих целей. Например, тренер баскетбольной команды является лидером, который определяет стратегию команды, производит замену игроков, и его выбор может напрямую повлиять на исход игры.

Существует несколько стилей лидерства. Одни лидеры при принятии ключевых решений приглашают заинтересованные стороны внести свой вклад в обсуждение и принятие решений, другие придерживаются автократического подхода, а третьи предпочитают промежуточный стиль, сочетающий элементы демократии и автократии. Однако, независимо от конкретного стиля, эффективные лидеры часто имеют определенные общие отличительные свойства, к ним относятся:

  • Решительность – это способность принимать решения или действовать быстро и эффективно. Этот навык часто проистекает из обширного опыта, который позволяет человеку прогнозировать предполагаемые результаты на основе предшествующего опыта.
  • Коммуникативность – это умение передавать информацию и улучшать понимание (это не равно коммуникабельности – прим. автора). Сильные коммуникативные навыки позволяют лидерам эффективно делиться своим видением успеха и способами его достижения.
  • Умение решать проблемы – это способность понимать, почему возникают проблемы и как их преодолевать. Если лидер обладает отличными навыками решения проблем, другие в организации с большей вероятностью будут доверять ему при преодолении любых препятствий, с которыми сталкивается группа.
  • Навыки коучинга – это умение поддерживать и развивать способности других людей, помогать им реализовывать свой потенциал. Лидеры могут обучать других, предоставляя объективную, имеющую практическую ценность обратную связь и рекомендации по возможностям развития.
  • Чувство персональной ответственности за любые ошибки или провалы, которые могут произойти. Лидеры убеждены, что успех зависит от того, насколько хорошо они выполняют свою работу, поэтому лично заинтересованы в достижении положительных результатов.

Что такое формальное лидерство?

Это обстоятельство, при котором лицо является официально признанным главой группы или организации. Этот тип лидерства связан со служебным положением, поэтому профессиональная ответственность формальных лидеров заключается в том, чтобы мотивировать своих подчиненных и брать на себя ответственность за факторы, которые могут привести к успеху организации, такие как распределение ресурсов и принятие решений.

Генеральный директор корпорации является примером формального лидера. Он несет ответственность за управление всеми ресурсами и операциями, а также за принятие решений, повышающих рентабельность компании. Кроме того, являясь высшим руководителем организации, он официально имеет больше полномочий, чем другие сотрудники компании.

Что такое неформальное лидерство?

Это когда сотрудник не имеет официального статуса лидера группы, но другие члены группы считают его ведущей силой. Неформальные лидеры, как правило, опытны и хорошо осведомлены, поэтому именно к ним люди обращаются за советами и рекомендациями. Часто они заслужили статус неформального лидера, развивая прочные отношения с коллегами и доказывая своими действиями свою основательность и благонадежность.

Примером неформального лидера является сотрудник, хорошо известный своим интеллектом, мудростью и коммуникабельностью. Этот человек не обязательно является высокопоставленным членом организации, но другие уважают его и обычно обращаются к нему за советом о том, как лучше поступить в том или ином случае. На встречах они могут часто предлагать действенные идеи, которые приводят к решению проблем. Если они дают советы, другие нередко охотно прислушиваются к ним.

Принципиальные различия между формальным и неформальным лидерством

1. Авторитет vs влияние

Формальные и неформальные лидеры черпают свой авторитет из разных источников. Для формальных лидеров их власть проистекает из иерархии, в которой они действуют. Человек, назначенный на руководящую должность, имеет право принимать решения и делегировать задачи, потому что его статус наделяет его этой властью, и другие члены иерархии признают это.

Напротив, у неформальных лидеров меньше власти, чем влияния. Их сила основана на доверии, дружелюбии, общих интересах с коллегами, а также на репутации, которую они заработали благодаря своей работе. Команда признает качества, а не статус лидера.

2. Ограниченный vs широкий круг делового общения

Как формальные, так и неформальные лидеры поддерживают профессиональные отношения, но отношения первых в силу обстоятельств чаще более узкие, чем отношения вторых. Обычно формальные лидеры тесно сотрудничают с другими высокопоставленными членами своей организации, такими как руководители и лица, занимающие уровень в иерархии непосредственно ниже их. Их полномочия позволяют им передавать информацию только своим подчиненным, тем самым ограничивая профессиональные связи, которые они обычно имеют.

Профессиональные отношения неформальных лидеров часто охватывают более широкий круг сотрудников организации. Они работают непосредственно не только с членами своей команды, но и с другими отделами. Обычно другие команды знают и признают их статус неформального лидера и, таким образом, общаются с ними по важным вопросам, доверяя им передачу информации соответствующим лицам.

3. Индивидуальное vs совместное принятие решений

При формальном лидерстве решения обычно исходят непосредственно от самих лидеров. Консультанты могут вносить некоторый вклад, но указание продолжать определенный курс исходит от одного человека. Например, генеральный директор может решить повысить минимальную зарплату в своей компании, сократив разрыв между самыми низкими и самыми высокими доходами в организации. Другие руководители компании могут не согласиться с этим решением, но последнее слово принадлежит генеральному директору.

При неформальном лидерстве процесс принятия решений часто предполагает вклад и других участников. Вместо того чтобы направлять действия других, неформальный лидер, скорее всего, узнает их мнение и инициирует обсуждение. Затем, прежде чем принять решение, неформальный лидер может сначала убедиться в том, что коллеги согласны с ним. Таким образом, члены организации, не являющиеся лидерами, могут влиять на курс, который избирает группа.

4. Организация vs ее члены

Когда формальные лидеры принимают решения, они обычно имеют в виду, прежде всего, цели организации, а влияние решений на членов организации может быть второстепенным. Например, если генеральный директор решает сосредоточить большую часть маркетинговых усилий компании на конкретном продукте, это решение, вероятно, проистекает из убеждения, что этот продукт может принести наибольшую прибыль. Если эта попытка увенчается успехом, она сначала принесет пользу организации и лишь потом, возможно, сотрудникам.

Неформальные лидеры обычно принимают решения, заботясь, прежде всего, о благополучии и интересах своих коллег. Например, неформальный лидер, работая над проектом, может спросить других участников, какой вклад каждый из них, по их мнению, может внести, прежде чем соответствующим образом назначать задачи. Эта система, в которой каждый чувствует, что может приложить все усилия, приносит непосредственную пользу в первую очередь членам и потенциально может привести к результату, который принесет пользу организации в целом.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Москва

При прочтении статьи меня не покидало ощущение, что руководитель = лидер. Что конечно же не так. Руководитель может быть лидером, а может и не быть, но это не значит, что он плохой руководитель. А понятие "формальный лидер" только вносит сумятицу в некоторые головы. Когда "неформальный лидер" достаточно понятный термин, говорящий, что человек завоевал свой авторитет не благодаря должности. Хотя и может быть руководителем. 

Руководитель проекта, Москва
Денис Свиридов пишет:

При прочтении статьи меня не покидало ощущение, что руководитель = лидер. Что конечно же не так. 

Теоретики менеджмента выделяют минимум 3 вида лидерства: формальное, неформальное и ситуационное.
Эта статья, точнее перевод статьи из интернет-журнала Indeed, логически завершает цикл моих публикаций про лидерство.

(Отредактировано модератором)

Декларация Сообщества: 

7. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;

7.1. В профайлах, дискуссиях, вебинарах Executive.ru разрешены ссылки на публикации в других медиа как на источники информации; на словари и энциклопедии, на результаты аналитических исследований; на обучающие видео. Желательно, чтобы пользователь перед тем как разместить ссылку, кратко рассказал на портале Executive.ru, о чем пойдет речь в материале, на который ведет ссылка. В одной ветке дискуссии или в одном профайле пользователя не может быть размещено более трех ссылок на один и тот же сторонний сайт – четвертую ссылку модератор рассматривает как инструмент продвижения стороннего сайта на Executive.ru;

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.