Как стать неформальным лидером своей бизнес-команды

Вот уже двадцать лет как я занимаю руководящую должность. За это время мне удалось создать бизнес-команду мечты. В этой статье собран мой опыт, который поможет сориентироваться на новом рабочем месте, провести необходимые изменения на старом и при этом допустить меньше ошибок.

1. С кем работать, а с кем попрощаться

В каждой организации существует три типа людей: карьеристы, тусовщики и демотиваторы. Совершенно не естественно, если в организации только один тип, так как мы все уникальны и в разный период времени и разной обстановке можем прибывать в том или ином состоянии. Так, человек может находиться в состоянии тусовщика на работе, а в семье – карьериста.

  • Карьеристы. Это люди, которые с особой страстью увлечены своим развитием и ростом в данной организации и им не интересно, что вокруг происходит. Любая организация предприятие, семья, спортивный клуб или даже компания друзей существует и растет за счет таких людей. На предприятии это очень ценные кадры, они не сплетничают и не демотивируют. Как правило, они постоянно носятся с новыми идеями. Не поручайте карьеристу общественную работу, поскольку это отвлечет его от цели, превратив в тусовщика. А тусовщики и так найдутся.
  • Тусовщики. Эти сотрудники сидят в социальных сетях, сплетничают и считают минуты до окончания рабочего дня, а за выполнение плана хватаются в последний день. С удовольствием берутся за общественные дела. Готовы встречать и развлекать делегации и организовывать праздники. Конкурсы, стенгазеты, переодевания на корпоративах, сценарии, – все это на них. Нужные персонажи в коллективе, но только в малом количестве: их переизбыток ведет к появлению демотиваторов. Сократить количество тусовщиков можно, поручив им свежий проект, тем самым возвратив их в стадию карьерного роста. Отличные результаты дает и пристальный контроль.
  • Демотиваторы. Им своейственны жалобы на тяжелый план, цены, конкуренцию, политическую обстановку, кризис и руководство. Сотрудники-демотиваторы провоцируют коллектив на скандалы и пьянки, сами пьют на рабочем месте. Увлекаются служебными романами. Лучшая помощь организации – увольнение демотиваторов.

2. Вычислите неформальных лидеров

Если вы возглавили организацию с многоуровневой структурой, вам придется руководить неформальными лидерами ее подразделений. Неформальные лидеры – это уважаемые люди, они не сплетничают и не бегают с доносами. Вы легко вычислите неформала во время совещаний: на него смотрят, когда приходит время голосовать. Лидер любит сидеть впереди, спиной к остальным членам команды. Он не боится высказаться в противовес общему мнению, и если после его высказывания мнение присутствующих изменилось – «Бинго!» – значит, вы вычислили неформала.

3. Объединитесь с неформальным лидером

Бизнес-команда руководителя, как правило, формируется из неформальных лидеров подразделений, ваша главная задача выстроить с лидерами доверительные взаимоотношения.

Как только вы вычислили неформала, определите его отношение к вам: идет ли он на сближение, стремится ли дружить с вами, готов ли на откровения. Если попытки наладить доверительные отношения не увенчались успехом, найдите для него вариант удаленной работы или расстаньтесь. Неформал, который не стремится наладить отношения с начальством, попортит вам немало крови и может создать проблемы, стремясь сохранить свое лидерство.

4. Смело увольняйте сотрудников

Когда вы боитесь потерять кого-либо или что-либо, будьте уверены, вы этим уже не владеете. Владеть – значит, использовать по назначению. Дорогая картина, которую вы держите за семью замками, оплачиваете сигнализацию, ежегодную страховку и при этом лишь изредка наслаждаетесь красотой произведения, вам не принадлежит. Напротив, она сама владеет вами. Так же, как сотрудник, которого вы боитесь уволить, опасаетесь, что он потянет за собой других. Расставайтесь с таким человеком смело. А если ваше решение спровоцирует уход еще кого-то, коллектив очистится от людей, которым ваша компания недорога.

Иногда застой в бизнесе случается именно из-за страха уволить манипулятора. Однажды мне пришлось уволить пятнадцать человек за один день, и это привело к расцвету компании, которую впоследствии мне удалось выгодно продать. Она и по сей день процветает. Будьте решительны в своих намерениях.

5. Объединяйте команду

После чистки коллектива определите миссию, ценности и цель команды, которые объединят большинство. Они должна вызывать гордость и ощущение причастия к чему-то особенному. Для формирования дружбы в коллективе не устраивайте соревнований, это формирует конкуренцию и зависть. Не выделяйте любимчиков, придерживайтесь принципа равноправия.

6. Тщательно планируйте нововведения

Любые нововведения лучше начинать с грамотно подготовленного и проведенного собрания. Готовьтесь к собранию тщательно. Не рассчитывайте на то, что тема собрания всплывет сама собой. Заранее продумайте повестку собрания и желаемый результат. Придумайте варианты, которые максимально выгодны для компании. Накануне собрания пообщайтесь с глазу на глаз с лидерами подразделений, обсудив с ними свои идеи, советуясь с ними.

Через день соберите всех и устройте мозговой штурм. Назначайте собрание в рабочее время. Тем самым вы продемонстрируете важность данного собрания, и участники не будут нетерпеливо поглядывать на часы, а смогут высказаться. Огласите регламент и повестку дня. Попросите помощи в решении вопроса. На собрании ведите себя сдержанно, не повышая голос. Запретите критику предложенных вариантов. Когда все начнут говорить, не перебивайте и не навязывайте свою точку зрения.

Одобряйте и записывайте идеи, даже самые бредовые, это поможет коллегам раскрепоститься, и создаст поток новых идей. Поскольку вы уже проработали некоторые варианты с лидерами, рано или поздно выгодный вариант прозвучит, как по волшебству. Важно, чтобы это предложение исходило не от вас, поскольку люди не любят выполнять указания. С благодарностью приняв ценные мысли, пообещайте все переработать и проанализировать. Это сформирует у участников собрания ощущение причастности к команде, и вызовет энтузиазм, с которым они возьмутся за новое.

На следующий день после собрания соберите неформальных лидеров и проведите голосование. Отмените правило большинства голосов, поскольку этот метод утверждения идеи уже не работает. Люди, которые не согласились или воздержались, на подсознательном уровне будут ждать провала проекта, да и помощи от них не дождетесь.

Метод единогласного голосования намного продуктивней. Не утверждайте проект, пока не согласуете его с каждым лидером. Проявите уважение и терпение к мнению каждого, проанализируйте аргументы, это только улучшит проект и вызовет уважение к вам. А если кто-то проголосует с целью отвязаться от вас, этот уже будет на его совести.

7. Приумножайте инструменты влияния

Лидер обладает безграничной властью, так как люди готовы идти за ним даже без финансового вознаграждения, порой до конца не осознавая зачем. Лидера не боятся, а уважают. Лидера ценят, слушают, копируют. Инструменты влияния лидера настолько велики, насколько масштабна его личность. Все мы – лидеры, каждый в своем микромире. Но если вы стремитесь выйти за его рамки, вам необходимо наработать харизму, силу убеждения, веру в себя и людей. Важно стать наравне с миром, не принижаясь и не возвышаясь над ним. Важно научиться служить людям верой и правдой. Лидер – это ребенок с большими мечтами и далеко идущими планами. Лидер не испугается стать впереди или прикрыть спину. Лидер это стиль жизни, а не работа с 9.00 до 18.00. Лидерство это большая ответственность перед теми, кто доверился и пошел за ним.

Руководитель же, напротив, ограничен в инструментах влияния. Из инструментов у него только деньги и манипуляции с карьерным и премиальным вознаграждением. Руководитель ограничен рабочим временем и должностными инструкциями. Руководитель всегда кому-то подотчетен, если не вышестоящему начальству, то государству. Но есть и свои преимущества: не нужно стараться быть дружелюбным и интересным, достаточно знать свое дело, иметь организаторские и коммуникативные способности. «Всем не угодишь». Отношения договорные. Все понимают, кто и за что. Ничего личного.

8. Объедините формальное лидерство с неформальным

Многие руководители мечтают о большой и дружной бизнес-команде, но они не понимают того, что пока они руководители, команду не сформировать. В каждой организации присутствует неформальный лидер, но командой она становится тогда, когда во главе становится человек, умеющий сочетать в себе признаки формального и неформального лидерства.

Команда это живой желеобразный организм, который не связать и в клетку не посадить. В эту единородную массу чужеродное не вставишь, из нее оно выпадает. Главный «загуститель» такого желе это лидер. И для того, чтобы этот организм действовал в ваших интересах и не выбросил вас, вам придется из руководителя превратиться в лидера. Поскольку руководить командой невозможно – она пойдет только за уважаемым человеком, за лидером.

Уважение – это единственное чувство, которое невозможно подделать. Уважайте каждого члена своей команды, и они ответят вам тем же.

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Если вы возглавили организацию с многоуровневой структурой, вам придется руководить неформальными лидерами ее подразделений.

Не понял - почему неформальные лидеры есть только в так называемой "многоуровневой структуре" - они есть всегда (если организация пройдет несколько стадий групповой динамики, разумеется).

Кроме того, достаточно часто неформальный лидер совпадает с формальным. Сам был таким более 10 лет.

Генеральный директор, Украина

Я с Вами полностью согласна! Такие случаи, как у Вас, тоже встречаются. Статья их не исключает. Спасибо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

Тусовщики обычно относятся к катекории воров времени и примерам плохого поведения и нарушения этики. Думаю таких вообще не надо. Как то вспомнил как работали с финнами. Женщина не имела работы, так спокойно сидела как ученица за партой и ждала пока закончится рабочий день. Может и не креативно, но зато дисциплинировано и не дает повода другим заниматься нерабочими делами:)

Генеральный директор, Украина
Ярослав Дворак пишет:
Тусовщики обычно относятся к катекории воров времени и примерам плохого поведения и нарушения этики. Думаю таких вообще не надо. Как то вспомнил как работали с финнами. Женщина не имела работы, так спокойно сидела как ученица за партой и ждала пока закончится рабочий день. Может и не креативно, но зато дисциплинировано и не дает повода другим заниматься нерабочими делами:)
Генеральный директор, Украина

Спасибо за Ваш опыт. Методов столько - сколько лидеров. Хорошо, что мы все разные и можем поделиться своим опытом. Мой опыт помог мне, возможно поможет еще кому-то)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии