Как компромиссы убивают лидерство

— Вы слышали, что случилось с лидерством?

— Нет, а что?

— Его уничтожили сотрудничество и компромиссы.

Натали Берк, основатель и генеральный директор CommonHealth ACTION написала провокационную статью для сайта LinkedIn о кризисе лидерства в современном деловом мире. Она работает c талантливыми менеджерами в нескольких странах мира, которые руководят компаниями в разных секторах экономики. Их карьеры находятся на разных этапах развития, и стили руководства не похожи. Однако, по мнению Берк, у этих руководителей есть нечто общее: так или иначе они стремятся как можно реже играть ведущую роль. Их моральный ориентир — дискуссии, компромиссы и сотрудничество. Но именно эти ориентиры и убивают лидерство как таковое.

С одной стороны, очевидно, что сотрудничество необходимо для достижения наилучших результатов и укрепления авторитета. Когда руководитель смотрит на своих подчиненных как на партнеров, это помогает быстрее вводить изменения, развивать инновации. Общая атмосфера в коллективе улучшается: сотрудники лояльны и заинтересованы работать долго. Другие преимущества: более высокая гибкость внутри команды, возможность докопаться до сути проблемы; оптимальные условия для взаимного обучения членов команды и обмена информацией. Согласно исследованию, проведенному в 2009 году Frost & Sullivan, инвестиции в сотрудничество окупаются четыре раза.

Вместе с тем объективность (и справедливость) требует сказать, что сотрудничество приносит выдающиеся результаты, если вы хотите стать мудрее, сильнее и лучше в решении задач, которые вы можете решить и без этого. А такое заблуждение, как необходимость консенсуса по всем вопросам, нередко делает лидеров неэффективными, нерешительными и неискренними.

Понять, что такое сотрудничество, очень просто. Буквально это означает совместную работу для достижения результата или выполнения задачи. Но означает ли это, что в совместной работе лидер (формальный или неформальный) должен уклоняться от принятия решений или прямого побуждения к действию? Требуется ли от лидера лично консультировать каждого из членов команды в любой ситуации? Так ли нужно стремиться к согласию по любому вопросу? Иногда, желая действовать в духе сотрудничества и партнерства, лидеры скрывают свое истинное мнение, не принимают лучших решений и не следуют интуиции, когда их мнение не совпадает с командным. Не слишком ли это высокая плата за сотрудничество?

Неудивительно, что лидеры интерпретируют сотрудничество именно как консенсус. Ведь слова «команда», «мы», «коллектив» то и дело повторяются как заклинание, а руководителей оценивают по тому, как они взаимодействуют с подчиненными. То, насколько менеджеры склонны к сотрудничеству, а точнее впечатление, которое они производят, становится фундаментом для их оценки в качестве лидеров. Натали Берк считает, что такое дезинформирующее смещение ориентиров формирует на всех общественных уровнях руководителей, которые избегают говорить смело и прямо, действовать решительно и бесконечно извиняются за необходимые решения. «Мне самой приходилось извиняться за утверждение решения без учета мнения коллег, даже несмотря на то, что я лучше знаю, как поступить, понимаю, что именно это сейчас необходимо и вижу картину в целом. В конце концов, мне пришлось извиниться за то, что я лидер», — отмечает Берк.

Сотрудничество – это не то, что требует от лидера идти против своих знаний, информации, интуиции, и не то, что побуждает соглашаться с чьим-то видением, мнением или интерпретацией фактов. Сотрудничество побуждает нас действовать совершенно иначе.

1. Прежде всего, определите круг лиц, с которыми возможно сотрудничество, тех, чье мнение стоит учитывать. Этот выбор должен основываться на навыках, знании, круге влияния и отношении к миру этих людей, доверии к их возможностям и мудрости. В число таких партнеров могут входить самые неожиданные люди.

2. Интересуйтесь мнением этих людей в конкретных ситуациях и отдавайте себе отчет, почему вам важна именно их оценка. Принимайте советы с мудростью. Притворное сотрудничество может быть разрушительным.

3. Дайте понять окружающим, что идеи и предложения приветствуются и ценятся. Но на вооружение они могут быть взяты в зависимости от обстоятельств, которые не всегда предсказуемы. Рассмотрение чужого предложения не гарантирует вашего согласия с ним.

4. Время от времени напоминайте, кто принимает окончательное решение. Люди склонны забывать об этом, особенно, если на карту поставлены их собственные интересы, тем более, когда в коллективе силен командный дух и совместное обсуждение стратегии.

5. Добивайтесь консенсуса только до тех пор, когда он может быть жизнеспособным решением. Если необходимо действовать быстро, общее согласие не столь важно.

6. Делитесь информацией.

7. Будьте гибкими и готовыми к тому, чтобы изменить мнение или позицию. Приготовьтесь к тому, что роли и ответственность могут меняться, а обычные ситуации требовать нестандартных решений.

8. Управляйте не контролируя.

9. Формулируйте свои идеи и решения ясно и уверенно. Высказывайтесь не только по исключительным поводам. Пусть ваши коллеги знают, что вам в любой ситуации есть что сказать.

10. Будьте сильными и непримиримыми в том, что касается вашего профессионализма. Демонстрация силы не отпугивает лучших специалистов и не уничтожает феномен сотрудничества.

11. Не каждая ситуация подходит для коллективного обсуждения и действия, в то время как некоторые просто созданы для этого. Включите интуицию и стратегическое видение, чтобы наметить оптимальный подход к цели.

Будем надеяться, что смерть лидерства от рук сотрудничества объявлена преждевременной и попытаемся вдохнуть новую жизнь в их отношения. Хорошие отношения всегда строятся на балансе. Попробуем уравновесить лидерство и сотрудничество.

Источник: linkedin.com

Фото: flickr.com

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии