Эволюция детской книги: какие форматы пользуются популярностью у детей

Я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти,
когда вы читаете хорошую книгу.
Джоан Роулинг

Родители выбирают, а детям – нравится? 

Мы живем в мире, где покупатель продукта и его потребитель – не одно и то же лицо. То есть книги покупаются родителями, а предназначены они для детей. И, конечно, издатель, в условиях дикой конкуренции, в первую очередь, направляет усилия на покупателя. 

Получается, что интересы, вкусы, взгляды ребенка, отходят на второй план. 10-20 лет назад книжный рынок был ориентирован только на покупателя, но сейчас ситуация меняется. Например, девиз нашего издательства: «Сделать счастливыми наших детей!».

На российском рынке большую роль играют классические произведения, которым больше ста лет. Безусловно, они должны быть в каждом доме. Соотношение продаж классических детских произведений и современных составляет 80% к 20%, в то время как во всем мире наоборот. 

Предполагаю, что российские родители выбирают не рисковать и не мучаться поиском того, что понравится ребенку. Им читали Чуковского, Маршака и Драгунского, скорее всего, книги сохранились в домашней библиотеке, вот они детям и передаются. 

Но чем старше становится ребенок, тем шире круг общения и интересов. И на этапе отбора книг лучше в первую очередь ориентироваться на детей. Будет ли им полезно, важно, понравятся ли им иллюстрации, захочется ли рассматривать обложку и т. д. Первостепенными становятся интересы ребенка. 

Классиков теснят

Если раньше в этом списке были бы только классики, сейчас в топе самых издаваемых детских авторов в России появились новые фамилии. Неизменным лидером не первый год является Корней Чуковский, но теперь за ним идут Елена Ульева и британка Холли Вебб

Елена Ульева с помощью сторителлинга раскрывает десятки тем: например, почему дует ветер, идет дождь, трава — зеленая, а животные разных цветов.

Современным детям недостаточно сказок, стихов и тяжелых энциклопедий, которые были в нашем детстве. Они иначе воспринимают информацию – намного больше и быстрее. 

«Мир животных» Игоря Акимушкина – это 464 страницы. Станете ли вы читать такую книгу малышу трех лет? Сомнительно. Именно поэтому рынок заполняется детским нон-фикшеном. Тело человека, космос и даже ракетостроение с квантовой физикой – любые темы в формате, понятном даже для самых маленьких. 

Эти книги выпускаются в «малышковом» формате, то есть на картоне, с небольшим количеством страниц и с яркими крупными иллюстрациями. 

Меняются книжные полки и у детей постарше. Если раньше их окружали книги, собранные родителями, ассортимент школьных и городских библиотек, то сейчас книжное разнообразие выросло в разы. 

Для современных детей открыты множество возможностей: разнообразная продукция независимых детских издательств, можно читать электронные книги даже на иностранных языках, а также самостоятельно делать покупки в книжных магазинах. 

Претерпел огромные изменения и сам книжный рынок. Возможность издать свою книгу появилась не только у именитых писателей, но и у звезд кино или музыкальной индустрии, растет и рынок самиздата, кроме того на рынок большое влияние оказывает развитие типографий. 

Новые форматы для «людей будущего»

Маша Рупасова пишет, что для того чтобы написать книгу, которая заинтересует современного ребенка, надо отдавать себе отчет в острейшей конкуренции за детское внимание. Тридцать лет назад конкурентами детской художественной литературы были рассказы о Ленине и игра в вышибалу во дворе. Сейчас к услугам детей самые разнообразные миры, созданные профессионалами разных стран. Кино, мультики, высочайшего класса книги, видеоигры!

Возможно, именно поэтому многие издатели сегодня пытаются экспериментировать с формой книг, ищут способы заинтересовать маленького читателя, сделать его активным участником процесса. Дети любят комиксы, виммельбухи, поп-ап-книжки, книжки-картинки и книжки-активити. 

Важно, чтобы книга была написана понятно и современным языком, не каждый ребенок в 2022 году сможет понять проблемы советских людей или знает, как выглядят дисковые или кнопочные телефоны.

Хороший пример проекта, который рассчитан на современных детей, за внимание которых книгам нужно побороться, это серия про Диппера и Мэйбл. Особенность книги в том, что можно самому выбрать развитие сюжета. Родители хотят привить детям любовь к чтению и хорошо, что сейчас многие из них понимают, что недостаточно просто подсунуть томик Пушкина, чтобы ребенок начал читать.

«Сыну 11 лет и читать он не любит, по крайней мере школьную литературу, поэтому покупаю только книги по интересам. Начала это делать еще с комиксов Майнкрафт. Затем стала покупать небольшие энциклопедии серии Дисней, опять же по интересам. Вот уже неделю читает и даже я несколько историй прочла». Отзыв с labirint.ru.

Для маленьких любителей смартфонов придумали книги с дополненной реальностью. Это обычные бумажные книги, но они оснащены QR-кодами, и через специальное приложение иллюстрации оживают на экранах смартфона или планшета.

Подобные книги создаются и для самых маленьких, но пока технология непопулярна и, если такую книгу просто поставить на полку, она затеряется, а на ее продвижение понадобится в разы больше времени и сил. Потенциал книг с дополненной реальностью огромен, но сложность заключается в том, что пока потребители, то есть родители, держатся за классику, им сложно объяснить, что смартфон может быть для ребенка проводником в мир книг.  

Будущее детской литературы зависит от того, начнем ли мы относиться к детям, их желаниям и вкусам серьезно, и не забывать, что цель чтения — в первую очередь удовольствие. Для начала детям нужно полюбить книгу, и научиться делать самостоятельный выбор. А родителям научиться его принимать. 

10 современных книг для детей и подростков, на которые стоит обратить внимание

1724

Почти детективная история, рассказанная отроком петровской эпохи на страницах своего дневника.

Михаил Логинов, издательство «Абраказябра». Идеально подходит, чтобы оживить историю для современных школьников.


Щедрое дерево

Шел Силверстайн. Издательство «Мелик-Пашаев». Дети, замерев от восторга, способны разглядывать эти рисованные истории часами. 



Почему птицы не падают?

Илья Колмановский, издательство «Розовый жираф». Почитать книгу + послушать подкаст Колмановского = показать ребенку науку интересно. 

 

 

Азбучные истины

Издательство CLEVER. Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Александр Архангельский, Борис Гребенщиков, Татьяна Москвина, Андрей Бильжо: 33 буквы алфавита, 33 значимых имени русской культуры, 33 понятия, о которых можно задуматься и порассуждать подросткам вместе с авторитетными взрослыми.


20 загадок русской истории

Тамара Эйдельман, издательство «Пешком в историю». Всем, кто любит историю и хочет почувствовать себя настоящим детективом, который расследует загадки прошлого.

 


Я не тормоз

Нина Дашевская, издательство «Самокат». Чтобы разглядеть в своих грубых и упрямых подростках не просто хороших, а замечательных детей.



Турнир на карандашах

Идеально подходит для активных, подвижных детей и совместных занятий.

 



Зверский детектив

Анна Старобинец, издательство «Абрикобукс». Ироничная имитация классического нуарного детектива, на первый взгляд может показаться детской и сказочной, на самом же деле вполне порадует и взрослого читателя. 

 


Детектив Пьер распутывает дело

Хиро Камигаки и IC4DESIGN, издательство МИФ. Эта книга-игра займет ребенка не на один час. 




Когда медведь влюблен

Ирина Зартайская, издательство «Поляндрия». О прекрасном теплом чувстве, которое способно изменить мир вокруг, и даже большого грозного медведя сделать милым и ласковым.



Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дизайнер, Москва

Хороший обзор. Татуировок, правда, маловато как-то... :)

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Бровко пишет:
Татуировок, правда, маловато как-то... :)

Не, там их хватает. Как и сформированной давно позиции по отношению к личности, её месту, женщине и т.д.  Не исключаю, что Лилу (пусть Лилу, а не Лилия), с неуёмной фантазией и энергией. Однако, важен базис. 

Лилу Далас. Мультипаспорт.

Дизайнер, Москва
Валерий Андреев пишет:
Лилу Далас. Мультипаспорт.

О, да! :)

Валерий Андреев пишет:
Однако, важен базис.

Ну, тут вопросов нет :)

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Классиков теснят

Давайте скажем прямо - ряд "классиков" были нам навязаны "сверху". Вот многие ли из здесь присутствующих - безусловно, умных и красивых душой людей, почитывают ласковыми летними (или суровыми зимними) вечерами Пушкина, сидят с томиком Есенина, или перечитывают вкусные цитаты из "Войны и мира" Льва нашего Николаича Толстого? - ага, вот то-то и оно...  

Каждому - свои ритмы. Я, например, Толстого (Л.) и Достоевского не перевариваю. Зато до сих пор, для отдохновения души, могу почитать  Пушкина или Есенина. Пришвина очень люблю, а вот Тургенева - не очень (если не сказать хуже). И говорить - вот это классика, её надо знать обязательно - такое себе. 

Главное - чтобы книги были со смыслом, учили доброму и хорошему. Я считаю, что "Повесть о настоящем Человеке" гораздо более классика, чем "Война и мир".

А вот за включение в программу обучения человека с говорящей фамилией "Солженицин" я бы давал 10 лет лесоповала без права амнистии. 

 

Генеральный директор, Тольятти
Дмитрий Чуркин пишет:
И говорить - вот это классика, её надо знать обязательно - такое себе.

Уважаемый Дмитрий,

Один характерный момент. В русской литературе только пять лауреатов Нобелевской премии (всего - 118), премии за выдающийся вклад в литературу "тем, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления" (С) А.Нобель. Это Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский. Три из них - эмигранты, еще одного в СССР затравили и заставили отказаться от премии.

А что касается про образование - именно, что надо знать. Любить, перечитывать, цитировать - не обязательно. А вот знать надо.

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Юрий Полозов пишет:
Один характерный момент. В русской литературе только пять лауреатов Нобелевской премии (всего - 118), премии за выдающийся вклад в литературу "тем, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления" (С) А.Нобель. Это Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский. Три из них - эмигранты, еще одного в СССР затравили и заставили отказаться от премии.

Нобелевка по литературе вручается как вклад в мировую культуру. Мировая культура, что это, химера? Попробуйте дать определение. У вас (Полозов у Вас) скорее всего получится в лучшем случае - западная культура. Ну или экзотическая часть мировой культуры не противоречащая основным установкам западной - отсутсвие гомофобии или нетолерантности. То есть все равно - западная в базовых определениях.

Ну, а Вы попробойте будучи уже нобелевским лауреатом, поробуйте, Полозов, начать писать что то против "толерантности" и с привкусом гомофобии. Вас лишат всех полученных ранее привелегий и нобелевки впридачу. Как Вы говорите - затравят (как затравили ноб лауреата Дж Уотсона , якобы за рассизм). А вот эмигрировать вам уже будет некуда. Поэтому Вы Полозов , сидите и молчите в тряпочку, со своей нобелевкой в кармане, хотя Вам нестерпимо тошно наблюдать за всем этим разгулом "толентаризма" в Европе.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Юрий Полозов пишет:

А вот знать надо.

Кем надо? Почему надо? Кто так решил?? Опять навязывание «сверху» (или сбоку, или снизу в дно кто-то отстучал - «Надо!»). Не поддерживаю такой подход.

Начальник участка, Москва
Юрий Полозов пишет:
Дмитрий Чуркин пишет:
И говорить - вот это классика, её надо знать обязательно - такое себе.

Уважаемый Дмитрий,

Один характерный момент. В русской литературе только пять лауреатов Нобелевской премии (всего - 118), премии за выдающийся вклад в литературу "тем, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления" (С) А.Нобель. Это Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский. Три из них - эмигранты, еще одного в СССР затравили и заставили отказаться от премии.

А что касается про образование - именно, что надо знать. Любить, перечитывать, цитировать - не обязательно. А вот знать надо.

По серьезному литературной ценностью из этого списка обладали Шолохов и Бунин. Их будут читать через 500-600 лет. Пастернак добротно, достойно, но не более. Хотя его перевод Шекспира на Русский язык получился лучше оригинала и это был серьезная работа.

Бродский и солженицицын на мой взгляд идеологическая хренотень. Убогий язык, обиженный настрой и говнотемы произведений (других эпитетов у меня нет). 

Из 20 века глыбы мирового маштаба - Маяковский, Толстой и Чехов. Их будут читать Ооочень долго. Крупные поэты оставившие заметный вклад именно в Русской литературе Есенин и Блок. 

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Алексей Уланов пишет:
Из 20 века глыбы мирового маштаба - Маяковский

Ну как можно Маяковского наградить Нобелевкой? Госперемию дать это я еще понимаю. Он ведь весь состоит из русский кодов. Им они совершенно непонятны.

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

 

Аналитик, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:

А вот за включение в программу обучения человека с говорящей фамилией "Солженицин" я бы давал 10 лет лесоповала без права амнистии. 

А я бы книгоиздателям давал двушечку за такие слова, как сторителлинг. Нет, не тюрьмы, а отлучения от работы с детьми на пару лет.

А интересно, кого автор называет "ребёнком"? Вот цитата:
"не каждый ребенок в 2022 году сможет понять проблемы советских людей". Ребёнок не сможет понять даже проблемы своих собственных родителей. А проблемы советских людей три четверти страны не понимает, включая меня.
Или "ребёнок" - это недоросль лет 16-18?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.