Что такое самосбывающееся пророчество
Это явление часто ошибочно ассоциируют с бытовой психологией. Действительно, там все работает «на ура». Но не только там! Самосбывающееся пророчество является неотъемлемым элементом любой сложной системы, где участвуют люди и, подозреваю, ИИ на их сегодняшнем уровне развития. Управленцам нужно знать, где и как можно использовать этот элемент.
Прежде чем перейти к определению, приведу маленькую историческую иллюстрацию, относящуюся к теме.
31 октября 1973 года один японский министр, выступая по местному телевидению в Осаке, попросил сограждан (как потом говорили — из лучших побуждений), использовать туалетную бумагу экономнее. Лучше бы он молчал…
На следующий день сотни людей выстроились в очереди в городских супермаркетах и скупили там всю туалетную бумагу. Журналисты показали это в новостях. Ажиотаж начался в других городах. Чтобы как-то сбить его, 2 ноября еще один чиновник в выступлении попросил людей не паниковать, уверяя их в том, что в стране туалетной бумаги еще «завались». Паника усилилась.
Так мир узнал, что бывают многокилометровые очереди за туалетной бумагой. И мы уже никогда не сможем это «развидеть».
Термин «самосбывающееся пророчество» не нов, его предложил американский социолог Роберт Мертон в 1948 году в статье «The Self-Fulfilling Prophecy».
Определение Мертона: «В начале самосбывающееся пророчество является ложным определением ситуации, провоцирующим новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным. Иллюзорная достоверность самосбывающееся пророчества увековечивает власть ошибки. Ибо предсказатель будет ссылаться на реальный ход событий как доказательство того, что он был прав с самого начала».
Теперь более современное определение, попроще: «Самосбывающееся пророчество – это явно или неявно проявленное в системе предсказание, которое косвенно влияет на реальность, делая его в результате сбывшимся».
В системном анализе самосбывающееся пророчество еще называют «упреждающей обратной связью» или «уравновешивающим упреждением».
Как это работает
Телевидение огласило причину очередного подорожания бензина. Оказывается, бензин подорожал из-за того, что водители ожидали весеннего подорожания бензина.
Вдумайтесь: предвидение еще не случившегося события становится причиной того, что при отсутствии этого предвидения не случилось бы. Физики с их «квантовой неопределенностью» уважительно молчат.
Например, предвидя неудачу в создании нового продукта, вы в большинстве случаев действительно терпите поражение! Какой смысл вкладываться в дело, если все заранее обречено на провал? Ваше отношение к новому продукту вербально и невербально «ловят» сотрудники, и провал становится неизбежным.
С другой стороны, если вы уверены в успехе, ваши энергия и оптимизм делают его более вероятным!
Таким образом, предсказание может оказаться ложным, пророк может быть прожженным шарлатаном, но предсказание, вполне возможно, сбудется. Но не потому, что оно обосновано проведенным анализом и предварительными расчетами, а потому, что люди поверили в предсказание и действовали соответственно.
Как использовать эффект самосбывающегося пророчества в деятельности руководителя
Разговаривают два директора:
— Мой зам такой неисполнительный и неаккуратный! Я ему все время об этом говорю, но с каждым днем все становится только хуже и хуже.
На что второй ему отвечает:
— А мой отлично справляется и даже проявляет инициативу! И с каждым днем становится все лучше и лучше. Я ему тоже постоянно об этом говорю.
Нужно признать, что управленцы давно и успешно используют эффект самосбывающегося пророчества. Руководитель собирает коллектив на новогодний корпоратив и пророчествует: «Наша команда — лучшая и все вместе мы добьемся в следующем году невероятного успеха!». Знакомо? Работает? Гарантирует ли это компании невероятный успех? Только если, как сказано выше, люди поверят в предсказание и будут действовать соответственно.
Вот тут и заключается вся сложность. Пророчествовать нужно только о том, во что сам твердо веришь. Только тогда твоя вера может сформировать нужные убеждения сотрудников. Сомневаешься – молчи, вспомни про японских чиновников в 1973 году.
Есть варианты применения самосбывающегося пророчества попроще:
- Никогда не критикуй (даже если ситуация «просит») компанию, ее продукцию и партнеров в присутствии нижестоящих сотрудников, этим ты усиливаешь негатив в убеждениях сотрудников.
- Выяви все, что есть хорошего в компании, ее людях и ее продукции. Опирайся на это в документах, разговорах и переговорах.
- Не нужно предсказывать светлое будущее компании, спустись уровнем пониже, начни с малого: сделай позитивное предсказание на сегодняшний день, на завтрашнее совещание, на ожидаемый послезавтра результат работы своей команды и проверь, как все работает. Не получилось – ищи ошибки, исправляй и повтори все с начала.
Не попробуешь – не узнаешь!
Вместо заключения – маленькая притча
Сидит директор предприятия в кабинете, мрачный. Думает:
— Работники ленивые. Партнеры ненадежны. Продукция с изъянами. И я – больной и без будущего…
За спиной у него стоит ангел-хранитель с блокнотом, записывает:
— Ленивые работники, ненадежные партнеры, бракованная продукция ...
Перечитал записанное, задумался:
— Зачем ему это все? Ну, заказ есть заказ. Будем исполнять!
Читайте также:
Бойся своих желаний !
Ведь если они сбываются, результат получается совсем другой....
Кстати, Дональд Трамп очень активно (но неуклюже) этим пользуется.
Каждый день...
Статья интересная, Сергей, но непонятная.
Все-таки о чем это?
О том, что нужно быть позитивно мыслящим и не переносить в коллектив свое негативное видение ситуации — да, это так!
Или о том, что есть «высшие силы», которые следят за человеком и исполняют его желания — нет, это, как правило, не так, если высшие силы и следят, то только за тем, как человек выполняет свой учебный план на жизнь и что там по плану дальше нужно ему «подсунуть».
Думаю, что для управленца главное — думать, прежде чем что-то говорить сотрудникам, но не многие этим качеством обладают, вот и получаются в результате пророчества.
Прочитал написанное, признаю - нужно было точнее и подробнее представить эффект. Попробую хоть как-то исправиться.
Позитивное/негативное мышление - лишь иллюстрации к эффекту.
"Высшие силы" вообще ни при чем.
Суть эффекта в том, что в стабильно работающую систему (наличие в ней людей обязательно) вбрасывается информация о каком-либо гипотетическом событии (то самое "пророчество"). Если бы этого вброса не было система продолжала бы функционировать в прежнем режиме. Но сам факт вброса может привести в действие такие силы, что ранее гипотетическое событие становится реальным.
Примеры:
1. Небрежно сказанные слова о проблемах в стабильно работающем банке могут привести к оттоку средств вкладчиков, что может привести к панике у остальных вкладчиков и так далее вплоть до катастрофических проблем у банка
2. Финансовый эксперт (может даже "диванный") прогнозирует в своем блоге рост акций какой-то компании, хотя никаких реальных предпосылок к этому нет. "Ведомые экспертом" начинают покупать акции этой компании, в результате они растут в цене. Подключаются другие участники, акции еще больше растут.
3. Информация о пожаре на нефтеперерабатывающем заводе провоцирует повышенный спрос на бензин, который становится заметен населению и в итоге может перейти в ажиотаж. И бензин на самом деле выметут из заправок. И будет временный дефицит. Хотя горела бытовка с одеждой работников.
4. Один из топов компании в курилке мимоходом упоминает проблему с продлением договора с ключевым клиентом компании. Реальной проблемы нет, просто клиент хочет пересмотреть несколько пунктов договора и этим придется заниматься. Но разговор услышан кем-то из персонала, творчески доработан и запущен в виде слуха. В компании начинается подковерная борьба за ресурсы между подразделениями, несколько специалистов на всякий случай тратят рабочее время на просмотр вакансий. В результате качество продукции для основного клиента падает и компания получает реальные, а не выдуманнные проблемы с клиентом.
Так более понятно, Сергей, только слово «пророчество» тут, по-моему, лишнее.
Это больше похоже на фейки, которые, может быть, и случайно появились, но были качественно домыслены и превратились в истину в головах многих людей.
Фейки — это интересное явление, когда истиной становится то, во что верят.
Основа фейков — желание людей верить во что-то удобное для них.
Было бы интересно прочитать мнение разных экспертов про фейки в бизнесе.
Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, с целью ввести в заблуждение
Все-таки фейк - это сознательный обман, то есть для обсуждаемого эффекта не годится. Как частный случай - да.
Интересный взгляд! Но ведь в теореме Томаса действия, которые предпринимает человек, зависят не от ситуации как таковой, а от того, как человек интерпретирует ситуацию. А интерпетация часто не учитывает реальность как есть.
Думаю, что "непреднамеренный фейк" звучит лучше, чем "самосбывающееся пророчество".
Есть еще другой вариант перевода:
Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, вводящее в заблуждение.
В этом варианте преднамеренной цели ввести в заблуждение нет.
Мне бы как раз и хочется понять, какой эффект обсуждается, если это не влияние фейков на поведение людей.
Кто-то что-то ляпнул, и «мир прогнулся»?
Так этого вокруг нас навалом, недомыслия у людей хватает.
Название стаьи
Разве смысл статьи не в том, что надо создавать позитивные преднамеренные фейки?
Уверенность - это реальное конкурентное преимущество (и инструмент). Она компенсирует недостаток фактов.
Смотрите:
фейк ассоциируется с "ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное"
пророчество (в рассматриваемом смысле) - не свойственное, не типичное,
не ожиданное состояние системы, в которое система может перейти в случае "сбычи пророчества". Обман/ложь может быть, но только как частный случай. То есть фейк - это слишком узко и не описывает все возможности явления.
Смысл статьи заключается в:
1. Необходимости понимания, откуда может неожиданно "прилететь" (непланированное изменение организации)
2. Соответствующем поведении, чтобы не "прилетело" (понимание значимости для сотрудников поведения руководства и его слов)
3. Дать возможность проявиться возможным [неожиданным] позитивным изменениям благодаря собственному "правильному" поведению
4. Попробовать запустить в компанию свое "пророчество" как катализатор нового изменения или в качестве поддержки изменениям уже проводимым.
Запускать фейки в компанию - как-то неуважительно по отношению к компании и ее коллективу. Не хочется этот термин использовать...