Сейчас реже используется термин «кризис» – то ли потому, что под кризисом часто понимают резкие потрясения, а не долгосрочные трудности, то ли потому, что все уже просто привыкли. Как ни называй, но действия в такое время часто определяют, кто останется на плаву, а кто нет.
Экономически мы переходим из кризиса неплатежей в кризис спроса, когда не просто перестают платить, а даже не покупают. Политическую ситуацию прогнозировать не решусь, но при текущих курсе рубля и ценах на нефть, новыми налогами и по-прежнему высокой ставке, мы можем получить неприятные тенденции в спросе на все товары и услуги вкупе с инфляцией 10+% в год по официальной статистике. На сколько ее умножать, чтобы получить реальную – решайте сами.
Поделюсь своими мыслями о том, как сохранить и укрепить позиции в сложные времена.
Если у вас свой бизнес
Инфозомбирование «всех на рост» будет всегда, просто потому что оно хорошо продается в отличие от иногда необходимой оптимизации. Конечно, и сейчас есть бизнесы, которые растут, их немало. Для остальных бизнесов, а это большинство, главное:
- Эффективность. Под ней можно понимать рентабельность, причем как всего бизнеса в целом, так и каждой копейки затрат.
- Платежеспособность. Под ним – чистый денежный поток и дебиторка. Надеюсь, что прибыль от денежного потока все четко отличают.
Что стоит делать?
Еще раз посмотрите на свои затраты, выделите то, без чего бизнес точно умрет, а все остальное поставьте под вопрос.
Рекомендую использовать такое упражнение. Разделите команду на две части: первая будет доказывать необходимость каждой статьи затрат, а вторая – отстаивать их сокращение. Так вы и команду вовлечете, и посмотрите на эти затраты с разных сторон.
Насчет внедрения ИИ в бизнес. Трижды прочитайте эту мысль, которая набирает популярность: AI is everywhere ROI is not (ИИ везде, где нет рентабельности инвестиций). И пять раз подумайте, где его стоит внедрять, а где – нет. Главная проблема с ИИ в бизнесе: инвестиции во внедрение далеко не всегда окупаются. Внедрение ИИ в бизнес-процессы требует инвестиций, которые почти никогда не окупаются в моменте.
Помните, как на золотой лихорадке больше всего заработали продавцы лопат. И сейчас на ИИ больше всего зарабатывают те, кто рассказывает, как заработать на ИИ. Бизнес должен считать деньги, особенно сейчас!
Про стратегию. Не буду писать много, но отмечу, что фокус на главном и понимание, что именно вы круто делаете, а от чего отказываетесь – есть очень важная часть стратегии бизнеса. Тут я имею в виду ключевые клиентские сегменты, продуктовые категории, каналы и способы привлечения. Определите, что из этого наиболее эффективно и уберите остальное. Сейчас распыляться смерти подобно.
Для невыгодных сегментов есть такое маркетинговое понятие – «дискриминация», то есть ухудшение условий для тех клиентов, которые не являются ключевыми или минусовыми в части рентабельности. Надеюсь, считать вы это умеете.
Если вы фрилансер
Большинство из вас и так тратят значительное время на маркетинг. Сейчас придется тратить еще больше, по крайней мере лидогенерация и продажи должны стать для вас главным фокусом деятельности, иначе вы не сможете продать то, что хорошо умеете.
Если вам повезло работать на одного заказчика – убедитесь, что он останется с вами или позволит вам остаться с ним. Поищите второго на всякий случай. Если нет уверенности – сейчас хороший рынок труда. Понимаю, что это вызовет праведный гнев работающих на себя, но в стабильном доходе в нестабильные времена, если хорошо подумать, нет ничего плохого.
Проанализируйте, чем отличаются клиенты, которые выбирают вас, от тех, кто не стал пользоваться вашими услугами – возможно, так вы нащупаете тех клиентов и услуги, которые вам дают больше всего дохода.
Проанализируйте, как вы продаете себя и свои услуги – большинство из нас никогда не учились продавать, считая, что хорошая работа продается сама. А это не так. Возможно, как раз научиться продавать и будет тем главным, чем стоит заняться сейчас.
Если вы работаете в найме
Изучайте ИИ! Да, хайпово, но для себя и повышения собственной продуктивности точно полезно, к тому же будете выглядеть современным и более ценным, если коллеги узнают от вас много полезного!
В целом рынок труда, в отличие от него же годовой давности, сильно сегментируется: если год назад нужны были почти все, то сейчас есть профессии, которые заметно сокращают.
Прикиньте риск вашего сокращения, и если он существенный или некомфортный для вас, то стоит снизить запросы в угоду стабильности. Хотя тут сложно давать советы, поскольку у каждого человека своя уникальная ситуация. Но «прикинуть палец к носу» точно стоит.
В заключение
История учит нас тому, что любой кризис заканчивается. Главное остаться на плаву в этот шторм, и тут стоит быть максимально прагматичным.
Читайте также:
Прочитал четырежды. Либо в английском тексте запятая пропущена, либо перевод на русский - неточный и искажает смысл. Кроме того, в слабых бизнесах могут быть проблемы с рентабельностью и без наличия ИИ.
В конце статьи сотрудникам предлагается учить ИИ, чтобы повысить продуктивность, но в том же бизнесе, владельцу которого рассказывается, что инвестиции в ИИ не окупаются. А если он вложится в обучение сотрудников навыкам работы с ИИ? Странно это... Как по мне - здесь есть противоречие.
Сложно сказать без автора - видел несколько вариантов такого набора слов с совершенно разным значением.