Скандалы, интриги, расследования: как бороться с офисными сплетнями?

Если вы уже имеете определенный опыт работы, то обязательно со мной согласитесь, что ни один трудовой коллектив не обходится без сплетен, касающихся личной жизни персонала, руководства, заработной платы и премий, ошибок, совершаемых топ-менеджерами.

Кто кому приходится родственником? Кто с кем крутит служебный роман? Кто обзавелся детьми на стороне? Почему уборщице Маше дали премию больше, чем начальнику отдела продаж?

Такие вопросы обсуждаются в любой организации, порождая сплетенный фольклор. Даже если ничего и не было, коллектив обязательно нафантазирует такое, что хоть книги пиши, и пустит эту сплетню по всему офису!

Сплетник: узнать и обезвредить!

Самое главное – знать врага в лицо, то есть распознать того самого сплетника-рецидивиста, излюбленным занятием которого является распространение слухов.

Во-первых, такие коллеги испытывают слабость к подробностям личной жизни других людей: кто с кем в каких отношениях состоит; кто кому приходится родственником; у кого какая марка автомобиля и подобного рода информация не пройдет незамеченной мимо ушей сплетников. Значительную часть своего рабочего времени они уделяют не производственным задачам, а «поиску истины», чтобы, как можно скорее, растрезвонить по всему офису, что шеф устроил на работу свою внучатую племянницу, или что главбух купила себе иномарку, интересно, на какие деньги.

Во-вторых, сплетники ревностно относятся к коллегам, которые им не нравятся, подмечают их ошибки и незамедлительно сообщают об их промахах не только руководству, но и любым «свободным» ушам в офисе.  Как правило, сплетники не являются профессионалами своего дела и, понимая, что проигрывают на фоне перспективных сотрудников, начинают искать другие способы выделиться, например, становясь сексотами для начальства. В армию сплетников чаще всего вступают неуверенные в себе люди, считающие, что им будет сложно достичь особых высот на работе. 

В-третьих, в сплетни быстро втягиваются новые работники, которые выслушивают о своих будущих коллегах немало баек. Таким образом новички восполняют недостаток информации о компании и коллективе: с кем дружить, с кем враждовать, на кого можно положиться, а на кого нет, что любит и чего терпеть не может шеф и прочие детали, которые, естественно, не прописаны ни в одном документе организации, но при этом могут повлиять на отношения работника с коллективом и руководством. Когда адаптации и наставничеству в организации не уделяется должного внимания, первое впечатление о своих коллегах только принятый сотрудник формирует, исходя из сплетен.   

И в-четвертых, сплетника вы распознаете по обезличенной манере транслировать жаркие темы «из уст в уста», но при этом не высказывая личное отношение к тому или иному событию, дабы не скомпрометировать себя и не нарваться на конфликт. В его речах звучат такие обороты, как «многие говорят…», «сотрудники озабочены», «кто-то сказал», которые делают сплетника «невинным источником информации». Он, вроде как, и не при чем, хотел как лучше, лишь озвучивал общее мнение коллектива, и с него взятки гладки.

Почему ни одна организация не может существовать без сплетен?

Почему людям не работается спокойно? К чему устраивать все эти скандалы, интриги, расследования? Ответ прост – это обязательный элемент организационного устройства, как бы странно это не звучало.

Антропологи считают, что сплетни – это основа для выстраивания социальных связей в сообществах. К таковым сообществам относятся и организации, и, независимо от того, это компания-гегемон или малый бизнес, нигде нельзя будет укрыться от сплетен. С точки зрения социальной психологии, сплетни выполняют коммуникативную функцию, позволяют выстраивать и поддерживать чувство общности – общие интересы и ценности. Работники, становясь частью цепочки распространения слухов, чувствуют себя комфортно и под защитой. Увлекаясь кулуарными разговорами на работе, люди укрепляют социальные связи, устанавливают близкий контакт с сослуживцами, получают с их стороны поддержку и даже заводят друзей.  

Кроме того, сплетням психологи приписывают еще одну важную роль – это избавление от агрессии. У работников накапливаются невысказанные обиды в отношении друг друга или претензии к руководству, которые требуют выхода. При этом никто не рискнет устраивать скандалы и разборки со своими обидчиками, так как это может привести к увольнению. Если претензии нельзя высказать в лицо, всегда можно сделать это за спиной. Человек, чтобы хоть как-то ответить на мнимые и реальные обиды своего руководителя или сослуживцев, начинает сплетничать.

Как реагировать на сплетни?

1. Если не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней

Если слухи не угрожают вашей карьере и репутации, просто забудьте о них. Как говорится, вам от этих выдуманных историй ни горячо, ни холодно.  

Вспомните старый-добрый анекдот:

– Вы знаете, Иван Иванович, когда вас нет, про вас тут такое говорят…
– Передайте им, что когда меня НЕТ, они меня даже могут бить!

2. «Спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское»

Ваша задача – сохранять спокойствие, что бы о вас не говорили, и главное – не оправдываться. Как только вы начнете расставлять все точки над i, в ваш адрес прилетят новые обвинения из серии «раз оправдывается, значит, рыльце в пушку».

3. Поговорите на чистоту с главным сплетником

Если политика игнора – это не ваше, и вы сильно переживаете из-за этих слухов, попробуйте обсудить ситуацию со своим обидчиком. Подчеркну – обсудить, а не оправдываться в его глазах, создавая лишний повод для новой партии офисных баек, в которых вы будете главным героем. Говорите прямо, как правило, сплетники смелые только, обсуждая человека за глаза. Разговор на чистоту напугает вашего обидчика и собьет с толка.

Какие изменения корпоративной культуры минимизируют риск возникновения сплетен?

1. Сделать все процессы в компании прозрачными

Офисные сплетни появляются в условиях информационного вакуума. Когда люди не обладают полной информацией, то они обязательно додумают все, чего не знают, и, как правило, в искаженной форме.

Туманная политика руководства, которая держит персонал в неведении, становится причиной вечных сплетен в компании. Если от начальства невозможно дождаться официальных заявлений, естественно, сотрудники будут придумывать свою «правду» о тех или иных событиях. 

2. Изменить систему занятости

Постоянные разговоры в офисе на отвлеченные темы свидетельствуют о том, что у персонала достаточно свободного времени. Практика показывает, что в организациях, где работники по-настоящему загружены, на сплетни и секунды не остается.

3. Ввести кодекс деловой этики

Чтобы сформировать продуктивную корпоративную культуру, достаточно изменить нормы и ценности персонала, исключив из них токсичность, отравляющую жизнь и работникам, и руководству. Кодекс деловой этики разъяснит персоналу, что такое хорошо, а что такое плохо. Введение кодекса поможет пресечь интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости в коллективе.

4. Не бросать новичков на произвол судьбы

Грамотная система адаптации и наставничества способны минимизировать риски появления сплетников среди новичков. Новичку вряд ли захочется быть втянутым в офисные интриги, если будет обладать всей необходимой информацией. Гораздо лучше потратить это время на освоение трудовых функций. 

Заключение

«Не так страшен черт, как его малюют». То же самое можно сказать и об офисных сплетнях. Грамотно сформированная корпоративная культура поможет избавить организацию от подобных токсичных явлений, и настроить сотрудников на продуктивную деятельность.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Как бороться? Да никак!
Плевать на сплетни. Неужели сплетни кому-то интересны?

Ни разу не видел, чтоб сплетни как-то кому-то помешали. А дохлую собаку никто не пнёт.

Преподаватель, Украина

От сплетен избавиться невозможно - они канал неформальных коммуникаций, поэтому ими тоже можно управлять.

Руководитель, Москва

Антропологи считают, что сплетни – это основа для выстраивания социальных связей в сообществах

Что за антропологи? мне казалось, что они считают по другому.. 

Генеральный директор, Москва

Практика показывает, что в организациях, где работники по-настоящему загружены, на сплетни и секунды не остается.

Если все так просто, то в чем автор видит реальную проблему?

Если люди работают напряженно и продуктивно, то так ли важно, какие темы они обсуждают в обеденный перерыв?

А общение в условной курилке всегда было важным каналом коммуникаций.

Руководитель, Москва
Евгений Равич пишет:
А общение в условной курилке всегда было важным каналом коммуникаций.

Соглашусь, и всякие офтопики - тоже важны.. 

Что делать, если сотрудники тратят рабочее время на обсуждение свежих сплетен? Советы как найти и обезвредить сплетников в коллективе.

Вот не сказал бы, что любое неформальное общение есть сплетня.. И если вы хотите все формализовать, то вам нужны не люди, а автоматы.. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

А, почему изначально задана установка, что сплетник это враг? И, его надо найти и обезвредить? Искать его не надо он само очень быстро проявляется. И, зачем его обезвреживать? Его надо возглавить и контролировать, чтоб не заносило его в своих рассуждениях.. Например, кинуть идею ему, между прочим, что через неделю планируем повышать отпускные цены. Через день у вас уже обратная связь от всего коллектива., по каждому  На планёрке такого не всегда скажут.. И, вы можете подготовиться к совещанию с руководством и, понять кто из коллектива этого боится и почему. Ну, это грубо, конечно же. Но, иногда работает.  

 

Руководитель, Москва
Валерий Андреев пишет:
А, почему изначально задана установка, что сплетник это враг? И, его надо найти и обезвредить? Искать его не надо он само очень быстро проявляется. И, зачем его обезвреживать?

А потому что обычно все, что не укладывается в привычную картину мира рассматривают как угрозу, а не как возможность.. 
ЗЫ, если на работе ваши разговоры прослушивают, то воспринимайте это не как угрозу, а как вложить в голову вашему начальнику то, что вы хотите.. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
если на работе ваши разговоры прослушивают, то воспринимайте это не как угрозу, а как вложить в голову вашему начальнику то, что вы хотите.. 

Да, это уже много лет хороший канал коммуникаций с руководством))

Преподаватель, Украина
Валерий Андреев пишет:
Максим Часовиков пишет:
если на работе ваши разговоры прослушивают, то воспринимайте это не как угрозу, а как вложить в голову вашему начальнику то, что вы хотите.. 

Да, это уже много лет хороший канал коммуникаций с руководством))

Классика жанра - использование Штирлицем метода Шелленберга из фильма "17 мгновений весны" в вопросе о разработке атомного оружия.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Богдан Литовченко пишет:
использование Штирлицем метода Шелленберга из фильма "17 мгновений весны" в вопросе о разработке атомного оружия.

Полторы тысяч лет назад, все знали, что Земля была центром вселенной. Пятьсот лет назад, все знали, что Земля плоская, а пятнадцать минут назад, ты знал, что люди были единственными на этой планете. Представь, что ты будешь «знать» завтра.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.