Офис – газовая камера: как спастись от токсичного босса?

Он отпускает двусмысленные шуточки с покерфейсом, комментирует ваш пол, возраст, вес и способности к достижению результата, игнорирует ваши инициативы, резко перебивает или слушает явно вполуха, даже если вы отвечаете на его, собственно, вопрос. Он нарушает личные границы — физические и психологические. Обесценивает публично ваши достижения, экспертность и интеллектуальные способности как таковые. А когда вы пытаетесь расставить точки над i или хотя бы выяснить, почему босс вами не доволен, он отшучивается и высмеивает вашу мнительность.

Называть это можно по-разному — газлайтинг, абьюз, токсичность – суть не меняется: конструктивно работать в такой обстановке невозможно, скоро вся зарплата будет уходить на антидепрессанты и психотерапевтов.

Токсичным условно принято считать того, кто своими действиями и словами нарушает личные границы, разрушает вашу веру в себя и после общения с которым восстановиться становится все труднее.

Как понять, что вы попались в ловушку токсичного босса

  • Вы стали чувствовать вину и часто извиняться за все подряд.
  • Вы предпочитаете промолчать, даже если вам есть что сказать.
  • Вы чувствуете себя беспомощным и избегаете принимать решения.
  • Вы не можете заставить себя взяться за новую задачу, так как оценка непредсказуема.
  • Вы не горите желанием представлять начальнику результат своей работы.
  • Вы сомневаетесь в своем профессионализме и уме.
  • Вы выходите с внешне «спокойной» встречи с ощущением, что вам физически тяжело.
  • Вы стали подозревать, что не заслуживаете эту должность, эту работу, эту зарплату, что лучше снизить планку и перейти на более низкую должность.

Внимание! Ключевое слово – «стали»! Если раньше никогда не были уверенным в себе и своей компетентности человеком, доброжелательным к себе и к окружающим и не испытывающим чувства необоснованной вины — возможно, босс-абьюзер не самая большая ваша проблема. И стоит хорошенько поработать со специалистами — в первую очередь, ради собственного ментального здоровья и благополучия. Но если раньше с вами все было ОК, а теперь стало как-то не ОК — дело не в вас. Дело в медленном, почти незаметном отравлении вашей психики токсинами извне.

И еще: считать, что от абьюзеров на работе страдают только женщины – опасное заблуждение. Мужчины тоже в зоне риска, особенно если они слишком воспитанны, чтобы при любом дискомфорте послать шефа туда, где ему и место.

Как может проявляться токсичный босс на поведенческом уровне

  • Демонстративное непонимание: «о чем ты сейчас? Повтори еще раз!»
  • Позиция превосходства: «ты мне еще и советы даешь?»
  • Придирки по мелочам: кинуть в лицо отчет с не теми графками.
  • Создание физически неудобного для вас пространства.
  • Нарушение личных границ: «что с вами, опять ПМС?»
  • Переход на личности: «ты —плохой сотрудник».
  • Беспредметная критика: «мне тут кое-что о тебе рассказали...».
  • Приуменьшение ваших альтернатив: «ты без меня никто».
  • Снижение значимости предмета разговора/конфликта: «и ты готов поссориться со мной из-за этой ерунды?»
  • Обман и подтасовка фактов, смешение правды и вымысла: «мы с тобой работаем вместе 5 лет, и ты всегда меня подводил» или наоборот «я тебе всегда помогал, а ты….».
  • «Расстрел» вопросами.

По какой причине они так себя ведут

Ковид, сложный 2020-й год и не очень понятная внешняя ситуация, безусловно, добавляют сложности бигбоссам и владельцам бизнесов, которые иногда не знают: будет ли все это завтра.

Тем не менее, давайте попробуем определить источники и причины такого откровенно разрушительногодля окружающих поведения.

  1. Отношения лично с вами для босса не значимы, но результат этой работы очень значим для него или для компании в целом. Возможно, прямо сейчас в том числе за ваш счет он пытается возвыситься и урвать себе «кусок пирога» побольше. Иногда, компания негласно поощряет такой метод управления, особенно в пиковые периоды.
  2. Не исключено, что это «просто такой вот человек». Он так мыслит и так коммуницирует всегда и со всеми. Когда матом или через губу разговаривают, потому что были сложные родители. Или это его личный способ поддерживать свое эго. Или дефицит важных нутриентов, зашкаливающий кортизол и иной гормональный дисбаланс и так далее.
  3. Иногда абьюз и газлайтинг бывает разовой стратегией на конкретный период времени, когда боссу нужно добиться конкретного результата — от вас или для себя.

Все вышесказанное не оправдывает токсичного человека ни на йоту, а лишь подтверждает, что дело не в вас, а в нем. Хотя большинство жертв токсичных боссов ищут проблему в себе.

Вот несколько почти дословных цитат из коуч-сессий с клиентами, чьи запросы касались абьюза на работе:

  • «Что мне делать по-другому, чтобы он изменил свое поведение?»
  • «Я выжат, не хватает сил. Но мне надо резко усилиться и понять, как достичь более крутого результата, потому что я, видимо, не справляюсь!».
  • «Да, я знаю про такой его характер, но у нас все так живут, я ничего с этим не сделаю, мне надо просто понять, как выдержать еще год в этой ситуации».
  • «Я никогда не задумывалась о том, что такие его слова и крик — это плохо и придирки. Думала, это такое дружеское проявление, подколы, мы же семья».
  • «Мне надо собраться и освоить тайм-менеджмент, я не успеваю и не уделяю время семье».

Как противостоять токсичному боссу

Можно ли бороться с токсичным боссом в конструктивном «правовом» поле? Пожалуй, есть способы:

1. Максимально, насколько это только возможно, переведите все коммуникации в письменный формат. Так у вас будут подтверждения того, какие именно распоряжения давал босс, какие ставил задачи, какая была обратная связь. К тому же в письменной речи босс наверняка будет больше себя контролировать и избегать оскорбительных пассажей в ваш адрес.

2. В устной коммуникации старайтесь общаться с боссом при свидетелях, а в совсем вопиющих ситуациях включайте диктофон.

Правда, эти «свидетельства» пригодятся в случае серьезного конфликта с участием вышестоящего руководства или трудовой инспекции – в ситуации, когда вам придется быть готовым к войне с последующим вашим увольнением. Кроме того, вы должны понимать без всяких иллюзий: если компанию такой босс устраивает, а он устраивает, раз давно работает и абьюзит всех подряд, вряд ли вы выиграете эту войну и свергнете его.

Если в остальном работа вас устраивает и вы хотите только избавиться от разрушительного влияния токсичного босса, более правильной стратегией будет укрепление личных границ и эмоционального щита.

Краткая программа-минимум ваших действий

1. Когда вы просто заметили что-то подобное, не принимайте резких решений, для начала важно нормализовать свое внутреннее состояние. Никакие решения не принимаются в «эмоциональной яме». Что поможет: сон, нутрицевтики, массаж, дыхательные практики, ходьба 40 минут быстрым шагом на природе или на улице.

2. Защитите себя во время сложной коммуникации, если нет шансов общаться письменно, подготовьтесь к разговору эмоционально и рационально (аргументы). Например, вот пять установок, которые создают вашу психологическую защищенность и неуязвимость в переговорах с токсичным боссом.

Принимать как лекарство перед встречей:

  • Принять тот факт, что в мире бывают токсичные люди, жесткие переговоры, неприятные коммуникации и непотребное поведение других людей.
  • Держите фокус на желаемом результате. Вы пришли сюда не строить с ним отношения и не ради того, чтобы понравиться ему. Вы пришли за конкретным результатом — вот о нем и думайте.
  • Старайтесь иметь альтернативу. Вся ваша карьера, судьба или проект не должны зависеть от результатов этих переговоров или взаимодействия с токсичным боссом в целом. Чем больше на кону, тем труднее вам будет держать удар. Придумайте план Б и, надеясь на лучшее, будьте готовы к худшему. 
  • Включите легкий авантюризм или ощущение тренинга: в конце концов, небо не рухнет, даже если вы в конец разругаетесь с абьюзером, уйдете из компании, откажетесь от проекта. Представьте, что это такая игра, в которой вы как минимум научитесь чему-то новому, как максимум — победите, ну а если нет — то хотя бы получите опыт и не проиграете второй раз тем же способом на тех же граблях.
  • Будьте проактивными: любые слова и действия оппонента рассматривайте в контексте ваших следующих ответных шагов. Направляйте стресс на конструктивные действия, на защиту и контратаку. О том, «как он моооооог», подумаете позже. Когда все закончится.
  • Не думайте о том, как оппонент вас оценивает — оценивайте его сами! Почему ему можно, а вам нельзя?

3. Важно понимать, что в отношениях с токсичным боссом вы вряд ли сможете совершить революцию, свергнуть его и победить. Поэтому сфокусируйтесь на том, чтобы выстоять в моменте, прямо тогда, когда босс орет на вас благим матом, обсуждает ваш пол, сексуальность или мужественность, ум или итоги квартала.

Что для этого делать:

  • Выйти — по возможности, физически выйти из помещения, из коммуникации. Подумать о том, что сейчас с вами происходит и насколько это адекватно? По-хорошему надо принять решение — оставаться или уходить, мириться или бороться. Но принять решение мы можем, только выйдя из ситуации. А не тогда, когда на нас орут.
  • Не замалчивать ситуацию, а обсудить — с HR-департаментом, с близким адекватным коллегой, с коучем, с психологом. К сожалению, жертвы таких абьюзеров зачастую считают, что они преувеличивают проблему, что они не так поняли или не то услышали, что ничего плохого токсичный босс, может, и не имел в виду. Взгляд со стороны поможет посмотреть правде в глаза: босс — невменяемый абьюзер, и никак иначе это трактовать нельзя.
  • Не пытаться «исправиться»: не искать ошибки в своем поведении, не пытаться понять, что вызывает у босса такую реакцию. Дело не в вас. «Наверное, я что-то не так делаю, если я изменюсь, он перестанет так себя вести». Жертва начинает работать не над исправлением ситуации, а над исправлением своего «неугодного» поведения. Но это можно делать бесконечно! Потому что — еще раз — дело не в вас.
  • Стабилизировать внутреннее состояние, успокоиться, не дать себя разрушить. Мне, например, помогает взять паузу, отдохнуть, выйти из коммуникации, не важно, из кабинета или из «зума».
  • После токсичной коммуникации обязательно дайте себе восстановиться, отдохнуть, переключиться.
  • Переводить такие коммуникации в конструктив сложно, но можно. Это уже отдельная тема для обсуждения. 
  • Принять решение об уходе или поиске другого места, если это повторяется.

В 2018 году слово «токсичный» стало словом года по версии Оксфордского словаря. Так что вы точно не одиноки в своем противостоянии токсичному руководителю. А раз вы не одиноки — значит, кто-то уже нашел способы выживать в столь неприятной ситуации.

Вам остается только набраться решимости и воспользоваться этими советами.

Читайте также:

Комментарии
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Как спастись от токсичного босса? В статье об этом ни слова. Да, и сложно ждать чего-то нового или готовых рецептов. Ответов, из века в век несколько и все они меняются или дополняются.  В зависимости от нравственной/моральной/духовной заполняемости или пустоты. Все люди. И, токсик-босс не исключение. А, избавиться просто. От варианта набить морду и уйти до полного игнора. Однако, все зависит от внутренних сил конкретного человека. Главное -- делать своё дело и, будь что будет. А, мудаков и среди высших эшелонов полно. Не нравиться -- уходи. Цепей-то нет.

Генеральный директор, Москва

Все сезоны сериала House M.D. именно об этом. Там много хороших примеров практически всего, что описывается в статье.

Но из того, что всегда работает так, как хотелось бы, сразу соглашусь с 

... более правильной стратегией будет укрепление личных границ и эмоционального щита.

 

 

Генеральный директор, Москва
Не пытаться «исправиться»: не искать ошибки в своем поведении, не пытаться понять, что вызывает у босса такую реакцию. Дело не в вас. «Наверное, я что-то не так делаю, если я изменюсь, он перестанет так себя вести». Жертва начинает работать не над исправлением ситуации, а над исправлением своего «неугодного» поведения. Но это можно делать бесконечно! Потому что — еще раз — дело не в вас.

Наверное один из самых опасных советов, который может дать карьерный консультант!

Хотелось бы услышать от автора, проводил ли он анализ последствий, которые получали его клиенты? Или ему попадались только высокопрофессиональные и высокоморальные клиенты, которые во ВСЕХ конфликтных ситуациях были на 100% правы?

Хотелось бы в это верить, но не получается!

Мой многолетний опыт, как руководителя, так и консультанта, говорит о том, что в конфликтах, в большинстве случаев не бывает виновата, только одна из сторон.

В рамках консультаций, мне регулярно приходиться выслушивать жалобы клиентов на постоянные придирки и замечания к ним, со стороны, как коллег, так и руководителей.

Многие из клиентов, подобное поведение на работе воспринимают, как факт агрессии, нарушение границ и давление.

При внимательном анализе таких ситуаций выясняется, что иногда подобное поведение коллег действительно обусловлено лишь некой личной неприязнью, тех или иных сотрудников.

Но в большинстве случаев, разбор подобных ситуаций показывает обоснованность претензий и замечаний.

Конечно, легче обвинить во всех конфликтах кого-то и их неадекватное отношение к вам, но к сожалению, это не ни шаг не приближает вас к настоящему искоренению проблемы.

При озвучивании претензии нужно постараться выслушать ее, сохраняя самообладание. Вы должны понимать, что, сорвавшись и слишком эмоционально на нее отреагировав, вы в любом случае не добавите себе никаких плюсов, а только выставите себя в неблагоприятном свете.

Если претензия не обоснована, вы должны спокойно и аргументировано доказать свою правоту. Если же она обоснована, то вы должны продемонстрировать свое понимание и свою готовность ее исправить.

Любые подобные нападки и замечания, надо использовать как стимул к собственному совершенствованию.

Как это и не покажется парадоксальным, но иногда только подобная злая критика может помочь человеку открыть глаза на реальное положение вещей так как друзья или близкие люди, даже при наличии действительной проблемы, могут тебе ничего не сказать, кто-то из вежливости, кто-то из страха тебя обидеть.

Указали вам на ошибку? Отлично! Начните более внимательно и вдумчиво относиться к своей работе. Отточите свои действия. Повысьте свои навыки и умения.

Даже если вы хороший специалист, то это не повод прекращать заниматься собственным саморазвитием.

Станьте еще лучше. Это поможет вам, как в этой организации, так и в любой другой, если придется из этой уходить.

Я всегда и всем говорю:

Знания – это, единственное, что у вас никто и никогда не сможет отобрать.

Занимаясь своим самосовершенствованием, вы «убиваете сразу двух зайцев» - повышаете свою стоимость на рынке труда и одновременно повышаете свою самооценку и уверенность в себе.

Поэтому, не принимайте близко к сердцу все претензии и нападки со стороны коллег и начальства, а сортируйте их, а затем используйте в качестве стимулятора для своего личного развития.

Менеджер по закупкам, Москва

Единственный раз в моей трудовой биографии было такое явление, в виде "просто такого вот человека". Задним числом думаю, что оно случилось потому, что нанимал меня на работу не непосредственный руководитель, а директор компании. А в первый рабочий день я встретила ЕГО. Причем выглядел товарищ абьюзер милым молодым человеком, но именно что "с покерфейсом критиковал мой пол, мои способности к достижению успеха", а когда точно никто не слышал - шептал мне оскорбления. Реально, не шучу. Начал практически сразу.

Тем не менее, я проработала в компании полтора года. Мой секрет успеха был прост - я старалась ставить его на место, то есть не молчала в ответ на все это безобразие. Если бы я этого не делала, даже не знаю, до каких рубежей он мог бы дойти. А так, учитывая, что не он меня нанимал, он просто не мог меня уволить. И кроме того, от меня напрямую зависели его показатели, поэтому в "горячую пору" иногда мы превращались в команду, и, забыв на время об отношении друг к другу, делали работу как надо (отдел собственно состоял из нас двоих).  

Оглядываясь назад, и сравнивая это "чудо" со всеми остальными руководителями, которые мне встречались, я недоумеваю, конечно, потому что контраст огромный -  видимо, таких в нормальном бизнесе не очень много (к счастью). Вывод делаю следующий - хочешь избежать подобных ситуаций, знакомься с непосредственным начальником на собеседовании обязательно. 

 

Директор по продажам, Тольятти
Олег Шурин пишет:
Поэтому, не принимайте близко к сердцу все претензии и нападки со стороны коллег и начальства, а сортируйте их, а затем используйте в качестве стимулятора для своего личного развития.

Уважаемый Олег,

Вы затронули очень важную тему внутреннего отношения к критике.

Она плохо проработана в нашем обществе.

Этот недостаток начинается с неумения различать личность, её слова, её дела и её отношение. Если человек допустил ошибку или произнес некую неудачную мысль, то в большинстве случаев ему вместе с описанием его ошибки или опровержением слов предъявляется обвинение в том, что он лентяй/дурак. Не "ты ошибся, это нехорошо для нас", а "ты плохой и поэтому ошибся". Не "ты сказал глупость и вот почему это глупость", а "ты дурак, оттого несешь глупости".

Из этого вытекает состояние и поведение критикуемого. Если ему говорят, что он лентяй и ошибается/дурак и несет чушь, то есть ли у него позитивная установка? Нет, исправить себя-лентяя или себя-дурака сложно и не каждому по силам. Да и признать себя таковым невозможно практически никому.

Даже в случае, если ему не ставят в вину его личные качества, а указывают на неприятные последствия его действий или неуместные слова, он воспринимает этот как личное обвинение в лености/глупости. Потому что он с детства привык, что любая критика - это критика его личности и никак иначе. Ведь так было всегда. "Ты плохой, не убрал игрушки". "Ты дурак что ли, такое написать в дневнике", "Ты что, идиот, не мог уступить места старушке", "Что ты несешь, ватник/либераст".. Ну и тп.

Поэтому критикуемый человек зачастую встает в глухую оборону или срывается во встречную агрессию, отрицая критику сходу, без разбора ея обоснованности и уж тем более без каких-то выводов в отношении себя, своего поведения или своих слов.

В итоге вместо разбора ситуации и устранения последствий - конфликт, ссора или "шум, стрельба и дикие крики" (С) ММЖ.

Правильная техника критики направлена на факт и последствия ошибки или смысл неудачных слов, а не на личность, которая к сему причастна. Правильная техника разбора ошибки содержит в себе анализ причин косяка, а не поведения допустившего его сотрудника, разбора ошибочности тезиса, а не обвинения оппонента в причастности к группе врагов народа. Правильная техника критики ошибки заканчивается выработкой решения для предотвращения косяков в будущем, разбор неточного тезиса должен завершаться корректным доказанным заключением о сущности его неточности.

А уж умение извлекать из любой критики личную пользу или направление совершенствования деятельности своей компании (как советует опытный Олег Шурин) - это высший пилотаж.

 

 

 

Системный администратор, Москва

Простите, а если способности к достижению успеха отсутствуют, на сколько надо поднимать зарплату?
Эта фраза прям резанула глаза.

В остальном- узнал предыдущее место работы. С моей стороны была своего рода итальянская забастовка. Но это было неосознанно. Выгоревший мозг работал на минимуме. Претензии ко мне рушились сразу, ибо работа все-же сделана. Но сделана лениво. Конфликт прям в воздухе витал. Это было даже забавно- наблюдать за потугами руководителя. Но менее забавно было наблюдать нарушения сна, да и в целом явно ухудшающееся состояние. Спасибо супруге за терпение и мудрость выдержать это и способность поддерживать меня. 

В итоге уволился и устроился в компанию с адекватными и зрелыми людьми. За первые полгода здесь я продвинулся в личностном и профессиональном плане в разы сильнее, чем с токсичным коллективом за те 15 месяцев.

не надо воевать с такого рода руководителями. Да, "я ещё молод, я все успею", но тратить время на кретинов не стоит.

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:

Вы затронули очень важную тему внутреннего отношения к критике.

Она плохо проработана в нашем обществе.

Поэтому критикуемый человек зачастую встает в глухую оборону или срывается во встречную агрессию, отрицая критику сходу, без разбора ея обоснованности и уж тем более без каких-то выводов в отношении себя, своего поведения или своих слов.

В итоге вместо разбора ситуации и устранения последствий - конфликт, ссора или "шум, стрельба и дикие крики" (С) ММЖ.

 

Тут Вы безусловно правы. Люди часто не хотят воспринимать, даже конструктивную критику, а если они будут еще в качестве оправдания своего поведения, будут ссылать на подобный совет консультанта, то в большинстве случаев, это приведет к печальным для них карьерным последствиям.

Конечно, свои границы и свое достоинство нужно отстаивать, но только после того, когда это действительно границы и достоинство, а не больное самолюбие и самомнение.

Могу скаазть, что часто люди приходят на консультации, не столько реально решить существующую проблему, сколько получить от консультанта подтверждение правильности своей позиции. И при этом они всегда держат в голове принцип

Генеральный директор, Москва

Т.к. я трезво осознаю свои возможности,  то очень хорошо отношусь к конструктивной критике и примерам из чужого опыта т.к. они помогают мне развиваться и делают мой кругозор еще шире.

Поэтому хотелось бы от читателей поставивших дизлайки на мой пост, получить более развернуьтые комментарии, с объснением, с чем конкретно они были не согласны.

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Валерий Андреев пишет:
А, мудаков и среди высших эшелонов полно. Не нравиться -- уходи. Цепей-то нет.

Что греха таить, за свои деньги "боссы" зачастую кроме работы хотят получать и неуказанные в служебном расписании удовольствия. Поэтому с моей точки зрения поступать следует двумя путями - если ты заслужил критику. просто форма не та - это одно. Можно будет сильно потом попросить босса не материть тебя на людях или не бить так больно по голове. А если это просто от скуки - типа пошутить для хорошего настроения - тут ситуация другая. Либо терпеть (не знаю за чем, причины могут быть) - либо нет. Просто сказать в присутствии всего коллектива - "ещё один такой наезд - пишу заявление" - вполне эффективно.  Конкретно в отношении меня никто из начальства никакого хамства не позволяет уже лет 30 - видимо не заслуживаю, а вот среди клиентов бывают очень разные персонажи. Им тоже иногда необходимо намекнуть, что рынок огромный и свободный, и он за свои деньги покупает только продукт а ничего больше. Так что всё по обоюдному согласию - кто то монетизирует своё унижение - кто то готов за сохранение чувства собственного достоинства платить определённую цену

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:

Так что всё по обоюдному согласию - кто то монетизирует своё унижение - кто то готов за сохранение чувства собственного достоинства платить определённую цену

Тут Вы правы. В основном, людей заставляет мириться с абюзем неадекавтного руководителя, страх потери работы. Вернее страх последствий потери работы в условиях экономической неопределенности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян не довольны своей зарплатой

Четверть опрошенных хочет добиться повышения на сумму более 50 тыс. руб.

6 из 10 россиян жалуются на переработки

Лишь 3 из 10 россиян работают строго по графику без переработок.

Россияне назвали главную мотивацию для работы

Выбирая между прибавкой к зарплате или повышением в должности, большинство россиян выберут деньги.