Что будет, если сотрудников сделать партнерами бизнеса? Кейс «Пятерочки»

В чем суть партнерского подхода

Развитие культуры партнерства – это один из наших фокусов на ближайшие годы. Суть такого подхода состоит в следующем: компания предоставляет сотруднику инструменты и полномочия для того, чтобы он мог влиять на бизнес-результаты, решая при этом свои профессиональные и карьерные цели. Культура партнерства – это про новые возможности, ответственность, доверие и результат.

Партнерство – то, на чем строятся многие связи. Например, дети выбирают партнера по играм, исходя из того, насколько им будет интересно вместе; в спорте или танцах партнеры в идеале должны совпадать по уровню подготовки, силы, тренированности, а в бизнесе – разделять друг с другом ответственность, обязанности и права. В любом случае партнер – это тот, кто всегда напрямую заинтересован в процессе и результатах.

Так мы сформулировали основные посылы, которые, на наш взгляд, отражают партнерский подход:

  • Сотрудник понимает, как он может повлиять на бизнес-результаты компании.
  • Компания предоставляет больше полномочий, возможности сопоставимы с ответственностью.
  • Компания дает сотруднику инструменты, помогающие в достижении его профессиональных целей.
  • Кросс-функциональное взаимодействие строится на партнерском подходе.

Мы планируем развивать культуру партнерства на всех уровнях: операционном, коммуникационном, внутри отделов, в офисе, магазинах и распределительных центрах. Для распространения идеи партнерства мы используем внутренние и внешние каналы коммуникации, интегрируем ее в систему нематериальной мотивации и корпоративные мероприятия.

Если говорить точнее, то культура партнерства – это стиль мышления, который предполагает инициативность, лидерство, поиск решений, ответственность за результат.

Расскажем о двух инициативах, с помощью которых мы продвигаем культуру партнерства в компании.

«Директор-партнер»

В рамках культуры партнерства планируется реализация сразу нескольких больших проектов, один из них – «Директор-партнер». Это новая модель управления, при которой директора магазинов получают намного больше полномочий, чем у них было раньше, и действуют как партнеры бизнеса: устанавливают план продаж, исходя из цели по EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации и расходов на аренду), самостоятельно набирают команду и меняют график работы, решают, какие закупать товары и в каком количестве, инициируют маркетинговые акции и так далее.

Они могут внедрять в магазинах дополнительные «фишки», если это обосновано – ставить кофемашины, соковыжималки, постоматы, открывать отделы выпечки и кассы самообслуживания. Таким образом они могут влиять на свой доход и доход работающих в их команде сотрудников, но при этом имеют надежный тыл – в виде крупной компании.

Осенью прошлого года мы протестировали партнерский подход в управлении в 16 магазинах Москвы, Подмосковья, Кирова и Воронежа, половина из которых показали положительную динамику. Максимальный прирост EBITDAR в одной из «Пятерочек», которая участвовала в проекте, относительно контрольных стандартных магазинов составил 18%. По результатам пилота принято решение о масштабировании проекта – этой весной он расширен до 149 магазинов, до конца 2022 года их количество вырастет до тысячи.

Перед участниками стоит цель: сделать так, чтобы в их «Пятерочку» регулярно приходили гости, и выполнять финансовые показатели с максимальной прибылью. Помимо своей стандартной системы мотивации партнеры получают премию по итогам года, на размер которой они могут влиять самостоятельно, выполняя и перевыполняя плановые показатели. Если потребуется, они могут попросить у компании дополнительное обучение, и мы это обеспечим.

Мы планируем, что такой подход за счет самоорганизации и более плоской структуры сможет повысить автономность магазинов и увеличить темпы роста операционной эффективности.

Конечно, для участия в таком проекте подходили не все руководители. Поэтому мы определили нашего идеального участника так: это директор магазина, который работает на руководящей должности не менее полугода, плюсом будет, если у него есть предпринимательский опыт.

Также оценивается результативность того магазина, которым управляет директор (выполнение плана по товарообороту, нормативов по потерям, текучести и комплектности персонала), а также экспертность директора в своем макрорегионе (включает несколько регионов), то есть насколько высоко его навыки, компетенции и эффективность оценивает менеджмент того региона, где он работает. Основной критерий – мотивация и личное желание директора работать по новой модели.

«Премия за ошибку»

Еще одна активность, продвигающая культуру партнерства, – проведение корпоративного конкурса «Премия за ошибку». Участники рассказывают об ошибках, совершенных во время рабочего процесса, методах их исправления и о том, какой количественный или качественный эффект это принесло бизнесу.

Основная идея – не просто вовремя замечать и признавать ошибки, но и извлекать из этого практическую пользу путем анализа и критического взгляда как на существующие процессы, так и на новые.

Это помогает компании становиться еще более эффективной, находить максимально действующие практики улучшения бизнес-процессов, выстраивать с сотрудниками партнерские отношения, а сотрудникам, в свою очередь, – делиться позитивным опытом с коллегами, понимая, что ошибки – часть рабочего процесса, получать обратную связь от руководителей, топ-менеджмента сети.

В первый раз мы собрали более 220 историй, которые оценивали руководители компании. В итоге были выбраны два победителя, их истории мы опубликовали на внутренних ресурсах компании, отправили через электронную рассылку и сделали о финалистах новость в мобильном приложении.

Опыт грамотного исправления ошибок, который получили сотрудники, компания использует в работе. Конкурс понравился сотрудникам, мы собрали положительные отзывы, его актуальность для компании подтвердили руководители, поэтому «Премия за ошибку» будет проводиться на регулярной основе – два раза в год.

Выводы

Культура партнерства может быть полезна бизнесу и сотрудникам тем, что:

  • Культура партнерства – это про новые возможности, ответственность, доверие и результат.
  • Развивать культуру партнерства стоит сразу на всех уровнях, использовать разные каналы коммуникации.
  • У сотрудника есть понимание, как он может повлиять на бизнес-результаты компании, а компания дает сотруднику больше полномочий и инструменты, помогающие в достижении профессиональных целей.

Читайте также:

Перспективна ли идея давать сотрудникам полномочия партнеров?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Самара

Очень интересный опыт. С любопытством жду результаты этого эксперимента  лет через пять. Прогнозирую, что реальные - не pr для публикации, результаты будут негативными. Об этом же говорит и статистика начального этапа: из более чем 16 000 магазинов было отобрано 149 (первоначально вообще 16) - менее процента. Наверняка, отбирали лучшие из лучших, хотя для тестирования идеи надо было взять разные, в том числе и со слабыми директорами. И из этих лучших лишь 50% получили положительную динамику по операционной прибыли (EBITDAR).

Мой опыт внедрения широкого партнерства сотрудников отрицателен. Интеллект, компетенции и эгоцентризм многих сотрудников (даже руководителей среднего звена) не позволяют понять степень и инструменты своего влияния на финансовые результаты. Это раз. Второе - 70% сотрудников работают не ради результата, а ради стабильности. И, видя в магазинах директоров Пятерочек - замотанных, с потухшими глазами, не думаю, что там иная ситуация.

Наталья, было бы здорово, чтобы в комментариях Вы без корпоративного ура-патриотизма рассказали о подводных камнях этого интереснейшего и очень неоднозначного проекта. И, возможно, мы бы Вам что-то дельное посоветовали - всё-таки реальный управленческий опыт тут у многих не маленький.

 

Генеральный директор, Украина

Автор, видимо, не анализирует то, что пишет. Цитата:

"Осенью прошлого года мы протестировали партнерский подход в управлении в 16 магазинах Москвы, Подмосковья, Кирова и Воронежа, половина из которых показали положительную динамику". 

В переводе на русский язык - практика не подтвердила эффективность предлагаемого автором подхода...

 

Системный аналитик, Екатеринбург
Александр Егоршин пишет:
Второе - 70% сотрудников работают не ради результата, а ради стабильности. И, видя в магазинах директоров Пятерочек - замотанных, с потухшими глазами, не думаю, что там иная ситуация.

Согласен, все эти намеренные или случайные вовлечения в партнёрство - как правило ведут к негативу. Мы пришли в найм не для того, чтоб внезапно оказаться в шкуре предпринимателей... самое интересное, что зачем превращать директоров магазинов во франчайзи? Те, кто в рамках большой компании сумел как-то хакнуть систему и получать для своего магазина какие-то дополнительные плюшки - итак успешно работают и получают премии, а остальные, как не стремились к этому, так и вряд ли начнут. 

Особенно, если учесть постоянную нехватку персонала в фуд-ритейле, там и замы, и директора магазинов - итак загнаны и вынуждены, словно мелкие ипэшники - тащить на себе и склад, и кассу, и зал, а тут ещё и о бизнесе думай

Руководитель, Москва

исходя из цели по EBITDAR

вот так корпоративный манипуляторы подменяют цели сотрудника целями компании ;) . Почему сотруднику эта цель важна? 

«Директор-партнер»

Он может поменять локацию, размер маганина, поставщиков, ассортемент? 

 выполнять финансовые показатели с максимальной прибылью

Это как? какова иерархия финансовых показателей? Как можно повысить ликвидность с "максимальной прибылью"?

Руководитель, Москва

(выполнение плана по товарообороту, нормативов по потерям, текучести и комплектности персонала)

А какже EBITDAR? что важнее? 

 Помимо своей стандартной системы мотивации партнеры получают премию по итогам года, на размер которой они могут влиять самостоятельно, выполняя и перевыполняя плановые показатели. 

Обычная система компенсаций (даже не мотивации) по КПЭ. Но манипулируете красиво. Согласен. 

Культура партнерства может быть полезна бизнесу и сотрудникам тем, что:

  • Культура партнерства – это про новые возможности, ответственность, доверие и результат.
  • Развивать культуру партнерства стоит сразу на всех уровнях, использовать разные каналы коммуникации.
  • У сотрудника есть понимание, как он может повлиять на бизнес-результаты компании, а компания дает сотруднику больше полномочий и инструменты, помогающие в достижении профессиональных целей.

Это не культура партнерства, это довльно грамотная система КПЭ и хорошие манипулятивные скилы тех кто ее продал персоналу. 

Управляющий партнер, Москва

Со многими комментариями выше я согласен. 
Есть нестыковки в описании этого кейса.
Можно интерпретировать и так, как написали коллеги.

Однако можно попробовать посмотреть с другой стороны.
Этот опыт - одна из первых ласточек изменения подходов к управлению в крупной розничной сети.
Безусловно будет много проблем, потому что этот подход входит в прямое противоречие со сложившейся корпоративной культурой компании.
Более того, одна из наиболее острых проблем будет на стыке функциональных подразделений центрального офиса и конкретного магазина, переведенного на систему партнерства.
Потому что офис работает "по-старому"

С другой стороны изменения должны с чего-то начинаться.
"Безумству храбрых поем мы песню" Горький



Директор по развитию, Самара
Юрий Петров пишет:
В переводе на русский язык - практика не подтвердила эффективность предлагаемого автором подхода...

Именно так!

Директор по развитию, Самара
Александр Тимошин пишет:
Этот опыт - одна из первых ласточек изменения подходов к управлению в крупной розничной сети.

Александр, на самом деле, идея хороша! НО! - до уровня территориальных директоров, не ниже. Тердиректоры в Пятерочке управляют блоком от 30 до 80 магазинов, и полностью заточены на ебиду. И у них в руках все инструменты максимизации ебиды (опер.прибыль как-то привычнее всё-таки...), в том числе, в долгосрочной перспективе. Но директоры магазинов... не знаю. Пятерка устроена так, и это очень хорошая схема, что директорам магазинов, по сути, нужно просто четко следить за исполнением всех бизнес-процессов (они в Пятерке разработаны великолепно) - и тогда в магазине будет успех, и план, и ебида, и всё-всё. Давать директорам возможность самим разрабатывать планы - такая себе идея, не тот уровень. Поэтому, всё сведётся к формальности: директор будет говорить - "Вот такой план"; ему руководство ответит - "Нет, ты не вытягиваешь динамику ебиды, увеличивай цифру"; и он механически увеличит, будучи в душе не согласен с новой цифрой, и понимая, что в реале он ничего не решает. И всё - партнерство будет дискредетировано. 

Я же говорю - у меня был такой опыт, и там были руководители подразделений уровнем и компетенциями гораздо выше пятерочных директоров. И этот опыт был негативным: руководители ставили планы, исходя из реалий, а им финдир с собственником говорили - Не пойдёт, увеличивайте! В результате вся команда разбежалась.

Партнер, Москва

Бирюзовые организации существуют давно. Есть и в России. Вкусвилл и Wildberries по этой философии работают. Так что пятёрочка ничего нового не открыла. Но направление верное.

Директор по развитию, Самара
Максим Клемешов пишет:
Вкусвилл

На самом деле - нет. Только декларируется. Невозможно продуктовому ритейлу работать в бирюзе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Количество вакансий с частичной занятостью выросло на треть

За год средняя зарплата по вакансиям, предполагающим неполную занятость, в России увеличилась на 23%.

Названы самые инновационные банки России 2022 года

В «Сколково» проанализировали инструменты внедрения инноваций в банках, выявляя тех, кто активно работает со стартапами и инвестирует в новые технологии.

Три четверти компаний малого бизнеса стали больше платить сотрудникам

Большинство компаний сохранили или увеличили расходы на нематериальную мотивацию персонала.

Компания Michelin продала российский бизнес местному дистрибьютору

Это позволит сохранить 250 рабочих мест, большая часть из которых в подмосковном заводе Давыдово.