«Пятерочка» даст директорам полномочия собственников. Новости рынка труда

Новости рынка труда в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.

Если у вас есть новости на тему HR и рынка труда, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.

  1. «Пятерочка» расширит полномочия директоров
  2. 76% сотрудников могут поменять работу в 2022
  3. Boston Dynamics поставит роботов для DHL
  4. «Сбер» купит сеть магазинов «Стокманн»
  5. 65% россиян хотят на пенсии переехать на юг
  6. Skillbox и GeekBrains сократили 300 человек
  7. Почему россиянки боятся уходить в декрет
  8. 63% компаний в России реализуют программы ESG
«Пятерочка» расширит полномочия директоров

Сеть «Пятерочка» начала тестировать модель управления «Директор — предприниматель». В тестах участвуют 16 магазинов в Москве, Подмосковье, Кирове и Воронеже. Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж. От решений зависит премия директора, другой ответственности не будет, зарплаты сотрудников при этом не меняются. Премия может составлять от 1 рубля до 100% текущего дохода, она рассчитывается раз в квартал.

76% сотрудников могут поменять работу в 2022

В рамках международного исследования рекрутинговая компания Hays провела опрос с участием более 48 600 респондентов. Участникам задали вопрос, будут ли они искать новую работу в новом году: 76% респондентов заявили, что собираются этим заняться, другие 24% ответили, что таких планов у них нет.  В Hays отметили, что рынок вакансий в настоящее время находится в состоянии роста, компании заинтересованы в новых сотрудниках.

Boston Dynamics поставит роботов для DHL

Международная компания экспресс-доставки товаров и грузов DHL стала первым покупателем роботов Stretch от Boston Dynamics. Компании заключили многолетнее соглашение — DHL выплатит $15 млн, а Boston Dynamics поставит роботов на ее склады. Роботы будут работать на складах DHL в Северной Америке. Boston Dynamics представила робота-грузчика в марте 2021 года — он может перемещать до 800 ящиков в час и работает до восьми часов без подзарядки.

Робот-грузчик от Boston Dynamics

«Сбер» купит сеть магазинов «Стокманн»

Стороны подписали договор о намерениях, сделку планируют закрыть в первой половине 2022 года после инвестиционной проверки ритейлера. Сумму сделки не раскрывают. «Стокманн» выступит fashion-оператором на маркетплейсе и одновременно продолжит развивать и укреплять собственный бизнес, в том числе за счет инфраструктуры «Сбермегамаркета» в онлайн-торговле. «Стокманн» управляет в России 12 магазинами в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске.  «Сбер» купил маркетплейс goods.ru в апреле 2021 года и переименовал его в «Сбермегамаркет».

65% россиян хотят на пенсии переехать на юг

Сервис «Работа.ру» и СберНПФ провели исследование и выяснили, что две трети жителей России (67%) готовы к переезду в другой город после выхода на пенсию. Самыми популярными местами для жизни в пожилом возрасте стали Москва (ее выбрали 32% респондентов), Сочи (27%), Санкт-Петербург (26%), Ялта (21%), Краснодар (17%) и Калининград (14%). Еще 14% опрошенных отметили готовность встретить пенсию в Екатеринбурге, 13% выбрали Иркутск, а 11% — Новосибирск.

Skillbox и GeekBrains сократили 300 человек

Увольнения происходят из-за оптимизации бизнеса, заявил изданию «Ведомости» представитель Skillbox. Сокращения штата в компаниях прошли в ноябре — декабре 2021 года. Представитель Skillbox заявил изданию, что часть сотрудников покинула компании из-за «объединения дублирующихся функций» (после объединения Skillbox и GeekBrains под руководством VK). Сотрудники уволились по собственному желанию, из-за отказа от продления договора и по другим причинам, добавил представитель. Компания отказалась раскрыть число ушедших работников.

Почему россиянки боятся уходить в декрет

Сервис «Зарплата.ру» провел опрос среди трудоустроенных россиянок и выяснил, что больше четверти женщин боятся потерять работу из-за ухода в декрет. Также половина опрошенных опасается финансовой нестабильности на период родов и отпуска по уходу за ребенком. Работающие женщины назвали и другие тревоги, которые омрачают декретный отпуск: 

  • потеря хорошего дохода — 26,2% 
  • утрата опыта или квалификации — 6,8%
  • замена их более перспективными сотрудниками — 5,8%
  • разрушение карьеры — 3,9%
  • проблемы с начальством — 2,9%
63% компаний в России реализуют программы ESG

Компания Hays в России и Русская Школа Управления провели опрос руководителей и сотрудников российских компаний, чтобы выяснить, насколько эта тенденция выражена в нашей стране и как бизнес относится к вложениям в устойчивое развитие. Краткие выводы:

  • В большинстве компаний реализуются программы устойчивого развития. В 37% случаев речь идет об отдельных инициативах и в 28% — о комплексных стратегиях. 
  • 54% руководителей уверены, что программы устойчивого развития улучшают имидж их компаний. 
  • В 40% компаний есть корпоративные благотворительные проекты.
Вы бы хотели иметь полномочия собственника бизнеса, будучи наемным сотрудником?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Пятёрочка запускает очень важный проект, нечто подобное делали с сетью "Авокадо", где предпринимателей не поглощали франшизой, а только давали возможность получить консультацию по товару и дизайну магазина, не заставляя выкупать всю продуктовую матрицу.

Вариант с Пяторочкой интересен, как вариант реализации принципов Оранжевой компании в рамках красной компании X5. Это показатель того, что бизнес развивается в правильном направлении.

Руководитель группы, Москва

Странно, я всегда думал, что это и есть полномочия директора, но не собственника:

"Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж".

Директор по развитию, Самара
Сергей Лозинский пишет:

Странно, я всегда думал, что это и есть полномочия директора, но не собственника:

"Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж".

Работал в Пятерке. Ситуацию знаю не понаслышке.

Директор магазина в Пятерочке сейчас - суть существо абсолютно бесправное, по рукам и ногам связанное инструкциями, регламентами и бизнес-процессами. Шаг влево-вправо - жесткое наказание. Команду подбирает hr-служба, охрану - служба безопасности, закупку товаров регулирует ИИ на базе бигдаты (и обычный человек, будь он хоть семи пядей во лбу, с этим просто не справится - номенклатура огромна).

Попытка радикально изменить роль директоров магазинов очень интересна, но вангую, что эксперимент будет неудачным, так как:

а) На должность директора-"собственника" должны приходить совершенно другие люди, компетенции и мышление которых стоят на порядок дороже (а Пятерка не готова платить такие деньги обычным директорам);

б) Изначально ошибочна мотивация: собственники получают доход от прибыли, а директорам платится сейчас, и предполагается платить в виде премии от 0 до 100% текущего оклада. Таким образом, у директора появляется разрыв между основным критерием эффективности бизнеса - его прибыльностью, и личной мотивацией. Именно мотивация топов на чистую прибыль (у меня, например, был опыт, что не просто на любую прибыль, а на рентабельность по чистой прибыли - например, мотивация появляется только от рентабельности в 20% и выше, до этого голый оклад) побуждает управленца мыслить комплексно, регулировать не только продажи, но и затраты на всех этапах их возникновения, инвестиции в развитие, максимизируя тем самым доход бизнеса в любых ситуациях и на долгосрочную перспективу. 

Оценивая в целом в Пятерочке систему жесткого вертикального сегментирования отвественности и регулирования сверху всего и вся с помощью регламентов, считаю такой метод управления этим ритейловым гипермонстром единственно верным и возможным. Передача ответственн6ости "на места" - это очень долгосрочный проект, реализуемый только через внутреннюю школу воспитания самостоятельных и отвественных руководителей, и возможность передачи ответственности только самым успешным выпускникам этой школы.

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:

Передача ответственн6ости "на места" - это очень долгосрочный проект, реализуемый только через внутреннюю школу воспитания самостоятельных и отвественных руководителей, и возможность передачи ответственности только самым успешным выпускникам этой школы.

Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Евгений, как школа могла бы работать - это надо думать, а мне за это не заплатили пока :) Заплатят - придумаю. По поводу критериев - он один: воспитание руководителя, который любое управленческое решение, любое действи команды пропускает через призму оценки прибыльности. То есть, руководитель постоянно думает - сколько денег, и с какой рентабельностью, принесет то или иное действие команды. 

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Евгений Равич пишет:
Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Евгений, как школа могла бы работать - это надо думать, а мне за это не заплатили пока :) Заплатят - придумаю. По поводу критериев - он один: воспитание руководителя, который любое управленческое решение, любое действи команды пропускает через призму оценки прибыльности. То есть, руководитель постоянно думает - сколько денег, и с какой рентабельностью, принесет то или иное действие команды. 

Допустим.

Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

С точки зрения стратегии компании цели могут быть и другими, начиная с долговременных.

Вы не видите здесь противоречий?

Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

Почему прогнозы? Смотрите - есть четкая статистика решений, уже давших результат. На этих кейсах и будут учиться "студенты". Экзамен - 10 кейсовых задач в области кадровых, оргаизационных, ассортиментных, логистических и прочих решений, которые должны быть решены "студентом" с точки зрения оптимизации прибыльности магазина (кем-то они уже были решены на практике). Причем пару задач с хитринкой - в моменте, сейчас, прибыль в результате решения упадёт, но уже в среднесрочной перспективе приведёт к росту рентабельности, допустим, в два раза. Ну а потом три месяца стажировки в проблемном, низкорентабельном магазине: поднял за это время рентабельность на 30% (вполне реальная динамика за 3 месяца) - сдал экзамен, получи статус "директора-собственника" (но с мотивацией от операционной прибыли магазина).

Это вполне реальная схема, я так обучал региональных директоров в розничной компании. До руководителей магазинов не дошел, так как задачи такой не видел. Но с регионалами получилось очень хорошо: при росте продаж в 2 раза, рентабельность утроилась.

Конечно, обучение должно строится на принципах, соответствующих стратегии компании. Но это, повторюсь, уже детали, над которыми надо думать :)

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Евгений Равич пишет:
Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

Почему прогнозы? Смотрите - есть четкая статистика решений, уже давших результат. На этих кейсах и будут учиться "студенты".

Это слишком просто. Обучение менеджеров на примерах с известными входными данными, правильными ответами и подробным разбором деталей безусловно необходимо - на первом этапе обучения. То же справедливо для любой профессии. Нужно знать, на какие грабли не стоит наступать, и таких вариантов может быть очень много.

Но суть работы менеджера - не администратора - в принятии решения в условиях неопределенности и неполной информации. Тем более - менеджера высокого уровня. Большая розница в этом плане - тяжелый случай, слишком много факторов, которые тяжело учесть, если мы об субоптимальных решениях.

Ну а потом три месяца стажировки в проблемном, низкорентабельном магазине: поднял за это время рентабельность на 30% (вполне реальная динамика за 3 месяца) - сдал экзамен, получи статус "директора-собственника" (но с мотивацией от операционной прибыли магазина).

Почему именно три месяца?

Конечно, обучение должно строится на принципах, соответствующих стратегии компании. Но это, повторюсь, уже детали, над которыми надо думать :)

Дьявол, как обычно, в деталях. Результаты работы некоторых крупных розничных сетей (и прочих сетей) это регулярно показывают.

Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Но суть работы менеджера - не администратора - в принятии решения в условиях неопределенности и неполной информации. Тем более - менеджера высокого уровня. Большая розница в этом плане - тяжелый случай, слишком много факторов, которые тяжело учесть - если мы об оптимальных решениях.

В нашем случае - важно научить менеджера хотя бы мыслить категориями эффективности бизнеса. Уверен, что директор магазина в этом эксперименте не будет брошен на произвол и пущен в абсолютно свободное плавание - все службы будут ему помогать и предоставлять информацию и аналитику для решений.

Но я с Вами согласен абсолютно, и в своем первом посте это пишу: мой прогноз по этой идее негативный, так как мегарозница в принципе не предусматривает такой самостоятельности на уровне магазинов, технологически это невозможно. Поэтому, я просто потеоретизировал, что можно было бы попробовать пойти по этому пути в долгосрочной перспективе. Как тестирование гипотезы.

Аналитик, Москва
Михаил Боднарук пишет:

вариант реализации принципов Оранжевой компании в рамках красной компании X5. Это показатель того, что бизнес развивается в правильном направлении.

Пословица:
Кто о чём, а шелудивый о бане. :)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
McDonald's окончательно уйдет с рынка РФ и продаст российский бизнес

Имя, логотип и брендинг компании больше нельзя будет использовать в России.

В России в 2 раза вырос спрос на специалистов со знанием китайского языка

Логистика вошла в топ отраслей, которые испытывают потребности в сотрудниках, владеющих китайским языком.

Российские активы Renault перешли в госсобственность

На заводе Renault возобновят производство автомобилей под брендом «Москвич», заявил Сергей Собянин.

В России впервые с 1 марта выросло число безработных

В регионах усилены меры поддержки занятости в связи с ростом безработицы.