5 типов токсичных сотрудников: как их выявить и обезвредить

В каждом коллективе найдется сотрудник, который оказывает или пытается оказать негативное влияние на ход работы или настроение команды. Таких сотрудников называют токсичными. В этой статье мы с помощью руководителей компаний и HR-специалистов разберем некоторые типы токсичных сотрудников, которые часто встречаются на практике, и расскажем, как их нейтрализовать.

1. Помешанный перфекционист

Такие сотрудники готовы работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. У них высокие требования к себе и к окружающим. Часто такие сотрудники создают конфликтные ситуации из-за несобранности остальных сотрудников. Они будут всегда недовольны всеми, с кем работают. При неправильной занятости такие специалисты будет больше создавать проблемы, чем решать их.

«Помешанные перфекционисты хорошо работают с сотрудниками-перфекционистами, так как те тоже серьезно относятся к делам, за которые берутся, – говорит исполнительный директор «CRM Academy» Галина Духовная. – Их надо ограждать от тех, кто делает все долго и не отдает делу большое внимание. Им нужны интересные и сложные задачи, а потом всеобщее признание, поэтому важно хвалить такого сотрудника за сделанную работу».

2. Лентяй

Если первый вид сотрудника вездесущ, то лентяи вообще не спешат начинать что-то делать по работе. Они приходят с опозданием, стараются раньше всех уйти, выполняют поставленные планы на грани провала, не стремятся обучаться и совершенствоваться. Лентяи бывают агрессивные и пассивные. Если пассивные сами ленятся, то агрессивные склоняют к этому и других сотрудников.

Чтобы такие сотрудники начинали становиться эффективными, им необходим более сильный контроль. Ежедневные отчеты позволят отследить, что именно они делают весь рабочий день, и заставят их шевелиться (никто не станет сдавать отчет из 1-3-х дел руководству). Поможет и повышение для них минимального плана. Например, если минимальный план по звонкам у вас 10 в день, то повысьте его до 15, и сотрудник будет выполнять 14-15, что уже больше, чем 10.

3. Жертва

У таких сотрудников всегда все плохо. У них постоянные проблемы с родителями, детьми, здоровьем, временем, деньгами, возможностями и т. д. И если лентяи хотя бы приходят на работу, то эти постоянно с нее отпрашиваются по всяким «уважительным» причинам. Они любят и умеют давить на жалость. Жертвы часто морально истощают остальных сотрудников, так как пытаются погрузить их в свои проблемы.

«Таких сотрудников необходимо ограждать от коллектива, – говорит Галина Духовная. – Четкий план работы поможет им сконцентрироваться на делах, а несложные задачи не будут заставлять чувствовать себя подавленно. Лучше наделять жертв именно тем функционалом, в котором они являются профессионалами. Все новое же для них будет большим стрессом».

4. Любитель суеты

Такие люди могут гордо называться «душа компании»: они найдут общий язык со всеми и каждым, будут завсегдатаями посиделок на кухне, поддержат любой разговор, охотно дадут совет, даже если их не просят, поделятся историей из жизни. Словом, будут делать что угодно, кроме выполнения непосредственных рабочих задач.

«Наш опыт исследования рабочего времени говорит о том, что такой тип специалистов встречается в каждой организации, – говорит генеральный директор компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин. – И из-за того, что люди всегда на виду, может складываться ошибочное впечатление, что человек активен и в выполнении обязанностей. В одной крупной проектной организации после внедрения нашей системы была проанализирована эффективность работы небольшого отдела. И показатель одного сотрудника составил всего 13%! Задачи он решал чужими руками, предпочитая тратить свое время на фриланс и общение в соцсетях».

Такого человека надо загрузить задачами и четко поставить дедлайны. Привлекайте его как носителя корпоративных ценностей, как знатока проблем коллектива и как организатора корпоративной жизни.

5. Мастер мутить воду

Сплетни, слухи, разговоры за спиной, обсуждения чьей-то личной жизни – это все про него. Чаще всего, к слову, такие персонажи встречаются в женских коллективах.

Александр Бочкин привел пример из своего опыта: одной финансовой структуре помогали определять причины текучки в бэк-офисе. Руководство не понимало, почему перспективные сотрудники, неплохо показавшие себя на собеседованиях и защите тестовых заданий, внезапно писали заявление об увольнении по собственному желанию. Серьезных нарушений регламента не было обнаружено, зато выявились несколько странных «аномалий», связанных с перегрузкой новичков. Расспросив персонал детальнее, выяснили, что камнем преткновения стали старший бухгалтер и ассистенты, которые не только перекидывали пул своих небольших задач на новичков, но и создавали не самую дружелюбную атмосферу в команде.

С такими людьми стоит провести серьезный разговор с предупреждением и затем увольнять.

Как еще на этапе найма определить токсичного человека

1. Используйте валидное, надежное тестирование сотрудников при найме

«Это не психологический тест из глянцевого журнала, здесь требуется специальная подготовка сотрудников отдела кадров, – комментирует предприниматель Юлия Осипова. – Поэтому доступен такой метод скорее только крупным компаниям. Устанавливать причины «неприятного» поведения у не осознающего собственную токсичность человека противоречит социальной роли работодателя. А изоляция и доносы вряд ли позитивно скажутся на атмосфере в коллективе».

2. Составьте шкалу оценки сотрудников

В текущих российских реалиях руководителю необходима собственная шкала оценки сотрудников. В первую очередь по уровню лояльности к компании, от которой могут быть отклонения в позитивную или негативную сторону. Отклонениями в положительную сторону можно считать наличие у сотрудника помимо лояльности дополнительной мотивации к работе: нравится работа, работодатель, условия, видит перспективы.

Такая лояльность – это своеобразная «приверженность», которая в крайней форме «преданности» может даже тяготить работодателя. По словам Юлии Осиповой, негативное отклонение лояльности – «подруливание» (саботаж), вредительство, интриганство, мошенничество и т.д.

В соответствии с такой шкалой руководитель отказывается от психологических собеседований или разбирательств о причинах отклоняющегося поведения сотрудника, а ищет управленческие приемы для разрешения конкретной ситуации с конкретным сотрудником в зависимости от вида и степени угрозы компании и коллективу, а также для предотвращения и профилактики возможных негативных последствий. 

В том числе к таким приемам относится работа с имиджем токсичного сотрудника. Когда нет возможности предъявить сотруднику обвинения в отклоняющемся поведении, то допустимо сообщить ему о том, что у него в коллективе такой имидж. Если на прямые обвинения сотрудник может возражать, то спорить о наличии имиджа невозможно.

3. Выявите завуалированную агрессию

«Токсичное» поведение – это чаще всего завуалированная агрессия. С помощью грамотно продуманных вопросов выявить потенциально токсичных сотрудников можно достаточно быстро.

Не оставляйте возможность ответить уклончиво на каверзные вопросы. Финансовый директор компании «Гермес» Нармина Магеррамова привела примеры таких вопросов:

  • Что конкретно вам не нравилось на последнем или настоящем месте работы? Назовите как минимум 3-5 причин.
  • Чем больше всего вас раздражает его босс?
  • Опишите самый сложный конфликт в рабочей практике детально. Кто именно был инициатором? Как вы смогли его разрешить?

Если кандидат жалуется на своего предыдущего работодателя, то это уже очень настораживающий признак. Важно также, как кандидат описывает ситуацию.

Как нейтрализовать токсичных сотрудников

Партнер юридической компании Law&Commerce Offer Виктория Соловьева проанализировала свой опыт работы в разных коллективах и вывела правила, которым нужно следовать при выявлении токсичных сотрудников.

  1. Изучить ситуацию путем беседы с самим сотрудником, с его коллегами, выяснить мотивы поведения.
  2. Улучшить обстановку в коллективе, проводя корпоративные мероприятия, занимаясь наставничеством, приглашая независимого консультанта.
  3. Регламентировать рабочие процессы и перераспределять рабочую нагрузку. Периодически возникают ситуации, когда токсичное поведение вызвано недостаточной рабочей загрузкой. Больше работы – соответственно, меньше свободного времени на сплетни, интриги и прочее.
  4. Документировать факты ненадлежащего поведения и прорабатывать сценарии увольнения с юристами.

«Надо понимать, что токсичные люди — это те, кто имеет внутреннюю травму, которая не проработана, – говорит HR-специалист Юлия Шикарева. – Может, им не хватает внимания, и они хотят привлечь его с помощью постоянного нытья и позиции жертвы. Может, им кажется, что они не реализовались как личность и стараются возвысить себя над другими за счет манипуляций. Как бы то ни было, это травмированные люди, которые в таком состоянии просто не способны выстроить здоровые взаимоотношения с окружающими».

Если вы встречаете таких людей в вашем окружении, как правило, вы можете от них оградиться (если умышленно не хотите себе вредить). Если же такой человек встречается вам на работе, вы иногда не можете сократить общение. Потому что, например, ваш функционал напрямую связан с таким человеком.

Человек может помочь себе, только если действительно этого хочет. Перестать быть токсичным человеком можно, но нужно очень сильно захотеть и пройти сложный путь переосмысления своих поступков и жизни в целом. Это означает, что как бы вы не хотели помочь токсичному сотруднику, одного вашего желания мало.

Если вы, как руководитель, видите, что один из ваших сотрудников стал или начинает становиться токсичным, нужно действовать незамедлительно. Вам обязательно нужно с ним поговорить, чтобы постараться понять причину происходящего, а главное — готовность сотрудника меняться. Потому что если он не хочет — здесь вы бессильны. И каким бы важным и сильным не был этот человек в вашей команде, если он токсичен и не готов ничего менять, вам придется с ним расстаться.

Потому что каждый день, каждый час его взаимодействия с остальными негативно влияет на настроение каждого члена команды, на рабочую атмосферу и на работоспособность.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Санкт-Петербург

долгое время я сам увлекался такими типологиями, пока не убедился на опыте, что все зависит от ситуации. Человек может быть и лентяем, и перфекционистом, плохим, хорошим. Как бы сказал, И.М. Сеченов, все зависит от внешней среды и опыта взаимодействия с ней. 

Руководитель, Москва

1. Помешанный перфекционист

Такие сотрудники готовы работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

По моему это не таксичный, а замечательный сотрудник, а токсичным как раз является руководитель такого сотрудника, которые не дает ему работать на благо компании.. 

А как токсичность убрать - по сути два вариант, или уволить сотрудника или создать для него условия, про которых он предаст важный для него смысл его деятельности в компании.. 

Аналитик, Москва

"Токсичный". Придумают же!
И даже целые схемы под токсичных выстроены. Например, шкалу токсичности.

Ну а ведут такую шкалу, конечно, нетоксичные.

А ведь с точки зрения "лентяя" вокруг все перфекционисты. А перфекционист считает половину коллектива "жертвами". А если "любитель суеты" смог увлечь троих "лентяев"? Гнать такого?

IT-менеджер, Красноярск
Анатолий Курочкин пишет:

"Токсичный". Придумают же!
И даже целые схемы под токсичных выстроены. Например, шкалу токсичности.

Ну а ведут такую шкалу, конечно, нетоксичные.

А ведь с точки зрения "лентяя" вокруг все перфекционисты. А перфекционист считает половину коллектива "жертвами". А если "любитель суеты" смог увлечь троих "лентяев"? Гнать такого?

Я думаю, представления о токсичности других сотрудников сильно зависят от возраста наблюдателя. Если в начале карьеры, кажется что все вокруг - крутые, а я - нет, то есть: они - плюс, я - минус, то в середине, например, я - перфекционист - плюс, они - лентяи - минус. Что, по всей видимости, демонстрируют нам авторы статьи. Для них есть некоторый идеал "нормальности" сферического коня в вакууме и они ему усердно служат. Это позволяет им наблюдать null в пересечении всех их критериев и кричать на всех углах, что подходящих специалистов уже не найти. Следующим этапом является понимание, что идеала в природе нет. И соответственно, я - плюс и они, какими ни были - тоже плюс. Это психологически здоровая ситуация восприятия своих отношений с окружающими. Нужно просто вырасти. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Антон Французов пишет:
Для них есть некоторый идеал "нормальности" сферического коня в вакууме и они ему усердно служат.

Это фундаментальный параметр сего нового знания))) говорю это с иронией. Хотя, в жизни так и есть. А, что нового-то?))) "Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы." -- Прп. Антоний Великий, IVв от Р.Х.

Со временем уйдут и токсичные. Уйдут и сенситив. Сейчас это "слишком чуствительные эмоциональные люди", а по сути истерики и психопаты.  Уйдут воспеваемые "саморазвивающиеся и прогресисты ", а по сути сознательные бездельники и безответственные лентяи. Придут какие-нибудь другие.  По сути теже, по форме немного другие. Хуже в том, что эта волна поддержки всяких психических отклонений, а это только нарушения психика, воспевается перепросвещённой перепередовой европейской научной мыслью. Атаки по формированию новых извратов не прекратятся))) что делать? А, за последние 2000 лет ничего и не изменилось. Себя блюсти в духовном, моральном,  нравственном плане, ответственно делать своё дело.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Самым известным токсичным сотрудником был Стив Джобс. Он конечно не прошел бы ни одного теста наших супер менеджеров по отбору персонала. Его бы сразу выявили и забраковали. 

Аналитик, Москва
Виктор Москалев пишет:

Самым известным токсичным сотрудником был Стив Джобс. Он конечно не прошел бы ни одного теста наших супер менеджеров по отбору персонала. Его бы сразу выявили и забраковали. 

Это точно! А перфекционист С.Королёв? А известные писатели-лентяи, кторые за всю жизнь написали по 1-2 книги?

Эх! В офисе вкалывать, это вам не на удалёнке книги писать. Годами.

Преподаватель, Украина

Мне особенно понравилось:

С такими людьми стоит провести серьезный разговор с предупреждением и затем увольнять.

На их место придут точно такие же - "железные" законы организационной жизни не меняются. В ортодоксальном "ненавороченом" менеджменте определяли три типа исполнителей - активный, пассивный, резистентный (он же токсичный по новой терминологии). Как правило, их соотношение 10-80-10 (почти по Парето) и является константой - природу не переделаешь.

Руководитель, Москва
Богдан Литовченко пишет:
Как правило, их соотношение 10-80-10 (почти по Парето) и является константой - природу не переделаешь.

только многие забывают, что правило Парето - это для "неуправляемых случаев".. 
А так да - не очень понимаю смысла серьезного разговоа, если потом все равно увольнять.. 

Преподаватель, Украина
Максим Часовиков пишет:
Богдан Литовченко пишет:
Как правило, их соотношение 10-80-10 (почти по Парето) и является константой - природу не переделаешь.

только многие забывают, что правило Парето - это для "неуправляемых случаев".. 
А так да - не очень понимаю смысла серьезного разговоа, если потом все равно увольнять.. 

Возможно, это фейк, но изначально Парето подсмотрел свое правило на виноградниках - а они были предварительно кем-то выращенные

Максим, а подбор "идеального" исполнителя и отказ от "токсикоза" - это точно управляемые СЛУЧАИ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.