Почему нанимать фрилансеров сейчас выгоднее, чем когда-либо

Если в двух словах, то все подросли. Бизнес – в плане менеджмента, фриланс – в качестве, а еще появились новые технические возможности и форматы коммуникаций. И главное — основания для экономии. К сожалению, 2020 год почти целиком состоит из поводов тратить меньше. У фриланса появился неожиданный шанс там, где раньше его не жаловали. 

Почему именно фриланс? Есть разные способы, как экономить на рабочих местах.

Во время «самоизоляций» из-за коронавируса больше 70% российских компаний и госучреждений переводили своих сотрудников на удаленный режим работы. При этом специалисты остались в штате. То есть без возможности совмещений, с привычными обязанностями, нормальным рабочим временем. Можно просто не возвращать всех обратно в офисы — вот и ответ, безо всяких фрилансеров. 

Однако, удаленный контроль сотрудников гораздо сложнее и менее надежен, чем взаимодействие с фрилансерами. Здесь сталкиваются лбами два живучих мифа:

Миф 1. Эффективность штатных сотрудников

Принято считать, что после тщательного кастинга кандидатов, внутренних тренингов, командообразующих мероприятий и под впечатлением миссии компании, объединяющей лучших специалистов рынка в спаянную единой целью команду… Подождите, это какая-то агитка из пресс-релиза. Реальность сильно отличается от влажных снов кадровиков и топов. 

Все начинается с сакраментального вопроса на собеседовании: «Почему вы выбрали именно нашу компанию?» Скорее всего, потому что вы один из нескольких вариантов, случайно отобранных по уровню зарплат и географии офиса.

Понятно, что отвечать принято иначе. Но это просто ритуал. Ценность конкретного бренда для сотрудника обычно помещается тысяч в пять разницы по зарплате. Ничего похожего на маниакальную верность. Удаленный режим работы означает, что искать другие варианты и проходить собеседования станет гораздо удобнее. 

Контролировать тех, за кем нужен непрерывный надзор, издалека менее удобно. Кроме того, разделение обязанностей приучило сотрудников заниматься своей работой, и не лезть в другие вопросы. Простая организация рабочего места может стать проблемой. Остается добавить к этому требования к педантичности, без которой о порядке в документообороте и безопасности данных можно забыть. 

Наконец, одно из реальных преимуществ офисной работы — взаимная энергетическая подпитка. Далеко не все способны действовать автономно, тем более долго и стабильно. Другими словами, удаленные сотрудники во время форс-мажора адекватная мера. Но поставить такое на поток не получится. Хотите сократить расходы — обращайтесь к фрилансерам. 

Миф 2. Безответственность фрилансеров

С имиджем у фриланса в России не задалось. Для многих это студенты-недоучки, которые готовы браться за низкопробные халтурки, не требующие серьезной квалификации. Они вымогают авансы, а потом исчезают с ними (очевидно, уходят в запой). Ну или по крайней мере срывают сроки, страшно косячат с качеством, все путают и портят. В общем, карикатурные персонажи, работать с которыми невозможно. 

Впрочем, так ли это на самом деле?

По данным PwC и Kwork, объем рынка фриланса в России составляет более $40 млрд. Такую выручку делят между собой 14 млн фрилансеров. Из чего можно было бы сделать простой арифметический вывод о примерном месячном заработке фрилансеров по 18 тыс. руб. Но это как средняя температура по больнице между приемным отделением и моргом. На самом деле есть фрилансеры с очень низкой часовой ставкой, а бывают и по $50 или даже $100 в час. Все как в жизни –социальное неравенство. 

Хорошо, возьмем «фрилансерский средний класс» со ставками $10–$20/час. Таких около 30% от общего числа — почти треть, немало. Выходит, они зарабатывают больше 100 или 200 тыс. рублей в месяц? При полной загрузке да, могли бы. И даже больше. Только кто же им даст, как в том анекдоте. За вычетом простоев, времени на продажу своих услуг, оформление документов и т. д. остается в разы меньше. Офисные сотрудники могут выдохнуть — они получают больше. 

А вот руководителям и владельцам бизнесов есть о чем задуматься. Фрилансеры свои деньги не получают, именно что зарабатывают. Разница большая. Не выплатить оклад штатному сотруднику — ЧП и скандал. Собственно, это путь к увольнению. Либо человек не соответствует своей должности и его пора сокращать, либо сам уйдет, причем не в лучшем настроении. При работе с фрилансерами пропасть на полгодика, а потом позвонить вечером в субботу и сказать что появилась срочная задача — самое обычное дело. На такое не обижаются, этому рады. 

Далее, не самые дорогие самостоятельные специалисты при полной загрузке стоят точно не меньше 100 тыс. руб. в месяц, а скорее в 2-3 раза больше. Слабо вяжется с образом выпивающих бракоделов. Как они выживают-то вообще? Значит кто-то с ними работает по таким ставкам. Видимо да, потому что более половины фрилансеров не подрабатывают эпизодически, а работают так годами. 

Представьте, что вашим штатным сотрудникам придется помимо основной работы выполнять еще несколько дополнительных обязанностей. С гибким рабочим графиком, то есть в том числе вечерами или ночами, по выходным, когда угодно. Без каких-либо гарантий по стабильному доходу или сохранению работы. С обязательством вести учет и документацию по разным проектам в разных учетных системах — так, как это удобнее каждому конкретному заказчику. Как все это скажется на их включенности и лояльности, прочих метриках? Да они просто уволятся в начале этого абзаца, вот и все KPI. 

Правда в том, что настоящие фрилансеры не менее, а более квалифицированы и мотивированы, чем их офисные коллеги. Они способны «на лету» подхватывать задачи, о которых впервые услышали 15 минут назад, у тех кто не справился с ними за неизвестно какое время. Выполнять все быстрее, лучше и экономичнее, чем способны обеспечить штатными силами — иначе к ним бы не обращались. Потом сдавать все под ключ, получать свой гонорар и растворяться без остатка, будто их не было. 

Где искать таких чудо-фрилансеров

Вы скажете — сказки какие-то. Исполнительные, профессиональные, лучше всех работают, делают вовремя. Ну да, конечно. Просто разместите заказ на любой фриланс-бирже, и получите волокиту с невразумительными персонажами вместо нормальных результатов. 

Про биржи немного устарело. Там есть поднаторевшие аксакалы, которые дорожат своим рейтингом и абсолютно не заинтересованы в том, чтобы огорчать заказчиков. Система отзывов, приоритеты показа — весь механизм для того и создан, чтобы отсеивать тунеядцев. Но важнее другое. 

Аналог фриланс-бирж в настоящем мире — обочина на окраине города, где с пикапов набирают разнорабочих «под проект». Вы наверняка видели такие сценки в кино, а возможно и в жизни.

Нюанс в том, что кадровая политика в стиле «Эй, ты! Залезай в кузов» хорошо срабатывает при поиске землекопов или грузчиков. Но не инженеров или проектировщиков. Потому что хорошие специалисты не сидят в придорожной канаве, ожидая пока свиснут поработать за еду. Точно так же они не сидят и на фриланс-биржах. 

Как правило, у образцового фрилансера свой сайт, страницы в соцсетях, канал на YouTube. Он может вести пиарные проекты, собственные комьюнити, преподавать на курсах или в вузах, издавать книги. Другими словами — медийная персона. Что плохо. Значит, человек слишком много усилий тратит на продажи. Либо профильной работы у него мало, либо это вообще аватар. То есть уже не похож на фирму, а она и есть. Только вывеску сохранили прежнюю, чтобы пользоваться привычной ассоциацией «фриланс это дешево».

Поэтому заказчикам выгодно работать с агентствами, которые сами раздают поручения фрилансерам. Это полезные посредники. Они берут на себя смежные функции, начиная с формализации задач и заканчивая развернутой отчетностью. Кроме того, часто требуются комплексные результаты, для получения которых нужно собирать команду — значит, или заказчику самому предстоит этим заниматься, или поручить агентству. Наконец, агентства уже нашли выходы к лучшим фрилансерам на рынке — тем, кого не видно и не слышно. 

Есть категория «тайных профи» без личного пиара. Они завалены работой, рекламироваться им некогда и незачем. Фактически, это внештатные сотрудники агентств — с той разницей, что условия сдельные и оплата строго по выработке. Все как обычно во фрилансе. Никаких окладов, больничных, социалки, налоги платят сами за себя. При этом высокая квалификация и пунктуальность. Идеальная рабочая сила. 

Прежде чем изобретать способы хантинга лучших фрилансеров, важно учесть специфику работы с ними — неважно напрямую или через агентство. 

Как повысить эффективность работы с фрилансом

Ключевые факторы работы с фрилансерами не сильно отличаются от управления штатным персоналом. Например:

  • ТЗ должно быть достаточным для оценки и выполнения задачи. Без внезапных совещаний, когда руководитель сам начал понимать, чего же он хочет, и меняет правила игры по давно стартовавшему проекту. 
  • Делегирование должно быть полным. Не в том смысле, что клиент говорит «делайте, как сочтете нужным». Просто все то, что хотите контролировать лично, не должно входить в задачу. А то что вошло — выполняется снаружи. 
  • Адекватный тайминг. Нельзя все пускать на самотек, но и дергать исполнителей раз в полчаса глупо. Оговорите условия с точным временем контрольных точек, и следуйте этому плану. 
  • Партнерские отношения. Обязательно будут сбои с вашей стороны — нет каких-то данных, нужно дополнительное согласование, изменились технические требования. Это нормально, в разумном диапазоне. Взаимно нормально, поэтому нет смысла ссориться по мелочам — вместо этого продуктивнее работать на результат. 

Тут важно то, что все это «взаправду», по-настоящему. Вы не сможете компенсировать продолбы менеджмента криком, лестью, корпоративом. Или просто сделать вид, что ничего не случилось — команда, собрались, работаем. К подрядчику предъявляются жесткие требования, и встречно он тоже настаивает на соблюдении договоренностей. Это самый неприятный инсайт для тех, кто впервые сталкивается с настоящими фрилансерами вместо работяг, готовых на все за три копейки. 

В таком случае, чем вообще фриланс отличается от обычного аутсорса?

Ответ — ценой. 

Фрилансеры – самая дешевая рабочая сила, с учетом расходов на них и качества работы. Фактически, они согласны на меньшее, чем могли бы зарабатывать в офисах — ради удовольствия не сидеть там, а находиться где-то еще. И эта маржа очень пригодится сейчас бизнесу. Вашему бизнесу, если вы научитесь формализовывать задачи и контролировать их удаленно.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Фрилансери не платят налогов и по сути в этом единственная их выгода, а ваши "агентства" лишь разводилы для наивных менеджеров, которые так не удосужились понять, что фрилансер не спроектирует хорошего двигателя, мощной и надёжной газовой турбины, он не сможет внедрить новые разработки ученых и никогда не будет заинтересован в качественной системной работе. 

А вот биржа высокооплачиваемых специалистов (например, финансовых стратегов в инвестиционных фондах) или биржа сообществ (например, дизайнеров) - уже совершенно другой уровень, требующий отдельного комплексного рассмотрения. Спросите Дмитрия Фёдорова - он в этом большой эксперт. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

не умеешь работать с фрилансерами - снимай дорогой офис, покупай мебель, компьютеры и др оргтехнику и ходи с секундомером и "дубиной" , контролируй просиживание штанов своих сотрудников и сколько они курят и пьют кофе на работе.

...вряд ли твой бизнес будет успешным, а себестоимость конкурентной.

IT-менеджер, Санкт-Петербург

Отдавать основные функции бизнеса в фриланс - это не только  полностью порушенное стратегическое планирование (без внутренних экспертов"на земле",  связывающих Наполеоновские планы руководства с реалиями рынка) ,  но и отсутствие внутренних компетенций компании в ключевых областях.

"Агентства" же - это непрофессиональные вендоры, по сути.

 

 Я бы рассматривал фриланс как возможность или очень дёшево попробовать новую нишу через MVP,  через людей у которых уже есть наработки.  Или совершенно с другой стороны - независимые топ эксперты,  помогающие оптимизировать бизнес со своими знаниями, опытом и взглядом "сбоку".

Нет необходимости повторять,  в любом случае ответственность за результаты любого проекта лежит на руководстве самой компании. При меньшем уровне  погруженности такого сотрудника.

Консультант, Украина

К сожалению фрилансеры очень безотвественны.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Спасибо, Сергей! Статья понравилась своей конкретностью и актуальностью. Действительно, в текущих условиях фриланс - самый лучший вариант, но заставляет топ-менеджмент шевелить мозгами, составлять грамотные ТЗ, сегментировать весь спект задач на отдельные понятные куски для раздачи фрилансерам. Именно в этом кроется еще один подводный камень: фрилансеру надо ставить конкретную задачу с измеримым результатом. Нельзя, по-моему, фрилансеру ставить задачу типа: увеличить конверсию в отделе продаж на 20%. Такую задачу надо разбивать на отдельные понятные части, которые можно передать фрилансерам. Например: маркетинговый анализ вашего сегмента, разработка маркетинговой стратегии, анализ конкурентов, корректировка скриптов и т.п.  Но, в любом случае, я считаю, что за фрилансом - будущее.

Руководитель группы, Москва
Александр Ковалёв пишет:
А вот биржа высокооплачиваемых специалистов (например, финансовых стратегов в инвестиционных фондах) или биржа сообществ (например, дизайнеров) - уже совершенно другой уровень, требующий отдельного комплексного рассмотрения

Так это же тоже фрилансеры.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Елена Аронова пишет:
Александр Ковалёв пишет:
А вот биржа высокооплачиваемых специалистов (например, финансовых стратегов в инвестиционных фондах) или биржа сообществ (например, дизайнеров) - уже совершенно другой уровень, требующий отдельного комплексного рассмотрения

Так это же тоже фрилансеры.

Нет, Елена, это не фрилансеры, а индивидуальные предприниматели. И в отличие от фрилансеров они действительно радеют за свою работу и отвечают репутацией. Вся разница в биржах - в первом случае человек большинство времени ищет работу, во втором работу ему предлагает сама биржа и компании нанимают его договором подряда. 

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Валентин Гаврилов пишет:
Например: маркетинговый анализ вашего сегмента, разработка маркетинговой стратегии, анализ конкурентов, корректировка скриптов и т.п.

Простите, а разве это не задачи менеджмента? Что же тогда менеджеры у вас в компании всё время делают, играют в пасьянс? 

Юрист, Москва

Автору спасибо! Интересно и актуально! Было бы еще полезно конкретные примеры из жизни привести, и хорошие, и плохие.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.