Как избавиться от проблем при работе с фрилансерами

менеджмент

Зачем заказчики идут к фрилансерам? В подавляющем большинстве случаев – за экономией. Почти всем фрилансерским услугам есть аналоги в виде компаний – студий, агентств и пр. Но ценник у компании значительно выше, ведь у компании много издержек, а фрилансер содержит только себя. Поэтому разница в цене услуг может составлять несколько порядков. При этом непосредственным исполнителем заказа может оказаться один и тот же человек (компании тоже часто используют фрилансеров как субподрядчиков). Ну, а раз так, то зачем платить больше? И идет заказчик счастья пытать на бескрайних просторах фрилансерских бирж.

А дальше частенько начинается традиционная песня с матерными словами. Заказчик ругает исполнителя, который все сделал не так и сроки провалил, а исполнитель клянет заказчика, который, платя копейку, хочет на сто рублей и все время меняет свое «видение». И конца-края этим боданиям нет. В общем, ужас. А все потому, что есть тайная и секретная информация, которой не обладают ни заказчики, ни исполнители. Овладение ею производит волшебное влияние на бизнес-процессы – с небес спускаются ангелы тихой радости и производительности, работа спорится, продукт выдается по утвержденному графику. А без нее – ничего такого нет, сплошные страдания, раздоры и горести.

Поскольку я – один из малого количества посвященных в эти таинства, я могу открыть вам сей секрет. Явить магическую формулу. Приготовьтесь. Итак… Вот она: «Фрилансер – это не компания!». Видели, как сверкнула молния? Слышали, как ударил гром? Нет? Все ясно… Вы еще не готовы к моментальному постижению истины. Поэтому я объясню детали.

Практически все заказчики, имеющие проблемы с фрилансерами, полагают, что главное отличие между фрилансером и компанией – в уровне цены. И это принципиальная ошибка, от которой и идут все беды. Обращаясь к фрилансеру, такой заказчик ожидает того же уровня организации и менеджмента, что и в условной компании. Высокого уровня переговоров, самопрезентации, трезвого подхода к обязательствам, четкого контроля сроков работы. Но в компании эти функции чаще всего лежат на отдельных людях. Одни проводят переговоры, другие ставят задачи и контролируют их исполнение, третьи – задачи выполняют.

Так вот, фрилансер – это именно конечный исполнитель, который, например, может быть отличным, просто великолепным дизайнером, но абсолютно никаким переговорщиком. И иметь проблемы с планированием времени. И не уметь самостоятельно со слов заказчика составить задание на дизайн. В итоге – проблемы. Заказчику рекомендовали человека как очень крутого специалиста, портфолио – выше всяческих похвал, а процесс пошел вкривь и вкось. И расстались, недовольные друг другом.

Безусловно, есть «золотой фонд» фрилансеров, обладающих всеми этими компетенциями «в одном флаконе». Но, во-первых, их реально мало, во-вторых – цены на их услуги зачастую превышают цены в аналогичных компаниях, а в-третьих – бывает, что компетенции переговорщика и планировщика перевешивают у них, собственно, нужные навыки. Перекос происходит в другую сторону. Например, лично я очень сильно бы подумал, прежде чем доверять программирование сложного проекта человеку, отлично проводящему переговоры и вообще демонстрирующему высокий уровень социальной компетенции. Просто потому, что программирование и переговоры – навыки, стоящие с противоположных сторон одной шкалы. Если хорошо одно, то другое бывает хорошо очень и очень редко.

Итак, повторим. Фрилансер – это не компания. Поэтому, если мы хотим получить от работы с фрилансером хорошую отдачу, то мы не должны ждать от него того же уровня менеджмента. Напротив – мы должны взять на себя те функции, которые в компаниях лежат на коллегах нашего исполнителя. Примерно так:

  • Мы должны заранее максимально четко и детально описывать стоящую задачу. Здесь нет никого, кто будет долго и тщательно сортировать наш поток сознания, и облекать его в форму техзадания. Если мы не сделаем этого сами, проект будет под угрозой с самого начала.
  • Мы должны четко планировать бюджет. Если он мал – работать с теми, кого эти деньги устраивают, не стараясь «прогнуть» дорогого исполнителя. Ведь если даже мы уговорим его работать на неинтересных условиях, то очень велик риск, что проект просто бросят на полпути.
  • Мы должны приложить максимум усилий, чтобы у исполнителя не осталось вопросов без ответа. Все заданные вопросы должны быть закрыты, более того, мы должны стараться понять, про что исполнитель забыл или не подумал спросить. В компании за этим следит руководитель проекта, проект-менеджер. При работе с фрилансером это должен делать сам заказчик.
  • Мы должны проявлять мудрость в отношении сроков. Сроки, называемые исполнителем, для себя нужно умножать на полтора-два раза – практика показывает, что быстрая самостоятельная оценка исполнителем, как правило, неверна. В этом нет никакого злого умысла – профессионал оценивает задачу, исходя из опыта решения подобных, по заданным условиям, но в процессе всегда появляются новые обстоятельства. То заказчик решит что-то изменить, то придет в голову интересное решение, которое нужно обдумать. Точное соблюдение сроков возможно лишь на самых простых задачах, требующих нескольких часов на исполнение. Кстати, если исполнитель называет срок «три часа», смело ориентируемся на сутки.
  • Мы должны четко понимать границы возможностей человека и не соблазняться предложениями сделать мегапортал в одиночку за два дня. Нужно выяснять подробности, но скорее всего исполнитель неадекватно оценивает задачу. Если мы не будем слепо ловиться на такие сказочные предложения, будет гораздо меньше оснований для конфликтов.
  • Мы должны сами управлять взаимодействием и информационным обменом. Выяснять состояние дел, назначать «контрольные точки», делать промежуточные отчеты – все это наша задача. Мы должны быть готовыми описать и регламентировать все этапы взаимодействия, не оставляя в них белых пятен, про которые каждая сторона думает, что «это и так очевидно». Очевидность у каждого своя.

И вот когда мы крепко осознаем тот простой факт, что при работе с фрилансером вся ответственность за менеджмент ложится на заказчика, и начнем эту ответственность на себя брать – работа с фрилансерами начнет приносить истинное удовольствие и окупаться многократно. А без этого – лучше и не пытаться.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 9 февраля 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источники фото: it-sobytie.rupixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Калининград

Кратко и по существу. Частенько ухожу в ре жим фрилансера, так чтто нашла несколько дельных подсказок для себя - особенно в части перекосов.

Генеральный директор, Москва

я могу сказать наверняка, в чем плюс материала и в чем его подвох.
очевидный плюс: действительно, работая с фрилансером, нужно сразу же отдать себе отчет в том, что (если это, скажем, дизайнер) нанимается конкретный специалист по дизайну, который умеет делать только дизайн и больше ничего - он не умеет думать и додумывать за заказчика, он не должен просчитывать некие шаги вперед, - он должен просто четко и согласно ТехЗаданию (которое, разумеется, готовит также неон) сделать свою работу. и разумеется, цена оговаривается сразу, также как и способ оплаты - частно это и есть краеугольный камень, cornerstone, прости господи :)))
а теперь подвох: к фрилансеру нужен персонифицированный подход - конкретному внутреннему заказчику проекта (т.е. лицу, отвечающему за работу с фрилансером) нужно непременно найти с ним общий язык,- как ни крути - на время проекта эти два человека - команда, единое целое. поэтому, по большому счету, для этого самого внутреннего заказчика, очень было бы неплохо иметь за спиной хотя бы пару тренингов на умение работать в команде и делигирование - это хорошие и нужные skills.. любой фрилансер - немного ребенок, к нему на самом деле нужен персональный подход, он должен понимать и чувствовать, что он нужен, что его работу ценят, что она важна и что она будет оплачена.
имея опыт с обеих сторон ''баррикад'', могу сказать, что персонифицированное отношение - это на самом деле залог успеха (в случае успешного освоения первой части, очень достойно описанной г-ном Коноваловым).
желаю успеха в работе с фрилансерами, коллеги :)

Аудитор, Москва

Работала удаленно 2 года. Действительно, самое сложное для фрилансера - это менеджмент. В этом полностью соглашусь с автором статьи. Вот почему так здорово и продуктивно работается на закрытых биржах, берущих на себя всю организационную работу - поиск заказчиков, ценообразование, взаиморасчеты. К сожалению, подобные биржи организованы только лишь для фрилансеров-копирайтеров.

Технический директор, Санкт-Петербург

Молодец Андрей! Кратко и ёмко.
Что от себя могу добавить... Заказчик (а мне довелось побывать и ''в шкуре'' фрилансера и заказчика) далеко не всегда четко понимает на что он идет, обращаясь к фрилансеру. Часто для него это Игра. Веселое относительно недорогое развлечение. Ибо чаще всего фриланс услугами пользуются когда есть творческая или совершенно не профильная для Компании задача. А вот когда игры заканчиваются, наступает разочарование. И порой весьма болезненное расставание!

Руководитель, Беларусь

добавить нечего. можно только привести пример, как следование принципам этой статьи облегчает жизнь.

знакомый работал удаленно на одну контору, которая похоже имела большой опыт в том, как правильно работать с ему подобными разработчиками. он получал детализированные тех. задания, по которым 1) можно было более-менее адекватно оценить трудозатраты и 2) в которых четко написано что именно и КАК именно должно было быть сделано.

обращу внимание на слово КАК. это очень важно: на стороне заказчика сидел опытный архитектор, который указывал какие именно алгоритмы, паттерны и т.п. должны были быть реализованы, чуть ли вплоть до названий функций и списка параметров. Без этого риски не сделать проект в срок очевидно значительно увеличились бы.

Консультант, Москва

Отлично! по поводу увеличения сроков в 1,5-2 раза - не удивляйтесь, если и этого будет мало. И, согласен, что вопрос обсуждения сроков крайне деликатный, оптимально если срок назовет сам исполнитель. Иначе..он может сам уточнить его Вам уже по ходу работ. По моему опыту сроки - основной повод для ухода среди фрилансеров. Да, все верно, организация полезна..но критичен не уровень детализации планов, а качество коммуникаций. Как говорилось ''цель процесса коммуникации - не установить понимание, а устранить недопонимание''.

Хотя пока фриланс - это обычно что-то из области эксперимента или аварийных работ или уровня, пардон, приготовления обедов на дому.

Директор по маркетингу, Москва

Коллеги, спасибо за комментарии и оценки.

Разумеется, в процессе работы с фрилансерами есть и ещё много нюансов, которые не рассмотришь в рамках одной заметки, так что все ваши добавления вполне уместны.

Вообще я плотно работаю с фрилансерами уже лет пять, опыта взаимодействия набралось изрядно (даже интернет-семинар для заказчиков по этому поводу провожу), поэтому если есть какие вопросы или темы для дискуссии - буду рад.

Директор по маркетингу, Москва
Илья Мытин пишет: Хотя пока фриланс - это обычно что-то из области эксперимента или аварийных работ или уровня, пардон, приготовления обедов на дому.
Илья, бывает по-разному. Чаще всего так, как Вы сказали. Но бывает и по-другому. Приведу в пример себя :) У моей конторы постоянно есть очень разноплановые и краткосрочные задачи, для которых нужны разные люди - держать всех их штате просто невозможно. Соответственно, фрилансеры у меня крепко встроены в бизнес-процессы. Кстати, в разгар кризиса это дало очень существенное преимущество для работы компании (как в финансовом смысле, так и в смысле управления).
Консультант, Москва

Андрей, я же сказал ''пока'' :) Уверен, что за фрилансом будущее и в основной деятельности, доля фрилансеров должна вырасти. Сдерживает относительно слабая (по отношению к тем странам, где фриланс на порядок более распространен) инфраструктура. Навыки менеджеров - второй фактор: по отзывам моих знакомых из Штатов умение работать с теми же индийцами очень ценится (причем речь идет о профильной деятельности), но дефицит подготовленных менеджеров не помешал фрилансу отвоевать там большую долю у штатных работников.

Директор по маркетингу, Москва
Илья Мытин пишет: Навыки менеджеров - второй фактор:
Я бы здесь не полностью согласился, пожалуй. Дело не в инфраструктуре - количество предложений на российских биржах существенно выше спроса, что приводит к сильным ''ценовым войнам'' между фрилансерами. То есть, для заказчиков нет проблемы встретиться с исполнителями, инструменты имеются и предложение тоже. Нет другого - нет готовности заказчика управлять чем-либо по результатам. Ставить промежуточные задачи, контролировать именно результат, а не процесс. Именно поэтому у нас до сих пор такой экзотикой является удалённая работа (для штатного персонала). Руководителям очень неспокойно, если сотрудник не мозолит ему постоянно глаза - а вдруг он там, дома, ничего не делает? :) Поэтому и к фрилансерам такое же отношение, как к чему-то несерьёзному. Серьёзно - это чтобы сотрудник всё время рядом сидел :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.