Почему хороший разработчик недоволен всеми сайтами в интернете

Как театр начинается с вешалки, так и любой успешный бизнес начинается с людей. Дипломы, опыт работы, знание иностранных языков – все это, безусловно, важно. Но можно ли построить эффективные процессы в компании, если набирать людей лишь по формальным критериям? Digital-бутик «БюроБюро» чуть не поплатился за подобную ошибку своим бизнесом.

В 2015 году я пришел в наше агентство на должность исполнительного директора, а вскоре стал генеральным директором и совладельцем. Дела шли не слишком хорошо: спрос со стороны заказчиков падал, образовались долги по зарплате, требовался ребрендинг... Одним из моих первых решений было сменить команду: действующие сотрудники не вписывались в мою философию работы. По моему мнению, именно неправильный подход к персоналу привел к катастрофе, которая перед моим приходом постигла компанию.

Сменилась команда (в тот момент было почти 40 человек), пришли новые люди – и вместе мы вернули агентство к жизни. С тех пор бизнес-показатели значительно улучшились, а мы продолжаем так же тщательно подходить к отбору персонала. И наши принципы найма, наши требования к сотрудникам совсем не похожи на те, которые можно прочитать в книжках по HR.

1. Критически смотреть на все сайты

Нормальный сотрудник просто хочет сделать хороший сайт. Но нам не нужны нормальные – нам нужны лучшие. Лучшие отличаются от хороших здоровым перфекционизмом: они недовольны тем, что есть на рынке, и они знают, как сделать круче. Тем более рынок веб-дизайна располагает к тому, чтобы быть им недовольным. Большинство сайтов перегружены ненужными деталями, кнопки и формы непонятны интуитивно, интерфейсы либо шаблонные, либо чересчур вычурные.

2. Разделять философию бизнеса

В нашем случае это принцип «нетоксичности». Эту идею я впервые услышал от Максима Орлова из ONY – он пропагандировал чистый, минималистичный дизайн. Так и мы в «БюроБюро»: избавляемся от лишнего, оставляем только необходимые элементы интерфейса и полезные для бизнеса опции. В результате, получаем кристально чистый дизайн и UI, который не отвлекает пользователя, а наоборот – помогает ему. Таким же должен быть и «наш» человек – прямым и понятным: не любить интриги, не создавать дополнительных сложностей, не делать лишних движений и стремиться к тому, чтобы упростить коммуникацию на проектах.

3. Быть думающим

Казалось бы, это очевидно, но нет... Многие люди только думают, что они думают: на самом деле они мыслят шаблонами и даже не пытаются расширить свои горизонты. Если им ставят задачу, они выполняют ее строго по техзаданию, а потом идут домой. Такие люди нам не нужны. Бизнес может расти только с теми людьми, которые хотят сделать больше. У них есть свои идеи, они предлагают новые решения и подходы, они мыслят широко. У этих людей много разнообразных интересов, и они гармонично встраивают их в свою жизнь и работу. Такие люди не просто исполнители – каждый из них является ценной частью команды.

4. Не прикидываться идиотом

Собеседования с потенциальными сотрудниками – это отдельное удовольствие. Сразу видно, кто предварительно проконсультировался с главными рекрутерами – «Яндексом» и Google. Особенно радуют ответы соискателей на вопрос об их недостатках. Если я услышу что-то вроде «Я трудоголик» или «Я слишком амбициозна», я сразу отправлю претендента домой. Во-первых, ответ, построенный на таком дешевом приеме, ничего не скажет о реальных недостатках человека – а от них зависит, впишется ли он в команду. Во-вторых, он опять-таки говорит о шаблонности мышления. Наконец, если сотрудник уже на собеседовании хитрит – что же будет дальше?

5. Быть близким по духу

Важно понимать, что за человек перед вами. Что он любит, а что ненавидит? Какие у него ценности? Какие фильмы смотрит? Чем занимается после работы? Иногда я могу за все интервью не задать вообще ни одного вопроса о работе. Я считаю, что все основные факты достаточно прочитать в резюме, а в разговоре куда важнее раскрыть личность человека. В хорошей команде главное, чтобы люди были близкими по духу, единомышленниками. У нас в офисе есть диван: днем на нем можно посидеть с ноутбуком, ответить на письма, обсудить проект с коллегами, а по вечерам на нем постоянно образуется небольшая компания, которая обсуждает что-то интересное за бокалом вина.

Некоторые считают, что дружбе не место на работе, но я с этим не согласен – и не только я. Индийская компания Tata Consultancy Services (TCS), которая работает в сфере IT-консалтинга и разработки, даже ввела специальную реферальную программу: здесь не только не против, чтобы коллеги по работе дружили – здесь мотивируют сотрудников приводить в компанию своих друзей. «Представьте, что все ваши друзья работают с вами в TCS» , – таков слоган их реферальной программы. Представьте, что все ваши коллеги – ваши друзья, здорово, не правда ли?

6. Быть зрелым

И речь тут не о количестве прожитых лет. Нет, мы не дискриминируем сотрудников по возрасту (а также полу, расе и вероисповеданию). Но мы хотим работать с теми, у кого все «белочки с тараканами» уже подружились в голове. Зрелым человеком можно быть и в 22. А можно и в 35 не понимать, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Мы готовы чему-то научить, если не хватает опыта. Но никаких стажировок – мы не готовы быть перевалочным пунктом для людей, которые еще не определились. Для этого есть школа, институт и крупные компании вроде «Яндекса». У нас просто нет времени и ресурсов на то, чтобы с кем-то нянчиться.

7. Быть самостоятельным и ответственным

У меня нет времени и желания, чтобы контролировать каждое действие сотрудника. Он должен быть достаточно уверенным и ответственным, чтобы самостоятельно принимать бОльшую часть решений. Достаточно спросить на собеседовании, как человек привык решать возникающие проблемы – если по каждой мелочи он бежит к руководителю, это не наш сотрудник.

В нашей команде все топ-менеджеры прошли так называемую «школу Фонталина»: это значит, что управляющий партнер делегирует всю ответственность за компанию сотруднику, передает ему на время бразды правления. Если справится со всеми вызовами и проблемами – молодец, не справится – придется покинуть команду. Это как получить в руки ключи от Ferrari: если твои водительские навыки не идеальны, лучше сразу их вернуть и не искать приключений.

Некоторые компании идут еще дальше в расширении ответственности сотрудников. Например, в Virgin и Netflix руководство предложило людям безлимитные отпуска и больничные. Это не значит, что можно наплевать на все и не работать по полгода – просто топ-менеджеры посчитали, что их сотрудники достаточно ответственны, чтобы самим решить, сколько им отдыхать без вреда для работы. И такой подход приводит к неожиданным результатам: сотрудники начинают работать больше, лучше и эффективнее, потому что хотят оправдать оказанное им доверие. Netflix отменил отпуска по графику еще в 2004 году, и бизнесу это не повредило: наоборот, он ежегодно растет на 25%.

8. Жить своей работой

Нет, мы не хотим сказать, что не следует соблюдать work & life balance, что надо работать по вечерам и выходным. Но нам не нужны сотрудники, которые приходят в офис отсидеть от звонка до звонка. Интересны такие люди, которые живут проектами, горят проектами, которые считают нашу работу важной частью своей жизни. Они могут отдыхать с семьей на выходных, но при этом они всегда на связи, если вдруг возникнет аврал. Они постоянно в фоновом режиме думают о проекте – и именно в такие моменты к ним приходят новые интересные идеи. На собеседовании можно прояснить этот момент, просто задавая вопросы: как человек распределяет рабочее время и время на отдых, какое место работа занимает в его жизни, как быстро он готов подключиться к решению внезапных проблем.

9. Быть общительным и открытым

В работе digital-агентства многое значат коммуникативные навыки. И если у менеджеров проектов с этим обычно все Ok, то среди разработчиков часто встречаются интроверты. И многие руководители закрывают на это глаза: ну, зачем им быть общительными, у них другая задача, лишь бы кодили хорошо! Но мы не согласны. Любой наш проект – это командная работа, и каждый сотрудник должен уметь общаться с коллегами и клиентами, обсуждать проблемные ситуации, обмениваться идеями. Если каждый засядет в своей «норке» и будет там что-то пилить сам по себе, ничего хорошего не выйдет. Когда мы ищем нового человека в команду, мы уже на интервью оцениваем все это: как быстро удается наладить контакт, насколько потенциальный сотрудник готов открываться, кооперироваться, принимать чужое мнение и так далее.

10. Иметь опыт работы в другом агентстве

Я скептически отношусь к тому, чтобы принимать на работу людей с клиентской стороны. Многие из них живут практически как в пансионате all inclusive, совершенно не имея представления о реальной работе, которую мы делаем. Сотрудники наших клиентов всегда имеют подушку безопасности: если что-то пошло не так, всегда можно обвинить подрядчика. В digital-агентстве такой опции нет: приходится брать всю ответственность на себя. К тому же агентские сотрудники привыкли жонглировать несколькими проектами, они серьезно относятся к дедлайнам, они стрессоустойчивы и многозадачны. После работы в агентстве можно уйти «на покой» – работать на стороне клиента. А вот наоборот не получится: по крайней мере, с нами такой номер не пройдет.

11. Главный принцип: доверять интуиции

Основное правило найма в том, что нет единых правил для каждого бизнеса. Есть какие-то общие показатели адекватности человека, но подойдет ли он для вашей компании, впишется ли в вашу команду – решить это можете только вы. Иногда идеально подходящему по резюме кандидату приходится сказать «нет», а совершенно неожиданный претендент окажется недостающим звеном в команде.

Доверяйте своей интуиции. Она всегда подскажет, сможете вы с этим человеком работать или нет. И «нет», значит, «нет»: никакие регалии сотрудника тут не помогут, это все вторично. Главное – подходите вы друг другу или нет.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва
Сергей Капустянский пишет:
Чего-то прямо вот захотелось у вас работать :)

Вэлком!)

(Сообщение отредактировано модератором. П.7 Декларации Сообщества:

7. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;)

Директор по рекламе, Москва
К тому же агентские сотрудники привыкли жонглировать несколькими проектами, они серьезно относятся к дедлайнам, они стрессоустойчивы и многозадачны.

Кстати да, и именно этому не учат в образовании, а это очень нужно в агентствах, где в жестких дедлайнах кто то заболел а остальным нужно вытянуть, этому нужно доучивать и тренировать


Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
К тому же агентские сотрудники привыкли жонглировать несколькими проектами, они серьезно относятся к дедлайнам, они стрессоустойчивы и многозадачны.
Кстати да, и именно этому не учат в образовании, а это очень нужно в агентствах, где в жестких дедлайнах кто то заболел а остальным нужно вытянуть, этому нужно доучивать и тренировать



Люди, попавшие к нам, больше не болеют)

Researcher, Москва
Иван Кривушин пишет:
Люди, попавшие к нам, больше не болеют)

Наверное умирают здоровыми, с голода ;-))

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Иван Кривушин пишет:
Люди, попавшие к нам, больше не болеют)
Наверное умирают здоровыми, с голода ;-))

Что с голоду у нас невозможно умереть, т.к. в компании все прекрасно готовят. Хотите и вас научат)))

Researcher, Москва
Иван Кривушин пишет:
Хотите и вас научат)))

Очень хочу! А подсобное хозяйство есть? Ну там курочки, свинка... Картошечка своя? Лучок? Редиска?

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:

Очень хочу! А подсобное хозяйство есть? Ну там курочки, свинка... Картошечка своя? Лучок? Редиска?

А про подсобное хозяйство, это будет наш с вами маленький секретик.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.