Корпоративный мерч: какие вещи сотрудники захотят носить

Мерч – это не просто вещь с логотипом. Это элемент корпоративной культуры и часть визуального языка бренда. Это дополнительный канал коммуникаций с командой, сочетающий в себе и полезную сувенирку, и смыслы, и символ принадлежности к комьюнити. А еще, помимо прочего, помогает запускать мощные внутренние инициативы, например, программу амбассадоров бренда.

Хорошо продуманный мерч – это вещи, которые хочется не только получить, но и носить с удовольствием. Расскажу про три актуальных тренда в мерчандайзе и приведу примеры, как их использовать брендам на практике.

Тренды корпоративного мерча

Потребители стали осознанными. Людям важны не только красота и практичность, но и смысл, устойчивость и эмоциональная вовлеченность. Ниже – несколько идей, как можно использовать ключевые тренды при запуске новой линейки брендированной продукции.

1. Экологичность и этичное потребление

80% потребителей готовы платить в среднем на 9,7% больше за устойчивые товары (источник: PwC Global Consumer Insights Pulse Survey, 2024).

Как использовать тренд?

Создавайте мерч из переработанных и органических материалов. Например: шопперы с манифестом команды, ручки из биоразлагаемых материалов, дождевики из переработанного ПЭТ. Руководствуйтесь при этом спецификой компании и предпочтениями сотрудников.

  • Строительная компания может выпустить ланч-боксы из переработанного пластика или шлемы с маркировкой ESG.
  • На летнем корпоративе подарите коллегам многоразовые эко-бутылки для воды вместо одноразовых стаканов – и сотрудники, и природа скажут спасибо. Пусть компот в баре наливают только «в свое».
  • Молодым и активным можно подарить шоппер – ваш слоган вместе с полезной вещью вполне может объехать много городов и стран.

2. Ностальгия + кастомизация

  • 92% потребителей считают ностальгическую рекламу более понятной и вызывающей доверие (источник: The Team, 2025).
  • 89% маркетологов называют персонализацию критически важной для успеха бизнеса (источник: Contentful Personalization Report, 2025).

Вещи в духе 1990-х и 2000-х (пины, нашивки, термонаклейки, ретро-шрифты) особенно откликаются миллениалам. Добавьте возможность выбора: кастомизация не должна быть дорогой – даже подбор значков, цветов или фраз усиливает чувство включенности. Наклейки на ноутбук или обвесы для рюкзаков и сумок – все это «звучит» громко, а стоит совсем немного.

Как использовать тренд?

  • Набор «собери свой стиль». Коробка с базовой толстовкой и комплектом кастомизации: термонаклейки, пины, шевроны, нашивки на липучках. Каждый может собрать свой вариант – от дерзкого до минималистичного. Такая игра вовлекает и дарит ощущение причастности.
  • Ретро-дизайн на знакомых вещах. Виниловые наклейки на ноутбуки в стиле старых ОС, первых соцсетей или культовых игр 2000-х (в духе ICQ, Windows XP, Nokia 3310) – это не только ностальгия, но и тонкий культурный код, который считывают «свои».
  • Коллекционные жетоны или карточки. Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

3. Комьюнити, амбассадоры, инфлюенс-маркетинг

76% потребителей доверяют контенту, опубликованному сотрудниками компании, больше, чем официальным сообщениям бренда (источник: LinkedIn Pulse, 2025).

Как использовать тренд?

  • Мерч для амбассадоров с «правом ношения». Толстовки, худи или шопперы, которые доступны только участникам амбассадорской программы – ограниченный тираж, персонализация (например, имя или символ команды). Это создает эффект элитности и повышает статус участия: такие вещи хочется заслужить, а не просто получить.
  • «Командная форма» для спецпроектов. Например, отдельный мерч для тех, кто участвует в запуске нового продукта, внутренних трансформациях или ESG-проектах. Это не просто одежда – это «форма» команды изменений. Работает особенно хорошо, если проект выходит за рамки ежедневной рутины.
  • «Паспорт сообщества» или коллекционные элементы. Каждое участие в инициативе дает сотруднику новую деталь: значок, нашивку, наклейку – все это крепится на сумку, бейдж или худи. Так создается история участия, которая видна окружающим – как визуальный дневник вовлеченности.

Мерч в этом контексте – не просто подарок, а знак принадлежности.

Как проверить мерч перед запуском производства: чек-лист

Перед запуском производства больших партий брендированной продукции проведите небольшое исследование и сбор мнений.

  1. Спросите сотрудников заранее – устройте простой опрос в Telegram или Google Forms: какие вещи вы реально носите? что хотели бы получить от компании? что точно не хочется?
  2. Проведите быстрый A/B-тест. Покажите 2-3 варианта мерча (эскизы, концепты) и посмотрите, за что голосуют или что чаще сохраняют/шарят. Это можно сделать даже через сторис или внутреннюю рассылку.
  3. Проверьте на «гордость ношения». Задайте себе вопрос: захочется ли сотруднику выложить фото с этим мерчем в соцсети? Если да, вы на верном пути. Если нет, скорее всего, это «мерч для дачи».
  4. Вовлеките амбассадоров в разработку. Пусть несколько внутренних лидеров мнений примут участие в выборе концепции. Тогда мерч будет сразу «своим» и начнет жить в комьюнити.
  5. Сделайте пробный тираж. Закажите ограниченное количество, и посмотрите реакцию: спросят ли «где взять еще?». Если да – масштабируйте.

Выводы

Компании все чаще используют мерч как часть программ амбассадоров, платформ для комьюнити и даже инструмента инфлюенс-маркетинга. При правильном подходе продукция с символикой бренда работает не хуже рекламных кампаний – только глубже и ближе к людям.

Напомню про главные тренды корпоративного мерча:

  • Экологичность и этичность – устойчивые материалы, функциональность, забота о мире и репутации.
  • Ностальгия и кастомизация – эмоции из прошлого плюс свобода самовыражения здесь и сейчас.
  • Комьюнити и влияние через сотрудников – мерч как знак доверия, статус внутри команды и внешний сигнал.

Чтобы мерч действительно «зашел», важно не просто заказывать вещи, а вовлекать людей, тестировать идеи и проектировать смысл. Потому что хороший мерч – это не про «раздать», а про «объединить».

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Не нужны эти ручки-шмучки, стаканы-маканы.... Дайте людям летом к отпуску футболки и шорты например, можно даже испорченные символикой.

Генеральный директор, Москва

Есть некоторые сомнения в том, что эту статью - на русском языке - писал человек, а перед публикацией хотя бы однажды прочитал редактор.

Например, загадочные конструкции вроде

"Потребители стали осознанными"
"устойчивые товары"

или недопереведённые (возможно, из-за недостатка времени) фразы

"Компании все чаще используют мерч как часть программ амбассадоров, платформ для комьюнити и даже инструмента инфлюенс-маркетинга. "

вызывают легкую оторопь, если, конечно, вы не пользуетесь подобной лексикой с утра до вечера.

Если по сути, то обычно сувениры с корпоративной символикой делают нескольких категорий - от дещевых и массовых до дорогих и престижных. Со временем становится понятным, что доступно на рынке, как цена за единицу зависит от тиража, какое количество по каждой категории действительно необходимо, что хуже показало себя в прошлом.

По личному опыту могу сказать, что наибольший интерес вызывает что-то с оригинальным дизайном и/или принтом -  и действительно хорошего качества.

Генеральный директор, Тольятти

Автор пишет:

Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве*: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

Невольно прикинул реакцию своих коллег на выданные им от меня жетончик/карточку/значочек со словами "за хакатон и два внутренних митапа" и содрогнулся.

Впрочем, общение внутри команды это безусловно подымет на новую высоту, вот только мои коллеги (самому молодому из которых 37 годиков, а всем остальным от 52 до 67) будут с жаром обсуждать - а не тронулся ли умом наш уважаемый руководитель, причем не столько за жетончик, сколько за "хакатон и митап".

* - не у всех в детстве были обменные карточки. В моем, например, в обменах участвовали почтовые марки, аквариумные рыбки, значки и некоторые старые дензнаки.

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:

Автор пишет:

Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве*: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

Невольно прикинул реакцию своих коллег на выданные им от меня жетончик/карточку/значочек со словами "за хакатон и два внутренних митапа" и содрогнулся.

Впрочем, общение внутри команды это безусловно подымет на новую высоту, вот только мои коллеги (самому молодому из которых 37 годиков, а всем остальным от 52 до 67) будут с жаром обсуждать - а не тронулся ли умом наш уважаемый руководитель, причем не столько за жетончик, сколько за "хакатон и митап".

* - не у всех в детстве были обменные карточки. В моем, например, в обменах участвовали почтовые марки, аквариумные рыбки, значки и некоторые старые дензнаки.

В оригинале, возможно, идет речь о бейсбольных карточках - к примеру. Интересно, какие карточки были в детстве у автора публикации.

Кстати, что такое "внутренние митапы"?

Генеральный директор, Тольятти
Евгений Равич пишет:
В оригинале, возможно, идет речь о бейсбольных карточках - к примеру.

Уважаемый Евгений,

да о чем угодно, мы в детстве играли с аккуратно сложенными фантиками от конфет, металлическими крышками от лимонада-пива-водки-коньяка, дочь собирала вкладыши от жвачек, нынешние школьники коллекционируют/обмениваются всякими ....овинами типа скрепышей от пятерочки/магнита/...

Дело в другом. Апелляция к детским воспоминаниям уместна в качестве раз(от)влечения, а не как некое отличие за правильное деяние.

Евгений Равич пишет:
Кстати, что такое "внутренние митапы"?

MeetUp. Типа "обмен знаниями/навыками". 

Еще раз почувствовал границы своей некомпетентности...

.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Я вот так и не поняла - а сам автор хоть что-то из корпоративного мерча использует? Если нет, то почему сотрудники должны? Да еще и радоваться (чему)!

И еще вопрос - а для чего,  с какой целью компании выпускают мерч? Как это пересекается с интересами команды?

Генеральный директор, Тольятти
Елена Курочкина пишет:
почему сотрудники должны? Да еще и радоваться (чему)!

Уважаемая Елена,

немедленно вспомнилось великое.

Директор по развитию, Кострома

Для меня корпоративный мерч ассоциируется с униформой. Ну вот такой мой жизненный опыт. Но, чкажу честно, какой бы мерч мы не придумывали, все равно будут недовльные.

Сначала это были хлопковые поло с логотипом. Реакция: быстро пачкаются, зимой холодно.

Потом это были джемперы с полной запечаткой, но из синтетики, потому что на хлопке такая печать не держится. Все их так хотели, но... Реакция: в них быстро потеем, летом вообще капут. 

Вернулись к поло + жилеты на холодную погоду. Поменяли цвет поло. Вроде вопрос решен, но нет... Рекуия: хлопок быстро изнашивается, после 5 стирок - на выброс.

А все канцелярские товары - сомнителная радость. Если ты офисный сотрудник -да. А если ты за прилавком, или на участке фасовки - зачем тебе ежедневник? 

Я полагаю, что мерч можно использовать (если это не обязательная униформа) только в одном случае: повышении лояльности к компании. Ведь сотрудники - это первые и главные носители бренда, лучшие амбассадоры и инфлюэнсеры (простите за неприличные слова). Поэтому мерч должен быть ценным. Не бейсболка, а, наприер пауэр-банк. Не термокружка, а портмоне... Но, увы, у многих компаний на такую роскошь просто нет средств. Поэтому и раздают бейсболки/шопперы/ручки/квартальники... 

Консультант, Москва

По теме статьи - до сих пор используется шикарный косметический набор (я в этом не силен - там всякие ножнички, пилки и еще какие-то устройства малопонятного для меня назначения) - в кожаной коробке с логотипом "МЕНАТЕП" - в хорошем состоянии, хотя уже 30 лет этому набору. Еще нашел ( в красной коробочке)  золотистого цвета значок - логотип "МЕНАТЕП". Упакован прямо как орден. Вот такие артефакты корпоративного мерча!

А так - с удовольствием носил поло с логотипом "Моё дело", а уж блокноты-ежедневники-ручки - не счесть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.