Корпоративный мерч: какие вещи сотрудники захотят носить

Мерч – это не просто вещь с логотипом. Это элемент корпоративной культуры и часть визуального языка бренда. Это дополнительный канал коммуникаций с командой, сочетающий в себе и полезную сувенирку, и смыслы, и символ принадлежности к комьюнити. А еще, помимо прочего, помогает запускать мощные внутренние инициативы, например, программу амбассадоров бренда.

Хорошо продуманный мерч – это вещи, которые хочется не только получить, но и носить с удовольствием. Расскажу про три актуальных тренда в мерчандайзе и приведу примеры, как их использовать брендам на практике.

Тренды корпоративного мерча

Потребители стали осознанными. Людям важны не только красота и практичность, но и смысл, устойчивость и эмоциональная вовлеченность. Ниже – несколько идей, как можно использовать ключевые тренды при запуске новой линейки брендированной продукции.

1. Экологичность и этичное потребление

80% потребителей готовы платить в среднем на 9,7% больше за устойчивые товары (источник: PwC Global Consumer Insights Pulse Survey, 2024).

Как использовать тренд?

Создавайте мерч из переработанных и органических материалов. Например: шопперы с манифестом команды, ручки из биоразлагаемых материалов, дождевики из переработанного ПЭТ. Руководствуйтесь при этом спецификой компании и предпочтениями сотрудников.

  • Строительная компания может выпустить ланч-боксы из переработанного пластика или шлемы с маркировкой ESG.
  • На летнем корпоративе подарите коллегам многоразовые эко-бутылки для воды вместо одноразовых стаканов – и сотрудники, и природа скажут спасибо. Пусть компот в баре наливают только «в свое».
  • Молодым и активным можно подарить шоппер – ваш слоган вместе с полезной вещью вполне может объехать много городов и стран.

2. Ностальгия + кастомизация

  • 92% потребителей считают ностальгическую рекламу более понятной и вызывающей доверие (источник: The Team, 2025).
  • 89% маркетологов называют персонализацию критически важной для успеха бизнеса (источник: Contentful Personalization Report, 2025).

Вещи в духе 1990-х и 2000-х (пины, нашивки, термонаклейки, ретро-шрифты) особенно откликаются миллениалам. Добавьте возможность выбора: кастомизация не должна быть дорогой – даже подбор значков, цветов или фраз усиливает чувство включенности. Наклейки на ноутбук или обвесы для рюкзаков и сумок – все это «звучит» громко, а стоит совсем немного.

Как использовать тренд?

  • Набор «собери свой стиль». Коробка с базовой толстовкой и комплектом кастомизации: термонаклейки, пины, шевроны, нашивки на липучках. Каждый может собрать свой вариант – от дерзкого до минималистичного. Такая игра вовлекает и дарит ощущение причастности.
  • Ретро-дизайн на знакомых вещах. Виниловые наклейки на ноутбуки в стиле старых ОС, первых соцсетей или культовых игр 2000-х (в духе ICQ, Windows XP, Nokia 3310) – это не только ностальгия, но и тонкий культурный код, который считывают «свои».
  • Коллекционные жетоны или карточки. Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

3. Комьюнити, амбассадоры, инфлюенс-маркетинг

76% потребителей доверяют контенту, опубликованному сотрудниками компании, больше, чем официальным сообщениям бренда (источник: LinkedIn Pulse, 2025).

Как использовать тренд?

  • Мерч для амбассадоров с «правом ношения». Толстовки, худи или шопперы, которые доступны только участникам амбассадорской программы – ограниченный тираж, персонализация (например, имя или символ команды). Это создает эффект элитности и повышает статус участия: такие вещи хочется заслужить, а не просто получить.
  • «Командная форма» для спецпроектов. Например, отдельный мерч для тех, кто участвует в запуске нового продукта, внутренних трансформациях или ESG-проектах. Это не просто одежда – это «форма» команды изменений. Работает особенно хорошо, если проект выходит за рамки ежедневной рутины.
  • «Паспорт сообщества» или коллекционные элементы. Каждое участие в инициативе дает сотруднику новую деталь: значок, нашивку, наклейку – все это крепится на сумку, бейдж или худи. Так создается история участия, которая видна окружающим – как визуальный дневник вовлеченности.

Мерч в этом контексте – не просто подарок, а знак принадлежности.

Как проверить мерч перед запуском производства: чек-лист

Перед запуском производства больших партий брендированной продукции проведите небольшое исследование и сбор мнений.

  1. Спросите сотрудников заранее – устройте простой опрос в Telegram или Google Forms: какие вещи вы реально носите? что хотели бы получить от компании? что точно не хочется?
  2. Проведите быстрый A/B-тест. Покажите 2-3 варианта мерча (эскизы, концепты) и посмотрите, за что голосуют или что чаще сохраняют/шарят. Это можно сделать даже через сторис или внутреннюю рассылку.
  3. Проверьте на «гордость ношения». Задайте себе вопрос: захочется ли сотруднику выложить фото с этим мерчем в соцсети? Если да, вы на верном пути. Если нет, скорее всего, это «мерч для дачи».
  4. Вовлеките амбассадоров в разработку. Пусть несколько внутренних лидеров мнений примут участие в выборе концепции. Тогда мерч будет сразу «своим» и начнет жить в комьюнити.
  5. Сделайте пробный тираж. Закажите ограниченное количество, и посмотрите реакцию: спросят ли «где взять еще?». Если да – масштабируйте.

Выводы

Компании все чаще используют мерч как часть программ амбассадоров, платформ для комьюнити и даже инструмента инфлюенс-маркетинга. При правильном подходе продукция с символикой бренда работает не хуже рекламных кампаний – только глубже и ближе к людям.

Напомню про главные тренды корпоративного мерча:

  • Экологичность и этичность – устойчивые материалы, функциональность, забота о мире и репутации.
  • Ностальгия и кастомизация – эмоции из прошлого плюс свобода самовыражения здесь и сейчас.
  • Комьюнити и влияние через сотрудников – мерч как знак доверия, статус внутри команды и внешний сигнал.

Чтобы мерч действительно «зашел», важно не просто заказывать вещи, а вовлекать людей, тестировать идеи и проектировать смысл. Потому что хороший мерч – это не про «раздать», а про «объединить».

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Не нужны эти ручки-шмучки, стаканы-маканы.... Дайте людям летом к отпуску футболки и шорты например, можно даже испорченные символикой.

Генеральный директор, Москва

Есть некоторые сомнения в том, что эту статью - на русском языке - писал человек, а перед публикацией хотя бы однажды прочитал редактор.

Например, загадочные конструкции вроде

"Потребители стали осознанными"
"устойчивые товары"

или недопереведённые (возможно, из-за недостатка времени) фразы

"Компании все чаще используют мерч как часть программ амбассадоров, платформ для комьюнити и даже инструмента инфлюенс-маркетинга. "

вызывают легкую оторопь, если, конечно, вы не пользуетесь подобной лексикой с утра до вечера.

Если по сути, то обычно сувениры с корпоративной символикой делают нескольких категорий - от дещевых и массовых до дорогих и престижных. Со временем становится понятным, что доступно на рынке, как цена за единицу зависит от тиража, какое количество по каждой категории действительно необходимо, что хуже показало себя в прошлом.

По личному опыту могу сказать, что наибольший интерес вызывает что-то с оригинальным дизайном и/или принтом -  и действительно хорошего качества.

Генеральный директор, Тольятти

Автор пишет:

Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве*: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

Невольно прикинул реакцию своих коллег на выданные им от меня жетончик/карточку/значочек со словами "за хакатон и два внутренних митапа" и содрогнулся.

Впрочем, общение внутри команды это безусловно подымет на новую высоту, вот только мои коллеги (самому молодому из которых 37 годиков, а всем остальным от 52 до 67) будут с жаром обсуждать - а не тронулся ли умом наш уважаемый руководитель, причем не столько за жетончик, сколько за "хакатон и митап".

* - не у всех в детстве были обменные карточки. В моем, например, в обменах участвовали почтовые марки, аквариумные рыбки, значки и некоторые старые дензнаки.

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:

Автор пишет:

Вдохновленные обменными карточками, которые были у всех в детстве*: сотрудники получают по одному жетону/карточке за участие в активностях (хакатоны, внутренние митапы, наставничество). Их можно «коллекционировать» на значке, сумке или ленте – и это становится поводом для общения внутри команды.

Невольно прикинул реакцию своих коллег на выданные им от меня жетончик/карточку/значочек со словами "за хакатон и два внутренних митапа" и содрогнулся.

Впрочем, общение внутри команды это безусловно подымет на новую высоту, вот только мои коллеги (самому молодому из которых 37 годиков, а всем остальным от 52 до 67) будут с жаром обсуждать - а не тронулся ли умом наш уважаемый руководитель, причем не столько за жетончик, сколько за "хакатон и митап".

* - не у всех в детстве были обменные карточки. В моем, например, в обменах участвовали почтовые марки, аквариумные рыбки, значки и некоторые старые дензнаки.

В оригинале, возможно, идет речь о бейсбольных карточках - к примеру. Интересно, какие карточки были в детстве у автора публикации.

Кстати, что такое "внутренние митапы"?

Генеральный директор, Тольятти
Евгений Равич пишет:
В оригинале, возможно, идет речь о бейсбольных карточках - к примеру.

Уважаемый Евгений,

да о чем угодно, мы в детстве играли с аккуратно сложенными фантиками от конфет, металлическими крышками от лимонада-пива-водки-коньяка, дочь собирала вкладыши от жвачек, нынешние школьники коллекционируют/обмениваются всякими ....овинами типа скрепышей от пятерочки/магнита/...

Дело в другом. Апелляция к детским воспоминаниям уместна в качестве раз(от)влечения, а не как некое отличие за правильное деяние.

Евгений Равич пишет:
Кстати, что такое "внутренние митапы"?

MeetUp. Типа "обмен знаниями/навыками". 

Еще раз почувствовал границы своей некомпетентности...

.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Я вот так и не поняла - а сам автор хоть что-то из корпоративного мерча использует? Если нет, то почему сотрудники должны? Да еще и радоваться (чему)!

И еще вопрос - а для чего,  с какой целью компании выпускают мерч? Как это пересекается с интересами команды?

Генеральный директор, Тольятти
Елена Курочкина пишет:
почему сотрудники должны? Да еще и радоваться (чему)!

Уважаемая Елена,

немедленно вспомнилось великое.

Директор по развитию, Кострома

Для меня корпоративный мерч ассоциируется с униформой. Ну вот такой мой жизненный опыт. Но, чкажу честно, какой бы мерч мы не придумывали, все равно будут недовльные.

Сначала это были хлопковые поло с логотипом. Реакция: быстро пачкаются, зимой холодно.

Потом это были джемперы с полной запечаткой, но из синтетики, потому что на хлопке такая печать не держится. Все их так хотели, но... Реакция: в них быстро потеем, летом вообще капут. 

Вернулись к поло + жилеты на холодную погоду. Поменяли цвет поло. Вроде вопрос решен, но нет... Рекуия: хлопок быстро изнашивается, после 5 стирок - на выброс.

А все канцелярские товары - сомнителная радость. Если ты офисный сотрудник -да. А если ты за прилавком, или на участке фасовки - зачем тебе ежедневник? 

Я полагаю, что мерч можно использовать (если это не обязательная униформа) только в одном случае: повышении лояльности к компании. Ведь сотрудники - это первые и главные носители бренда, лучшие амбассадоры и инфлюэнсеры (простите за неприличные слова). Поэтому мерч должен быть ценным. Не бейсболка, а, наприер пауэр-банк. Не термокружка, а портмоне... Но, увы, у многих компаний на такую роскошь просто нет средств. Поэтому и раздают бейсболки/шопперы/ручки/квартальники... 

Консультант, Москва

По теме статьи - до сих пор используется шикарный косметический набор (я в этом не силен - там всякие ножнички, пилки и еще какие-то устройства малопонятного для меня назначения) - в кожаной коробке с логотипом "МЕНАТЕП" - в хорошем состоянии, хотя уже 30 лет этому набору. Еще нашел ( в красной коробочке)  золотистого цвета значок - логотип "МЕНАТЕП". Упакован прямо как орден. Вот такие артефакты корпоративного мерча!

А так - с удовольствием носил поло с логотипом "Моё дело", а уж блокноты-ежедневники-ручки - не счесть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Хорошой вопрос то, кстати. Но я считаю человек должен быть самодостаточен в определении своего с...
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян уже сталкивались с ИИ при трудоустройстве

Еще 7% в ходе общения не смогли определить, общались они с рекрутером или с нейросетью.

84% россиян продолжают работать во время отпуска

Сотрудники нередко сами выбирают оставаться на связи, чтобы не накапливались нерешенные вопросы после отдыха.

С 1 июня аптеки стали относиться не к торговле, а к здравоохранению

Теперь фармацевты смогут рассчитывать на льготы и преференции, которые положены медработникам.

Российские компании стали реже планировать летние корпоративы

Наиболее популярные форматы — пикники, спортивные состязания и фуршеты.