На первый взгляд, задача внедрения категорийного менеджмента (CatMan) для малого бизнеса выглядит просто:
- Ознакомился с теорией.
- Нанял категорийщика с большим опытом в торговых сетях.
- Получил прирост продаж и масштабировал результат.
Испытывая недостаток времени и средств, большинство компаний так и поступает. Далее наступает один из трех вариантов развития событий. По опыту отмечу, что наиболее распространены первые два.
Что идет не так: три сценария внедрения CatMan
1. «Неудачный эксперимент»
Категорийщик не может начать работу, потому что:
- Бизнес-процессы находятся еще в зачаточной стадии.
- Автоматизация управления почти отсутствует.
- Система учета работает нестабильно, учет еще не настроен.
- Внедрение CatMan невозможно.
- Внутренняя организационная среда находится на стадии зарождения.
В результате – «отторжение» и незначительная потеря времени и денег.
2. «Частичная адаптация»
Категорийщики уже выполняют регулярную деятельность, но малоэффективны, потому что:
- Бизнес-процессы находятся на этапе развития.
- Автоматизация управления слабая.
- Внедрение CatMan – не полное, ответственность за процессы и показатели есть, а инструментов управления нет.
- Внутренняя организационная среда структурировалась, но находится в состоянии конфликта с категорийщиками.
В этом сценарии результат будет зависеть от внешних факторов, состояния рынка (растет или падает) и активности конкурентной среды. И может выглядеть так:
- Топтание на месте, если факторы положительные. Категорийщики показывают переменные успехи, но работают в режиме «тушение пожаров». Рентабельность постепенно снижается. Транзакционные издержки растут. Идет замедление роста, но ситуация выглядит устойчивой и стабильной. В этот момент вину за недостаточную динамику возлагают на руководителя категорийного отдела, который приложил немало усилий для внедрения метода и развития продаж. После его ухода продажи быстро откатываются на базовые уровни.
- Фатальная спираль, если факторы отрицательные. Категорийщики очень стараются, но, особенно если нет грамотного руководителя, уже не могут улучшить продажи. Оборот и валовая прибыль падает. Учащаются кассовые разрывы. Растет текучка кадров и долги поставщикам. Уменьшается доля рынка. Ситуация становится критичной. Компании грозит закрытие.
3. «Идеальная интеграция»
В редких случаях внедрение происходит удачно, категорийный менеджер действует эффективно и организация получает перспективное конкурентное преимущество.
Почему что-то идет не так
Возникают очевидные вопросы:
- Почему категорийщики, успешно мигрирующие между крупными компаниями, плохо адаптируются в малом бизнесе?
- Почему для одних CatMan является «технологическим витамином роста», а для других «пустышкой» или даже опасным ядом?
Причина зависит от некоторых особенностей компаний, которые осуществляют внедрение. Потребность в создании эффективной системы управления ассортиментом и процессом от закупки до продажи возникает, когда количество объектов контроля начинает превышать возможности административно-управленческого аппарата (АУП).
По моей субъективной оценке, это происходит, когда молодая компания достигает следующих количественных показателей:
- Товарооборот в рублях: 1-2 млрд в год.
- Магазины (филиалы, склады): 2-3 ед.
- Ассортимент: 2-5 тыс. SKU;
- Клиенты: 5-10 тыс. чел.
- Сотрудники: 50 чел.
Активный рост продаж соответствует определенным фазам взросления. Согласно известной «теории жизненного цикла организаций» Ицхака Адизеса – все фазы цикла имеют свойственный каждой фазе особенности. Эволюционируя, организация сталкивается с типичными для этого периода вызовами. Ее успех зависит от навыков и знаний топ-менеджмента понимать это и адекватно руководить переходом на следующую фазу.
Сопоставляя различные результаты внедрений CatMan со стадиями жизненного цикла компании, я заметил, что у метода есть свой жизненный цикл. Каждый этап которого сопряжен с соответствующим этапом жизненного цикла компании и не может наступить раньше его. Я разбил его на семь этапов:
- Проектирование – разработка подхода и его адаптация.
- MVP – создание и тестирование базовой модели.
- Становление – формирование отдела категорийного менеджмента.
- Штатная деятельность – систематическая работа отдела.
- Разделение труда – усложнение процессов.
- Демонтаж и деградация – откат к функциональному управлению.
- Смерть – отказ от CatMan.
На схеме представлены сопоставленные друг другу этапы развития:
В случае с малым бизнесом, речь идет о первой половине жизненного цикла организации, а именно об этапах «Давай-Давай» или «Юность». Поэтому далее рассмотрим только их.
Как подготовиться к идеальной интеграции
Что делать на этапе «Давай-давай»/«Проектирование»
Для компании это фаза детства, активной деятельности и быстрого успеха. Объем продаж быстро увеличивается. Основной фокус сконцентрирован на сбыте. Собственник лично управляет компанией, иногда делегируя ключевые вспомогательные функции с его точки зрения «правильным людям» – родственникам и близким друзьям, что в дальнейшем может стать серьезной ловушкой ограничивающей развитие. По сути, это еще не бизнес, а предпринимательство.
Компания очень гибкая. У нее отсутствует маркетинговая стратегия и качество сервиса, регламенты и инструкции, точность учета остатков и управленческий учет, планирование и бюджетирование. Система учета может быть рассинхронизирована. Нередко используется оптимизация налоговой нагрузки путем дробления организации на несколько ИП с целью сохранения специальных режимов налогообложения.
Внедрять категорийный менеджмент на этой фазе не только не нужно, но и в принципе не получится. Нанимать категорийшика с опытом работы в крупных сетях не имеет смысла. Он просто не сможет начать свою деятельность. Единственным результатом внедрения будет «отторжение».
Сначала требуется произвести выстраивание операционного и стратегического менеджмента, после чего перейти на следующую фазу жизненного цикла.
Но, чтобы в будущем для внедрения CatMan не пришлось производить глубокую перестройку процессов, уже сейчас нужно осуществить:
1. Проектирование:
- Разработать метод адаптированный под уникальную бизнес-модель своей организации, ее миссию и стратегическую цель.
- Разработать бизнес архитектуру – целостную модель фирмы, которая связывает аспекты внутренней и внешней организационной среды.
- Составить дорожную карту – план предстоящих изменений.
2. Выстраивание операционного менеджмента и автоматизации системы учета в соответствии с разработанным планом.
Кроме того, необходимо решать текущие задачи по ассортименту и закупкам. Для этих задач, как минимум, потребуется:
- Регулярная деятельность по закупу и тесту изменений – закупщик.
- Проектирование и выстраивание процессов, управление ассортиментом и контроль закупочной деятельности – руководитель проекта.
- Операционный менеджмент – супервайзер.
После выстраивания учета и менеджмента, роста операционных показателей компания будет готова перейти на новый этап жизненного цикла, став полноправным представителем малого бизнеса.
Что делать на этапе «Юность»/«MVP»
На этом этапе происходит второе рождение компании. Собственник формирует АУП и делегирует нанятым руководителям управление ключевыми функциями – с этого момента в компании запускается «функциональный подход управления». Это означает, что отделом управляет руководитель, ставя задачи и контролируя их выполнения. Появляются регламенты. К фокусу на сбыт добавляется фокус на прибыль и сокращение издержек.
Внедрение CatMan на этом этапе ограничивается подготовительными работами по созданию и тестированию категорийной методологии управления (маркетингом, ассортиментом, закупками, запасами, ценами):
- Доработки действующих процессов.
- Создание базовых инструментов управления.
- Формализация принципов управления, стратегий и политик.
Пока эти работы не проведены, категорийщика с опытом работы в сетях нанимать все еще не стоит, поскольку это грозит в результате получить сценарий «Частичная адаптация» со всеми вытекающими последствиями.
Нужно продолжить выстраивать операционный и стратегический менеджмент, планомерно продвигаясь к переходу на следующий этап жизненного цикла «Расцвет», одновременно подготавливая идеальное поле для внедрения CatMan.
Только после этого можно без риска для компании принять категорийщика с опытом работы, получить прирост продаж и успешно масштабировать результат.
Чтобы пройти весь путь максимально быстро и с минимальными затратами, рекомендую уделить особое внимание квалификации руководителя проекта.
- Очень важно, чтобы, кроме опыта внедрения CatMan в небольших компаниях, у него обязательно были навыки бизнес-архитектора процессов коммерческой деятельности.
- Глубокие знания стратегического, операционного, категорийного и продуктового менеджмента.
- Гибкость и адаптивность, навыки управления изменениями и доработки 1С, опыт взаимодействия с интеграторами, понимание отраслевых особенностей.
Это поможет избежать многих ошибок, разочарований и больших потерь.
Читайте также: