Покер планирования: как использовать эту методику для оценки задач

Наша команда в одном из последних проектов столкнулась со сложностями по планированию временных затрат. В числе прочего попробовали методику покера планирования, об этом опыте и хочу рассказать.

Оценить сложность задачи и утвердить сроки ее исполнения бывает непросто даже опытному проджект-менеджеру, особенно учитывая скорость развития технологий коммуникаций и принятия решений. Провести дополнительные обсуждения легко, если команда насчитывает несколько человек, собранных в одном месте. Если же участников дискуссии уже больше и/или часть команды работает удаленно, то оценка временных затрат может сильно затянуться.

Для оценки решения задачи можно использовать: 

  • Метод экспертной оценки.
  • Метод PERT (Program Evaluation and Review Technique) – или по-другому метод «трех точек». 
  • Метод аналогии.
  • Метод COCOMO (Constructive Cost Model) – или параметрическая оценка.

Но цель этой статьи не сравнительный анализ, а знакомство с одной конкретной методикой – покер планирования (англ. – Planning Poker).

В чем суть метода

Принцип впервые описал Джеймс Греннинг в 2002 году и позднее популяризировал Майк Коном в книге «Agile Estimating and Planning». Он используется в методологии Scrum и позволяет руководителю проектов оценить сложность задач и определить, сколько времени потребуется на их выполнение.

Суть метода заключается в том, что он реализуется в формате игры и участие принимает вся команда. Важно понимать, что ключевая цель оценки сложности не состоит в том, чтобы точно сказать, когда задача будет готова, а убедиться, что все участники одинаково понимают задачу. Инструментом может быть как простая колода карт, так и специальная. Также существуют различные приложения и онлайн-сервисы, которые подойдут распределенным/удаленным командам.

Как проходит «игра»

В начале игры каждому участнику команды раздается колода карт – это и есть шкала, по которой будут оцениваться задачи. В качестве параметра оценки может быть выбрана сложность задачи либо время ее исполнение.

Далее ведущий озвучивает задачу и каждый сотрудник выбирает наиболее подходящую по его мнению карту. После того как все ставки сделаны – ведущий их принимает и проводит анализ. Если все оценили задачу примерно одинаково – высчитывается среднее значение и можно переходить к следующей.

В случае, если есть значительный разрыв между оценками игроков – запускается обсуждение. Важный момент заключается в том, что обсуждение должно происходить только после того, как все дали свою оценку. Это позволит избежать эффекта привязки к чьему-либо мнению.

Если один член команды дает оценку в один день, а другой в три дня, то наверняка у них кардинально отличается подход к решению – им необходимо будет объяснить свое видение. Именно в этом и заключается идея метода – рассмотреть задачу со всех сторон и прийти к общему знаменателю, к единому мнению относительно каждой задачи.

Различия в оценках возникают по ряду причин:

  • опыт сотрудников;
  • квалифицированность и компетентность в определенных вопросах;
  • владение информацией, которой нет у другого. 

Если озвученный срок отличается более чем на рабочий день, то задача должна выполняться в паре, притом тот, кто оценил в меньшую сторону, руководит тем, кто оценил в большую.

Приятное следствие в том, что покер планирования способствует коммуникации в команде и повышает уровень взаимопонимания между участниками. Каждый имеет возможность высказать свое мнение и обосновать свою оценку, что помогает улучшить качество командной работы.

В результате – более эффективное планирование и достижение поставленных целей.

Полезные советы, как улучшить процесс планирования

  1. Нужно стремиться, чтобы сложность задачи не превышала один день. Планирование лучше всего проводить так, чтобы у команды всегда был запас задач на один-два дня, но не больше. Так все участники будут хорошо помнить все детали обсуждения каждой конкретной задачи.
  2. Если задача провисела в очереди на исполнение более четырех дней, ее нужно снова вынести на обсуждение, чтобы команда вспомнила, что и как нужно сделать по ней.
  3. Если задача выполняется на два дня дольше, чем планировалось, ее нужно вынести заново на планирование и обсудить с командой и заказчиком все сложности и проблемы с которыми столкнулись в ходе выполнения, чтобы в следующий раз при оценке учесть их.

Как внедрить метод: инструкция

1. Подготовьтесь

Проведите информационную встречу для объяснения основных принципов и целей этой практики. Подготовьте колоду карт, которая будет использоваться для оценки сложности задач или выберите онлайн-сервис.

2. Проведите первую встречу

Определите время для проведения покера планирования. Далее это может быть регулярная встреча, например, раз в неделю. Выберите небольшую задачу, которую команда может оценить в качестве пробного варианта. Раздайте каждому участнику колоду карт.

Далее каждый участник выбирает карту с оценкой, которая по его мнению соответствует сложности задачи. Убедитесь, что все держат карты скрытыми до определения всех оценок.

Если оценки различаются, проведите обсуждение, чтобы понять причины расхождений и прийти к единому мнению. Это может быть объяснение задачи, уточнение требований или обсуждение возможных сложностей.

Повторите процесс оценки и обсуждения для всех задач, которые требуют планирования на текущей или ближайшей итерации.

3. Систематический обзор

Проведите обзор результатов первой встречи, чтобы оценить эффективность процесса и выявить возможные улучшения. Убедитесь, что участники понимают, какие задачи следует оценивать, и что оценки соответствуют реальной сложности задач.

4. Регулярные встречи

Установите регулярное расписание по покеру планирования, чтобы включить эту практику в еженедельные или двухнедельные циклы работы команды. Поощряйте обратную связь от участников команды и вносите изменения в процесс, чтобы сделать его более эффективным и удобным.

5. Мониторинг и адаптация

Регулярно отслеживайте прогресс выполнения задач и учитывайте результаты оценок при планировании будущих итераций. Не останавливайтесь на достигнутом. Продолжайте собирать обратную связь и адаптировать процесс в соответствии с изменениями в команде или условиями проекта.

С пошаговым подходом к внедрению покера планирования команда сможет успешно интегрировать эту практику в свою повседневную работу и достичь большей прозрачности и эффективности в планировании и управлении задачами.

 Три сервиса, которые помогут применить методику

  • Planningpoker.com
  • Planningpoker.ru
  • PlanITpoker.com

Заключение

Преимущества покера планирования очевидны. Однако, чтобы достичь максимальной пользы от этой методики, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие и коммуникацию в команде. Важно поддерживать постоянное обучение и развитие участников, чтобы улучшать процесс планирования и совершенствовать результаты.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Новосибирск

Планировать можно по-разному, можно и так, как написано в статье.
Не понятно, при чём тут покер.
В покере задача — выбивать других игроков, а не согласовывать их действия.
:)))

Аналитик, Москва

Интересно!
Смущает пока следующее. Автор работает в интернет-проекте. Это подразумевает довольно чёткое разделение ролей и задач между разработчиками. Так и во всей ИТ в целом.  И как подобный покер реализуется на практике? Сидит, допустим, тестировщик, дизайнер, программист, аналитик и пытаются оценить время разработки нового модуля. При этом аналитик и дизайнер свою работу уже сделали. А у тестировщика в плане тестирования ещё прежняя версия. 

Как у Жванецкого, помните.

- Я считаю, что в семье должен быть один ребёнок - уже спор, диспут! А вы? Дваааааа?

-А я считаю, что и одного много.

Генеральный директор, Москва

Преимущества покера планирования очевидны. 

Серьёзно?

Есть ли пример сложного проекта в любой отрасли, где продолжительность отдельных работ и задач, которых бывают тысячи, оценивается таким удивительным образом?

Много ли в реальной жизни проектов, для которых правило

Нужно стремиться, чтобы сложность задачи не превышала один день.

вообще имеет смысл.

Руководитель группы, Москва
Евгений Равич пишет:

Преимущества покера планирования очевидны. 

Серьёзно?

Есть ли пример сложного проекта в любой отрасли, где продолжительность отдельных работ и задач, которых бывают тысячи, оценивается таким удивительным образом?

Много ли в реальной жизни проектов, для которых правило

Нужно стремиться, чтобы сложность задачи не превышала один день.

вообще имеет смысл.

Это действительно сомнительное место. Но в целом методика интересная.

Консультант, Новосибирск

Если все оценили задачу примерно одинаково – высчитывается среднее значение и можно переходить к следующей.

А если все одинаково ошиблись? Получим согласованное группой ошибочное мнение. Да и еще и с распределенной ответственностью - то есть безответственностью...


 

Аналитик, Москва

Безусловно тема планирования работ очень важна и интересна. Мы как-то уже привыкли, что такое планирование напоминает гадание на кофейной гуще, опирается на некие тайные знания каких-то крутых управленцев. А ведь единственным способом планирования будущего может быть только опыт прежней подобной работы. Ну разве не так? Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Глубоко убеждён, что мы, как самые обычные люди, можем вести речь только о перераспределение работ во времени. 

Независимый директор, Москва

Ну да.

Если задаче не решается, прервись, сыграй с коллегами в покер.

Ну а если и после этого задача решается с трудом, пора раскладавать карты ТАРО.

IT-менеджер, Москва
Александр Сейнов пишет:

Ну да.

Если задаче не решается, прервись, сыграй с коллегами в покер.

Ну а если и после этого задача решается с трудом, пора раскладавать карты ТАРО.

Вариантов масса, можэено и камень, ножницы, бумага, если надо будет выбрать точную оцкнку времени.

Инженер, Томск

Если озвученный срок отличается более чем на рабочий день

А если на пару рабочих лет?

У Канемана описан случай, когда команда взялась писать учебник.

По оценке команды им нужно было  от 0,5 до 2-х лет чтобы закончить работу.

По счастью в команде был эксперт, который со стороны администрации университета курировал такие проекты. Его опыт говорил, что цели достигали только 60% команд, остальные по тем или иным причинам прекращали проекты, среднее время разработки составило не менее 7 и не более 10 лет.

Группа Канемана управилась за 8 лет.

IT-менеджер, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Безусловно тема планирования работ очень важна и интересна. Мы как-то уже привыкли, что такое планирование напоминает гадание на кофейной гуще, опирается на некие тайные знания каких-то крутых управленцев. А ведь единственным способом планирования будущего может быть только опыт прежней подобной работы. Ну разве не так? Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Глубоко убеждён, что мы, как самые обычные люди, можем вести речь только о перераспределение работ во времени. 

Меня всегда смущал способ планирования времени программистов. Висят над душой: сколько тебе нужно времени? Ну скажи, пожалуйста. 

Откуда я могу знать? Даже можно не говорить о болезнях и совещаниях. Всё это "планирование" нужно для отчётов начальства за бюджет. 

Из-за этого мало кто любит ту же самую жиру - это всё для руководства, чтоб вовремя отчитаться. А мы в жире не планируем, а тоже отчитываемся. 

На мой взгляд, можно учитывать экономию времени, а не оценивать будущее. И планировать ресурсы, запасы времени.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
В продолжении темы вакцинации от короновируса наткнулся сегодня на статью Вскрылась "афера века" ...
Все дискуссии
HR-новости
Аналитики назвали размер средней зарплаты в сфере IT

Рост зарплат в этой сфере составил в среднем 12,5% за год.