Книга известного американского кризис-менеджера начинается так: «Если вы генеральный директор, вам повезло, что мы не встретились. Потому что, когда в вашу компанию приду я, вас уволят». Это правда: в 73% компаний, испытывающих финансовый кризис, восстановительные меры начинаются с увольнения директора. И не потому, что ищут «мальчика для битья», освобождают место для кризис-менеджера или этого требует закон о банкротстве.
Причина проста: считается, что хороший директор не доведет компанию до кризиса, а заметит сигналы ослабления бизнеса задолго до того, как возникнет серьезная проблема. Контроль по слабым сигналам позволит принять превентивные меры и предотвратить спад. Как настроить систему контроля бизнеса по слабым сигналам в четыре шага?
1. Сформировать список ключевых показателей деятельности
На Amazon продается книга, название которой заставляет задуматься: «15 тысяч KPIs». Если подходить к выбору показателей для контроля бизнеса без системы, наверняка, хотя бы 500 покажутся нам важными. Даже не пытайтесь применить их все, если не хотите утонуть в деталях.
Во-первых, KPIs должно быть немного, примерно 30. Во-вторых, они должны сфокусировать ваше внимание на действительно важных вопросах. В-третьих, это не могут быть только финансовые показатели, как часто бывает. Этим требованиям идеально соответствует система сбалансированных показателей – инструмент, изначально созданный именно для формирования набора контрольных метрик.
Задайте себе последовательно 4 вопроса:
- Каких финансовых целей мы должны достичь? (держите в уме генеральную цель – рост дохода владельца бизнеса). По каким показателям можно оценить, что мы их достигли? Например, цель на ближайший год – рост выручки на 30%. Возможный KPI – «темп роста выручки» или «выполнение плана по выручке».
- Какое предложение следует сделать клиентам, чтобы достичь этих целей? Помните: мы предлагаем клиентам не только продукт, но и сервис и коммерческие условия. По каким показателям можно оценить, что наше предложение отвечает ожиданиям клиентов? Например, мы обещаем постоянное наличие товара категории А. Возможный KPI – «уровень сервиса», «процент отказов из-за отсутствия товара», «клиентская удовлетворенность постоянным наличием товара».
- Какие процессы критически важны для создания клиентского предложения? По каким показателям можно оценить, что стратегические процессы работают не только результативно, но и эффективно (с минимальными затратами)? Например, процесс обеспечения бесперебойного наличия товара для продажи – управление запасами. Возможный KPI – «выручка, упущенная в связи с отсутствием товара», «средневзвешенное количество дней отсутствия товара».
- Персонал с какими компетенциями необходим для осуществления этих процессов? По каким показателям можно оценить, что у нас работает именно такой персонал? Например, для управления товарными запасами требуется менеджер, умеющий точно прогнозировать спрос, KPI – «точность прогнозирования продаж».
Как видите, список KPIs действительно сбалансирован: включает в себя не только финансовые показатели. Эти показатели сфокусированы на том, что действительно важно: достигает ли компания своих финансовых целей и реализует ли свою стратегию.
2. Дополнить перечень KPIs показателями слабых сигналов
У KPIs, которые мы сформировали на предыдущем этапе, есть серьезный недостаток: они показывают то, что уже произошло. И неудовлетворительные значения показателей – состоявшийся факт: не выполнен план по выручке, товар категории А отсутствовал на складе, из-за этого упущен товарооборот и т. д. Невозможно «отмотать назад», чтобы предотвратить потери.
Система контроля, построенная исключительно на показателях результата, не позволяет выявлять наступающие проблемы заранее. Хотите управлять по слабым сигналам? Добавьте к каждому KPI, выбранному на предыдущем этапе:
- Показатели факторов, которые влияют на KPI (факторы первого уровня). Например, от чего зависит выручка в вашем бизнесе? От количества транзакций и среднего чека (можете выбрать более подходящие для вашей ситуации показатели).
- Показатели факторов, влияющих на факторы (факторы второго уровня). Например, от чего зависит количество транзакций? От количества лидов и конверсии лида в сделку.
- Показатели рисков. Каким нежелательным для компании способом можно «накрутить» KPI? Например, чтобы увеличить выручку, можно:
- Отгрузить товар злостным неплательщикам – одновременно с выручкой вырастет просроченная дебиторская задолженность (ПДЗ). Показатель риска: доля ПДЗ в ДЗ.
- Чрезмерно нарастить долю одного-двух клиентов – это приведет к чрезмерной зависимости компании от этих клиентов. Показатель: доля топ-10 клиентов в продажах.
- Привлечь слишком большой объем заемного финансирования – вырастет финансовая зависимость бизнеса. Показатель: коэффициент финансовой независимости.
Теперь у вас есть перечень контрольных показателей, которые действительно позволяют видеть бизнес насквозь и улавливать ранние признаки возникновения проблем:
- KPIs для контроля финансовых целей, клиентской удовлетворенности, стратегических процессов, качества персонала.
- Показатели факторов первого и второго уровня, влияющие на эти KPIs.
- Показатели рисков.
Пример таблицы KPIs:
|
KPI |
Факторы первого уровня |
Факторы второго уровня |
Показатели риска |
Финансовая цель: рост выручки на 30% |
Выполнение плана по выручке |
- Количество транзакций - Средний чек |
- Количество лидов - Коэффициент конверсии |
Доля ПДЗ в ДЗ |
Для этого мы обеспечиваем бесперебойное наличие товара категории А |
Уровень сервиса |
Заполняется аналогично |
||
Для этого нам нужно настроить процесс управления товарными запасами |
Выручка, упущенная из-за отсутствия товара для продажи |
|||
Для этого нам нужен сотрудник с компетенцией прогнозирования продаж |
Точность прогноза |
Вас не должно смущать кажущееся большим количество показателей. Анализировать придется не все, а только те, что отклоняются от плана или демонстрируют отрицательную динамику. Обычно такие показатели в отчете выделяются красным цветом.
3. Настроить отчет
К счастью, закончилось время, когда руководитель получал отчет раз в неделю на совещании, а его подчиненные тратили часы на подготовку этого отчета. Сегодняшние технологии позволяют получать информацию в режиме реального времени, в удобной форме, с возможностью интерактивного просмотра. Обратите внимание на системы бизнес-аналитики класса BI (business intelligence), которые позволят перестать зависеть от аналитиков, программистов и самостоятельно настраивать любые формы интерактивных отчетов.
Настройте единый дашборд для топ-менеджеров по BI-технологии, это позволит:
- Устранить проблему разных данных. Вы наверняка сталкивались с ситуациями, когда каждый сотрудник приходит на совещание со своей «табличкой Excel» и половину времени вы тратите на обсуждение, чьи цифры верны.
- Экономить ресурсы на подготовку отчетов. Менеджеры должны тратить время не на построение табличек и проверку формул, а на обдумывание предложений и действий по улучшению показателей.
- Сформировать единое понимание текущей ситуации, а также корневых причин и слабых сигналов недостижения слабых результатов.
- Создать четкое понимание целевых показателей, по которым оценивается деятельность компании. Помните: вы получаете то, что измеряете. А применив эту технологию, вы будете измерять то, что ведет компанию к достижению финансовых целей.
4. Принять решение и действовать
Даже самый лучший и точный отчет не защитит бизнес, если менеджмент не будет принимать решения и действовать на основании полученных данных.
Мы рассмотрели пошаговый процесс постановки системы контроля бизнеса по слабым сигналам. На первый взгляд задача может показаться непростой. Все верно: это требует усилий. Взамен вы увидите свой бизнес насквозь, ведь именно с этого начинается эффективное управление.
Также читайте:
Какие еще KPI ? Есть финансовый план, вы сами написали: 30% выручки. Хотя. строго говоря, это не план, поскольку известны случаи, когда рост выручки сопровождается падением прибыли. Если есть план, то вопрос решается просто: он выполнен - хорошо. он не выполнен - плохо. Это единственный критерий адекватности работы предприятия. Все. Тогда зачем такая длинная статья??
Статья интересно начинается, и тема весьма актуальна. Правда не до конца раскрыта. Чтобы "увидеть бизнес насквозь" KPI недостаточно. Нужно выделить сквозные и вспомогательные процессы. Сквозные - те, что начинаются с обращения клиента в компанию и заканчиваются решением его задачи. Как правило, эти процессы проходят через несколько подразделений компании. (продажи, сервис, логистику, бухгалтерию). Важно, чтобы были установлены и выполнялись временные нормативы на каждом этапе работы с клиентом и всегда был ответственный сотрудник. Что касается KPI - постоянно вижу, как мои клиенты пытаются понять состояние сервиса в компании анализируя огромное количество разных отчетов. Поскольку я давно занимаюсь настройкой сервиса в компаниях, я выделяю несколько основных, универсальных для любой отрасли KPI. Это NPS (уровень удовлетворенности клиентов, выручка по работам и по продажам запчастей, маржинальная прибыль, прибыль, загрузка сотрудников, себестоимость часа, трудозатраты по разным видам работ, время выполнения сквозных процессов и отдельных стадий этих процессов. Если есть отклонения от плана в этих показателях то можно лезть глубже и выяснять в чем проблема. Если все нормально то не стоит тратить на это время.
А можно ли в небольшой статье что-то до конца раскрыть? Кому-то и бухгалтерского баланса может показаться достаточным, чтобы увидеть все насквозь :)
Кстати, названия статьям часто дают редакторы, не спрашивая авторов :)
это тоже про то, что случилось....
Если у меня ЗП только от продаж зависит, то на каких именно клиентов приходятся продажи - меня не будет волновать.
Ну-ну... Пока зависимость от разработчиков и постановщиков заданий - повышается... Туде же - появляется зависимость от ДатаГавемент...
Хорошее название статьи - "Как увидеть бизнес насквозь"
Только вот вопрос - позволят ли KPI увидеть насквозь?
Любые показатели - это то, что уже выходит на поверхность бизнеса. Следствие того, что происходит внутри.
Частично об этом написал Максим Клемешов, когда поделился своим опытом работы с процессами.
А можно посмотреть еще глубже - в культуру компании.
Именно там и находится та глубина, которая в конемно итоге определяет как выполняются процессы и достигаются показатели.
Послушайте, коллеги, зачем такая искаженная учетная система нужна? Выручка - это то, что пришло к Вам в кассу. Задолженность - это деньги будущих периодов: дебиторская - это Вам потом (не сейчас) будет; кредиторская - это Вы потом будете...
"Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!"
Вы же сами пишете "У KPIs, которые мы сформировали на предыдущем этапе, есть серьезный недостаток: они показывают то, что уже произошло." и тут же в KPIs включаете событие, которое еще не произошло...
Я бы у Вас не принял такую учетную систему....
Это очень сильно напоминает системы диспетчеризации в промышленности. Там есть определённое количество различных датчиков, которым посылает определённого рода сигналы контроллер (опрос оконечных устройств). Сигналы возвращаются в контроллер, который их сравнивает с имеющимися у него в памяти, в случае расхождения сигналов с эталонными - или подаёт сигнал диспетчеру, или сам регулирует параметры в установленных пределах. Если расхождение критичное - выпадает в ошибку и переводит систему в аварийный режим.
Кстати, очень наглядно такие процессы отражает SCADA. Но как всегда утыкаемся в технологический парадокс: чем больше датчиков и исполнительных устройств - тем надёжней диспетчеризация и автоматизация, но сама система становиться менее надёжна и более дорогой из-за большого количества исполнительных устройств. Так что нужно искать баланс машина-человек.
Вполне возможно создать и бизнес-версию SCADA, почему бы и нет?
На этом ресурсе бал правит редактор. Чтобы не повторяться, цитирую
Чтобы к этому приспособиться, я всегда большее внимание обращаю на первые 1-2 абзаца статьи и смотрю какие проблемы ставит автор, потом ищу в статье как он их решает, и какие выводы делает. В этой статье автор видит следующую проблему, для которой потом ищет и предлагает решение:
Книга, которую упоминает автор статьи, называется KPI Mega Library - автор Rachad Baroudi. В версии 2010 года там уже содержится классификация 17 000 KPI.
Сергей, KPI - это система управления другого типа. Например, бухгалтерский баланс, промежуточную бухгалтерскую отчетность можно эффективно и качественно использовать для анализа деятельности компании.
Но если использовать только отчетность такого типа, такое управление можно сравнить с управлением автомобилем, когда водитель видит дорогу только в зеркале заднего вида.
Не агитирую за использование системы сбалансированных показателей - больше вопросов возникает к их балансировке :(.
Просто хочу ещё раз отметить, что это способ управления, есть ещё нормирование, которое кому-то подойдет лучше. На практике давно используется, позволяет контролировать и заглянуть немного вперед бухгалтерской отчетности :)