Первый прецедент: Яндекс оштрафовали за нарушение авторского права

6 августа Арбитражный суд Москвы оштрафовал компанию «Яндекс». Сумма штрафа незначительная – 10 тысяч рублей, а вот причина, по которой гиганта отечественного IT-рынка призвали к ответственности, очень интересна. Согласно заключению суда, причиной стало нарушение авторского права при размещении контекстной рекламы. Выяснилось, что заказчик не являлся правообладателем рекламируемой марки, поэтому и был привлечен к ответственности, а вместе с ним и исполнитель услуги.

Данное дело интересно и тем, что имеет прецедентное значение, ранее подобных случаев не было. Соответственно справедлив вопрос: должна ли фирма-исполнитель нести ответственность за информацию, указанную в рекламном сообщении? Необходимо ли проверять данные или это обязанность заказчика, можно ли защитить себя договором? Какие еще нюансы могут быть скрыты в данной теме?

Ответственность рекламной площадки

В первую очередь нужно разобраться – какие условия сотрудничества «Яндекс» и подобные сервисы выставляют своим пользователям.

В документе «Требования к рекламным материалам» есть прямой запрет на размещение рекламы, которая «является недобросовестной, недостоверной, вводит потребителя в заблуждение…». А в главе «Правила размещения рекламы на Яндексе» приведен перечень товаров, которые рекламировать нельзя, в том числе «товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий».

В целом, в вопросе рекламных материалов Яндекс опирается на действующий закон РФ ФЗ «О Рекламе». И выступает как площадка для размещения объявлений, а не их производитель. Таким образом, не несет ответственность за предоставленные заказчиком материалы, и перекладывает ее на рекламодателя. Аналогичен и подход компании Google, которая также позволяет размещать объявления контекстной рекламы через сервис «Google Ads».

Конечно, все рекламные объявления проходят модерацию на соответствие требованиям. Но требования эти скорее внешние, например проверка на отсутствие оскорблений, призывов к насилию, запрещенного контента и т.п. Соответствие рекламы требованиям авторского права ложится на плечи рекламодателя, как и наличие соответствующей документации и сертификатов.

Смежные по составу дела о паразитарной конкуренции уже были в российской практике:

  1. Суд признал, что использование в качестве ключевых слов товарного знака конкурента направлено на продвижение продукции посредством незаконного использования чужого товарного знака и нарушает запрет на недобросовестную конкуренцию.
  2. Суд признал недобросовестной рекламу в поисковой системе Яндекс, которая при вводе запроса, совпадающего с наименованием истца, указывала на недостоверную информацию о наличии долгов у истца, формировала негативное отношение к истцу.

Однако, если брать во внимание опыт других стран, есть несколько показательных случаев.

Дело ФАС против Google и Блондинка.ру

За размещение поисковой рекламы азартных игр ФАС привлек к ответственности в качестве рекламораспространителей Google Inc. как поисковую систему, а также ЗАО «Блондинка.Ру» как владельца системы управления контекстной рекламы Aori, посредством которой осуществлялась предварительная модерация и распространение рекламных объявлений.

Дело Бурков А.Л. против ООО «Гугл»

Суд признал ООО «Гугл» ответственным за мониторинг электронной корреспонденции пользователей с применением программ таргетинга Google Inc., а также признал незаконным размещение рекламы на основе результатов такого мониторинга.

Правообладатель товарного знака может запретить его использование в качестве ключевого слова в случаях, когда его использование в поисковой рекламе препятствует идентификации потребителем товара, либо когда действия конкурента приводят к очернению /размыванию товарного знака с риском утраты его различительной способности.

Получается, что владельцы рекламных и таргетинговых платформ, RTB-платформ, баннерообменные сети могут быть признаны рекламораспространителями, если они управляют размещением контекстной рекламы.

Какие правовые риски сбора и обработки данных о целевой аудитории могут быть на территории РФ:

  • Неопределенность правового статуса cookies в РФ, обрабатываемые данные могут быть признаны персональными, а лицо, обрабатывающее cookies – оператором ПД.
  • Использование cookies, полученных с сайтов EU, возможно только при условии, что cookies были собраны и используются в соответствии с Директивой 2002/58/EC (предварительное согласие пользователя, возможность отказаться).
  • При таргетинге по email-адресам такие адреса могут быть признаны персональными данными, так как подрядчик (Google, Mail и пр.) имеет возможность определить лицо по email-адресу в совокупности с иными данными (ФИО, телефон, ID в социальной сети).

Что делать, если нарушены права на интеллектуальную собственность

Если вы являетесь законным владельцем торговой марки, которую недобросовестный конкурент некорректно упоминает в своих рекламных материалах, вам необходимо пожаловаться напрямую в Google или в Яндекс. В лучшем случае, ваше сообщение будет принято, жалоба будет удовлетворена, а показ рекламы вашего конкурента прекратится.

Сегодня процесс размещения рекламы в интернете не выносится отдельно и рассматривается по аналогии с другими способами, в соответствии с требованиями ФЗ «О Рекламе» и ГК РФ. Под действие этого закона подпадает, в том числе, баннерная реклама.

В конце 2015 года Роскомнадзор выступал с инициативой о специальном регулировании таргетированной рекламы, но в тот момент антимонопольный орган не увидел в контекстной рекламе возможных причин для судебных споров, поэтому до сих пор никаких дополнительных законодательных актов не принято.

Однако для показа контекстной рекламы собираются сведения о поведенческих факторах каждого пользователя в Сети. ФЗ «О персональных данных» предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего сбор ПД в интернете, публиковать его политику обработки персональных данных, в которой до мельчайших подробностей регламентировать правила, требования в отношении обрабатываемых данных. Иной формы регулирования интернет-рекламы пока нет.

Ключевые слова, используемые при размещении контекстной рекламы:

  • Являются техническим критерием показа рекламы в поисковой системе.
  • Не являются частью рекламного объявления, не входят в его содержание и не демонстрируются пользователям.
  • Не индивидуализируют товары/услуги, их указание не является использованием товарного знака в смысле ст. 1484 ГК РФ и не нарушает исключительные права, если не происходит смешение различных товаров или производителей.

Правообладатель товарного знака не вправе ограничивать третьих лиц в указании товарного знака в качестве ключевого слова, если такое указание не направлено на индивидуализацию товаров / работ / услуг и не способно вызвать их смешения.

При нарушении авторских прав может наступать:

  • Гражданско-правовая ответственность.
  • Административная ответственность.
  • Уголовная ответственность.

В зависимости от тяжести нарушения, наказание может варьироваться от денежной компенсации в размере не менее 10 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 6 лет.

Поисковые системы также дают возможность пользователям подавать жалобы на нарушение авторского права. Например, столкнувшись с нарушением, правообладатель может подать жалобу напрямую в Google через специальную форму. Подобная система присутствует и в Яндекс.

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях информации, которая распространяется без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ст.15 Федерального закона №187.

Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение трех дней:

  • Определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания.
  • Направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав.
  • Фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить рекламное объявление пиратского характера в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причем это должно состояться не позднее, чем на третий день после получения уведомления.

Тем не менее, компании-владельцы подобных рекламных площадок находятся в уязвимом положении, они являются первой инстанцией в случае судебных тяжб и, так или иначе, вынуждены принимать участие в судебном разбирательстве. Ситуация усугубляется и тем, что процессы в сфере авторского права – больной момент, ведь фактически проверить авторство крайне сложно. Например, можно проверить право на патент посредством обращения в Роспатент с запросом свидетельства регистрации товарных знаков. Но в случае с музыкальными произведениями, права на которые являются наиболее частым спором, тяжело доказать, что человек является автором или имеет право распоряжения интеллектуальной собственностью.

Да, компании подстраховывают себя договорами, что именно заказчики несут ответственность, если к исполнителю предъявляется заявление о возмещении убытков или штрафов в связи с размещением данного материала. Тем не менее, законодательство в данной сфере требует доработки, в первую очередь, нужно разработать механизм более тщательной проверки информации, указанной в объявлениях. С одной стороны, это может увеличить время модерации и усложнить формат работы с рекламной площадкой. С другой, позволит снизить объем рекламы контрафактной и ненадлежащей продукции, что в свою очередь ведет к увеличению доверия к рекламному сервису и снижению исковой нагрузки.

Также читайте:

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
39% россиян планируют работать после выхода на пенсию

Меньше всего работать на пенсии стремятся IT-специалисты.

Heineken протестировала VR-технологии в обучении персонала

84% сотрудников, участвовавших в тестовом VR-обучении, предпочли бы и дальше использовать эту технологию и вовсе не прибегать к очному формату.

Эксперты назвали пять профессий в FMCG, которые скоро исчезнут

Ожидается, что спрос на специалистов в FMCG сможет снизиться на 30-50% после пандемии коронавируса.

 
Россияне назвали главные категории затрат в 2020 году

Около половины жителей России отметили увеличение расходов в 2020 году.