Женщины CEO: как они строят успешную карьеру и меняют деловую среду

Последние исследования показывают не только заметный рост интереса женщин к теме предпринимательства, но и изменение отношения к ним в деловой среде. Сегодня можно найти достаточно примеров успешных женщин-предпринимателей и топ-менеджеров — тренд этот общемировой и Россия не стала исключением.

О чем говорят цифры

Женский бизнес в России набирает обороты — растет число женщин предпринимателей и руководителей, появляются новые возможности. Я около 20 лет работаю в строительстве и девелопменте (максимально не «женских» сферах) и твердо могу сказать, что управлять такими процессами, несмотря на существующие предрассудки, с одинаковым успехом могут и мужчины, и женщины — тут нет ограничений.

О росте интереса к женскому предпринимательству говорят и цифры. С 2021 года доля женщин в российском бизнесе выросла с 32% до 41%, свидетельствует исследование «Тинькофф Бизнес», опубликованное в марте 2024 года. И если в офлайн-секторе предпринимательниц оказалось лишь чуть меньше, чем мужчин (48%), то в онлайн-торговле женщины и вовсе вырвались вперед — они занимают 52% в интернет-магазинах.

Тенденция эта общая для всего мира — год назад авторитетный американский журнал Fortune объявил, что впервые в истории доля женщин среди CEO компаний, вошедших в список Fortune 500, составила 10%. Четверть из них заняли свои позиции в 2022-2023 годах. Для сравнения, раньше речь шла о единичных случаях.

Российский Forbes не первый год отдельно публикует перечень богатейших self-made женщин отечественного бизнеса: тех, кто заработал свой капитал самостоятельно и активно участвует в делах компании. Лидер — Татьяна Бакальчук — остается неизменной, но каждый год мы видим примеры того, как активно развиваются женщины в предпринимательстве.

В 2024 году, например, в списке в очередной раз появилась новая участница – Елена Соболева, совладелец «Меркурий Ритейл Групп», а новичок прошлого года, совладелец группы «Доминант» Светлана Демидова поднялась сразу до топ-3. Не говоря уже о том, какие разные сферы охватывает рейтинг — от онлайн-торговли и классического ритейла до инвестиций и нефтегазового сектора.

Смена вектора

Обычно, когда речь заходит о женском бизнесе, чаще вспоминают о традиционно «женских» сферах: бьюти-секторе, моде, торговле и услугах. Однако в реальности предпринимательницы и топ-менеджеры сегодня этими направлениями не ограничиваются. Так, среди новых участниц большого списка Forbes — сестры Мария и Татьяна Филевы, совладелицы группы компаний S7. Состояние каждой из них оценивается почти в $400 млн. До этого их доля также принадлежала женщине — их матери Наталье Филевой. Радиомеханик по образованию, она вместе с супругом Владимиром Филевым с нуля выстроила этот бизнес.

Заметнее становится и роль женщин в технологических компаниях. Достаточно вспомнить легендарную Сьюзен Воджицки, до 2023 занимавшую пост CEO в YouTube. Или британку Анн Боден, в 2010-х основавшую и возглавившую первый в Великобритании онлайн-банк Starling Bank — даже после ухода с должности она остается лицом женского предпринимательства в британском финтехе.

Постоянно появляются и новые имена. У истоков популярного сервиса дизайн шаблонов Canva, несколько лет назад признанного одним из самых дорогих стартапов в мире с оценкой в $40 млрд, стояла в том числе и женщина — австралийка Мелани Перкинс. А Уитни Вульф Херд стала самой молодой в истории женщиной миллиардером благодаря придуманному ей сервису онлайн-знакомств Bumble, в котором инициатива остается за слабым полом.

Есть аналогичные, хоть и чуть менее масштабные, примеры и в России, в том числе в сфере технологий и инноваций. Инженер-физик Наталья Краснобаева, много лет работавшая в атомной отрасли, открыла собственную технологическую компанию Hopper IT, которая сегодня конкурирует за заказы с куда более крупными конкурентами. Технический директор нижегородской компании Gorky AI Анастасия Капралова построила карьеру на обучении искусственного интеллекта и развитии технологий компьютерного зрения. А Анастасия Бируля, начав с кураторства в современном искусстве, перешла в digital-маркетинг, а затем сосредоточилась на сфере NFT и возглавила криптонаправление в медиаагентстве Soyka.

Тем, кто предпочитает более консервативный подход, напомню, что топовые позиции женщины сегодня занимают в автомобильном бизнесе (вспомним компанию «Рольф» и ее CEO Светлану Виноградову), нефтегазе (Марина Седых из Иркутской нефтяной компании несколько лет подряд попадает в рейтинги самых успешных CEO), целлюлозно-бумажном производстве (Ксения Соснина из «Илима») и даже родном для меня строительстве. Что говорить, если женщина — Ранохон Джураева — управляет всеми российскими космодромами. Кстати, в эту сферу она перешла после долгих лет работы с крупным частным бизнесом.

Тайная сила

Большая часть моих коллег из ассоциации уверены, что женщинам топ-менеджерам в России приходится работать значительно больше мужчин, чтобы быть принятыми на равных. И у меня, и у моих знакомых есть в практике примеры, когда за столом переговоров партнеры принципиально предпочитали обращаться только к присутствующим мужского пола.

В том же строительстве мужчин подавляющее большинство, и к женщинам там относятся с предубеждением. Однако бизнесмены любого пола — в первую очередь, прагматики. И чаще всего мужчины меняют свое мнение, убедившись в профессионализме собеседника. Никто не будет обращать внимание на гендерный вопрос, если их заинтересовало деловое предложение.

Один из недавних примеров в моей практике — длительные переговоры о покупке земельного участка, цена за который, выставленная продавцом, никак не вписывалась в мою финансовую модель. Продавец был мужчина, профессионал и успешный бизнесмен в этом сегменте рынка. Мы общались с ним несколько месяцев, и в конце концов он согласился на мои условия, объяснив, что его убедила моя уверенность в результате реализации проекта. Отличные отношения с ним мы сохраняем до сих пор.

Любые препятствия, о которых так часто говорят, при грамотном подходе можно использовать для достижения собственных целей и развития своей карьеры. Тем более, что, при всей мягкости, настойчивости женщинам не занимать — вспомните пример Елены Батуриной, чье состояние оценивается в $1,3 млрд, или Татьяны Бакальчук ($7,4 млрд).

Да, можно сколько угодно говорить про роль мужей, особенно в случае с Батуриной, но в любом случае это женщины, которые демонстрируют не только железную хватку, но и потрясающую настойчивость, умение бить в одну точку до победного.

Со своей миссией

Как бы ни менялись современные взгляды на женское предпринимательство, неизменным остается убеждение, что женщины в большей степени, чем мужчины, настроены думать о других и куда более заинтересованы в наличии у своего дела какой-то высшей цели, в возможности помочь другим. Тут женщины, в самом деле, не разочаровывают.

Приведу пример. Адвокат и кандидат юридических наук, Анастасия Расторгуева пришла в юриспруденцию, руководствуясь желанием сделать мир более справедливым местом. После окончания университета она поняла, что эффективнее всего будет сосредоточиться на конкретном участке и выбрала для себя семейную практику. Свою компанию она открыла в пандемию, на фоне роста спроса на брачные договоры. С тех пор тенденция не изменилась, что обеспечило бизнесу успех.

Доля женщин в социальном предпринимательстве несравнимо выше, чем в «классическом» бизнесе. Нередко они придумывают яркие и технологичные решения, чтобы помогать другим или друг другу — как в случае с ассоциацией, созданной выпускницами Сколково для того, чтобы поддержать женщин, решивших открыть собственный бизнес, и помочь им преодолеть неуверенность в собственных силах.

Уже упомянутая компания Hopper IT и вовсе названа так в честь одной из первых женщин-программистов Грейс Хоппер, автора программ для одного из первых в США компьютеров (Марк I), открывшей другим путь в эту профессию. И больше половины руководящих постов в компании занимают женщины.

Женщины не только ценят благородную идею в бизнесе, но и не забывают протянуть руку другим, оказавшись на вершине. Это дает надежду на то, что уже в ближайшем будущем они могут приумножить достигнутые успехи и, кто знает, действительно сделать мир справедливее и человечнее.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Хорошая статья!
Я могу полагать, что мужичны действуют, как правило, по каким-то стандартам, правилам, установкам. Женщины "не любят" стандарты, они как-то стремятся привнести в любое дело своё личное. Это хорошее качество, которое часто нас мужчин приводит в замешательство и даже ярость. 

Ну а женская настойчивость, которую невозможно назвать упрямством, хорошо известна. 

Меня судьба несколько раз сводила с женщинами-руководительницами большого ранга. Очень полезный опыт. Но лучший вариант, когда у неё мужчина-заместитель. Тогда получается прекрасный балланс.

Я могу ещё назвать выдающихся женщин, которых имею честь знать лично. Директор Музея Мирового окена в Калининграде Сивкова Светлана Геннадьевна, лауреат госпремии. Сильная женщина с широчайшим кругозором (сейчас она президент музея). Человек, который создал нынешний облик Калининград. 

Директор Мемориального музея космонавтики Артюхина Наталья Витальевна. Колоссальная эрудиция, нескончаемая энергия. 

Руководитель группы, Москва

Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Knowledge manager, Пермь

Благодарю! Очень понравились конкретные примеры женщин в бизнесе с их сильной чертой - добиваться материализации желаемого!:)

Консультант, Москва

Совет из моей бизнес - скахки "Волшебная палочка"

"Внимательно его изучил,  владельцем компании  оказалась женщина -  Самохина Глафира Андреевна. Выглядела она на фото внушительно; крупные черты широкого  лица,  прямой  взгляд  довольно близко посаженных глаз над низко расположенными прямыми  бровями, еле заметная поперечная складка на переносице  – ясно было что эта  женщина  прошла длинный путь в бизнесе, она имеет громадный опыт,  уверена в себе, способна добиваться поставленных целей. Короче не наследница своего отца, не  нежная  бизнес – леди , а скорее бой – баба.   И судя по фамилии они с Ольгой родственницы, но Ольга явно не её дочь, потому что внешнего  сходства совершенно не заметно. 

Сделав для себя  такие выводы, Илья стал  готовится к завтрашней встрече., в первую очередь он пересмотрел все свои покупки и составил  прайс – лист  товаров, которые он мог  предложить на реализацию, записал  товары, которые он оставил  Ольге,   отдельно  в еще одну тетрадь. 

За этим занятием его застали жена и сын, Данил сразу побежал к холодильнику за мороженым и устроился на кухне, включив телевизор  на канал с мультиками. Оксана подошла к  мужу и. взглянув на фото, открытое на мониторе, воскликнула:

- Какая шикарная   дама! Кто это?

-Это владелица  компании, которая выставила свой товар на распродажу, – пояснил Илья, – И почему ты назвала её дамой, это скорее бой – баба!

Оксана весело рассмеялась  и ответила: - Ты посмотри на её прическу  -  у неё есть свой стилист, посмотри на костюм, на маникюр и на кольцо с бриллиантом!

-Ну  посмотрел,  и что? – ответил  Илья, – Дорогой костюм, стрижка, ногти накрашены, бриллиант огромный, но все равно она   торговка  с рынка, наряженная как деловая бизнес – леди.

-Ты не смотри на неё как на женщину, – ответила Оксана, – Она конечно в возрасте и  совсем не красива, а ты посмотри на нее как на богатого  предпринимателя. Что ты видишь?

-Ухоженная, стильно одетая, старая баба! – упорно держался за свое определение Илья.

-Хорошо, – произнесла Оксана, –  Давай зайдем с другой стороны - она владелица бизнеса и ты, как я понимаю, собираешься  через её фирму продавать свой товар.

- Собираюсь – признался Илья, – И что?

- Если ты при встрече с ней. будешь думать о ней как о старой бой - бабе, то она быстро это считает  по твоему языку тела, – терпеливо пояснила Оксана, - У женщин очень хорошо развита интуиция и они никогда не ошибаются в том, какое впечатление  производят на мужчину и вообще на всех окружающих.

-Ну и что? – упорствовал Илья.

-  А то, что ты получишь от неё отворот поворот! И накроется  твой бизнес , даже не начавшись!

-Я не могу на неё смотреть как на молодую и красивую  бизнес - леди, – заявил Илья.

- Ну ты что, совсем что ли? – ответила недовольным тоном Оксана, и, чеканя каждое слово, произнесла: – Она не демонстрирует своим видом свою женственность, она показывает окружающим свою социальную принадлежность, свой статус  – состоятельная бизнес – дама, ухоженная и элегантно одетая. Вот так и смотри на неё и думай так о ней, она это быстро прочитает и к тебе отнесется  доброжелательно. Запомни  -  для тебя  она не женщина, она  бизнес – вумен!

- Ну ты и  психолог! – рассмеялся Илья.

-Отсюда вывод, тебе надо одеться так, чтобы она сразу увидела в тебе предпринимателя, равного себе. Не на рынок ведь идешь!

- Деловой костюм и галстук? – насмешливо поинтересовался Илья.

- Галстук не обязательно, надень серый костюм и голубую рубашку, тебе она очень идет, пиджак расстегни – это  вызывает доверие.

– Открою  свой бизнес, возьму тебя консультантом в отдел верхней  одежды, будешь советы давать в чем куда идти, – рассмеялся Илья.

- Ты сначала открой! – со смехом парировала Оксана.

Knowledge manager, Пермь
Сергей Лозинский пишет:
Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Вероятно, что женщины отлично вписались в девелопмент потому, что здесь важно на самых ранних стадиях сравнить как разные эскизные проекты могут вписаться в конкретную местность или искать местность под готовые проекты.

Здесь сочетаются два качества. С одной стороны красота и гармония дизайна и с другой стороны логика и расчет финансово-экономической целесообразности проектов.

Если еще присутствует инженерный подход по качеству сетевых коммуникаций и созданию удобств внутри объекта, то могут возникать качества, порой не очевидные с первого взгляда.

То есть, в любом случае это работа левого и правого полушария головного мозга. У женщин с более развитым с рождения правым полушарием с детства система образования развивает левое полушарие.

А у нас мужчин преимущественно развивается левое полушарие отвечающее за линейную логику. Кому то везет или кто то умеет самостоятельно развивать оба полушария. В этом случае говорят о развитии эмоционального интеллекта!:)

 

 

Независимый директор, Москва

Женщины в деловой среде, это конечно объект для изучения ! Особенно успешные, замужние, благородных кровей.

А мне думается, что к другим надо присмотреться, поизучать их мотивы и методы.

Например:

-Элизабет Холмс обещала всего лишь по одной капли крови ставить широкий спектр диагнозов. Возглавила известнейший стартап. Стала мультимиллионершей. Ненадолго. Теперь в тюрьме. Но когда выйдет...!

- Генриета Грин уже в 13 лет работала бухгалтером. Много работала в семейном бизнесе. А 30 лет спустя она уже была самой богатой женщиной в США. Известна своим безмерным скупердяйством.

- Галина Моррелл выросшая в Москве, работала журналистом, правильно заработала милионы через замужества. И теперь организует экспедиции  во льды, к тюленями и белым медведям.

Это лидерство с перчинкой !

 

Консультант, Москва
Александр Сейнов пишет:
Женщины в деловой среде, это конечно объект для изучения ! Особенно успешные, замужние, благородных кровей. А мне думается, что к другим надо присмотреться, поизучать их мотивы и методы.
Например: -Элизабет Холмс обещала всего лишь по одной капли крови ставить широкий спектр диагнозов. Возглавила известнейший стартап. Стала мультимиллионершей. Ненадолго. Теперь в тюрьме. Но когда выйдет...! -
Генриета Грин уже в 13 лет работала бухгалтером. Много работала в семейном бизнесе. А 30 лет спустя она уже была самой богатой женщиной в США. Известна своим безмерным скупердяйством. -
Галина Моррелл выросшая в Москве, работала журналистом, правильно заработала милионы через замужества. И теперь организует экспедиции  во льды, к тюленями и белым медведям.
Это лидерство с перчинкой !

Обычно деловых высот в бизнесе достигают женщины типа А,  энергичные, напористые, которые способны соперничать в деловыхъ отношениях с конкуреттами - мужчинами. А это двойной стресс, доказвать  всем что ты не "мужик в юбке" а женщина и  личность, наделенная  интеллектом, творческими и  предпринимательскими способностями.

Все что вы изложили в своем  комментарии - это последствия  затяжного стресса, когда женщине приходиться вести себя по - мужски: непрерывно соревноваться с другими, проявлять агрессивность, скрывать негативные чувства. в частности раздражение и злость, быть требовательной, и в тоже время  озабоченной мнением окружающих о себе.

"Лидерство с перчинкой" очень часто заканчивается  деформацией личности, как последствия двойного стресса, В вашем примере это скупердяйство - синдром Плюшкина, уход в экстремальные увлечения.

Элизабет Холмс - исключение из  этого правила, она не бизнес -лидер, она изначально было мошенницей, таковой и останется

Руководитель группы, Москва
Борис Кондрабаев пишет:
Сергей Лозинский пишет:
Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Вероятно, что женщины отлично вписались в девелопмент потому, что здесь важно на самых ранних стадиях сравнить как разные эскизные проекты могут вписаться в конкретную местность или искать местность под готовые проекты.

Здесь сочетаются два качества. С одной стороны красота и гармония дизайна и с другой стороны логика и расчет финансово-экономической целесообразности проектов.

Если еще присутствует инженерный подход по качеству сетевых коммуникаций и созданию удобств внутри объекта, то могут возникать качества, порой не очевидные с первого взгляда.

То есть, в любом случае это работа левого и правого полушария головного мозга. У женщин с более развитым с рождения правым полушарием с детства система образования развивает левое полушарие.

А у нас мужчин преимущественно развивается левое полушарие отвечающее за линейную логику. Кому то везет или кто то умеет самостоятельно развивать оба полушария. В этом случае говорят о развитии эмоционального интеллекта!:)

 

 

Борис, возможно и это тоже, как более глубокая причина. Но на мой взгляд все намного проще - вначале была "стройиндустрия", нечто среднее между правильными пацанами и красными директорами, которая была про вырыть котлован и построить. А был девелопмент, в основном на деньги с Запада, который был про управление недвижимостью. И в этой сфере женщины как-то быстрее сориентировались и подстроились под корпоративные стандарты. В итоге уже во второй половине 90-ых девелоперские компании в значительной степени выглядели как "женские коллективы". А поскольку деньги приходят в строительство из девелопмента, дальнейшее было вопросом времени.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Я могу полагать, что мужичны действуют, как правило, по каким-то стандартам, правилам, установкам. Женщины "не любят" стандарты, они как-то стремятся привнести в любое дело своё личное. Это хорошее качество, которое часто нас мужчин приводит в замешательство и даже ярость.

Матриархат увы проигрывает патриархату. Исторически и повсеместно.
Видимо, всё же стандарты рулят.
И, если где-то главная женщина -- то это женщина с психологией мужчины.

Генеральный директор, Москва
Сергей Средний пишет:
Матриархат увы проигрывает патриархату. Исторически и повсеместно.

А во что они играют? Вспомним историю Российской империи 18в. Или историю Великобритании.

Сергей Средний пишет:
И, если где-то главная женщина -- то это женщина с психологией мужчины.

Возможно, её деловые качества позволяют ей успешно выполнять свою работу. Психология мужчины - не вполне научное понятие.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.