Женщины CEO: как они строят успешную карьеру и меняют деловую среду

Последние исследования показывают не только заметный рост интереса женщин к теме предпринимательства, но и изменение отношения к ним в деловой среде. Сегодня можно найти достаточно примеров успешных женщин-предпринимателей и топ-менеджеров — тренд этот общемировой и Россия не стала исключением.

О чем говорят цифры

Женский бизнес в России набирает обороты — растет число женщин предпринимателей и руководителей, появляются новые возможности. Я около 20 лет работаю в строительстве и девелопменте (максимально не «женских» сферах) и твердо могу сказать, что управлять такими процессами, несмотря на существующие предрассудки, с одинаковым успехом могут и мужчины, и женщины — тут нет ограничений.

О росте интереса к женскому предпринимательству говорят и цифры. С 2021 года доля женщин в российском бизнесе выросла с 32% до 41%, свидетельствует исследование «Тинькофф Бизнес», опубликованное в марте 2024 года. И если в офлайн-секторе предпринимательниц оказалось лишь чуть меньше, чем мужчин (48%), то в онлайн-торговле женщины и вовсе вырвались вперед — они занимают 52% в интернет-магазинах.

Тенденция эта общая для всего мира — год назад авторитетный американский журнал Fortune объявил, что впервые в истории доля женщин среди CEO компаний, вошедших в список Fortune 500, составила 10%. Четверть из них заняли свои позиции в 2022-2023 годах. Для сравнения, раньше речь шла о единичных случаях.

Российский Forbes не первый год отдельно публикует перечень богатейших self-made женщин отечественного бизнеса: тех, кто заработал свой капитал самостоятельно и активно участвует в делах компании. Лидер — Татьяна Бакальчук — остается неизменной, но каждый год мы видим примеры того, как активно развиваются женщины в предпринимательстве.

В 2024 году, например, в списке в очередной раз появилась новая участница – Елена Соболева, совладелец «Меркурий Ритейл Групп», а новичок прошлого года, совладелец группы «Доминант» Светлана Демидова поднялась сразу до топ-3. Не говоря уже о том, какие разные сферы охватывает рейтинг — от онлайн-торговли и классического ритейла до инвестиций и нефтегазового сектора.

Смена вектора

Обычно, когда речь заходит о женском бизнесе, чаще вспоминают о традиционно «женских» сферах: бьюти-секторе, моде, торговле и услугах. Однако в реальности предпринимательницы и топ-менеджеры сегодня этими направлениями не ограничиваются. Так, среди новых участниц большого списка Forbes — сестры Мария и Татьяна Филевы, совладелицы группы компаний S7. Состояние каждой из них оценивается почти в $400 млн. До этого их доля также принадлежала женщине — их матери Наталье Филевой. Радиомеханик по образованию, она вместе с супругом Владимиром Филевым с нуля выстроила этот бизнес.

Заметнее становится и роль женщин в технологических компаниях. Достаточно вспомнить легендарную Сьюзен Воджицки, до 2023 занимавшую пост CEO в YouTube. Или британку Анн Боден, в 2010-х основавшую и возглавившую первый в Великобритании онлайн-банк Starling Bank — даже после ухода с должности она остается лицом женского предпринимательства в британском финтехе.

Постоянно появляются и новые имена. У истоков популярного сервиса дизайн шаблонов Canva, несколько лет назад признанного одним из самых дорогих стартапов в мире с оценкой в $40 млрд, стояла в том числе и женщина — австралийка Мелани Перкинс. А Уитни Вульф Херд стала самой молодой в истории женщиной миллиардером благодаря придуманному ей сервису онлайн-знакомств Bumble, в котором инициатива остается за слабым полом.

Есть аналогичные, хоть и чуть менее масштабные, примеры и в России, в том числе в сфере технологий и инноваций. Инженер-физик Наталья Краснобаева, много лет работавшая в атомной отрасли, открыла собственную технологическую компанию Hopper IT, которая сегодня конкурирует за заказы с куда более крупными конкурентами. Технический директор нижегородской компании Gorky AI Анастасия Капралова построила карьеру на обучении искусственного интеллекта и развитии технологий компьютерного зрения. А Анастасия Бируля, начав с кураторства в современном искусстве, перешла в digital-маркетинг, а затем сосредоточилась на сфере NFT и возглавила криптонаправление в медиаагентстве Soyka.

Тем, кто предпочитает более консервативный подход, напомню, что топовые позиции женщины сегодня занимают в автомобильном бизнесе (вспомним компанию «Рольф» и ее CEO Светлану Виноградову), нефтегазе (Марина Седых из Иркутской нефтяной компании несколько лет подряд попадает в рейтинги самых успешных CEO), целлюлозно-бумажном производстве (Ксения Соснина из «Илима») и даже родном для меня строительстве. Что говорить, если женщина — Ранохон Джураева — управляет всеми российскими космодромами. Кстати, в эту сферу она перешла после долгих лет работы с крупным частным бизнесом.

Тайная сила

Большая часть моих коллег из ассоциации уверены, что женщинам топ-менеджерам в России приходится работать значительно больше мужчин, чтобы быть принятыми на равных. И у меня, и у моих знакомых есть в практике примеры, когда за столом переговоров партнеры принципиально предпочитали обращаться только к присутствующим мужского пола.

В том же строительстве мужчин подавляющее большинство, и к женщинам там относятся с предубеждением. Однако бизнесмены любого пола — в первую очередь, прагматики. И чаще всего мужчины меняют свое мнение, убедившись в профессионализме собеседника. Никто не будет обращать внимание на гендерный вопрос, если их заинтересовало деловое предложение.

Один из недавних примеров в моей практике — длительные переговоры о покупке земельного участка, цена за который, выставленная продавцом, никак не вписывалась в мою финансовую модель. Продавец был мужчина, профессионал и успешный бизнесмен в этом сегменте рынка. Мы общались с ним несколько месяцев, и в конце концов он согласился на мои условия, объяснив, что его убедила моя уверенность в результате реализации проекта. Отличные отношения с ним мы сохраняем до сих пор.

Любые препятствия, о которых так часто говорят, при грамотном подходе можно использовать для достижения собственных целей и развития своей карьеры. Тем более, что, при всей мягкости, настойчивости женщинам не занимать — вспомните пример Елены Батуриной, чье состояние оценивается в $1,3 млрд, или Татьяны Бакальчук ($7,4 млрд).

Да, можно сколько угодно говорить про роль мужей, особенно в случае с Батуриной, но в любом случае это женщины, которые демонстрируют не только железную хватку, но и потрясающую настойчивость, умение бить в одну точку до победного.

Со своей миссией

Как бы ни менялись современные взгляды на женское предпринимательство, неизменным остается убеждение, что женщины в большей степени, чем мужчины, настроены думать о других и куда более заинтересованы в наличии у своего дела какой-то высшей цели, в возможности помочь другим. Тут женщины, в самом деле, не разочаровывают.

Приведу пример. Адвокат и кандидат юридических наук, Анастасия Расторгуева пришла в юриспруденцию, руководствуясь желанием сделать мир более справедливым местом. После окончания университета она поняла, что эффективнее всего будет сосредоточиться на конкретном участке и выбрала для себя семейную практику. Свою компанию она открыла в пандемию, на фоне роста спроса на брачные договоры. С тех пор тенденция не изменилась, что обеспечило бизнесу успех.

Доля женщин в социальном предпринимательстве несравнимо выше, чем в «классическом» бизнесе. Нередко они придумывают яркие и технологичные решения, чтобы помогать другим или друг другу — как в случае с ассоциацией, созданной выпускницами Сколково для того, чтобы поддержать женщин, решивших открыть собственный бизнес, и помочь им преодолеть неуверенность в собственных силах.

Уже упомянутая компания Hopper IT и вовсе названа так в честь одной из первых женщин-программистов Грейс Хоппер, автора программ для одного из первых в США компьютеров (Марк I), открывшей другим путь в эту профессию. И больше половины руководящих постов в компании занимают женщины.

Женщины не только ценят благородную идею в бизнесе, но и не забывают протянуть руку другим, оказавшись на вершине. Это дает надежду на то, что уже в ближайшем будущем они могут приумножить достигнутые успехи и, кто знает, действительно сделать мир справедливее и человечнее.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Хорошая статья!
Я могу полагать, что мужичны действуют, как правило, по каким-то стандартам, правилам, установкам. Женщины "не любят" стандарты, они как-то стремятся привнести в любое дело своё личное. Это хорошее качество, которое часто нас мужчин приводит в замешательство и даже ярость. 

Ну а женская настойчивость, которую невозможно назвать упрямством, хорошо известна. 

Меня судьба несколько раз сводила с женщинами-руководительницами большого ранга. Очень полезный опыт. Но лучший вариант, когда у неё мужчина-заместитель. Тогда получается прекрасный балланс.

Я могу ещё назвать выдающихся женщин, которых имею честь знать лично. Директор Музея Мирового окена в Калининграде Сивкова Светлана Геннадьевна, лауреат госпремии. Сильная женщина с широчайшим кругозором (сейчас она президент музея). Человек, который создал нынешний облик Калининград. 

Директор Мемориального музея космонавтики Артюхина Наталья Витальевна. Колоссальная эрудиция, нескончаемая энергия. 

Руководитель группы, Москва

Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Knowledge manager, Пермь

Благодарю! Очень понравились конкретные примеры женщин в бизнесе с их сильной чертой - добиваться материализации желаемого!:)

Консультант, Москва

Совет из моей бизнес - скахки "Волшебная палочка"

"Внимательно его изучил,  владельцем компании  оказалась женщина -  Самохина Глафира Андреевна. Выглядела она на фото внушительно; крупные черты широкого  лица,  прямой  взгляд  довольно близко посаженных глаз над низко расположенными прямыми  бровями, еле заметная поперечная складка на переносице  – ясно было что эта  женщина  прошла длинный путь в бизнесе, она имеет громадный опыт,  уверена в себе, способна добиваться поставленных целей. Короче не наследница своего отца, не  нежная  бизнес – леди , а скорее бой – баба.   И судя по фамилии они с Ольгой родственницы, но Ольга явно не её дочь, потому что внешнего  сходства совершенно не заметно. 

Сделав для себя  такие выводы, Илья стал  готовится к завтрашней встрече., в первую очередь он пересмотрел все свои покупки и составил  прайс – лист  товаров, которые он мог  предложить на реализацию, записал  товары, которые он оставил  Ольге,   отдельно  в еще одну тетрадь. 

За этим занятием его застали жена и сын, Данил сразу побежал к холодильнику за мороженым и устроился на кухне, включив телевизор  на канал с мультиками. Оксана подошла к  мужу и. взглянув на фото, открытое на мониторе, воскликнула:

- Какая шикарная   дама! Кто это?

-Это владелица  компании, которая выставила свой товар на распродажу, – пояснил Илья, – И почему ты назвала её дамой, это скорее бой – баба!

Оксана весело рассмеялась  и ответила: - Ты посмотри на её прическу  -  у неё есть свой стилист, посмотри на костюм, на маникюр и на кольцо с бриллиантом!

-Ну  посмотрел,  и что? – ответил  Илья, – Дорогой костюм, стрижка, ногти накрашены, бриллиант огромный, но все равно она   торговка  с рынка, наряженная как деловая бизнес – леди.

-Ты не смотри на неё как на женщину, – ответила Оксана, – Она конечно в возрасте и  совсем не красива, а ты посмотри на нее как на богатого  предпринимателя. Что ты видишь?

-Ухоженная, стильно одетая, старая баба! – упорно держался за свое определение Илья.

-Хорошо, – произнесла Оксана, –  Давай зайдем с другой стороны - она владелица бизнеса и ты, как я понимаю, собираешься  через её фирму продавать свой товар.

- Собираюсь – признался Илья, – И что?

- Если ты при встрече с ней. будешь думать о ней как о старой бой - бабе, то она быстро это считает  по твоему языку тела, – терпеливо пояснила Оксана, - У женщин очень хорошо развита интуиция и они никогда не ошибаются в том, какое впечатление  производят на мужчину и вообще на всех окружающих.

-Ну и что? – упорствовал Илья.

-  А то, что ты получишь от неё отворот поворот! И накроется  твой бизнес , даже не начавшись!

-Я не могу на неё смотреть как на молодую и красивую  бизнес - леди, – заявил Илья.

- Ну ты что, совсем что ли? – ответила недовольным тоном Оксана, и, чеканя каждое слово, произнесла: – Она не демонстрирует своим видом свою женственность, она показывает окружающим свою социальную принадлежность, свой статус  – состоятельная бизнес – дама, ухоженная и элегантно одетая. Вот так и смотри на неё и думай так о ней, она это быстро прочитает и к тебе отнесется  доброжелательно. Запомни  -  для тебя  она не женщина, она  бизнес – вумен!

- Ну ты и  психолог! – рассмеялся Илья.

-Отсюда вывод, тебе надо одеться так, чтобы она сразу увидела в тебе предпринимателя, равного себе. Не на рынок ведь идешь!

- Деловой костюм и галстук? – насмешливо поинтересовался Илья.

- Галстук не обязательно, надень серый костюм и голубую рубашку, тебе она очень идет, пиджак расстегни – это  вызывает доверие.

– Открою  свой бизнес, возьму тебя консультантом в отдел верхней  одежды, будешь советы давать в чем куда идти, – рассмеялся Илья.

- Ты сначала открой! – со смехом парировала Оксана.

Knowledge manager, Пермь
Сергей Лозинский пишет:
Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Вероятно, что женщины отлично вписались в девелопмент потому, что здесь важно на самых ранних стадиях сравнить как разные эскизные проекты могут вписаться в конкретную местность или искать местность под готовые проекты.

Здесь сочетаются два качества. С одной стороны красота и гармония дизайна и с другой стороны логика и расчет финансово-экономической целесообразности проектов.

Если еще присутствует инженерный подход по качеству сетевых коммуникаций и созданию удобств внутри объекта, то могут возникать качества, порой не очевидные с первого взгляда.

То есть, в любом случае это работа левого и правого полушария головного мозга. У женщин с более развитым с рождения правым полушарием с детства система образования развивает левое полушарие.

А у нас мужчин преимущественно развивается левое полушарие отвечающее за линейную логику. Кому то везет или кто то умеет самостоятельно развивать оба полушария. В этом случае говорят о развитии эмоционального интеллекта!:)

 

 

Независимый директор, Москва

Женщины в деловой среде, это конечно объект для изучения ! Особенно успешные, замужние, благородных кровей.

А мне думается, что к другим надо присмотреться, поизучать их мотивы и методы.

Например:

-Элизабет Холмс обещала всего лишь по одной капли крови ставить широкий спектр диагнозов. Возглавила известнейший стартап. Стала мультимиллионершей. Ненадолго. Теперь в тюрьме. Но когда выйдет...!

- Генриета Грин уже в 13 лет работала бухгалтером. Много работала в семейном бизнесе. А 30 лет спустя она уже была самой богатой женщиной в США. Известна своим безмерным скупердяйством.

- Галина Моррелл выросшая в Москве, работала журналистом, правильно заработала милионы через замужества. И теперь организует экспедиции  во льды, к тюленями и белым медведям.

Это лидерство с перчинкой !

 

Консультант, Москва
Александр Сейнов пишет:
Женщины в деловой среде, это конечно объект для изучения ! Особенно успешные, замужние, благородных кровей. А мне думается, что к другим надо присмотреться, поизучать их мотивы и методы.
Например: -Элизабет Холмс обещала всего лишь по одной капли крови ставить широкий спектр диагнозов. Возглавила известнейший стартап. Стала мультимиллионершей. Ненадолго. Теперь в тюрьме. Но когда выйдет...! -
Генриета Грин уже в 13 лет работала бухгалтером. Много работала в семейном бизнесе. А 30 лет спустя она уже была самой богатой женщиной в США. Известна своим безмерным скупердяйством. -
Галина Моррелл выросшая в Москве, работала журналистом, правильно заработала милионы через замужества. И теперь организует экспедиции  во льды, к тюленями и белым медведям.
Это лидерство с перчинкой !

Обычно деловых высот в бизнесе достигают женщины типа А,  энергичные, напористые, которые способны соперничать в деловыхъ отношениях с конкуреттами - мужчинами. А это двойной стресс, доказвать  всем что ты не "мужик в юбке" а женщина и  личность, наделенная  интеллектом, творческими и  предпринимательскими способностями.

Все что вы изложили в своем  комментарии - это последствия  затяжного стресса, когда женщине приходиться вести себя по - мужски: непрерывно соревноваться с другими, проявлять агрессивность, скрывать негативные чувства. в частности раздражение и злость, быть требовательной, и в тоже время  озабоченной мнением окружающих о себе.

"Лидерство с перчинкой" очень часто заканчивается  деформацией личности, как последствия двойного стресса, В вашем примере это скупердяйство - синдром Плюшкина, уход в экстремальные увлечения.

Элизабет Холмс - исключение из  этого правила, она не бизнес -лидер, она изначально было мошенницей, таковой и останется

Руководитель группы, Москва
Борис Кондрабаев пишет:
Сергей Лозинский пишет:
Девелопмент в России всегда (то есть с 90-ых) был "традиционным" женским бизнесом, почему так сложилось - уже другой вопрос. И неудивительно, что стрлительство в итоге также интегрировалось с девелопментом.

Вероятно, что женщины отлично вписались в девелопмент потому, что здесь важно на самых ранних стадиях сравнить как разные эскизные проекты могут вписаться в конкретную местность или искать местность под готовые проекты.

Здесь сочетаются два качества. С одной стороны красота и гармония дизайна и с другой стороны логика и расчет финансово-экономической целесообразности проектов.

Если еще присутствует инженерный подход по качеству сетевых коммуникаций и созданию удобств внутри объекта, то могут возникать качества, порой не очевидные с первого взгляда.

То есть, в любом случае это работа левого и правого полушария головного мозга. У женщин с более развитым с рождения правым полушарием с детства система образования развивает левое полушарие.

А у нас мужчин преимущественно развивается левое полушарие отвечающее за линейную логику. Кому то везет или кто то умеет самостоятельно развивать оба полушария. В этом случае говорят о развитии эмоционального интеллекта!:)

 

 

Борис, возможно и это тоже, как более глубокая причина. Но на мой взгляд все намного проще - вначале была "стройиндустрия", нечто среднее между правильными пацанами и красными директорами, которая была про вырыть котлован и построить. А был девелопмент, в основном на деньги с Запада, который был про управление недвижимостью. И в этой сфере женщины как-то быстрее сориентировались и подстроились под корпоративные стандарты. В итоге уже во второй половине 90-ых девелоперские компании в значительной степени выглядели как "женские коллективы". А поскольку деньги приходят в строительство из девелопмента, дальнейшее было вопросом времени.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Я могу полагать, что мужичны действуют, как правило, по каким-то стандартам, правилам, установкам. Женщины "не любят" стандарты, они как-то стремятся привнести в любое дело своё личное. Это хорошее качество, которое часто нас мужчин приводит в замешательство и даже ярость.

Матриархат увы проигрывает патриархату. Исторически и повсеместно.
Видимо, всё же стандарты рулят.
И, если где-то главная женщина -- то это женщина с психологией мужчины.

Генеральный директор, Москва
Сергей Средний пишет:
Матриархат увы проигрывает патриархату. Исторически и повсеместно.

А во что они играют? Вспомним историю Российской империи 18в. Или историю Великобритании.

Сергей Средний пишет:
И, если где-то главная женщина -- то это женщина с психологией мужчины.

Возможно, её деловые качества позволяют ей успешно выполнять свою работу. Психология мужчины - не вполне научное понятие.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.