Как стать наставником и начать зарабатывать, помогая другим

Плачевная ситуация наблюдается на рынке онлайн-курсов, большая часть которых – самообучение за деньги. К концу обучения доходит менее половины студентов. Будет ли результат при таком подходе? Не всегда. Недовольны при этом обе стороны: и ученик, и владелец онлайн-школы.

В то время как наставничество – это конкретная помощь от более опытного эксперта, которая помогает решить поставленные задачи. Работая один на один, чувствуя поддержку и получая необходимые опыт и знания, подопечный в кратчайшие сроки достигает поставленных целей.

Онлайн-курс vs Наставник: что вам подходит больше?

Я выделяю четыре главных признака, что эксперту нужен именно наставник, а не онлайн-курс.

1. Ощущение «делаю все, но результата ноль»

Если ваши действия не приносят желаемого результата, скорее всего, вы делаете их неправильно или же они просто не подходят для вашей ниши.

Приведу пример. У девушки-психолога была проблема с набором аудитории. При этом она прошла за год пять различных курсов: по написанию постов, продвижению личного бренда и PR-стратегиям, продажам, reels... Все полученные инструменты внедряла, но подписчики не прирастали, продаж было мало. Заработок за месяц едва дотягивал до 40-50 тыс. рублей.

После работы с наставником стали понятны причины, почему так происходило:

  • Посты в соцсетях были на разнообразные темы, даже не связанные с психологией. Зайдя в канал, человек терялся, поэтому и не было подписок.
  • Набранная аудитория была нецелевой, отсюда вытекала проблема продаж.

Наставник помог создать грамотный контент-план, привести целевую аудиторию на канал, и тогда уже начала работать PR-кампания. В первый месяц наставничества эксперт заработала 200 тыс. рублей.

Резюме: действия были, и много, но неверные. И никто ни на одном курсе ей не подсказал, что именно она делала не так. Потому что обратная связь была только по заданиям, без персонального подхода к человеку.

2. Действия не приносят привычного результата

В цифровом мире все быстро меняется. Например, еще вчера рассылки работали, а теперь нет. Раньше можно было опубликовать всего одно приглашение на бесплатную консультацию и получить несколько заявок, сегодня же это сделать гораздо труднее. В таком случае нужно быстро адаптироваться и искать новые инструменты. Наставничество как раз и помогает выполнить переход «от старого к новому» с минимальными затратами.

3. Нет понимания, как монетизировать экспертность

Профессионалы хотят начать работать на себя, делиться своим опытом и знаниями, но не понимают, как найти аудиторию, как предлагать услуги. В этом случае наставник поможет пройти путь до первой прибыли гораздо быстрее и легче, чем десятки курсов.

Приведу пример. Женщина более 10 лет работала HR-менеджером в сетевой компании. Решила, что настал момент монетизировать свои знания. Запуталась в выборе онлайн-курсов, и в результате решила, что в ее случае важен комплексный индивидуальный подход. Вместе с наставником, она провела большую работу, шаг за шагом, начиная с базовой распаковки экспертности, на основании которой выстроила методологию, разработала продуктовую линейку, создала маркетинговую стратегию и выстроила индивидуальную воронку продаж; внедрила актуальные рабочие связки по привлечению целевой аудитории в ее нишу.

В результате проделанных действий она открыла свое HR-агентство по подбору персонала и в первый же месяц вышла на прибыль. Сколько бы курсов ей пришлось пройти и времени затратить, чтобы достичь такого же результата?

4. Понимаете, что недозарабатываете

На это могут влиять разные факторы, и с одной стороны поможет привлечение дополнительного количества клиентов, а с другой – повышение цены на свои услуги. Многие эксперты боятся повышать стоимость своих услуг. Это происходит из-за того, что человек сам не осознает значимость и ценность своего продукта или же боится «нехватки экспертности». Можно годами ходить по курсам, изучать новые связки, но цену на свои услуги так и не поднять. В данном случае наставник со своей стороны определит необходимые шаги и стратегию, а также поможет проработать «синдром самозванца».

Как запустить наставничество, если понимаете, что готовы «причинять непоправимую пользу»?

7 шагов по запуску бизнеса в сфере наставничества

Шаг 1. Проработка страхов и мышления

Это база, на которой все строится. Мысли формируют реальность. Если у вас есть значительный экспертный опыт, вы хотите начать свое дело, но что-то останавливает, пришла пора поработать с мышлением, используя практики или обратившись к специалисту. Это поможет быстрее выйти на новый уровень жизни и дохода.

Шаг 2. Выбор ниши

Определитесь, в какой сфере находится ваша экспертность. Что вы умеете делать лучше остальных? Чему можете научить?

Шаг 3. Конкуренция

Найдите в своей нише лидеров-конкурентов. Проведите оценку по нескольким параметрам:

  • Как они работают.
  • Как привлекают клиентов.
  • Какие инструменты используют.
  • Сравните цены на их наставничество.

Такой анализ стоит проводить на регулярной основе, чтобы оставаться востребованным и правильно подобрать маркетинговую стратегию. А выстроив свое позиционирование, вы сумеете выделиться среди конкурентов.

Шаг 4. Анализ целевой аудитории

Как понять, кто ваш клиент? Хорошо зарекомендовали себя два метода анализа ЦА: анкетирование и глубинное интервью. Какой метод выбрать, решать вам. Советую использовать оба, поскольку часть людей не захочет давать интервью, но согласятся на анкетирование. Обратитесь с предложением к своим подписчикам, знакомым, тем, кто по вашему мнению является вашей целевой аудиторией. Можете что-то предложить за интервью – полезный чек-лист, вебинар, мини-курс.

Шаг 5. Упаковка эксперта и продукта

Ваша задача создать экспертный образ, который будет привлекать целевую аудиторию. На какие пункты рекомендую обратить внимание в первую очередь для отстройки от конкурентов:

  • Соберите и оформите все свои кейсы и отзывы.
  • Выпишите личные и профессиональные достижения, награды и благодарности, участие в конференциях и форумах.
  • Если есть публикации в СМИ и выступления на ТВ, прикрепите в отдельный файл.
  • На основе собранной информации напишите личную историю успеха и трансформации.

Упаковка продукта также необходима на начальном этапе. Продумайте, какие смыслы и контент будете транслировать клиентам. Пропишите: какие услуги предлагаете, тарифы и цены, формат работы, количество часов программы. Такого рабочего варианта для начала достаточно.

Шаг 6. Привлечение клиентов на консультации

Самый эффективный и быстрый способ найти клиентов – начать проводить бесплатные консультации-разборы. Если на первоначальном этапе денег на платную рекламу нет, можно начать и с бесплатных методов, таких как:

  • PR-чаты – отправьте свое предложение о помощи в чаты, где может быть ваша потенциальная целевая аудитория.
  • Телефонная книга. Не стесняйтесь, предлагайте свои услуги знакомым.
  • «Привет из прошлого». Если у вас уже имеется старая клиентская база, напомните о себе. Разошлите предложение, есть вероятность, что с вами вновь захотят работать.
  • Сарафанный маркетинг. Предложите своим клиентам и подписчикам порекомендовать вас своей аудитории, знакомым и коллегам. Советую продумать бонусную систему, чтобы отблагодарить за рекомендацию.

Шаг 7. Продающая консультация

Это процесс, в ходе которого наставник помогает потенциальному клиенту понять, как его товар или услуга решит проблему и удовлетворит его потребности. Чтобы провести продающую консультацию, наставнику нужно научиться грамотно задавать вопросы и слушать клиента, знать все особенности своего продукта и быть готовым рассказать о них. Чтобы консультация была действительно продающей, нужно убедить клиента, что услуга, которую вы предлагаете, именно то, что он ищет, и что вы поможете ему решить проблему.

Советы для проведения продающей консультации:

  • Дайте клиенту возможность рассказать о своих проблемах и потребностях.
  • Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы.
  • Покажите клиенту, как ваш продукт или услуга могут решить его проблемы.
  • Не забывайте о конкуренции и обоснуйте, почему ваш продукт лучше.
  • Не перенасыщайте консультацию информацией, стараясь «впихнуть» все сразу.

Как видите, наставничество – действенная система для передачи своего опыта и знаний. Но помните, что это не единственный инструмент и совмещайте в своей работе разные подходы, ведь основной показатель вашей успешной деятельности – довольные клиенты.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Прекрасная статья!

У меня есть своя программа наставничества, которая как раз по указанным в стать причинам мощно выстрелила в Азербайджане.

Автору спасибо!

Researcher, Москва
Станислав Новиков пишет:
Сергей средний, вы не понимаете по теме статьи, поэтому затосковали( 

Нет, просто вы продаете воздух.

Я здесь уже многократно высказывался о том, почему едва начав что-то профессионально делать (а порой даже и не начав, а лишь симулируя экспертность) многие уходят в занятие обучением, наставничество, коучинг, менторство, фасилитацию, модерацию стратегических сессий и прочее инфоцыганство.
Тотальный уровень невежества общества, увы, поощряет это. И вот эта вот дичь растёт как борщевик, вытесняя собой культурные формы.
Поэтому я и затосковал.

А все эти публикации о том, что не все ёгурты одинаково полезны -- банальная завуалированная реклама. Ибо надо выделяться хоть как-то, чтобы продать свой воздух, когда здесь продавец воздуха каждый третий, если уже не второй.

Генеральный директор, Москва
Сергей Средний пишет:
Станислав Новиков пишет:
Сергей средний, вы не понимаете по теме статьи, поэтому затосковали( 

Нет, просто вы продаете воздух.

Я здесь уже многократно высказывался о том, почему едва начав что-то профессионально делать (а порой даже и не начав, а лишь симулируя экспертность) многие уходят в занятие обучением, наставничество, коучинг, менторство, фасилитацию, модерацию стратегических сессий и прочее инфоцыганство.
Тотальный уровень невежества общества, увы, поощряет это. И вот эта вот дичь растёт как борщевик, вытесняя собой культурные формы.
Поэтому я и затосковал.

А все эти публикации о том, что не все ёгурты одинаково полезны -- банальная завуалированная реклама. Ибо надо выделяться хоть как-то, чтобы продать свой воздух, когда здесь продавец воздуха каждый третий, если уже не второй.

Понимаю Сергей ваше разочарование и критическое отношение к многим компаниям, которые предлагают консалтинговые услуги или занимаются обучением. Действительно, на рынке существует много некомпетентных и неэтичных игроков, которые лишь пытаются заработать на незнании и доверчивости других людей.

Однако, важно помнить, что не все консультанты и тренеры являются такими. Есть квалифицированные и опытные специалисты, которые действительно способны помочь клиентам в их бизнесе или личном развитии.

Я не могу говорить за всех коллег по цеху, но могу заверить вас, что моя цель - помочь клиентам достичь успеха и реализовать свой потенциал. Мои методы и подход основаны на опыте и знаниях, и я всегда стремлюсь предоставить качественные услуги.

Если вы не заинтересованы в консультационных услугах или обучении, то это, конечно, ваше право. Важно оставаться критичным и выбирать партнеров с умом. Я надеюсь, что ваше разочарование не приведет к отказу от возможности работать с профессионалами, которые действительно могут помочь в достижении ваших целей.

Спасибо за вашу откровенность, и я всегда готов выслушать любые ваши замечания или вопросы. Будьте уверены, что я стремлюсь к прозрачности и честности в своей работе.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Станислав Новиков пишет:
я стремлюсь к прозрачности и честности в своей работе.

Станислав, это Вы - автор статьи?

Если да, то почему в ответе со-общнику у вас дефолтная аватарка, хотя при анонсе статьи реальная?

Researcher, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Если да, то почему в ответе со-общнику у вас дефолтная аватарка, хотя при анонсе статьи реальная?

Шифруется.

Генеральный директор, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Станислав, это Вы - автор статьи? Если да, то почему в ответе со-общнику у вас дефолтная аватарка, хотя при анонсе статьи реальная?
Сергей Средний пишет:
Шифруется.

Считаем минуты до удаления.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ прошли двухдневную деловую симуляцию

Такой формат обучения отражает реальную сложность стратегического управления в компаниях.

В ВШБ ВШЭ завершилась программа для лидеров в сфере управления HR

Слушатели программы «HR 3.0: управление человеческим капиталом» получили системные знания, практические инструменты и новое видение своей роли в бизнесе.

Проект ВШБ ВШЭ признан одним из лучших ESG-проектов России

В этом году на участие в конкурсе поступило более 670 заявок, из которых была отобрана 61 наиболее значимая инициатива.

Альфа-Банк и ВШБ НИУ ВШЭ расширили партнерство в сфере бизнес-образования

Сотрудничество направленно на развитие образовательных программ в сфере бизнес-информатики.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
31% работодателей используют карьерный коучинг

Личный опыт обращения к коучу имеется у 61% респондентов как вне, так и внутри компании.

Не уволят: уверенность россиян достигла рекордной отметки

78% работников не ощущают угрозы увольнения на текущем месте работы.

73% руководителей считают, что ИИ может заменить человека на рабочем месте

Большинство респондентов воспринимают ИИ как важный и перспективный инструмент, а не как угрозу.