Ментор, коуч, наставник, тренер – кто все эти люди?

Недавно с несколькими коллегами-руководителями мы говорили о развитии сотрудников. Безусловно, касались коучинга и менторинга, как направления, в котором я сейчас работаю. В международных компаниях коучинговая культура давно вошла и укрепилась в бизнесе. В России мы только начали идти по этому пути. Отсюда столько вопросов и здорового скепсиса. Анализируя все «за» и «против», я поняла, что одна из причин такого положения вещей – подмена понятий или их непонимание.

Предлагаю разобраться с понятиями, чтобы мы все одинаково понимали то, о чем говорим. В сети Интернет вы найдете большое количество направлений в области развития бизнеса и персонала, как и определений этих терминов; я же опишу только некоторые из них и постараюсь сделать это максимально простым языком.

Менторинг

Начну, пожалуй, с бизнес-менторинга и коучинга. Две профессиональные области, в которые в последние годы ушел мой фокус внимания. Почему я хочу поговорить прежде всего о них? Все просто: часто в ходе коуч-сессий меня просят поделиться экспертизой, подсказать что-то из моего собственного опыта, по разным причинам клиенты не готовы на данный момент к глубокой собственной рефлексии. И тогда это «не совсем про коучинг», а про менторинг и наставничество. К слову, менторинг мне ближе: в нем нет директивности, а есть место совместному мыслительному процессу, опора на опыт ментора.

Менторство

Бизнес-ментор (ментор) – эксперт, критический друг, ролевая модель, которую клиент хотел бы перенять. Общение ментора с клиентом – это всегда диалог, в котором ментор задает вопросы, расширяет фокус внимания собеседника, на своем примере дает советы, может генерить идеи, что и как лучше сделать в той или иной ситуации. Поэтому для клиента очень важно, чтобы ментор был экспертом в нужной для первого области. И не менее важно, чтобы он был экспертом в менторинге, чтобы действительно поддержать своего клиента и не перейти в другие роли.

Клиента ментора обычно называют менти.

В книге «Эффективный бизнес-менторинг», автор Дэвид Клаттерба поделился своим исследованием, а я делюсь им с вами: «Когда ни ментор, ни менти не прошли обучение, только около 30% отношений приносят заметный результат в менторинге. В случае, если прошел обучение только ментор, пропорция возрастает до 60%. Если и ментор, и менти прошли обучение пропорция увеличивается до 90%».

Чувствую, что здесь как раз и может возникнуть большое количество вопросов, в том числе зачем и чему мне надо учиться, если у меня огромная экспертиза и руководящий опыт работы, что должен знать я, как клиент ментора?

Я могу поделиться тем, чему я, руководитель, училась на курсе Дэвида, как бизнес-ментор. Мы говорили о том, что такое менторинг, каковы роль и обязанности каждой стороны в менторинговых отношениях, каковы основные правила этих отношений и как они развиваются, как в менторинговом формате работать на executive-уровне, как управлять диалогом в менторинге и не уйти в наставничество, когда менти не интегрирует опыт ментора в свою жизнь, адаптируя и проживая его как свой собственный опыт, а просто делает так, как сказал наставник.

А менти знания о менторинге и его «законах» даст возможность правильно выбрать себе специалиста, понимать, что он может дать, каков формат работы в менторинге и каким может быть запрос. Согласитесь, обладая всеми этими знаниями, выиграет и менти, и ментор!

Коучинг

Согласно терминологии Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует размышления и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала, как личного, так и профессионального.

Коуч – специалист, который через рефлексию помогает человеку заглянуть внутрь себя, раскрыть свой потенциал, расширить горизонты мышления, чтобы посмотреть на ситуацию с другого ракурса и найти лучшее для себя решение, идя из точки А в точку Б. При этом коуч должен быть сертифицирован по международным стандартам. Это как знак качества коуча, признанный во всем мире.

Должен ли быть коуч экспертом в области интереса клиента? Нет, ведь коучинг – это работа с осознанностью, ресурсом, формированием нового для себя взгляда, благодаря тем вопросам, которые задает коуч; и в этих отношениях нет места мнению коуча и его советам, а значит, его вне-коучинговой экспертизе.

Клиента обычно называют коучи.

Командный коуч – это коуч, который работает с командами: группа людей, объединенная вокруг одной цели, идущая в одном направлении, с понятными всем ролями, процессами, выстроенными коммуникациями, и поддерживает команду в ее становлении, развитии, движении из точки А в точку Б.

Наставничество

Наставник – эксперт в той или иной области, который поддерживает своего клиента, говоря, что и как надо сделать, и следит за результатом. Другими словами эти отношения имеют в своей основе некоторую директивность. Наставник должен быть экспертом не только в важной для клиента области, но и в самом институте наставничества: какова его роль, какие инструменты применимы в работе и пр.

Клиента обычно называют подопечный.

Бизнес-тренер

Бизнес-тренер – обучает взрослых участников тренинга, помогает прокачивать те или иные навыки в сфере своей специализации. Ведь тренинг (согласно проф. стандарту) – это активный метод практического обучения, с помощью которого отрабатываются умения, навыки, пересматриваются и внедряются новые установки. Для успешной работы бизнес-тренер должен быть экспертом в той области, навыки которой он прививает группе.

Надеюсь, теперь, когда вы будете читать в статьях о коучах, менторах, тренерах, развитии персонала, вы будете понимать, о чем именно идет речь.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

При этом коуч должен быть сертифицирован по международным стандартам

не должен...

 

Командный коуч – это коуч, который работает с командами: группа людей, объединенная вокруг одной цели, идущая в одном направлении, с понятными всем ролями, процессами, выстроенными коммуникациями, и поддерживает команду в ее становлении, развитии, движении из точки А в точку Б.

Это не коучинг, это фасилитация...

 

Согласно терминологии Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует размышления и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала, как личного, так и профессионального.

На сайте ICF определение коучинга несколько другое... С какой целью Вы его изменили?

Генеральный директор, Москва

Максим, спасибо за Ваши комментарии. У каждого из нас есть свое мнения, и это замечательно. А в коучинге - тем более.

Выбор, с кем работать (с сертифицированным специалистом/школой или нет) - всегда остается за клиентом. В сети много обсуждений на эту тему. 

В командном коучинге есть место фасилитации, но это не одно и то же (об этом мы всегда говорим на обучениях, об этом я напишу чуть позже).

Приведенная мной формулировка определения Коучинга взята из Этического кодекса ICF. 

Руководитель, Москва
Ирина Касаткина пишет:
Выбор, с кем работать (с сертифицированным специалистом/школой или нет) - всегда остается за клиентом. В сети много обсуждений на эту тему. 

Это да, но в статье про другое.. Что коуч должен.. Если дожен, то кому и что является основанием это обязанности?

Ирина Касаткина пишет:
Приведенная мной формулировка определения Коучинга взята из Этического кодекса ICF. 

Вот тоже нет... В этическом кодексе несколько по другому определено.. "Установление партнерских отношений".. 

Ирина Касаткина пишет:
В командном коучинге есть место фасилитации, но это не одно и то же (об этом мы всегда говорим на обучениях, об этом я напишу чуть позже).

Вот будет интересно, как Вы в рамках командного коучинга устанавливаете парнтнерские отношения с каждым и как заключаете контракт на сессию.. 

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Ирина Касаткина пишет:
Наставник – эксперт в той или иной области, который поддерживает своего клиента, говоря, что и как надо сделать, и следит за результатом. Другими словами эти отношения имеют в своей основе некоторую директивность. Наставник должен быть экспертом не только в важной для клиента области, но и в самом институте наставничества: какова его роль, какие инструменты применимы в работе и пр.

Неправильно. Наставник - это наставник, а эксперт - это эксперт. Слово "наставник" и его роль известны еще из СССР, когда ни "менторов" ни "коучей" не звучало...

Наставник это тот, кто личным примером вовлекает своего стажера в практический процесс. Наставник тот, кто становися рядом с ним, локоть к локтю, и говорит: "делай со мной", "делай как я", "делай лучше меня". Наставник это практик высочайшего уровня!

А все остальные типа коучи - словоблуды. Им важно только книжки с картинками про бизнес кейсы писать. И этими книжками пиариться типа "вот купите, там все подробно написано"....

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Сергей Левицкий пишет:
А все остальные типа коучи - словоблуды. Им важно только книжки с картинками писать. И этими книжками пиариться....

+ 100500 !!!

Руководитель, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Наставник тот, кто становися рядом с ним, локоть к локтю, и говорит: "делай со мной", "делай как я", "делай лучше меня".

Как в рамках этой парадигмы получалось делать лучше наставника?

Директор по развитию, Псков

Брось в нее камень первый.кто без греха.....

Аналитик, Москва

Мне понравилось, что Ирина однозначно упомянула (хотя и не назвала) национальный стандарт "Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов" - ГОСТ Р ИСО 29990-2012.

Он основан на анголязычной версии стандарта. Я не очень люблю эти новомодные словообразования коуч, ментор. Менторство всегда носило отрицательный характер, так обозначали зануду, любителя "учить жизни" на своём примере. Не люблю и это, как его, "фасилитация". Уж больно неприличное слово. 

Все эти коучи, менторы, фасилитаторы безусловно хороши, как способ зарабатывания денег, а вот практической пользы лично я не замечал. Это ведь вскго лишь набор способов обучения. Когда-то, например, применяли порку розгами. ))) Но не профессия, не специальность.

Руководитель, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Все эти коучи, менторы, фасилитаторы безусловно хороши, как способ зарабатывания денег, а вот практической пользы лично я не замечал. Это ведь вскго лишь набор способов обучения. Когда-то, например, применяли порку розгами. ))) Но не профессия, не специальность.

Как Вам сказать, я лично считаю, что Марина Мелия однозначно приносит пользу тем, кто пользуется ее услугам.. 
И я считаю, что тернера нужны всем спорстменам, и часто бывает так, что у олимпийских чемпионов тренера не обязаны быть олимпийскими чемионами.. 
И считаю, что РЭПТ имеет доказанную эффективность... 
В остальном, коучинг сейчас находится в стране примерно на уровне бизнес-консультирования лет 25 назад. 

Директор по развитию, Псков

Никакой продукт не будет существовать без потребителя,а он есть и его много,вопрос качества....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.

Спрос на услуги фрилансеров вырос почти в два раза за год

При этом спрос на специалистов по продвижению бизнеса в соцсетях вырос в 5 раз, а на маркетологов – в 4 раза.

Michelin сократит более 1,5 тыс. сотрудников в Германии

Французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок.