Как HR-отдел убивает наставничество

Наставничествоспособ передачи знаний, в ходе которого сотрудники обучаются без отрыва от работы при поддержке своих опытных коллег. А потому HR-специалисты стремятся внедрить его в компании. Они с энтузиазмом берутся за эту задачу и... С тем же искренним энтузиазмом убивают наставничество, не дав ему родиться. За десять лет в L&D-сфере я видела много систем, пылящихся в столах. Кладбище скрупулезно прописанных положений о наставничестве выглядит трагично.

Какие же действия HR-отдела ведут к летальному исходу? На каждом этапе внедрения системы свои орудия убийства. Но те, что используются еще на этапе разработки – самые действенные.

HR-менеджер не понимает цели наставничества

Наставничество – инструмент, который может принести компании быстрый практический результат и экономическую выгоду. Однако подход «у всех есть и нам надо» неверен по своей сути. За ним нет понимая того, зачем он нужен конкретной компании.

Эффективность в использовании любого инструмента появляется, когда определение цели предшествует выбору формата. Сначала понимаем, какие проблемы перед нами стоят. И только потом выбираем подходящий инструмент и настраиваем его под задачу. В противном случае наставничество только отнимет время тех, кто в нем задействован, и принесет лишь какой-то побочный результат. Вам нужен «какой-то» или тот результат, что позволит преодолеть конкретные пробелы и достигнуть необходимой цели? Совершенно по-разному выглядит процесс наставничества в зависимости от поставленной цели, категории персонала, для которой оно организуется, и других факторов, влияющих на форму и содержание системы. Поэтому анализ бизнес-показателей и ситуации в компании – аргумент для внедрения инструмента, а его эффективность сама по себе – нет.

Формулируйте задачу для HR-специалиста так, чтобы он понимал, на изменение каких бизнес-показателей ориентировать систему наставничества. И тогда первый риск, угрожающий жизнеспособности системы, нейтрализуется.

HR-менеджер копирует опыт другой компании

Когда определены цели, следующий шаг – изучение лучших практик и внедрение их в своей компании – кажется очевидным. Но на практике это не работает. Даже система, успешно реализованная в компании той же отрасли, на вашем поле не заработает. Потому что не учитывает особенности вашей организации: структуру, культуру, конкретных людей.

Возьмем две компании из одной сферы, которые внедряют систему наставничества для новых продавцов. Одна компания работает в центральной части России, где крупные города расположены близко друг к другу и в каждом – филиал. А другая – в дальневосточной, где огромные территории, несколько районных центров и небольшие города, по которым разбросаны единичные торговые представители. Будет ли схема наставничества одинаковой в этих двух компаниях? Ответ очевиден. Иногда в рамках одной компании приходится существенно изменять систему под особенности каждого филиала. Что уж говорить о двух разных компаниях. Поэтому избегайте подобных решений. Не давайте им ход.

HR-менеджер делает всем сюрприз

Предположим, HR-специалист понимает особенности и нюансы компании, учитывает их, разрабатывает на их основе систему, положение и затем внедряет ее в компании. Точнее, пытается внедрить. Потому что люди сопротивляются и саботируют подобное внедрение нововведений. Сотрудники не любят внезапных изменений и решений, спущенных сверху. Руководители не понимают, почему они должны менять то, что у них и так работает. В результате «втайне» разработанная система либо так и останется красивым, но мертвым документом. Либо, после долгого и мучительного для всех процесса согласования, претерпит изменения и заработает.

Чтобы избежать реанимации, разрабатывать систему нужно с создания проектной команды, включающей представителей бизнес-подразделений. Только в этом случае возможно учесть видение и ожидания стейкхолдеров процесса, согласовать цели, развеять сомнения и заручиться их поддержкой и участием.

HR-менеджер подстраивается под заказчика

Еще одна ловушка, в которую попадают HR-специалисты, как и предыдущая, связана с односторонним подходом. Специалист по персоналу идет к руководителю, выясняет, каким тот видит систему наставничества, и делает ее точно такой.

В чем опасность такого подхода? В том, что руководитель, понимая рабочий процесс и прекрасно формулируя ключевые показатели эффективности, не может так же хорошо разбираться в вопросах, связанных с методологией процесса. А значит, у системы и в этом случае мало шансов на продуктивное функционирование. Чтобы обеспечить жизнеспособность системы, каждый должен быть занят своим делом: руководитель ставит цели, а HR-специалист разрабатывает подходящую структуру наставничества на основе своих знаний о методах обучения, учета личности, мнения руководителя и особенностей компании. Это его прямая задача.

После запуска системы HR-менеджер отвечает за все

Этот вариант обычно начинается «за здравие»: руководитель ставит цели, специалист по персоналу разрабатывает систему, согласовывает процесс, а затем… самостоятельно организовывает и контролирует наставничество. И система задыхается. Потому что наставники не вкладываются, руководители не стремятся отслеживать и корректировать процесс. И только HR-менеджер тратит силы, время и ресурсы компании на искусственную поддержку системы в рабочем состоянии.

Так происходит от того, что полная ответственность за внедрение и контроль наставничества лежит на HR-подразделении, хотя по факту отдел персонала – это только проводник и помощник в настройке системы. 80% внедрения и реализации наставничества делают отнюдь не сотрудники HR-службы. Поэтому распределять зоны ответственности важно не только на этапе разработки, но и сохранять дальше.

Наставничество – живой процесс, а потому требует внимания и заботы. Если вам важно, чтобы эта система жила и развивалась в вашей компании, не дайте HR-отделу загубить его уже в начале. Выступайте инициатором, участвуйте в процессе разработки; следите за тем, чтобы каждый отвечал за то, что находится в зоне его компетентности. И тогда есть шансы получить богатый урожай зрелой системы.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Мне понравилась статья. Толковая и с акцентами на нужных болевых точках. Я бы немного дополнила следующим. Очевидно, что в большинстве случаев наставничество - в сфере компетенций HR. Очевидно и то, что также в большинстве случаев компетенций HR на толковые разработку и внедрение недостаточно. Можно подключить "внутренние коммуникации" и некоторые другие бизнес-направления, но лучше всего изначально в рабочую группу включить представителей разных бизнес-направлений. Если же механизм наставничества разрабатывается для всей компании, то привлечь в рабочую группу необходимо представителей всех бизнес-направлений. Это первое. Следующий шаг (самый сложный) - определить масштабы, содержание и метрики наставничества. А именно - какие знания, в каком объеме, кем, когда и кому будут передаваться. А также как будет оцениваться результативность этого процесса. Относительно процесса внедрения нового подхода - это отдельный проект, относящийся к теме "управление изменениями". Здесь важны такие "точки опоры", как коммуникации, обучение, мотивация, оценка результатов, снова коммуникация и пр.

Управляющий партнер, Москва

Мария, большое спасибо за высокую оценку статьи. И спасибо за Ваши дополнения. Действительно, для того, чтобы процесс заработал необходима проектная команда из представителей всех заинтересованных сторон.

Дальше, в процессе непосредственного дизайна, внедрения и оценки наставничества есть свои подводные камни и грабли, о которые спотыкаются практически все. О них я напишу в следующей статье.

Ждите продолжения триллера :)

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья. Хотя на практике обычно бывает наоборот - инициатором наставничества и других форм обучения в компании выступает руководитель, заинтересованный в повышении эффективности работы своего подразделения. Он и принимает на себя всю ответственность, а HR выступает как консультант. Сложно предположить что HR может нести ответственность за подобный проект. Если он не мешает это уже хорошо. Мне как-то везло, отношения с HR складывались почти всегда хорошо. В западных компаниях это важно, там отделу HR придают важное значение. А в российских чаще всего встречается обычный отдел кадров и помощи руководителю ждать не приходится

Руководитель, Москва

Маргарита, с удовольствием прочитаю Вашу следующую статью! Возможно, Вам будет интересна моя недавняя - о том, как корпоративная культура доверия и обмена знаниями может положительно повлиять на бизнес-процессы в компанииhttp://www.e-xecutive.ru/management/practices/1984... На днях также будет опубликована следующая статья - о том, как использовать нетрадиционные методики для роста продаж.

Руководитель, Москва

Максим, часто, но к счастью не всегда. Программы наставничества все же чаще в компетенции T&D (или HR, если эти две функции разнесены). Инициатива, конечно, обычно исходит от заинтересованных сторон (т.е. руководителей бизнес-направлений), но ответственность за реализацию чаще лежит на T&D (или HR). Почему? Больше (не означает, что достаточно) компетенций, благодаря которым программа наставничества может стать успешной. Хотя, повторюсь, активное вовлечение "заказчика", а также и других "компетентных" сторон - ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Управляющий партнер, Москва

Максим, рада что статья Вам понравилась. Спасибо, что поделились своим опытом. Ценно, когда руководитель выступает инициатором и активным участником развития сотрудника. И Вы верно отметили, что руководитель и HR должны работать в одной связке: руководитель - как Заказчик, который формулирует результат, который ему важно получить. А HR - консультант, который может подобрать и реализовать наилучшее решение.

Управляющий партнер, Москва

Мария, обязательно прочитаю Ваш статью. Культура открытости и взаимообучения - питательна среда для эффективности процессов. Это точно!

Управляющий партнер, Москва

Мария, откликнусь так же на Ваш ответ Максиму:

Вы пишите, что ответственность за реализацию чаще всего лежит на HR/T&D. Не лежит. Они ее сами на себя взваливают. И об этом отдельный пункт в моей статье. И от того, что они это делают, система сильно страдает. Умение распределять ответственность между стейкхолдерами - это важная компетенция HR.

Генеральный директор, Москва

Наставничество - это профессиональные навыки, лояльность к работодателю и желание всем этим поделиться.

Профессиональные навыки в работнике надо суметь разглядеть, лояльность хорошо бы отличить от приспособленчества, а вот желание поделиться надо простимулировать.

Заорганизовать наставничество очень просто (Положения, Инструкции, Циркуляры...). Начните со стимулирования распространения опыта и опеки молодых сотрудников. Поставьте наставника и подшефного на общие задачи, определите общее стимулирование достижений, а для начала подберите пару, предложите им поработать вместе...

Статья делает вывод, что "профессиональный современный прокаченный" кадровик никогда не наладит наставничество))), слишком у него голова забита терминологией)))

Генеральный директор, Москва
Пасюнина Маргарита пишет:
Мария, откликнусь так же на Ваш ответ Максиму:
Вы пишите, что ответственность за реализацию чаще всего лежит на HR/T&D. Не лежит. Они ее сами на себя взваливают. И об этом отдельный пункт в моей статье. И от того, что они это делают, система сильно страдает. Умение распределять ответственность между стейкхолдерами - это важная компетенция HR.

Маргарита, совершенно с Вами согласен. Именно про это я и писал "в лучшем случае не мешают". Если вдруг HR получает директиву из штаб-квартиры "внедрить программу обучения" и начинает ее "внедрять", чувствуя свою персональную ответственность, и часто даже не разобравшись в сути этой программы, то в лучшем случае получаем бестолковую потерю времени, а в худшем - аллергию сотрудников на любые (даже самые полезные) нововведения руководителя. Приходилось с этим сталкиваться лет 10 назад в одной (кстати очень крупной и известной) американской компании...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.