Михаил Стависский, Executive & Team coach INSEAD, ментор ICF, фасилитатор, медиатор, преподаватель программы «Менторинг. Энергия взаимного развития»
Мы живем и работаем в мире, где стабильность стала исключением. Кажется, еще вчера можно было строить прогноз на год вперед, а сегодня горизонты планирования сжались до месяцев, а порой и недель.
В таких условиях руководитель, будь то глава крупного предприятия или основатель стартапа, неизбежно сталкивается с вопросами: где искать совет, как развиваться и двигаться вперед?
Консалтинговые компании и консультанты с мировым именем, к которым еще недавно обращались за стратегиями и сценариями, в новых условиях либо недоступны, либо попросту не в состоянии предложить релевантные решения. Потому что нынешняя турбулентность — уникальная и универсальных ответов на нее нет.
А вот что действительно может помочь — это совет, внутренняя сила и внутренние амбассадоры, которыми являются менторы. Они передают свой способ мышления и образ принятия решений, помогают сформулировать возможный план действий.
Сегодня именно менторинг — та мощная движущая сила на предприятиях, которая помогает проанализировать ситуацию и разобраться руководителю в себе: что мне нужно изменить, чтобы соответствовать вызовам, стоящим передо мной?
Ментор как проводник изменений
В «Сбере» и «СберУниверситете» мы рассматриваем развитие лидеров через три стадии, в которых может находиться компания и ее руководители: run, change и disrupt.
На стадии run важны классические качества: исполнительность, ответственность и лояльность. Но уже на этапе change и особенно на этапе disrupt, в котором находится сегодня значительная часть российских организаций, этих качеств становится недостаточно.
На первый план выходят другие способности, к которым относятся:
- открытое мышление, позволяющее не бояться новых решений;
- системное видение, когда за отдельными задачами видишь целостную картину;
- адаптивность и гибкость, которые помогают реагировать на внешние и внутренние изменения;
- человекоцентричность — умение выстраивать отношения с людьми как с равными и ценными партнерами;
- развитие потенциала человека — совершенствование возможностей, побуждение к достижению целей.
Мы сознательно уходим от логики «прокачки навыков». Сегодняшний лидер — это не тот, кто лучше знает инструменты. А тот, кто умеет видеть и развивать потенциал — в себе и в других.
Форматы менторинга
Первый формат — это 1 на 1, peer to peer, лицом к лицу. Мы сопровождаем нашего менти в течение длительного времени — как правило, до 12 месяцев. А бывают и отношения, которые длятся по несколько лет. Это глубокая работа, в ходе которой мы ведём клиента и помогаем ему добиваться новых результатов.
Есть менторинг, который упоминается реже — групповой. Это, например, элитные закрытые клубы или форматы masterminds, где собираются предприниматели, собственники, а ментор в групповом формате помогает находить решения их задач. Здесь используется ресурс самой группы: она становится — под грамотным руководством — этаким коллективным ментором.
Карл Густав Юнг говорил, что мудрость или ответное решение формируется не в голове, а в пространстве между умами. Именно группа под руководством опытного ментора помогает находить ответы на вопросы, которые в другом формате могли бы так и не появиться.
Есть и корпоративный менторинг, который сегодня активно развивается. Такой менторинг используется для развития топ-менеджмента и high potential сотрудников. Многие компании, включая «Сбер», используют этот инструмент.
И, наконец, есть продуктовый менторинг. Ментор может писать книги, проводить онлайн-практики и запускать курсы, которые помогают менти принимать решения в той или иной сфере.
Менторинг и новое поколение управленцев
Мы стремимся воспитывать новое поколение российских управленцев, которые опираются уже на другую методологическую основу — свободное, независимое мышление, возможность проявлять себя, отстаивать своё мнение, инициировать разворот и запускать те самые революционные изменения, которые требует этап disrupt.
Этот этап позволяет сделать настоящий прорыв. Не эволюционными, не «черепашьими» шагами двигаться к цели, а создавать качественно новое мышление. Развить такое мышление можно только через взаимодействие с другими людьми — понимая их психотип и, что не менее важно, — понимая самого себя.
Ментор должен разбираться, в какой среде существует менти, понимать его микросреду и бизнес-среду. И в то же время — понимать психологию человека, его внутренний мир. По этой причине в нашей программе предусмотрены модули, посвященные психологии и психотипам. Мы рассказываем о том, как передавать менти образ мышления, который у нас есть.
В отличие от многих западных программ, где ментор часто выступает в роли наставника или эксперта, в российском подходе акцент смещается на партнерство и взаимность. На мышление, потенциал и ресурс, который помогает людям двигаться вперед. Это не позиция сверху вниз, а равный и живой диалог. Мы очень уважаем наших менти и сами многому у них учимся, выстраивая партнерскую позицию.
Ментор может выступать в разных качествах. И чем шире его собственный диапазон — стилей управления, форматов мышления и представлений о мире, — тем больше он может дать. Чем глубже его мышление, тем дальше он видит. А значит, и менти вместе с ним сможет увидеть больше.
Второй поток программы «Менторинг. Энергия взаимного развития» стартует 24 октября 2025 года, но заявку можно подать уже сейчас. Программа разработана для руководителей, стремящихся внести значимый вклад в развитие своей команды и компании, сохранить лидерские позиции в условиях постоянных изменений. Обучение поможет освоить роль ментора и дополнит управленческий стиль современными методами и подходами.
Партнерский материал
Рекламодатель АНО ДПО «Корпоративный Университет Сбербанка» ИНН 7736128605 Erid: 2SDnjeYMT1o
Читайте также:
С одной стороны менторство и партнерство это хорошо, а с другой стороны может быть осуществлено как подходящим, так и неподходящим образом.
Подходящим - это когда в реальной ситуации помогают искать подходящее решение.
Неподходящим это когда мысят о том как мыслить!:)
Нет, но не у всех, а у АНО - есть.
Получается, что некий ментор в штате АНО, физлицо, no-name from nowhere, внезапно в силу непонятных причин становится обладателем экспертизы. Причем затмевающей коллективные практики и базы знаний компаний, десятилетиями являющихся лидерами рынка и во многом сформировавших этот рынок. "Человек-паук" в сфере корп. менеджмента - не иначе. "Внутренняя сила" вообще вызвала ассоциацию с франшизой Д. Лукаса.
А вот в "развитие лидера через лояльность" - в это верю, да. Как и в то, что "мы очень уважаем наших менти и сами многому у них учимся, выстраивая партнёрскую позицию".
Антон, в статье про экспертизу нет ни слова. Обучают "обучению менторингу".
После прохождения программы ты становишься ментором менторов. Это как тренер тренеров. Или тренер тренеров тренеров.
"...которыми являются менторы. Они передают свой способ мышления и образ принятия решений, помогают сформулировать возможный план действий."
Если это - не про экспертизу, то я теряюсь в догадках, про что.
Не уверен нужно ли давать комментарий к чисто рекламному материалу.
Лучше по складывающейся традиции пожелаю успехов бизнесу рекламодателя. И на этот товар, несомненно, найдется свой купец.
Это что то на инфоцыганском, тут рацио методы бессильны. Я лазил по ссылке, смотрел чему учат.