Как выстроить работу с учениками EdTech-компании

Часто полноценный образовательный процесс требует несколько сервисов: Zoom, Skype и Discord – для лекций и семинаров, мессенджеры – для постоянного контакта с учениками, CRM – для сбора данных и автоматизации, а еще отдельные сервисы для тестирования и для систем с отчетами.

В итоге обучение распыляется на несколько каналов коммуникации, а вместо единой базы данных и материалов появляются несвязанные хранилища. У некоторых онлайн-школ такая проблема существует до сих пор.

Почему отсутствие единого цифрового пространства – это проблема

Конечно, обучающая платформа и CRM-система – это база, без которой невозможно работать, но остальные сервисы часто идут с ограничениями, например:

  • Discord – классный инструмент с голосовыми чатами. Можно демонстрировать экран со звуком, показывать обучающие материалы во время лекции. Минус – заблокирован в России, а использовать без VPN его нельзя.
  • Zoom – классика с кучей функций, от демо экрана до рисования на доске. Минус – в России нельзя купить полную версию без ограничения в 40 минут.
  • Telegram – можно написать ботов с интеграциями и общаться. Минуса два: готовых интеграций нет, поэтому придется писать с нуля. А если в компании жесткие требования к ИБ, то подцепить телегу к своей инфраструктуре просто не позволят.

Общий недостаток решений выше – их сложно интегрировать с внутренними системами и соединить между собой. Из-за этого получается разрозненная система, в которой и ученикам, и преподавателям приходится постоянно переключаться между окнами. Такое обилие сервисов портит процесс для всех участников онлайн-обучения.

Какие сложности возникают у потребителей EdTech-продуктов

  1. Сложно ориентироваться. Customer Journey Map внутри курса становится непонятнее, когда у ученика несколько сервисов для разных задач – легко что-то потерять или перепутать. Лекции здесь, тесты там, а практика и преподаватели вообще в чате. Студент может потратить много времени, только чтобы выяснить, где находятся видео курса, а куда отправлять задания.
  2. Затрудненный доступ к базе знаний. Если студенты не могут быстро получить доступ к материалам из-за того, что у каждой системы своя форма авторизации, может снизиться: процент участников, которые прошли обучение от начала до конца, индекс удовлетворенности курсом, количество лояльных пользователей, кто порекомендует курс друзьям и знакомым.
  3. Непросто оценить свой прогресс. Трудно понять, как ты учишься, если все данные разбросаны по разным платформам. Если результаты тестов и оценки из разных источников не объединяются, студент не сможет увидеть, в каких областях ему стоит подтянуть знания. А это искажает и снижает transformation rate курса и обучения.
  4. Обучение становится запутанным. Разные платформы могут создавать впечатление несвязанных материалов без логики. Студенты из-за этого теряются в этапах и заданиях, раздражаются, хуже запоминают и забрасывают курсы.

Какие сложности возникают у поставщиков EdTech-продуктов

  1. Проверять и вести отчеты. Преподаватели тратят много времени на управление несколькими системами вместо того, чтобы заниматься главным – обучением. Например, вручную добавляют учеников в чаты, если не настроена автоматизация.
  2. Загружать материалы. Если система разрознена, не всегда понятно, куда и в каком формате лучше прикреплять материалы. А если прикреплять их везде, это может потратить время и запутать учеников, а еще привести к утечке важных материалов школы.
  3. Анализировать успеваемость. Если данные об успеваемости разбросаны по разным системам, преподавателям сложно понять, как дела у всей группы. Проверять тоже не просто: допустим, если приходится отсматривать задание в LMS-системе и бесконечно переключаться в телегу, чтобы дать каждому обратную связь.

Как снизить риск потерь в онлайн-обучении

На каждом этапе образовательного процесса есть риск что-то потерять или снизить показатели курса и учеников. Все эти проблемы создали достаточно устойчивый тренд в EdTech-сфере – стремиться к экосистеме сервисов, интегрированных между собой, благодаря чему:

  • Появляется безопасный изолированный контур. Так информация из базы знаний и коммуникация с преподавателями не перемешивается с личными и рабочими переписками. А еще никуда не утекает, и риск сливов становится гораздо меньше, особенно, если на платформе есть система гостевого доступа с разными уровнями разрешений. Это работает и в пользу учеников: их личные данные в большей безопасности.
  • Проще управлять разными потоками учеников. В единой системе их гораздо легче сравнивать и пропускать через аналитику, общаться без потерь во времени, отправлять и загружать материалы в единое пространство с разными уровнями доступа.
  • Процесс для учеников становится бесшовным. Это повышает доходимость обучения до конца, лояльность к платформе и повторные покупки.

Как выглядит экосистема для EdTech: что должно быть внутри

Основа экосистемы в EdTech – обучающая платформа и CRM, а вот единым окном за счет интеграций становится мессенджер. Чтобы его выбрать, EdTech-компании обычно ставят в приоритет эти функции:

1. Видеоконференции. Со встроенным сервисом видеозвонков проще строить бесшовное обучение. Выбирая платформу, образовательные компании, как правило, смотрят на:

  • Постоянные комнаты для лекций, в которые можно быстро перейти из мессенджера, и гостевой доступ. Так ученики смогут подключаться без регистрации, по ссылке в браузере, ничего не устанавливая. Такая функция снимает барьер, когда надо быстро подключиться к новой лекции или семинару. Без гостевого доступа приходится регистрироваться и авторизоваться, оставлять личные данные и совершать лишние действия. Не все к этому готовы и это нормально. Задача платформы и гостевого доступа – снять барьер.
  • Максимальное количество участников, которое тянет конференция. Это нужно, чтобы лекция или вебинар не слетели из-за того, что платформа тянет только 30 человек, а их набралось 60. Имейте в виду: с ростом бизнеса может потребоваться больше мест для участников. Просите демо-версию, чтобы протестировать звонки.
  • Демо экрана и другие важные для курсов функции. Перевернутые камеры, онлайн-доски с общим или ограниченным доступом, запись, а еще демонстрация контента со звуком – если нужно посмотреть видео, сделать аудио-задание и что-то послушать. Все эти функции помогают ученикам воспринимать информацию через интерактив, а преподавателям – не переключаться между разными сервисами, чтобы провести занятие и показать материалы.

2. Мессенджер. В нем можно не только общаться с коллегами и учениками, но и строить другие важные процессы: давать обратную связь на домашки, проверять отдельные задания и устраивать совместные практики в учебных группах. Здесь компании обычно смотрят на:

  • Разделение по пространствам: чтобы чаты потоков, администрации, преподавателей и личные переписки не перемешивались между собой. Так преподаватели и ученики будут точно знать, в каком чате какую информацию публиковать и искать, CJM внутри курса станет прозрачнее, а это сильно влияет на доходимость и удовлетворенность. Например, если в чате группы публикуются ссылки на лекции и домашки, а в чате потока – прогресс учеников и важные объявления курса.
  • Разные уровни разрешений и гостевой доступ. Часто в чатах есть преподаватели, администрация и ученики, но действия у них могут отличаться: преподам важно добавлять новых участников, прикреплять и скачивать материалы, а администрации – быстро деактивировать пользователей. Для этого компании выбирают мессенджеры, где можно выборочно добавлять студентов в конкретные чаты, назначать разные роли и давать разные уровни разрешений.
  • Что происходит, если участник заканчивает курс и есть ли возможность одной кнопкой удалить участника и его данные из чатов.
  • Как устроены чаты и треды. Например, если нужно узнать о вопросах к лекции, можно быстро создать под них отдельный тред и не терять сообщения учеников. Чтобы общаться, реагировать и не терять важную информацию о лекциях и семинарах, компании смотрят на возможность отвечать в отдельной ветке сообщений, цитировать, редактировать сообщения и тегать участников. Все эти функции упрощают коммуникацию и делают так, что важная информация не теряется.

Интеграции с обучающими системами в режиме одного окна

В процессе онлайн-образования приходится создавать разнообразные задания, поэтому многие EdTech-компании проверяют, можно ли быстро подключать и собирать:

  • Опросы, тесты и викторины: чат-боты могут задавать ученикам вопросы с открытыми и закрытыми вариантами ответов, чтобы отработать пройденную тему. Если интеграция уже подключена, вы загружаете в нее данные для теста и видите результаты всех учеников в одном месте. А ученики не ходят между разными платформами и одной кнопкой переключаются с лекции на тест по ней.
  • Анализ и фиксацию прогресса: чтобы анализировать прогресс учеников, хранить его в базе данных и адаптировать тесты под разные уровни знаний. Даже если у сервиса есть интеграции с чат-ботами, но нет возможности собрать аналитику, прогресс придется считать руками и часами преподавателя. Чтобы не тратить на это время, EdTech-компании подключают аналитику через интеграции и одним кликом сводят все данные в таблицы.
  • Игры для группы учеников. Многие практики в EdTech часто завязаны на групповых форматах: чтобы устроить проверку знаний для группы или провести задание, нужны боты и пространства, где вся группа сможет работать одновременно. Для этого есть отдельные приложения и мини-аппы, но чтобы их подключить, интеграция должна работать априори.
  • CRM: чтобы ученики автоматически попадали во все чаты после оплаты. Это снижает время менеджеров и преподавателей на рассылку гостевых ссылок и данных для регистрации.

Интеграции лучше подстроить под ваш процесс, но основное, что обычно проверяют компании:

  • Открытый исходный код. С ним можно быстро адаптировать сервис под свою экосистему.
  • Настроенные интеграции с другими платформами. Так не придется тратить время, чтобы с нуля собирать их на своей платформе и подключать самостоятельно.
  • Возможность использовать сервис on-premise: будьте внимательны, даже если он есть, конкретно вашей компании некоторые платформы могут не разрешить его развернуть на своем сервере из-за небольшого количества учеников и сотрудников.

Подводим итог: будущее EdTech за единым окном

  1. В разрозненной LMS-системе есть несколько подводных камней: ученикам сложно в ней отслеживать свой прогресс, находить материалы, проходить курсы до конца и разбираться с навигацией. Учителям – вести отчеты и аналитику, строить коммуникацию, размещать материалы и выдерживать административную нагрузку.
  2. Основные преимущества единого окна – изолированный контур, простое управление разными потоками учеников, бесшовный процесс и экономия на платных сервисах.
  3. Когда выбираете сервис для своей онлайн-школы, обращайте внимание на то, есть ли встроенные видеоконференции и какие функции они поддерживают, какие возможности есть у мессенджера и как построены интеграции с другими сервисами и платформами.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Антон Соболев
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Статья – хорошая, но цепляет “по касательной”. Описаны основные проблемы, однако, тема: “Как выстроить работу с учениками EdTech-компании?”, как мне показалось, не раскрыта.

Мне довелось в период пандемии выступить соорганизатором проекта по обучению детей английскому языку онлайн. Сначала – для детей знакомых, а потом проект смасштабировали на СНГ. После пандемии его свернули, но некоторые практические рекомендации актуальны и сейчас.

1. Технология имеет значение, но защита клиента - важнее. Изначально у нас возник вопрос, в каком формате работать? Изучили различные варианты (Skype, Zoom и более мелкие), но у них был ряд недостатков, которые нас не устроили – особенно на фоне скандала со “сливом видео” в сеть со стороны Zoom. Приватность была в приоритете, поэтому решили написать собственное решение LMS, которое получилось очень удачным. В какой-то момент даже столкнулись с тем, что используемые технологии (а брали самые современные) даже не поддерживались устройствами Apple (через пару месяцев на iOS вышло обновление, и проблема исчезла).

2. Если готовые решения не подходят - можно собрать свой конструктор. Мы арендовали IT-инфраструктуру для телекоммуникаций у Twillio, к которой сверху был добавлен frontend, и развернуты кабинеты пользователей. Вся статистика по ученикам, их оценкам, длительности сессий, действиям преподавателей собиралась автоматически на AirTable. Видеоформат представлял собой два потока – захват с камеры ученика/преподавателя + послойное наложение видео через AnyCam – получалось транслировать видео, похожее на CNN или Bloomberg: наложение элементов, картинки/книги/клипы, преподаватели, - было красиво.

3. Имейте что-то уникальное, killer feature, что позволит "отстроиться" от конкурентов. Мы сделали ставку на технологии - на финальном этапе организовали замену преподавателей на героев мультфильмов или спортсменов, которые нравятся детям. Обучению, впрочем, последнее не способствовало – получилось слишком правдоподобно, и дети впадали “в ступор” при разговоре с “кумиром”, пришлось отказаться.


Теперь – собственно к вопросу в заголовке статьи. Что можно рекомендовать:
1. Определить, какая аудитория будет охвачена (количество одновременных обращений), что будет происходить с разными часовыми поясами.
2. Определить контент, который будет использоваться. Соотнести его с шириной канала в точке получения трафика.
3. Отобрать лучшие решения по кабинетам пользователей. Сейчас все сильно продвинулось по сравнению с пятилетней давностью – нет задачи "писать с нуля".
4. Продумать, какая статистика будет востребована и сразу внедрить ее в LMS.
5. Больше работать с родителями учеников (или самими учениками) – они часто подсказывают совершенно необычные решения. Так, мы столкнулись с тем, что клиенты уезжали в отпуск в регионы, где качество интернета было сильно ниже, чем мы планировали, и это привело к необходимости изменять параметры вещания.
6. Позволить ученикам ставить оценки преподавателям и давать обратную связь.
7. Организовать отдел качества, который будет проверять случайным образом выбранные записи уроков. Соотносить это с политикой обучения.

История имела и продолжение. После сворачивания проекта на нас вышли представители из Индии с желанием купить платформу для обучения деревенских школьников обычным предметам. Оказалось, что численность стандартного “класса” – 200-300 человек, что сильно превышало возможности базовой версии платформы. Скорость интернета - 3G. Мы начали доработку проекта, но в 2022 приоритеты изменились. Если сейчас планировать выход на международный рынок - можно также рекомендовать изучить и локальные особенности, к которым привыкли клиенты, чтобы сразу иметь представление о необходимости различий в версиях для разных регионов.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.