Как выбрать бизнес-обучение и не попасть в лапы инфоцыган

Предпринимателю необходимо непрерывно развиваться, чтобы двигаться вперед. Мой путь в бизнес-образовании начался в 2018 году, после курса обучения я активно внедрял полученные знания и навыки в свою работу. Однако со временем ощутил, что мое развитие стало замедляться. Начал искать сообщество единомышленников, чтобы обменяться опытом. И узнал о популярной бизнес-школе Like Центр от своей знакомой, которая уже проходила там обучение, и с восхищением о ней отзывалась. Решил присоединиться, но в итоге сильно ошибся в своем выборе.

Хочу поделиться своим опытом и рассказать, как агрессивная пропаганда и манипулятивный маркетинг в социальных медиа вводят в заблуждения людей относительно образовательных программ. Расскажу, как отличать качественное обучение сильных экспертов от продуктов мошенников, чтобы предостеречь от обмана.

Принцип пирамиды

Мошенничество в онлайн-образовании представляет собой пирамиду информационных продуктов: сначала продают один продукт, потом предлагают продукт другого формата, который чуть информативнее первого, и по такому принципу продажа происходит много раз.

Приглашенных экспертов просят преувеличивать свои финансовые показатели. Финансовые отчеты никто не предоставляет, потому что на этом рынке нет четких регламентированных правил. У помогающих «кураторов» нет цели помочь, но есть цель продать. Так было у меня на данной программе.

Уловки с договором

После оплаты слушатель получает ссылки на обучающие курсы. Основной договор предусматривает возможность возврата денег в любой момент. Если хотите участвовать в мероприятиях, вам предлагают подписать новый договор, в котором вы отказываетесь от возможности вернуть свои средства. Но когда вы уже становитесь частью этого «сообщества», вам предлагают новые условия: если не подпишете новый договор, вы получите только ссылки на материалы для самостоятельного изучения. Если же вы хотите участвовать в общении с единомышленниками, придется отказаться от возможности возврата средств.

Для предпринимателя нетворкинг, обмен опытом с экспертами из разных сфер – важный инструмент развития. Один из способов сформировать сильное окружение вокруг себя – пройти соответствующее обучение. Я вложил миллион в эту программу. Вместе со мной вступили еще 83 человека. На первом мероприятии выяснилось, что только у двоих был бизнес. Заплатив такую сумму, я думал, что окажусь в компании людей, которые могут себе это позволить, но на деле оказалось, что многие участники продали квартиру, заложили машину или взяли кредит, чтобы войти в этот клуб.

Не каждый человек может и должен быть предпринимателем. Каждая профессия важна и престижна. Из-за многочисленной пропаганды предпринимательства бизнес сталкивается со сложностями при найме менеджеров по продажам, электриков, сантехников и монтажников.

Работа с репутацией

Чему стоит поучиться у организаторов фейкового обучения, так это умению работать с негативными отзывами. К тем, кто замечал обман, критиковал и покидал программу, обращались лично, предлагая помощь и объяснения, чтобы избежать распространения негативных отзывов. Если люди сильно возмущались, угрожали, им возвращали деньги.

На что обратить внимание при выборе бизнес-обучения

  1. Наличие методологии, а не высокого результата. Если у человека получилось сделать один раз высокий результат, это не значит, что эта комбинация действий поможет другому. Только наличие собственной методологии, которая способна объяснить причины успеха в том или ином случае и показать повторяющийся результат, дает эксперту право заявлять о своей компетентности.
  2. Ценности эксперта. Обращайте внимание не на заявления, а на то, какими личностными принципами оперирует человек в своих поступках, высказываниях, делах по отношению к другим. Большинство экспертов умело подстраиваются под свою аудиторию, но в жизни придерживаются других ценностей.
  3. Опыт. Информация сама по себе несет мало ценности. Смотрите на практический опыт человека. Какие результаты получили клиенты эксперта и как их много.
  4. Конкретика о продукте. Обязательно подробнее расспрашивайте и узнавайте детали о будущем обучении: в каком формате будет проходить, какие результаты даст.

Чтобы добиться успеха и реализовать потенциал, необходимо постоянно повышать квалификацию. Важно выбирать грамотных людей к себе в менторы и знать, как это делать.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Очень полезный материал, опирающийся на практический опыт. Автору - благодарность.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Могу привести пример обучения в сфере управлению(менеджмента) и бизнес-консалтинга:

1. Имеют ли они сами свой бизнес помимо обучения или консалтинга, или имели, или руководили чужим - имели ли опыт реального управления ? Сколько лет работали управленцем ? Базовая подготовка, знания, опыт, практика ? Какая у них была дорога по административной лестнице ? В какой области они специалисты ?
2. Имеют ли они сами образование именно управленца ?
3. В чем особенность программы ? Есть ли сертификаты Росстандарта, что этот курс реально отвечает заявленным целям ?
4. На кого по иерархии орг-структуры направлено обучение ? На какие типы компаний ?
5. Какие значимые направления курса ?
6. Опыт научно-исследовательских работ в области практического и теоретического исследования в области управления ?
7. Есть ли рабочие методики, образцы документов и инструкций ?
8. Отзывы о курсе ? Где можно увидеть видео-интервью с человеком, который называет свою фамилию, должность ?
9. Написаны ли у них книги ?

А вообще комплексный орг - консалтинг и обучение менедменту это:

- Оптимизация структуры
- Стабилизация процессов (в обучении - это процессов управления)
- Формирование операционных показателей деятельности
- Привязка основных показателей к системе экономического стимулирования (а не мотивации, мотивация вторична)
- Структурный анализ персонала

 

Генеральный директор, Москва

Хороший текст. Мне понравилось практически всё, кроме пары выводов.

Если мы говорим о каком угодно образовании, то именно это слово и должно быть главным в списке требований студента. То есть студент после программы обучения в любом формате должен выйти более образованным и продготовленным к реальности, чем был до этого. И начать нужно со списка предметов, учебных пособий и ожидаемых результатов. Нужно, важно, интересно - смотрим дальше на преподавателей, круг студентов и историю организации, предлагающей обучение. И так пока не выберем конкретную программу.

Никакие клубы, "части сообщества" и пр.  и пр. к образованию отношения не имеют. 

Руководитель проекта, Москва

Часто люди бизнеса и ,особенно, самые прожженые из них, ведут себя как дети, когда ищут бизнес-обучения. А потом жалуются, что их обманули.

"Если вы ищете волшебника, то получите фокусника"

Меня иногда спрашивают такие любители"волшебства", а на сколько вырастет продажа, эффективность управления и т.д. после вашего тренинга?

Это реально смешно слышать, потому что никто не может сказать как повлияет обучение на конкретный бизнес в конкретном случае, всё зависит от многих факторов, но обучения это шанс бизнеса на изменение.

Я, естественно, никогда не обещаю X10 (хотя может быть и такой результат), а есть те кто обещают. И тут вопрос к заказчику, зачем он нанимает мошенников, которые обещают Х10?

Поэтому когда выбираете школу для обучения смотрите на то, кто там преподаватель и тут надо смотреть не на их практический опыт, он может быть даже вреден в новых условиях, а на те идеи, которые преподаватели в общество несут.

А то окажетесь как в Skolkovo на DBA, где вам за много миллион рублей будут рассказывать пропаганду о скором крахе долларов и чудесах импортозамещения.

Кстати, Вкусвилл сделал свою школу обучения, там и практика и главное бизнес будущего.

Ну, а если есть деньги на Skolkovo, то лучше ехать в Гарвардскую школу бизнес, по деньгам тоже самое, но зато опыт общения с бизнесом со всего мира.

Researcher, Москва

Если видите в самопозиционировании автора курса/программы -- коуч, ментор, фасилитатор, тьютор, спикер и прочий модератор стратегических сессий, который (как некоторые здесь) никогда сам не получил серьёзного образования в предметной сфере, никогда не работал в предметной сфере и серьёзных компаниях, и/или успешно не предпринимал, а в лучшем случае прочитал пару каких-то популярных книжек (других инфоцыган), то знайте -- перед вами рафинированное инфоцыганство.
Чем больше абстрактной воды и философии в программе курса и эфемерных понятий -- тем более махровое инфоцыганство стоит перед вами.
На курсе будут впаривать туфту.

Надо прямо спросить автора или выяснить:
- где и как долго проучился
- где и сколько проработал
- чего добился за это время в бизнес-терминах и метриках
Если вместо ответа прозвучит любая размытая и непроверяемая информация или что-то вроде --  я работаю с компаниями ... -- инфоцыган стопудово.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Если видите в самопозиционировании автора курса/программы -- коуч, ментор, фасилитатор, тьютор, спикер и прочий модератор стратегических сессий, который (как некоторые здесь) никогда сам не получил серьёзного образования в предметной сфере, никогда не работал в предметной сфере и серьёзных компаниях, и/или успешно не предпринимал, а в лучшем случае прочитал пару каких-то популярных книжек (других инфоцыган), то знайте -- перед вами рафинированное инфоцыганство.

Верно! А-то кто-то считает, что 


надо смотреть не на их практический опыт, он может быть даже вреден в новых условиях, а на те идеи, которые преподаватели в общество несут.

Опыт вреден? Вместо опыта  идеи преподавателя, у которого ни опыта, ни практики, ни соответствующего образования? И это называется тренингом? Действительно, это "реально смешно слышать". Что-то напоминает пропаганду про "цивилизованные страны".

Статья классная! Автор прав - методология, опыт, ценности, конкретика! Думаю, что опытные управленцы смогут разглядеть хорошего преподавателя и хорошую школу довольно быстро. Как только услышите что-то про бирюзу, бегите и не возвращайтесь! Болтовня!

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Опыт вреден?

Если вы заметили, Анатолий, я всегда и везде активно продвигаю идею современных и актуальных кейсов -- для соискателей любого уровня. Как самый надежный критерий оценки профессионализма. А такие кейсы способен решать лишь тот, кто имеет свежий практический опыт в предметной сфере. Даже образование вторично по отношению к опыту.
Нет опыта -- значит вы никто и звать вас никак. И кейсы такой не решит.
Ни дипломы, ни рекомендации, ни список тех, кому удалось что-то впарить или продать, ни база подписчиков на ЛинкедИн по сути НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО прямого отношения к профессиональной ценности кандидата, соискателя, безнес-предподавателя.

Антогонистами такого подхода являются -- лентяи-прокрастинаторы, демагоги-болтуны, выгоревшие-прогоревшие и прочие лузеры-бездельники, и что самое важное -- инфоцыгане.

Потому что языком чесать и фантазировать на тему бизнеса и управления -- не мешки ворочать. С менеджера спросят его наниматели/собственники, если не коленной чашечкой или имуществом (как в 90-е), то рублём.
А инфоцыгане ни за что не отвечают -- они просто продают воздух и своё время по таксе и пускают пыль в глаза.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Опыт вреден?

Если вы заметили, Анатолий, я всегда и везде активно продвигаю идею современных и актуальных кейсов -- для соискателей любого уровня. Как самый надежный критерий оценки профессионализма. А такие кейсы способен решать лишь тот, кто имеет свежий практический опыт в предметной сфере. Даже образование вторично по отношению к опыту.
Нет опыта -- значит вы никто и звать вас никак. И кейсы такой не решит.
Ни дипломы, ни рекомендации, ни список тех, кому удалось что-то впарить или продать, ни база подписчиков на ЛинкедИн по сути НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО прямого отношения к профессиональной ценности кандидата, соискателя, безнес-предподавателя.

Антогонистами такого подхода являются -- лентяи-прокрастинаторы, демагоги-болтуны, выгоревшие-прогоревшие и прочие лузеры-бездельники, и что самое важное -- инфоцыгане.

Потому что языком чесать и фантазировать на тему бизнеса и управления -- не мешки ворочать. С менеджера спросят его наниматели/собственники, если не коленной чашечкой или имуществом (как в 90-е), то рублём.
А инфоцыгане ни за что не отвечают -- они просто продают воздух и своё время по таксе и пускают пыль в глаза.

Ну что вам ответить? Согласен полностью! Читать и слушать картонных дурилок - время терять. Много пышных фраз, агрессия и полное отрицание чужого опыта: "Я, я, я....". А опыт - это то, чем ценен человек в принципе, и преподаватель в частности. Умного и опытного человека всегда стоит послушать.

Одним из лучших преподавателей в моей жизни, из тех, кого помнишь всю жизнь был один инженер с одного из приборостроительных заводов. За ним гонялись, его лекции продавались на черном рынке, его методики передавали из рук в руки. Ходоки просили его прочитать лекцию. Он преподавал по совместительству. Залы были набиты под жвак. Кроме таланта преподавания, когда он просто своей какой-то харизмой увлекал, у него был огромный опыт. Кстати, ему было не больше 40. Он не читал лекции в буквальном понимании, а просто рассказывал нам о работе разного типа процессоров, каналов, протоколов  и пр и др.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Кроме таланта преподавания, когда он просто своей какой-то харизмой увлекал, у него был огромный опыт.

Я неоднократно получал предложения читать лекции по общему менеджементу, продажам, коммерческому управлению. Однажды даже позвали в МИРБИС.
Умыл руки. Мне это всё неинтересно. Максимум и в порядке исключения какой-нибудь короткий практический воркшоп или мастер-класс для собственных сотрудников, чтобы не тратили время поиск решений и эксперименты.
Серьёзный позыв уйти учить -- признак начала ментальной деградации, на мой взгляд.
Болото, и система без выхода -- для тех, кто уже начал.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Кроме таланта преподавания, когда он просто своей какой-то харизмой увлекал, у него был огромный опыт.

Я неоднократно получал предложения читать лекции по общему менеджементу, продажам, коммерческому управлению. Однажды даже позвали в МИРБИС.
Умыл руки. Мне это всё неинтересно. Максимум и в порядке исключения какой-нибудь короткий практический воркшоп или мастер-класс для собственных сотрудников, чтобы не тратили время поиск решений и эксперименты.
Серьёзный позыв уйти учить -- признак начала ментальной деградации, на мой взгляд.
Болото, и система без выхода -- для тех, кто уже начал.

Я бы с удовольствием взял группу учеников, а вот входить в штат какой-нибудь школы, MBA и прочего не хочу. Не хочу следовать чужим методичкам. Да, это болото и система без выхода. Хотя был опыт работы в двух учебных заведениях, частных. Желанием научить там почти не пахнет. Это просто чужая коммерция, кторая использует твой опыт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.

Руководители российских компаний не доверяют нейросетям

Больше половины опрошенных считают, что ИИ – не лучший помощник для решения задач.

«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы.