Как мой первый тренинг превратился в клуб бизнесменов

2014 год. Нефтяной бум. В Азербайджане развитие бизнеса, внутренние потребление идет полным ходом — увеличиваются масштабы и объемы компаний, расширяются предприятия, как на дрожжах растут холдинги и группы компаний.

Частный сектор испытывает кадровый голод — не в качественном, а количественном отношении, так как просто не успевают набирать достаточно персонала для своих растущих компаний, а имеющийся персонал делает головокружительную карьеру, так как нет времени выращивать персонал для следующих позиций и должностей.

Знающие люди видят изнанку всей этой ситуации и понимают, что:

  • Рост, не сопровождающийся развитием, не просто неэффективен — он опасен, так как компания не может переваривать свой масштаб ввиду ограниченности знаний и опыта менеджмента и персонала.
  • Большие финансовые потоки в страну, поддерживаемые легко доступными потребительскими кредитами, вводят в заблуждение людей, которые живут не по своим реальным средствам.
  • Крупные холдинги с десятками направлений деятельности в большинстве случаев не просто неэффективны, а держатся на плаву только за счет того, что ворочают большими суммами, участвуя в госпроектах, и при необходимости имеют доступ к кредитам.
  • В компаниях много пафоса, красивых планов и стратегий, командной работы, но нет эффективности и профессионального управления.

Средний и малый же бизнес, теснимый крупным, привык работать с большой эффективностью, считая каждую копейку. Владельцы компаний лично руководили бизнесом, и всему — управлению, набору людей, командообразованию — учились на личном опыте.

Прогнозы были очень просты — достаточно одной встряски экономики, чтобы «крупные» компании посыпались. В этот момент на передний план выйдет средний и малый бизнес, который более энергичен, динамичен, борется за каждого клиента, так как его выживание напрямую зависит от его собственной активности, которая не может останавливаться ни на день.

Прогнозы оправдались после двух девальваций национальной валюты, когда ощутимый удар получили именно большие «успешные» компании. Начались серьезные экономические реформы в стране, когда приоритетом стало слово «прозрачность», государственные структуры начали коммуникацию с бизнесом, поменялось поведение потребителей — они стали более рациональными, требовательными к правильному сочетанию цены, качества продукции и обслуживания.

Средний и малый бизнес активизировался, начал выдвигаться вперед, получив полную свободу, уменьшение ограничений от госорганов или больше поддержки. Но появилась вторая проблема — собственники не умели управлять компаниями в новых реалиях.

Условия требовали уже совершенно новых, отличающихся от прежних подходов, применения различных управленческих инструментов, работы над эффективностью компании, в целом, и сотрудников и менеджмента, в частности. Параллельно с этим существенно повысилась значимость человеческого капитала — в новых условиях надо работать с малым количеством сотрудников, с меньшими доходами, растущими расходами, обеспечивать прозрачность бизнеса, и все это при растущих требованиях потребителя.

Регулярно бывая в бизнес-среде и лично зная многих владельцев малого и среднего бизнеса, я прекрасно знал личные качества этих людей: бойцы по натуре своей, не боящиеся проблем и преград, создавшиеся бизнес буквально с нуля, болеющие за него, умеющие цепляться — в хорошем смысле слова — за каждого из клиентов, душой болеющие за свой бизнес и понимающие, что в жизни и бизнесе чудес не бывает, а есть труд, дисциплина, долгосрочные цели и планы. Эти люди для удержания на плаву и развития своего бизнеса готовы сесть за стол и учиться.

По этой причине я решил создать тренинг по управлению только для владельцев компаний и предпринимателей.

Аудитория

Дело в том, что вся культура компании, внутренние процедуры, неписанные законы и правила держатся на мировоззрении владельца компании. И я немало раз бывал свидетелем того, как даже пригласив на работу команду современных менеджеров, владелец компании через некоторое время препятствовал их работе, в буквальном смысле вдавливая их в свой коридор видения и стратегии. Естественно, что результаты отсутствовали, и через несколько месяцев владелец бизнеса задавал себе естественный вопрос: «А зачем я плачу столько денег за то, что и так раньше делали?».

Итак, я понимал, что никакие изменения в бизнесе невозможны без изменения видения самого владельца — его взглядов на бизнес, клиентов, членов команды, эффективность, технику и инструментов управления.

Контент

Необходимо было определиться с информацией — передо мной была огромная масса информации и опыта, накопленного за более чем 25-летний опыт работы и 18-летний опыт работы руководителем различных местных и международных компаний, усиленные тысячами прочитанных книг, сотнями тренингов, десятками профессиональных семинаров и конференций.

Необходимо было всю эту информацию систематизировать, подчинить одной единственной главной цели, рассмотреть сквозь призму владельца компании, составить алгоритм преподнесения. И донести людям, которые даже не имея теоретических знаний, годами укрепили свой практичный ум, и могут запросто отличить реальную пользу от пафоса.

Время для подготовки

На все нужно было выделить время из своего ежедневного насыщенного, сильно наполненного графика — управленческие дела, консультации, тренинги, встречи, совещания, написание книг и статей.

Даже теоретически не было возможности выделить для этого несколько месяцев подготовки. И я решил применить технику «Слон» из своих тренингов по личной эффективности. Согласно этой технике, человек не может съесть слона ввиду его размера, масштабности и ограниченности собственного желудка. Но можно разделить слона на маленькие сэндвичи, и съесть его в течение долгого промежутка времени.

Передо мной был типичный слон — большой, масштабный проект, который надо было разделить на маленькие кусочки и «есть» по одному в день. Я решил каждый день уделять ровно 30 минут проекту. В первую очередь разделил его в общем виде на несколько основных моментов — определений основных тем, сбор информации, разделение информации по темам, сбор кейсов и упражнений, отсечение ненужного, подготовка презентации. И за два с половиной года я смог приготовить тренинг, уделяя ему каждый день по 30 минут.

Уникальные качества

Внутренне понимал, что в управленческий тренинг для владельцев бизнеса надо будет вкладываться от души. Они могут не знать какие-то современные системы управления, но они достаточно мудры и опытны, чтобы отличить реальные знания от фальши и человека с практическим опытом от дилетанта.

Наряду со всем этим надо быть убедительным — ведь на тренинге будут сидеть люди, которые могут отвечать за свои слова, с большим опытом работы, которые делали ошибки и держали удары за результаты, которые будут платить серьезные деньги за тренинг и, естественно, будут требовать соответствующее качество. Не менее важный момент — они с тренинга должны уходить с конкретными инструментами, которые смогут применить в своем бизнесе сразу же на следующий день.

Учитывая, что в стране проводится много тренингов различными фирмами и профессионалами, то я еще до начала решил определиться с форматом этого тренинга — необходимо было суметь сильно отличаться от других.

Первый шаг для этого был сделан — продукт был нишевый: только для владельцев бизнесов. Надо было определиться с уникальными качествами тренинга, которые участник не увидел бы нигде и под воздействием которых, он всем об этом рассказывал. Три основных уникальных момента были определены мною как: целевая аудитория, количество участников и динамика тренинга.

1. Целевая аудитория

Тренинг был только для владельцев бизнеса, но не каждый владелец бизнеса мог в нем участвовать, только те, кто был готов к этому тренингу. Я решил встречаться лично с каждым желающим участвовать в тренинге, определять его готовность, желание развиваться и пахать, и только после моего подтверждения собственник мог стать участником.

Некоторым давались отказы — тем, кто являлся родственником или ставленником какого-то чиновника и не был реальным владельцем бизнеса; тем, кто верил в чудеса и ожидал, что сразу после тренинга ситуация в компании в корне поменяется. Был случай, когда группа владельцев бизнеса вызвала меня в один из регионов, и я им предоставил информацию о тренинге, управленческих инструментах, перспективах бизнеса в стране. Один из «бизнесменов» остановил меня и спросил: «Так, стойте. Все это неважно. Научите нас управлять двумя педалями — чтобы я нажимал и продажи повышались, и чтобы я нажимал на другую, и люди работали лучше»….

2. Количество участников

Мною было принято решение ограничить количество участников. Цель было простой: не количество участников, а качество доведения информации, максимальная вовлеченность каждого в обсуждения, индивидуальный подход к вопросам бизнесменов. На тренингах в лучшем случае могло участвовать семь человек.

3. Динамика и интерактивность тренинга

Малое количество участников позволяло уделять много времени каждому, когда вопрос бизнесмена о его бизнесе не получал теоретический, общий ответ, а начиналось живое обсуждение проблемы такими же бизнесменами, как он сам. А я, как тренер, был модератором обсуждений, в конце подводя итоги.

Параллельно с работой над содержанием тренинга, я понимал, что необходимо создать фон доверия в среде бизнесменов по отношению к себе лично, как тренеру, к своим знаниям и опыту. По этой причине я создал свой блог, в котором начал активно выставлять свои статьи о бизнесе, управлении, проблемах компаний и владельцев бизнесов. Начал выставлять свои статьи в местной прессе и принимать приглашения радио и телеканалов об интервью о состоянии бизнеса и проблемах управления в современных условиях. Начал говорить о проблемах бизнеса, управления и методах их решений. Вдобавок к этому начал рассматривать и принимать предложения о выступлении в качестве спикера на конференциях и форумах и очень серьезно, скрупулезно и тщательно готовиться к этим выступлениям. Вся эта деятельность позволила мне создать образ человека, подкованного теоретически и практически, имеющего большой багаж знаний и опыта в сфере управления и общения с владельцами бизнесов.

Основная программа тренинга была уже готова к осени 2017 года, и начиная с октября я начал в социальных сетях выставлять информацию о том, что работаю над программой тренинга по управлению для топов и владельцев бизнесов. Почувствовав большой интерес со стороны руководителей компаний и предпринимателей, я понял, что был на правильном пути.

Коротко о тренинге: срок тренинга: два полных рабочих дня, 18 часов. Участники — только владельцы малого или среднего бизнесов либо директора компаний, но избранные в результате личных встреч.

Тренинг проводится лишь один раз в месяц для одной группы, так как во-первых, нет времени у меня из-за управленческой деятельности, а также ввиду того, что необходимо уделять достаточно времени для собеседований с обратившимися для участия на тренинг.

Тренинг создан по принципу Lego: основной курс рассчитан на 18 часов на тему «Управление с точки зрения владельца бизнеса», но есть еще пять дополнительных тем на 2-4 часа, которые я могу при необходимости добавлять.

Первая группа для тренинга была собрана в январе 2018 года. Уже в первой группе почувствовал еще один недостающий момент в жизни бизнесменов — они в общем-то сильно одиноки: трудно рассказать и передать свои проблемы дома, ибо могут не понять; на работе с подчиненными не поделишься; не все друзья — бизнесмены. Единственное, что остается — это общение с единомышленниками.

Я решил после первой же группы создать клуб предпринимателей. Членство в клубе было возможно только для участников моего тренинга, которые на стадии обращения уже фильтровались по определенным критериям и важным ценностям. Клуб встречается как минимум раз в месяц — совместные завтраки, обеды, ужины, обсуждение насущных проблем, посещение офисов членов клуба, приглашение интересных спикеров, спортивные соревнования, знакомства с новыми членами клуба.

Результат на сегодняшний день

Всего до сегодняшнего дня тренинги были проведены для 18 групп, в которых участвовали более 150 человек. Участники тренингов — это владельцы малого и среднего бизнеса, руководители компаний с многомиллионными оборотами, директора представительств международных компаний, топ-менеджеры и партнеры бизнесов. Создан клуб предпринимателей, состоящий из участников тренингов, в котором и сегодня, как в первый день, очень четко придерживаемся основных своих ценностей и принципов. Для всего этого не было необходимости в какой-либо рекламе — участники сами привлекали к тренингу своих близких и знакомых предпринимателей, подтверждая мысль о том, что «из уст в уста» от довольного и удовлетворенного потребителя и есть лучшая реклама.

Уверен, что основными компонентами успеха этого проекта являются четкие и ясные цели и ценности, конкретно подобранная аудитория, за пределы которой ни в коем случае не выходил, скрупулезный подход к подбору участников тренинга, личные встречи с каждым с подробным пояснением содержания тренинга, ограничение количества участников на тренинге с целью предоставления большей свободы и времени для дискуссий, и конечно же, насыщенный контент, который регулярно обновляется.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

+6 Будем внимательно изучать. 

Генеральный директор, Екатеринбург

Основательный подход! Правильный путь: от тренинга к профессиональному сообществу. Успехов!

Руководитель группы, Москва

Всегда большое удовольствие читать вас.

PS про "педали" конечно отлично, очень типичная история :)

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Валерий Меркулов пишет:
Основательный подход!

Везунчик автор, его цитата - 

Регулярно бывая в бизнес-среде и лично зная многих владельцев малого и среднего бизнеса, я прекрасно знал личные качества этих людей: бойцы по натуре своей, не боящиеся проблем и преград, создавшиеся бизнес буквально с нуля, болеющие за него, умеющие цепляться — в хорошем смысле слова — за каждого из клиентов, душой болеющие за свой бизнес и понимающие, что в жизни и бизнесе чудес не бывает, а есть труд, дисциплина, долгосрочные цели и планы. Эти люди для удержания на плаву и развития своего бизнеса готовы сесть за стол и учиться.

У нас парадокс, все как у них до текста, что я выделил у автора,  - НО ПРИ ЭТОМ В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ Эти люди для удержания на плаву и развития своего бизнеса НЕ готовы сесть за стол и учиться.

Генеральный директор, Брянск
Владимир Токарев пишет:
НО ПРИ ЭТОМ В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ ...  ... НЕ готовы сесть за стол и учиться.

Типичная  Fallacia fictae universalitatis - ошибка поспешного обобщения.

"Эта ошибка характеризует известную незрелость исследователя, когда он первые свои результаты без достаточной проверки обобщает..." (С)

 

По всей видимости это к вам не готовы "сесть за стол и учится", а к другим консультантам вполне готовы, что и говорит автор в своей статье. 

Лично я за последние два года прошла 2 (два обучения) платных, дорогих - "Бух учет" и "Маркетинг". Могу дать вам адреса в Москве. Очень приличные курсы и , что для вас наверное странно, много слушателей. 

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата   - По этой причине я решил создать тренинг по управлению только для владельцев компаний и предпринимателей.

В этом месте я сильно удивился.

1. Почему тренинг - на  тренинге можно только попробоавать, потом смело забыть (текучка). Примеры - продавцы, прошедшие тренинги по продажам. Применяющих знания этих тренингов в практике я не встречал. 

2. Есть владельцы и одновременно они рулят бизнесом. Но акцент особый - на владельцах, а не на роли управленца. 

3. Вспоминаю бизнес-роман Голратта, где топ-менеджер (герой романа) полагал, что владельцы заниматся ерундой. Ему был да полезный урок.Но не по менеджменту - а по работе владельцев. 

Откуда следует (из логики автора) - что руководителя "технологического цеха" нужно обучать тонкостям технологии, а не менеджменту. 

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Дело в том, что вся культура компании, внутренние процедуры, неписанные законы и правила держатся на мировоззрении владельца компании. И я немало раз бывал свидетелем того, как даже пригласив на работу команду современных менеджеров, владелец компании через некоторое время препятствовал их работе, в буквальном смысле вдавливая их в свой коридор видения и стратегии.

Здесь у меня иное мнение по 2 пунктам:

1. КК во многом определяется владельцем. Но также  генеральным директором. Но также  и национальной культурой, профессиональной культурой, теми, кто работает в компании. 

2. Пример - Якокка описывает ситуацию, когда пришли "крохоборы"  в компанию Форд - финансисты целой командой. Они (положительно на первом этапе) влияли на бизнес.

Потом пришел Якокка и сформировал свою команду. КК поменялась, но владелец был один и тот же. 

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата -  предоставления большей свободы и времени для дискуссий, и конечно же, насыщенный контент, который регулярно обновляется.

Сама идея (клуб) мне нравится, про затраченный труд автора тоже говорить не приходится - труд большой.

Вопрос - сама программа, какие были темы?

 

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Владимир Токарев пишет:

1. КК во многом определяется владельцем. Но также  генеральным директором. Но также  и национальной культурой, профессиональной культурой, теми, кто работает в компании. 

Верно, но в моем случае речь идет о малом и среднем бизнесе, который не может позволить себе взять на рабоу генерального директора. А взяв, они не могут "отлепиться" от руководства компанией и по этой причине продолжают наставлять директора. 

2. Пример - Якокка описывает ситуацию, когда пришли "крохоборы"  в компанию Форд - финансисты целой командой. Они (положительно на первом этапе) влияли на бизнес.

Потом пришел Якокка и сформировал свою команду. КК поменялась, но владелец был один и тот же. 

Громадную корпорацию Форда, думаю, нельзя сравнивать с малым бизнесом.. 

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Владимир Токарев пишет:

Вопрос - сама программа, какие были темы?

 

Программа? 

Владелец малого и среднего бизнеса просто обязан быть униврсальным солдатом, так как у него не всегда достаточно средств для того, чтобы нанять профессионалов. Программу можно описать одним предложением Сократа: "Управление - это наука и этому надо учиться" 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.