Инфоцыганство vs хорошее онлайн-образование: как отличить?

Прошлый ковидный год с пинка обновил показатели онлайн-образования во всем мире, и в России тоже. По оценкам EdMarket Research, российский рынок рос примерно на 20% начиная с 2016 года. Плановый объем на начало 2021 года был более 53 млрд рублей. Но случился ковид, и удаленное обучение резко выросло в разы. Например, весной 2020 года количество новых регистраций в образовательной компании «Нетология» увеличилось больше, чем в 3,5 раза. 

Сейчас ажиотаж уже меньше, но нужно учитывать, что бум онлайн-школ начался еще до пандемии. Например, по данным исследования «Барометр онлайн-образования», только за 2019 год в обучающем Рунете появилось примерно столько же новых игроков, как за предыдущие 10 лет. А теперь их стало еще больше — причем помимо крупных площадок очень много одиночек и маленьких команд. 

Значит, хотя бы в этой сфере изобилие наступило? Ну как сказать. Пока не ищешь ничего конкретного, кажется, что да. Когда действительно возникает такая потребность, легко потеряться в бесконечном перелистывании рекламы. Причем продвижение бесплатных вебинаров, стримов и рассылок бывает таким настойчивым, что искренне поражает — надо же, сколько ресурсов вложили в намерение бескорыстно поделиться полезным опытом!

Можно ли считать, что радушие на входе всегда означает подвох? Нет, конечно. Нам бы точно не понравилось начало с предоплаты за год, а только потом – возможность заглянуть и посмотреть, за что заплатили. 

Проблема в том, что почти не осталось понятных и четких критериев, по которым можно быстро и более-менее достоверно оценить качество предлагаемого обучения. Ведь в Интернете все неразличимо похожи. У вуза с вековой историей может быть сайт, сделанный на коленке. Педантичный фрилансер соорудит себе такой ресурс, что его сгоряча можно принять за портал в Хогвартс

Докторские степени и многолетний опыт давно уже мало о чем говорят. Ну да, кто-то потратил жизнь на то, чтобы читать вслух методички из прошлого тысячелетия. Разве это добавляет ценности? Скорее, наоборот. И можно ли считать дилетантами молодых да дерзких, которые действительно хорошо разбираются в таких же юных отраслях?

Давайте попробуем перейти от пассивного созерцания запутанной учебной матрицы к простым, ясным шагам. Первое занятие бесплатно. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. 

Точка входа

Вы сами нашли кого-то в поиске — или перешли по рекламе, может, даже по ссылке из спама? Вроде один и тот же учебный курс, но разница по входу имеет значение. 

Если вас нашли, то это результат чьей-то рекламной активности. Само по себе не так плохо, между прочим. Скорее, даже косвенно подтверждает успешность проекта.

Значит, у них есть деньги на рекламу. И люди, которые могут так рассказать о курсе, чтобы хотелось посмотреть и послушать. Вопрос в том, какая пропорция между рекламным бюджетом и производственным. 

Это проще всего оценить по разнице между обложкой и содержанием. Компьютерные игры давно поражены тяжким недугом нереально красивой рекламы при убогой графике и геймплее для дурачков. Смотришь ролик, и охватывает восторг. Но сама игрушка вызывает брезгливое разочарование. Похожий диссонанс иногда возникает и по другим продуктам, в том числе в образовании.

Если вы зашли с яркой, дельной рекламы в унылую учебную аудиторию, где на входе раздают ксерокопии анкет, а в углу бубнит лектор – бегите. Сразу прочь, даже приглядываться не нужно. Лучше пойти учиться к тем ребятам, которые делали рекламу. Вот они точно знают свое дело.

Отзывы оптом, недорого

Еще одна грань рекламы, значительно менее чистоплотная. Это сейчас называется «работой с сетевой репутацией». Переводится с новояза на русский как фальшивые, в лучшем случае искусственные отзывы, лайки, репосты и прочие восторги. Разница между откровенными подделками и «мотивацией» написать правильные слова есть, особенно юридическая. Но для оценки качества учебного заведения или курса это в целом не важно.

К сожалению, больше нельзя полагаться даже на счетчики покупок. Вы слышали изящное определение «обратный выкуп»? Когда продавцы через подставных лиц сами у себя покупают, чтобы показать высокий спрос и нарастить рейтинг.

Похожим образом бывает и в онлайн-образовании. Все эти миллионы пользователей и бесконечные страницы с отзывами… Ну, вот они есть. Кто-то позаботился о том, чтобы они были. 

Как косвенный признак качества можно использовать. Только это не настолько магистральная связь, как может показаться.

Модные темы

Актуальность важна, безусловно. Немного пугает готовность, с которой все подрываются на любой медийный шорох. Вышло несколько публикаций про TikTok — вдруг оказалось, что все по нему пишут книги, ведут семинары, курсы, коучинг, брифинг, стримы. Как готовились. Вчера общественность узнала о существовании Clubhouse – сегодня по нему идет суета

Приятно, конечно, быть в курсе трендов, держать руку на пульсе истории. Только судя по такой оперативности, это говорит скорее о том, что пульс знатно лихорадит. Не может же быть, чтобы им все равно было про что рассказывать, лишь бы получить трафик? Ерунда какая-то. Наверное, просто следят за ситуацией и учат самому важному.

Учеба или шоу 

Прекрасно, что учебные материалы и уроки стали оживлять игровыми методиками и живыми разговорами. Это одно из главных дидактических достижений последних десятилетий. Но таким образом сформировалась еще одна обложка — и часто она настолько толстая, что под ней почти ничего нет.

Довольно много таких тусовок и клубов, в которых люди вроде чему-то учатся — но на самом деле это, скорее, шоу.

Развлекательный характер обучения проник даже в B2B. Крупные компании приглашают лекторов, которые ведут себя будто стендаперы. Да, все классно провели время. Но научились-то чему? 

Посмотрите на учебный план. Есть ли он вообще – вот первый вопрос. Достаточно ли он скучный, чтобы сложилось ощущение работы, а не отдыха? Пробное или первое занятие идет строго по плану, или он оказался «обложкой», а реальное содержание другое? Вам хватит 10 минут, чтобы понять, куда пришли — в учебный класс или в балаган.

Покажи мне свои тесты, и я скажу кто ты

Анкеты и вопросы всегда больше говорят о спрашивающем, чем о том, кто отвечает. Сейчас все помешаны на сборе данных. Каждый слышал про Big Data и хочет нахапать их побольше, чтобы потом как-нибудь использовать. Обычно дело ограничивается спамом со смешной путаницей имен, полов и интересов. Но дело не в этом.

Когда в начале обучения гуру-одиночка или преподаватель огромной учебной империи говорит: «Здравствуйте! Сегодня мы рассмотрим…» То сразу понятно, что это никакое не обучение лично для вас (или вашей организации). Так выглядят курсы под копирку, они сами по себе. Отдельно от уже имеющихся знаний, проблем и вопросов слушателей. Само понятие «слушатель» или «зритель» — ключевое. 

Бывает что-то важное и в таком отстраненном формате. Но с тем же успехом можно посмотреть ролики на YouTube или в Instagram, пока их не отключили. Без обратной связи с самого начала эффективность курса гораздо ниже. 

Практичная практика как успешный успех

Наверное, уже не осталось вообще ни одного учебного курса, который говорит — у нас практики нет, мы занимаемся теоретической базой. Так не модно, не трендово. Сейчас все практики. Прагматики. 

«Минимум теории» можно считать общим слоганом образовательных курсов по любой тематике.

Даже если кто-то преподает теоретические основы теории, скорее всего, там тоже есть это клише о практике. И написано оно шрифтом Pragmatica. Как иронично, что о практике много говорят.

Редкие приятные исключения можно заметить по галереям с работами студентов и выпускников. Причем, чем они хуже, тем, пожалуй, лучше. В том смысле, что это не вылизанная парадная витрина, которую отгрохали рекламщики — а, возможно, действительно результат обучения живых настоящих людей, таких как вы сами. Вот ваши реальные перспективы. Делать такие работы и проекты, а не как было показано в рекламе. 

Диплом.jpeg

Наконец, долгожданный выпускной. Наставники очень не хотели вас отпускать. Они растянули недельный курс на полгода. Даже добавили много теории в практикум о прагматике, лишь бы все тянулось как можно дольше. Каждый этап завершался массированной рекламой следующего. Были дайджесты, воспоминания о лучших уроков из прошлого. Но рано или поздно все заканчивается, и приходится прощаться. Вот вам справка на память.

То есть нет, это же диплом! Рамочка из клипарта, подпись, печать. Все выглядит очень официально. Если рекламщики глубоко проникли в преподавательский состав, то можно получить не один сертификат о завершении, а целую охапку — по каждой главе, за каждый месяц. К счастью, сейчас это все менее обременительно. Даже не всегда на бумаге. Так, картинки в облаках. 

Лучше бы им котироваться, этим картинкам. В том числе на международном рынке. Но даже не все наши бумаги с водяными знаками признаются в мире. Тут, как говорится, as is. 

P.S. 

Так как же отличить настоящее обучение?

Оно нацелено на результат, и сразу видно, как именно планируется продвижение к целям. Вас не пытаются закидать рекламными «подарками», интересуются текущим уровнем и личными задачами. Есть ощущение контакта во время обучения (а не просмотра видео онлайн). И главное – помимо удовольствия в процессе и красивых картинок, по завершении вы получаете то, за чем пришли. То есть новые навыки

Ни в коем случае не новые знания. Эпоха эрудитов прошла, они проиграли Википедии и поисковым системам. Теперь нужны люди, которые умеют пользоваться знаниями. Начиная с уважаемых учителей.

Пожалуй, это самый главный критерий. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

И главное – помимо удовольствия в процессе и красивых картинок, по завершении вы получаете то, за чем пришли. То есть новые навыки

"Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!"

Альберт Эйнштейн

Консультант, Москва

Он-лайн образование, конечно, тема острая. С одного захода ее "умом не понять" и "аршином общим не измерить".

Один контент чего стоит. Я бы сказала, что сегодня это ключевая проблема образования. 

Сейчас все практики. Прагматики. 

Да, конечно, если основной запрос аудитории - "Как стать миллионером?", то "образование" становится похожим на справочник, такие "Полезные советы".  Или "Поваренная книга". Каков запрос, таков "ответ".

Я уже когда-то рассказывала про молодого человека, нового ИТ-специалиста, который на второй день работы отпросился "провести вебинар". На мой вопрос, о чем вебинар, он ответил: "Как получить работу у престижного работодателя?". Я говорю, может, сначала дождаться прохождения испытательного срока? Но молодой человек убежденно ответил: "Тогда я проведу другой вебинар, "Как пройти ИС у престижного работодателя". Кстати, второй вебинар не случился - не прошел юноша ИС, но разве в этом суть? Он найдет, какой еще вебинар провести, раз уже стал на этот путь.

Содержание образования определяется запросом. Если кто-то скажет, что так и должно быть на рынке (спрос диктует предложение), то мы туда и катимся.  Но к образованию эти "покатушки" не имеют никакого отношения.   

Проблема в том, что почти не осталось понятных и четких критериев, по которым можно быстро и более-менее достоверно оценить качество предлагаемого обучения. Ведь в Интернете все неразличимо похожи.

Считаю, что проблема глубже. Критерии нужны не только для того, чтобы отличить курс от курса в И-нете. Критерии нужны, чтобы отличить образование от "Поваренной книги".

Не может же быть, чтобы им все равно было про что рассказывать, лишь бы получить трафик?

Может. Если даже автор статьи про он-лайн образование убежден в том, что знания сегодня никому не нужны.

...новые навыки.

Ни в коем случае не новые знания. Эпоха эрудитов прошла, они проиграли Википедии и поисковым системам. Теперь нужны люди, которые умеют пользоваться знаниями. 

Извините, и смешно, и грустно. А откуда навыки берутся? Разве и когнитивный цикл (от представлений к деятельности) уже отменили с подачи Интернета?  "Обучающиеся"  вместо мозгов будут Вики или поисковики прикладывать, чтобы что-то создать? Или о таких излишествах, как "что-то создать" вообще речь не идет в теме "образования"?

Одним словом, начать и кончить:-(

 

 

 

Генеральный директор, Москва

Почему бы не потратить 5...15 минут и не посмотреть внимательнее, чем это учебное заведение занималось 3...5 лет назад, кто там преподает, какие там программы?

Чем выбор онлайн-образования - если мы действительно об образовании - отличается от выбора образования в более традиционных форматах?

Результаты обучения должны быть близки или хотя бы сравнимы. Иначе зачем тратить время и деньги?

Генеральный директор, Тольятти

Автор в целом неплохой статьи пишет:

"Ни в коем случае не новые знания. Эпоха эрудитов прошла, они проиграли Википедии и поисковым системам. Теперь нужны люди, которые умеют пользоваться знаниями. Начиная с уважаемых учителей."

Интересно, откуда сам автор получил знания? Путем откровения свыше или всё же таки кто-то ему их передал (прямо или опосредованно)?

Есть еще один вопрос - как, не получив знания, научиться ими пользоваться? Даже для приготовления яйца всмятку нужны знания (как отсчитывается время, признаки кипения воды и прочие сведения, которые сосредоточены в нелюбимых автором поваренных книгах).

Заканчивая критику неточного тезиса, отмечу, что умения пользоваться знаниями недостаточно, нужен навык такового пользования. Так как запись в резюме "умею делать презентации" ничего не стоит супротив "делал презентации каждый рабочий вторник, всего более 156 за последние 4 года".

PS Кроме того, в своей статье сам автор не формирует умения у своей аудитории, а всего лишь "делится знаниями".

Консультант, Пермь

На момент, когда я открыла статью, было 582 просмотра и ни одного "лайка". 

Не поняла, почему так, и поставила первый "лайк", потому что:

  1. считаю полезной тему. Согласна с автором: тем, кто хочет выбрать учебный курс осознанно, а не методом проб и ошибок, нужны понятные критерии;
  2. понравилось содержание статьи и форму изложения;
  3. полностью согласна с выводами атора. Реальное обучение:
  • нацелено на результат, 
  • сразу видно, как именно планируется продвижение к целям;
  • есть контакт с преподавателем / службой поддержки во время обучения;
  • на выходе - новые навыки.
Консультант, Пермь
Юрий Полозов пишет:
PS Кроме того, в своей статье сам автор не формирует умения у своей аудитории, а всего лишь "делится знаниями".

Может быть, дело в том, что формирование "умений" - это цель учебного курса, а цель статьи - изложить своё мнение ...

Менеджер по ВЭД, Ульяновск

Согласен, что доступность интернета и необязательность лицензирования сделали инфо-бизнес таким лакомым кусочком для получения относительно халявных денег! Регулярно получаю рассылки от некоего like-центра в моем городе, один из руководителей ранее работал на лжеброкера Телетрейд. Потом еще и начали названивать, отстали, когда поинтересовался у них лицензией на образовательную деятельность... )))

Партнер, Москва

Если хотите различать инфоцыган прочитайте книгу Мрочковского и Парабеллума "инфобизнес на полную мощность". Там эти самые "выдающиеся" инфоцыгане дают советы начинающим коллегам и рассказывают о своей внутренней кухне. Сейчас они стараются выглядить более презентабельно. Но некоторые замашки "бизнес молодости" вроде бомбардировки письмами, "социальных доказательств" - фото с дорогими машинами, часами и т.д. остались. Ну и фразы типа "мы с клиента не слезам", "будем долго его догонять". Как правило, "инфоцыган" говорит о 3-4 бизнесах которые приносят ему деньги, но почему-то проверить это не получается. А его биографию в интернете не найти. 

Генеральный директор, Тольятти
Эльвира Лихачева пишет:
Может быть, дело в том, что формирование "умений" - это цель учебного курса, а цель статьи - изложить своё мнение ...

Уважаемая Эльвира,

отнюдь! Автор сам пишет: "Давайте попробуем перейти от пассивного созерцания запутанной учебной матрицы к простым, ясным шагам. Первое занятие бесплатно." Занятие - что это? Передача знаний и/или освоение умения. Что такое "простые и ясные шаги"? Явно не знания, а действия. Но разве автор учит умению делать эти действия? Нет, он дает знания о таковых.

В качестве примера рассмотрим его совет про диплом. Им предлагается какой-то способ проверки официальности диплома, выдаваемого обучаемому? Нет же. Вот тут есть алгоритм такой проверки, в хорошем учебном заведении учащемуся предложат по этой схеме проверить какой-то свой ранее выданный диплом и убедятся, что урок усвоен и умение присутствует.

Ну и автор не считает навык нужным, достаточно умения, так что Ваш тезис:

Эльвира Лихачева пишет:
полностью согласна с выводами атора. Реальное обучение:
...
на выходе - новые навыки.

я расцениваю как незаслуженный им комплимент.

При этом полностью согласен с Вашим описанием назначения реального обучения.

Инженер, Томск

Хорошая тема. Ловите. Диагностика экспертов и лже-экспертов:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.