В чем вы видите главную роль руководителя компании? Самая важная, на мой взгляд – это создание атмосферы, правильной среды в компании. К сожалению, большинство современных руководителей не понимают и не чувствуют, насколько эта роль важна.
О какой атмосфере идет речь? О неофициальном комплексе настроений и взаимоотношений, эмоциональном климате в компании, невидимых связях между членами коллектива. В некоторых случаях атмосфера в компании имеет более сильное влияние на бизнес, эффективность и продуктивность сотрудников и их удовлетворенность работой, нежели официальные отношения и корпоративные стандарты.
Представьте компанию, в которой работает 500 человек. Это 500 эго и столько же притязаний, представлений о бизнесе, его целях, руководителе, видов и форм воспитания, различных и отличающихся друг от друга мыслей о карьере и карьерном росте, амбиций. Среди этих людей могут быть люди с неуживчивым характером, те, кто при первой возможности будет стараться нечестно конкурировать, специалисты, склонные к агрессии либо имеющие различные травмы с предыдущих мест работы либо какие-то нереальные убеждения о карьере.
Одна из важнейших функций руководителя – создание атмосферы доверия и психологической безопасности, правильного эмоционального климата и благоприятной среды для работы совершенно различных людей.
Каковы же основные моменты, на которые должен обращать внимание руководитель для создания благотворной атмосферы в компании?
1. Фокусироваться на сотрудничестве, а не на конкуренции
Расскажу реальную историю из своего профессионального опыта. Я работал заместителем директора иностранной компании и курировал работу примерно 4-6 департаментов. Владелец бизнеса, он же генеральный директор, привлек к работе еще одного заместителя, серьезного профессионала в своей сфере и отдал в его распоряжение 4 департамента. Первые два месяца мы, два заместителя, прекрасно ладили друг с другом, и работа шла очень слаженно, что благотворно влияло на общую атмосферу в компании и взаимодействие наших подчиненных.
Кто-то шепнул владельцу идею о том, что в компании нужен конфликт, чтобы люди стали работать лучше. Он не придумал ничего лучше, как стравить нас на первом же еженедельном совещании, попросив другого зама оценить работу сотрудников моих департаментов. «Говори как есть, чем недоволен, ибо критика важна для развития компании».
В этот момент я внутренне сжался. Мой коллега выжал из себя несколько замечаний. Собственник подытожил, что отныне на совещаниях мы будем говорить откровенно об ошибках друг друга. Прекрасная идея, которая и мне дает право озвучить недостатки другого заместителя. Что я и сделал, поведав о проблемах в продажах и складской системе. В тот день из кабинета владельца бизнеса вышли два непримиримых врага. Началась не конкуренция, а война.
Через месяц компания была разбита на два враждебных лагеря. Обе стороны не говорили о проблемах друг друга, а создавали их. Через месяц собственник пригласил дорогостоящего иностранного консультанта, чтобы он попытался восстановить ситуацию.
2. Показывать личный пример
Каков руководитель – такова и его команда. Сотрудники – это зеркало руководителя, его профессиональных и личных качеств, отношения к работе, своим людям и клиентам, его недостатков и сильных сторон. Действия и поведения руководителя влияют на команду и их отношение к работе больше, чем сотни его приказов и деклараций.
Представьте ситуацию. Совещание, присутствуют руководители отделов и департаментов, на котором выступает директор компании. Он объявляет, что, учитывая возрастающую конкуренцию на рынке, менеджмент и сотрудники компании должны очень аккуратно и с большим вниманием относиться к клиентам. Если клиент задал вопрос на территории торговой площади компании, то все свое внимание и энергию этот человек должен обратить на его величество клиента.
Далее директор рассказывает о том, как важен клиент для компании, делится мыслями о том, что собственники фирмы именно клиенты. Все очень внимательно слушают и проникаются серьезностью руководителя. В это время совещание прерывает офис-менеджер, который говорит директору, что недовольный клиент с нетерпением требует встречи с ним. Директор грубо отвечает «У меня нет времени, пусть обратится по почте» и, повернувшись к команде, продолжает свою речь о важности клиентов.
Пунктуальность, отношение к работе, чистота рабочего места, используемые в ежедневном общении слова, интеллектуальный уровень шуток – руководитель во всем этом является прямым примером для своей команды. И все это вместе взятое формирует ту атмосферу, которую невозможно создать никакими приказами и документами.
3. Гарантировать психологическую безопасность
Что это означает? В компаниях, кроме формальной структуры существует и неформальная часть, которая без надлежащего контроля со стороны руководителя может превратиться в альтернативный опасный инструмент управления компанией. И самая распространенная форма этого – моббинг, когда группа людей, объединенных по разным признакам, оказывают психологическое давление на тех, чьи взгляды с ними не совпадают, с кем они конкурируют.
Внутри департаментов могут создаваться микрокультуры, неписанные правила, которые отличаются от общей культуры компании. К примеру, отдел продаж, руководствуясь идеей «мы тут главные, ибо приносим живые деньги», может чувствовать себя элитой и вести себя высокомерно по отношению к другим не менее важным членам команды.
Не все профессионалы являются сильными борцами с крепким психологическим иммунитетом к борьбе или давлению. В результате, когда в компании по причине слабости руководителя присутствуют различные группировки, то случаются стычки, подставы, открытые и скрытые конфликты. Не умеющие и не желающие бороться специалисты будут молча уходить.
4. Владеть собой
Представьте ситуацию. У руководителя неудачно начался день: его водитель опоздал, по пути в офис он застрял в пробке и в итоге не пришел вовремя на важную встречу. Последняя неделя была напряженной, появились трения с госорганами. Недовольный и напряженный руководитель, придя в офис, собирает руководителей департаментов и жестко высказывается об их работе. Получившие нагоняй директора в свою очередь собирают своих подчиненных начальников и жестко критикуют их работу. Волна грубости, недовольства, раздражения доходит до самого низа, в частности до людей, которые ежедневно бывают в контакте с клиентами.
К обеду раздражение руководителя проходит. Он, выпивая свою послеобеденную чашечку кофе, думает о том, что все хорошо и этот период тоже будет позади. А семена негативных эмоций, посеянные в первой половине дня, незамедлительно дают всходы: в этот день несколько тысяч клиентов компании общаются с недовольными, раздраженными и обиженными сотрудниками компании. И мы еще не говорим об общей волне внутреннего недовольства.
5. Быть справедливым
Лучшая мотивация для сотрудников – это справедливость. Для того чтобы люди верили, что все справедливо – отношения с людьми, решения о повышении, критерии назначений должны быть четкими, простыми и прозрачными. До тех пор, пока руководитель не даст пояснений своих действий и решений, люди имеют право интерпретировать их в соответствии со своими знаниями и видением этого мира. Руководитель должен пользоваться различными техническими и дипломатическими возможностями для того, чтобы донести свои мысли, идеи, обоснования решений до персонала.
Еще один момент в вопросе справедливости – недвусмысленность решений. Люди должны верить в справедливого царя, который всегда объективен и у него нет фаворитов и никаких критериев оценки работы человека, кроме как результатов работы, самосовершенствования.
Немаловажный аспект в вопросе справедливости – никогда ни о ком из сотрудников или менеджеров не высказывайте негативные мысли в присутствии других. Люди должны быть уверены в том, что руководитель уважает репутацию каждого из них даже в его отсутствии.
Компания – это организм, в котором неофициальная и непрописанная часть имеет более сильное воздействие, нежели официальная. Компанию можно представить себе как айсберг. Часть, которая над водой – это стандарты, процессы, процедуры, правила. Их видно невооруженным глазом. Основная часть находится под водой, ее не видно, но она больше и влиятельнее.
Проиллюстрирую на примере из своего опыта. Несколько лет назад я был членом наблюдательного совета одного холдинга. Руководитель холдинга дал установку разработать все необходимые официальные документы: должностные обязанности, кодекс, стандарты, процедуры. Одним из ключевых слов в этих документах было «команда», подчеркивалась важность слаженной работы с другими департаментами.
В реальности руководитель не делал буквально ничего для того, чтобы коллектив превратился в слаженный механизм. Как-то в офисе я услышал крики. Пошел на шум по коридору и понял, что происходит мощный спор директоров по человеческим ресурсам и финансов. Успокоив их, я на следующий день рассказал руководителю о ситуации и сказал, что если в офисе дерутся топы, то надо вопрос срочно решать. Его ответ: «Это я попросил начальника по человеческим ресурсам поговорить жестко с руководителем по финансам. Пусть будут в ссоре – так они будут мне передавать информацию друг о друге».
Во всех корпоративных документах прекрасно и четко описано, как должна работать команда, но в реальности все было с точностью наоборот.
Советы руководителям, как создать правильную атмосферу в компании
- Понять и принять свою большую роль и ответственность как руководителя в создании слаженно работающей атмосферы. Вы несете личную ответственность за атмосферу в компании.
- Понять и принять, что создание атмосферы – это ежедневный, кропотливый труд, а не разовая акция или издание указа. Официальные документы либо корпоративные стандарты могут поддерживать атмосферу, но они никогда не заменят ее.
- Необходимо держать руку на пульсе настроения членов команды и их взаимоотношений – отслеживать все трения, возможные конфликты, недоразумения между членами команды и вовремя вмешиваться, чтобы не дать сторонам углубиться в негативном направлении происходящего.
- Быть очень скрупулезным при выборе людей в команду. Порой прямая польза от очень серьезного специалиста меньше его вреда команде ввиду его личных качеств. Самый простой пример – знающий свое дело профессионал, который сеет раздор в команде.
- Поощрять людей свободно выражать свои мысли, идеи, предложения, проявлять инициативу и никогда ни в коем не реагировать поверхностно, неуважительно к проявлениям людей. При совершении кем-то из членов команды ошибок, не обсуждать его личность и происходящее, а вместе делать выводы и помогать человеку в исправлении ошибок. Ни в коем случае не позволять никому в команде в какой-либо форме оказывать давление или осуждать, несерьезно относиться или выказывать несерьезное отношение к кому-то во время совещаний или обсуждений. Все это вместе будет способствовать созданию психологически безопасной атмосферы.
- Буквально исполняйте все то, что говорите и требуете от сотрудников. Будьте личным примером в отношениях с клиентами, членами своей команды, пунктуальности, используйте слова, которые не хотите, чтобы они употребляли.
- Не позволяйте создавать в компании культ силы – люди не должны общаться друг с другом с позиции силы, агрессии, и пресекайте любую форму давления или токсичных отношений. Промолчав один раз, вы дадите людям понять, что так действовать можно и вы не будете реагировать.
- Обязательно вкладывайтесь в развитие мягких навыков своих сотрудников. Одна из основных проблем в коммуникации в современном бизнесе, которое напрямую влияет на атмосферу в компании – это неумение сотрудников говорить, выражать свои мысли, понимать и чувствовать других людей.
Атмосфера компании – это невидимая подводная часть айсберга, на которой строится эффективность, лояльность членов команды и успех бизнеса. Руководитель должен понять и принять свою ответственность за атмосферу, и тогда личным примером, постоянной работой и справедливым отношением к людям будет создавать мощный фундамент стабильного и успешного бизнеса.
Читайте также:
Спасибо!
Много хороших идей и советов. Интересно, как пойдёт обсуждение.
Хорошая статья!
Только сегодня обсуждали - в какой форме говорить с сотрудниками, в т.ч. подчиненными руководителями о недостатках и ошибках. Мнение было такое, если кратко: публично - хвалить за достижения и правильную организацию работы на порученном участке. Подробный разбор ошибок - в личной встрече. Публично, об ошибках и провалах, только в общем плане, без акцента на персоналии. Скорее о факте и последствях для дела (не для отдельных персон).
Было бы интересно услышать мнения участников обсуждения по этой теме.
Спасибо, это действительно очень важно. Рекомендации полезны.
Напрягло только "главная задача руководителя". Может, лучше "одна из главных задач руководителя"?
Культурные задачи, как мне кажется, это удел смелых и проницательных руководителей. Остальные всегда ищут инвестиционный эффект, желательно скорейший. Прогрессивные компании молча разрабатывают мультикультурные сеттинги, так называемая амбидекстрия. Это уже становиться необходимостью в плане объединения операционной и инновационной эффективности, также важно объединение разных поколений работников
Очень актуальная статья и очень точно описаны примеры разных ситуаций!
В организации, особенно большой есть разные люди, причем даже у одного и того же человека в разное время могут проявляться разные стороны личности!
Кто то может накосячить от скуки, кто то от Эго.
В малом коллективе проще создать атмосферу и определенную культуру, например сказав всем, что здесь обсуждаются только текущие ситуации и задачи.
Но, как привел пример Фахри, каждый может понимать правило по разному. К тому же задачи всегда решают конкретные люди, которые могут действовать не самым подходящим способом.
Разбор "полетов" и ошибок полезно проводить в определенном "ключе", где акцент делать не на виновнике, который безусловно всегда есть, а на ошибке, которую могут совершить и другие сотрудники!
То есть фокусировать акцент с того кто виноват на то что можно делать и на том что не нужно делать. Лучше на первом!:)
С одной стороны, это проще делать тем специалистам, которые имеют внутренне уважение к другим людям - условно можно назвать это эмпатией, уважением или даже любовью к людям.
С другой стороны, даже не обладая такими качествами, достаточно здравого смысла, чтобы понимать что даже если есть личное осуждение кого либо, то на работе все являются сотрудниками и от каждого зависит общий успех!
Поэтому на работе при общении можно соблюдать одну культуру, а когда придешь домой, то другую.
Так например в Японии складывались отношения у многих конструкторов с технологами, когда считается, что технолог и конструктор воюют семьями, потому что каждый придя домой часто жалуется на другого.
При этом, в целом они когда идут на компромиссы понимают по претензиям друг друга каких еще знаний, умений и навыков не хватает лично им и каких не хватает оборудования и технологий в целом!
Если это не обсуждать, то и развитие компании маловероятно!
Формировать культуру лучше не по методичкам а по реальным обсуждениям реальных задач. При решении которых становится более понятным вклад каждого в общее дело!
Одной из особенностей более подходящей культуры является не советовать со стороны как "правильно" поступить, а спрашивать Что можно сделать?
У каждого человека есть свои уникальные знания, умения и навыки! Наводящими вопросами можно подводить людей под принятие подходящих решений.
Примерно этим занимаюсь я, когда на встрече, которую можно назвать совещанием или мозговым штурмом вопросами стараюсь погрузиться сам в ситуацию мнениями разных специалистов, при этом специалисты тоже более обьективно погружаются в ситуацию.
А потом наводящими вопросами стараюсь подвести Исполнителя под подходящее для его умений и навыков решение.
В принципе, так может каждый или многие?! Дерзайте, но при этом не дерзите друг другу!:)
Постепенно, когда люди начнут понимать ценность разных взглядов на ситуацию, будет складываться подходящая культура!
При смене Руководства культура может либо резко измениться, либо поддерживаться самостоятельно!:)
В заголовке - "главная забота руководителя". Согласитесь, что это тот редкий случай когда действительно - "это другое" )))
В этом вся суть. Именно поэтому никакие теории работать не будут, пока руководитель сам не захочет их в себя интегрировать и измениться.
Отличная мысль. Спасибо.
Отличная статья!
Тема - бесконечна. Могу добавить, что люди очень быстро "раскусывают" начальника. Болтун, или нет, враль, или правдоруб, умный-глупый. И этот образ в глазах людей вы можете легко отладить. Быть искренним, но не эмоциональным.
Умейте улыбаться. Учитесь слегка иронизировать надо собой. Смотрие в глаза.
Я не люблю людей, кторые не улыбаются и не умеют смотреть в глаза. Такие есть.
Для руководителя это очень вредная привычка. Улыбаются только перед владельцем бизнеса.
Всё правильно, Фахри!
Наверняка многим руководителям будет трудно такое сделать.
Что бы вы могли посоветовать им в качестве внешней или внутренней дополнительной помощи для этого?
Статья отличная, спасибо!
Начал вспоминать свой опыт и так практически и не вспомнил ни одного руководителя, который бы в процессе работы начал в этом плане расти над собой. Как правило, такие качества и потребность в формировании атмосферы в коллективе (в окормлении всех и каждого) или есть у руководителя изначально, или нет. Мало кто учится. Наверное, мне не повезло.
А вот случаев, описанных автором, когда руководитель действует по принципу "разделяй и властвуй", встречал много, увы. И всегда ничем хорошим не заканчивалось.