Как справиться с агрессией в коллективе

Для начала предлагаю разобраться с самим понятием «агрессия» и для чего мы ее проявляем. Очевидно, что она являет собой одну из форм человеческой энергии. Сама по себе энергия нейтральна, однако в различных ситуациях мы окрашиваем ее в разные цвета: от любви, радости, азарта и драйва и воодушевления, до обиды, злости, давления и собственно агрессии как психической, так и физической.

Агрессия — это выпуск негативной энергии. Существует множество споров о цели нашей жизни как таковой, но в одном сходится большинство — основной целью является выживание как таковое. И в этом плане агрессия является мощным инструментом с древних времен. Чтобы выжить, людям необходимо было развивать различные навыки, в частности проявления силы в виде агрессии было весьма необходимым. Современный мир стал куда более безопасным по сравнению с тем, что было еще несколько сотен и даже десятков лет назад. Но до сих пор в нем продолжают жить те же люди, с теми же привычками и убеждениями, что и много лет назад.

Принято считать, что сильный человек — это тот, кто может постоять за себя и отстоять свои интересы и взгляды, в том числе и с помощью агрессии. Обычно ее используют, когда другие способы уже не работают или как кратчайший путь (иногда самый быстрый) для достижения желаемого результата. Если бы этот способ достижения цели был бы неэффективным, то вряд ли бы это так часто использовали. Однако это имеет негативные последствия, четко выраженные.

Я хотел бы поговорить об агрессии на работе, ее последствиях и способах взаимодействия с ней. К сожалению, исследования, проведенные в июле 2010 года, одной известной компанией говорят о том, что 70% россиян, так или иначе, сталкиваются с агрессией на рабочем месте. Я предлагаю свое видение причин возникновения и способов создания безопасной рабочей среды в коллективе.

Как правило, контекст рабочей среды (атмосфера в компании) складывается стихийно, сам по себе. На него влияют многие факторы, такие как:

  • стиль руководства (авторитарный, доминирующий или партнерский демократичный),
  • область деятельности компании (услуга, продажи или производство),
  • конкретные люди со своими привычками,
  • система правил и договоренностей (или отсутствие таковой),
  • культурные традиции, географическое положение,
  • наличие системы контроля, хорошей HR-службы и т.д.

Очень редко в компании осознанно выстраивают систему взаимодействия сотрудников и корпоративную культуру как безопасную, творческую среду. Чаще приходится разбираться с последствиями, с конкретными происшествиями. Как правило, их стараются скрыть и не выносить на поверхность.

Агрессия на рабочем месте может проявляться по разному: повышение голоса, словесные оскорбления (кстати, один из самых распространенных видов), доминирование или унижения других людей самыми разными способами, сарказм, злость, ярость, раздражение, открытые споры и сопротивления, вплоть, до применения физической силы. Иногда, даже официально, подобные проявления рассматриваются как сильная сторона команды, проявления настойчивости, напора и целеустремленности. Мол, слабым у нас не место. Как правило, это начинается с авторитарной позиции руководства, основанной на давлении и контроле. В такой атмосфере невозможно избежать той или иной формы проявления агрессии, так как она транслируется сверху вниз и буквально пропитывает рабочую среду.

Это не может не сказаться на эффективности работы компании в долгосрочной перспективе. Люди не могут находиться продолжительное время в контексте страха, давления и дальше «выкладываться» на полную на работе. Возможно, такое агрессивное взаимодействие и сработает, чтобы люди «собрались» на короткое время, но в дальнейшем они приспосабливаются и выживают (при хороших, например, финансовых или других перспективах), в худшем случае уходят из компании.

Следует также понимать, что для проявления агрессии необходимо минимум два человека. Один может провоцировать, а другой использовать эту провокацию для агрессивных проявлений. Можно по-разному на это смотреть как с одной, так и с другой стороны. Можно ощущать себя жертвой провокации и оправдывать этим свою агрессию, а можно ощущать себя жертвой агрессора и выставлять себя невинным и непричастным к происходящему. Мы все играем в свои удобные нам игры. Но если вы все еще работаете в компании, значит, она вас чем-то устраивает. Результаты говорят сами за себя. Также важно отметить, что эти люди, которые находятся рядом с агрессором, могут влиять на него как в одну, так и в другую сторону. Если они настроены агрессивно и эмоционально, то это дает дополнительный стимул и ощущение безнаказанности. Если же они создают миролюбивую и спокойную обстановку, то это снижает уровень напряжения.

По мнению канадского Chartered Management Institute, вот что способствует агрессии:

  • авторитарный стиль руководства;
  • оставление без внимания случаи психологической, тем более физической агрессии;
  • нереалистичные задачи и сроки;
  • предвзятость и дискриминация;
  • личные качества коллег и руководителей.

Иногда, люди считают это чем-то естественным и опускают руки, позволяя этому быть. Именно позволение в той или иной форме является основной причиной возникновения агрессии в рабочей среде.

Мы проанализировали огромное количество информации на эту тему и сделали несколько интересных, на мой взгляд, выводов.

Есть множество причин и предпосылок для возникновения агрессии, начиная от исторических и психологических, заканчивая непосредственными условиями в конкретной компании. Мы понимаем, что ничто не может гарантировать возникновение агрессии в коллективе. Однако существует реальная возможность снизить вероятность возникновения агрессивных проявлений. Ведь существует множество компаний с целостной, безопасной и рабочей средой, где практически исключены агрессивные проявления.

Мы предлагаем несколько конкретных шагов создания безопасной рабочей среды:

1) Принять (политическое) решение о создании в компании безопасной рабочей среды. Это должен быть осознанный выбор и соответствующее заявление (декларация). Без этого все остальные шаги не имеют особого значения.

2) Провести честный и откровенный разговор на всех уровнях о возможных проявлениях агрессии. Это требует создания безопасной среды, честности и открытости. Что ведет нас логично к пункту №3.

3) Быть примером и взять ответственность за создание атмосферы, потенциально исключающей возникновение агрессии. Не перекладывать ответственность на других и не становиться в позицию жертвы провокации или агрессора. Что если, изначальным источником провокации или агрессии являешься именно ты (а не другая сторона)?

4) Создание системы договоренностей о том, что приветствуется и поощряется в коллективе (открытость, партнерство, поддержка) и что не является частью корпоративной культуры (злость, агрессия, доминирование). Из этого логично вытекает пункт №5.

5) Не умалчивать, а открыто говорить о любых фактах проявления агрессии в коллективе. Люди живут в общении. Если вы позволяете себе быть честным и «не заметать под ковер» очевидные вещи, вы не будете создавать позволение людям проявляться агрессивно. Именно позволение проявлять агрессию является причиной ее возникновения.

Мы живем в мире, в котором для достижения максимальных результатов совсем необязательно быть агрессивным. Если целые страны могут решать общие вопросы без войны и агрессии за столом переговоров, то и мы это можем. Она всегда вызывает ответную реакцию и последствия. Мирное, безопасное решение вопросов, создает множество возможностей для создания, а не разрушения. Для меня агрессия никогда не являлась признаком силы и однозначно является признаком слабости.

Вы можете быть источником изменений в своей компании, на каком бы уровне вы не работали. Вы можете начать открыто говорить о происходящем или оставить все как есть, и продолжать существовать в «удобном» для вас мире. Если вы ничего не меняете — значит, вас все устраивает. Выбор за вами!

В этой статье мы говорим о нормальных, психически здоровых людях не склонных к агрессии из-за каких-либо отклонений. Если у вас возникают сомнения на этот счет, или же наоборот, есть уверенность относительно каких-либо сотрудников, что это именно тот случай, мы советуем вам обратиться к специалистам и не рисковать здоровьем окружающих.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 11 мая 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник фото: vk.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Агрессия – это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт.
Используемое автором феноменологическое (внешне-описательное) понимание агрессии, как представляется, снижает и эффективность исследования, и результативность мероприятий.

Нач. отдела, зам. руководителя, Израиль

Владимир, весь текст состоит из противоречий - смотрите ниже цитату:

Как правило, контекст рабочей среды (рабочая среда, атмосфера в компании) складывается стихийно, сам по себе. На него влияют многие факторы, такие как: стиль руководства (авторитарный, доминирующий или партнерский демократичный), область деятельности компании (услуга, продажи или производство), конкретные люди со своими привычками, система правил и договоренностей (или отсутствие таковой), культурные традиции, географическое положение, наличие системы контроля, хорошей HR-службы и т.д.

Разве воздействие такого большого количества факторов предполагает стихийность, когда каждый из них есть заранее спланированное действие? Очень спорное, на мой редакторский взгляд, утверждение.
Мне кажется, что вы не продумали до конца план ''статьи'', хотя в ней есть интересные мысли и умозаключения, но связи между ними вам сделать не удалось, отсюда последующий абзац противоречит предыдущему. Вы, что называется, не продумали до конца структуру своего текста. Говорю это, как редактор. И второе - вы, очевидно, намеренно, отказались от каких-то увязок с сегодняшней российской жизнью, в которой агрессия присутствует в чрезмерном количестве. Понимаю, вам хотелось уйти от сиюминутности и дать рассуждения на обобщающем уровне. Отсюда ссылки на западные исследования. Жаль, что нет подобных данных по российским компаниям. Это, на мой взгляд, было бы интереснее. Если вы бы попросили у меня совета, я бы предложила вам поработать еще над этим материалом, сделать его логичным, то есть, выстроить логику ваших рассуждений от начала и до конца. Тем более, что тема благодатная. Успехов вам!

Руководитель проекта, Беларусь

Владимир, я глубоко извиняюсь за возможное обращение не по адресу и этот нелицеприятный вопрос заодно, но не тот ли вы Владимир Герасичев, который проводил тренинги Открытого форума - Лайфспринга?
Если нет, еще раз прошу меня простить.

Если да, то мне совершенно непонятен смысл и цель Вашей статьи в этом контексте. Ведь в этих тренингах нет ни малейшего намека на безопасную среду и отсутствие агрессии. Моим знакомым психологам в свое время приходилось всерьез восстанавливать некоторых участников этих тренингов после того воздействия, которое они там испытывали.

Коммерческий директор, Москва

Статья мне не понравилась. Особенно призыв в конце статьи, что ''борись, если тебе не все равно''. С чем или с кем предлагается бороться? Да и призыв можно понять не однозначно :) Если ты терпелив к агрессии, то ты психически не здоров?

Ну а теперь моё мнение: с каждым случаем проявления агрессии на рабочем месте нужно разбираться отдельно. Кто? Почему? В отношении кого? Как отреагировали окружающие? Почему окружающие отреагировали так, а не иначе?

Например: генеральный директор (мужчина) утром заходит в кабинет, где работают пять менеджеров по продажам (все мужчины), и молча бьет одному из менеджеров лицо. И молча уходит. Пострадавший самостоятельно поднимается с пола. Все окружающие молчат и делают вид, что ничего не случилось. Почему? Ведь факт агрессии очевиден. А потому что окружающие знают, что этот менеджер у генерального ''увел'' невесту, причем не из-за чувств к девушке, а просто чтоб ''насолить'' генеральному. Скажете, что это не пример агрессии на рабочем месте? Не соглашусь! Ведь сама ситуация возникла лишь от того, что у менеджера существует неудовлетворенность своим положением в компании, и присутствует обычная человеческая зависть по отношению к руководителю. Ну и что делать в данном случае? По рекомендации автора статьи - всем коллективом компании предъявить генеральному директору ультиматум. А генеральный директор (находящийся в очень сложной эмоциональной ситуации) возьмет и уволит всех. :)

Генеральный директор, Уфа

Хорошая статья. Если не хочешь бороться с агрессией, лечись :-)

Александр Грищенко Александр Грищенко Менеджер, Украина

''Принять (политическое) решение о создании в компании безопасной рабочей среды. Т.е. это должен быть осознанный выбор и соответствующее заявление (декларация).'' 8) :)
Кто в компании будет ее составлять? или необходимо прибегнуть к помощи сторонних консультантов? ;)

Менеджер, Москва

Размышления автора, это может быть интересно. Но уважаемое сообщество интересуют а на какой статистике лично автор делает выводы? Например, отец-основатель научной организации труда Тейлор за 26 лет провел десятки тысяч экспериментов, и на этой основе вывел приемы и закономерности. Заметьте не на основе размышлений. Все более или менее работоспособные системы выводились на статистической базе: ТРИЗ, СПИН. Страсть к размышлениям - это ловушка для западной цивилизации, заложенная еще древними греками. Они смело выводили аксиомы и уже от них строили рассуждения. Однако прошло более 2000 лет и научный подход идет от фактуры!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.