Вторая карьера и личный бренд с нуля: как преодолеть трудности самопродвижения

Зачастую, когда люди начинают вторую карьеру, они сталкиваются с необходимостью расти в новой сфере с уровня новичка. То есть: рассказывать о себе, вести соцсети и продвигать свои продукты или услуги, искать клиентов. Это может стать вызовом, поскольку личный бренд требует времени и перестройки мышления.

Поделюсь, как мне удалось перейти от ощущения «продвигать себя унизительно, я столько училась-работала и должна всем еще что-то доказать» до интереса и азарта в этом вопросе. Речь пойдет о том, как постепенно происходит перенастройка на параллельный фриланс-формат.

1. О непонимании, как работает продвижение:

  • Непонимание себя и своего продукта.
  • Неумение писать тексты о своей деятельности.
  • Непонимание механик и средств продвижения.
  • Непонимание аудитории.
  • Отсутствие стратегии.

2. Об эмоциональном восприятии, оторванном от реальности:

  • Зашоренность, слепое повторение инструкций и чек-листов, не понимая, что имеется в виду.
  • Неадекватная оценка действий.
  • Выгорание.

В интернете можно найти много материалов по темам выше. Но вначале, не подкрепленные личным опытом, эти этапы могут восприниматься как общая теоретическая информация. Вы можете не идентифицировать, что происходит, и терять время. Зная их на конкретном примере из жизни, вы сможете точнее определить свои узкие места, сразу закрыть их и быстрее расти.

7 кругов

Начнем с того, что у меня был продукт, в котором я уверена: моя вторая карьера – коучинг. Я владела необходимыми компетенциями коуча, это подтверждает международный сертификат ACSTH, отзывы старших коллег, опыт проведения консультаций и отзывы клиентов. Поэтому я стала смотреть, что вообще люди делают, чтобы у них регулярно появлялись клиенты и формировался бренд.

На курсах, как правило, советуют заняться продвижением в Instagram и блогингом. Изучая тему, больше всего я растерялась из-за основных советов по развитию личного бренда:

  • Надо писать интересно и так, чтобы люди хотели к тебе обратиться.
  • Надо понимать свою ценность и доносить ее до читателей.
  • Надо писать так, чтобы люди понимали, чем ты занимаешься.

Хотя советы очевидные, я терялась от необходимости быть интересной и доносить свою ценность намеренно. Это словно ставило меня в позицию «я неинтересная, никому не понятно, чем я занимаюсь, и чем это вообще полезно». Из этой позиции ничего адекватного написать у меня не получилось. Люди казались персидскими шейхами, лениво дарующими лайки или игнорирующими меня как шута. Количество клиентов казалось пропорциональным знакам милости шейха: подписчикам, лайкам и комментариям.

Самый большой прорыв случился тогда, когда я поняла, о чем конкретно надо писать, чтобы случились все пункты. Это ответы на вопросы:

  • Зачем мне продвижение?
  • Чем я интересуюсь?
  • В чем моя экспертиза?
  • Кому еще может быть интересна эта тема?
  • С какими сложностями я сталкиваюсь в темах, которые мне интересны? Как их решаю?

Далее, я применяла советы из курсов: просто пробовала, как написано, и все. Так я узнала, что не умею писать экспертные посты и вообще демонстрировать экспертность. Вы даже не представляете, насколько нудными у меня получались все эти посты-приветствия, демонстрации качеств из списка, посты про достижения и цели. Мне было тоскливо их даже писать, и понятно, что читать их было не веселее. Фристайлить в постах, даже если я придумывала себе рубрики, у меня тоже получалось с натягом.

В итоге я поняла, что главное правило – нет никаких правил, как писать и о чем писать, готовые шаблонные решения скорее сужают мое мышление, чем помогают. Чтобы работало, фокус моего внимания надо возвращать в то, что мне интересно. И уперлась в то, что мои интересы казались мне никому не интересными, позорными и оторванными от жизни. «Кому нужны энергетические медитации, коучинг, личный бренд?» – так я думала до тех пор, пока не стала размышлять над пунктами «с какими сложностями я сталкиваюсь и как решаю». По моему опыту, этот удивительный вопрос находит общечеловеческие темы даже в самых экзотичных направлениях.

Следующим пунктом мучилась: люди не покупают у меня, когда я анонсирую свои сессии. Наверное, я все делаю плохо! Но когда я делала активности с ответами на вопросы, проводила вводные сессии, поняла, что большинство этих людей... просто ничего не знает про коучинг. Все хотели «попробовать» и «узнать, что можно получить от работы с коучем».

Образ коуча, собранный из соцсетей, меня уничтожил. Как люди его видят? Белозубый человек, который начнет прогибать тебя на зарабатывание миллионов и каких-то еще пластмассовых целей, заставляя чувствовать себя ничтожным со своими мелкими делишками. Синонимы: манипуляции, секта, декларации, выманивание денег.

Единицы подписчиков подписались на меня, потому что я коуч. Большинство – мои старые коллеги, одногруппники или одноклассники. Их никогда не интересовала моя новая тема, я просто внезапно вместо фотографий с моря стала писать про саморазвитие. Да, многие поддержали меня репостами, комментариями и участием в сессиях и отзывами, но регулярный поток клиентов ждать из их числа оказалось бесполезно.

И дело вовсе не в том, что посты были плохие, наоборот, кто-то писал мне, что читать стало очень интересно. Скорее дело в том, что эта аудитория – не ЦА. Этих людей не просто надо обучить, нужно полностью переписать образ из СМИ и прошлого опыта в их голове. Возможно, кто-то и может продавать людям то, что им не нужно или чего они боятся, но этого ли вы ищете?

Единомышленники же, которых мне так не хватало, не находились потому, что я писала совсем не то, что мне интересно и что меня трогало, а шаблонные вещи или эмоциональные выплески. Никто из людей не Кларк Кент: зацепиться за то, что сокрыто в чертогах моей души, если я про это не написала или не сказала в общедоступном пространстве, оказалось проблематично.

Затем я страдала от ощущения, что я столько всего сделала, а результата нет. Мне помог прийти в себя вопрос: что конкретно я сделала? А еще – провести аудит моих публичных выступлений, статей, активности в соцсетях за последний год в сравнении с успешными примерами.

Когда видишь, сколько сделали люди, чтобы быть узнаваемыми, перестаешь заблуждаться, что все происходит само собой. Статьи, подкасты, интервью, выступления на конференциях – когда ставишь у себя везде «0», а у другого «50» и пишешь долгий список медиа, где он выступал, возникает только мысль: я была дурочкой, строча шаблонные посты у себя в Инстаграм для бывших одноклассников. И огорчаясь, что если я пишу два месяца у себя на странице, миллионная аудитория не появляется сама собой.

Тогда я поняла, что не ограничена Инстаграмом! Мне не нужно утыкаться в соцсети и устраивать там шоу! Посты не для лайков, а чтобы люди могли меня находить и знали, чем я занимаюсь. Есть еще море способов находить заинтересованных людей. Каков же тогда будет мой план?

Возник затык с планированием и стратегией. Сколько я хочу клиентов? А подписчиков? Тут у меня включился режим «сам себе сумасбродный руководитель», который вдруг спускает невыполнимый план и дрючит за невыполнение.

Эта сложность помогла мне вспомнить про видение: какой я стану, чтобы произошел рост? Мозг принимал любой план, только если мне было понятно, что делать, с четким набором действий. Цифры плана – как индикатор, что все идет правильно.

Говорят, «не нужно запрягать дохлую лошадь». Но не всегда, если что-то не получается с первого раза, – это знак, что не стоит идти дальше. Чаще всего я заплетала лошади косички или раскрашивала круп краской, удивляясь, что это не имеет ничего общего с везением телеги.

Человек из большой компании, кто ты без нее?

Я закончила учиться коучингу в этом году. В процессе учебы мне было легко набирать часы, бесплатно консультируя друзей и знакомых. Но под конец я поняла, что этим не научилась получать настоящих клиентов – кто захотел бы идти со мной в серьезную работу, и кому нужно не просто «попробовать». Для платформ, продвигающих коучей, были необходимы именно оплаченные часы. А их не было.

В моем заброшенном Instagram оказался 131 неактивный подписчик. Я прошла несколько курсов по продвижению, но не сработали предложенные методы: регулярные посты и сторис, хэштеги и геотеги, отзывы и упоминания. Это не прибавило мне клиентов, только лайков. До таргета и парных эфиров не дошла: к этому моменту мне вообще не хотелось себя рекламировать.

Самое непростое было именно перестроиться морально. Хорошие отзывы, высокие баллы за экзамены не всегда коррелируют с умением выходить на рынок. Как минимум поначалу на свое имя необходимо работать, чтобы выйти на уровень, аналогичный основной профессии.

Я привыкла быть специалистом с постоянной гарантированной загрузкой. Но когда клиенты не становятся в очередь, подписчики не прирастают, это бьет по самолюбию и заставляет усомниться в своем профессионализме. Обратной связи при этом нет, и легко начать думать, что что-то не так с тобой, а не с тем, что и как ты делаешь.

Некоторые мои коллеги быстро развивались как фрилансеры, например, получали клиентов, просто анонсируя свои сессии в соцсетях или проводя их за отзыв и рекомендацию. Но этому, как правило, предшествовало длительное ведение блога или опыт тренерской работы.

Сложности оказались конкретными задачами, которые нужно было научиться решать. Возможно, наличие приземленной ясности сможет вдохновить или поддержать кого-то, кто тоже развивает вторую карьеру. Я в какой-то момент удивилась, насколько интересно придумывать собственное развитие, когда трудные задачи не истощают, а укрепляют ментальные мышцы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Украина

Ваш доход зависит от:

1. 60% - ваш круг общения. Не рассчитывайте на высокий доход если вы не общаетесь с собственниками компаний, генеральными директорами и топ менеджерами. 
2. 30%. Ваши принципы, которые вы здесь изложили. Именно они вам мешают общаться с собственниками компаний. Им не интересны ваши принципы. 
3. 10%. Ваши знания и опыт. Пока вы не начнёте коучить собственников и их окружение, ваши знания и опыт не применимы. 

Старший консультант, Москва

Добрый день! Такое ощущение, что статья не окончена)

Директор по работе с клиентами, Москва

Спасибо, очень нужная статья, т.к. свой практический опыт - самое ценное, что может быть. И про это интереснее всего читать. 

Соглашусь с предыдущим оратором, статья не дописана; нет полезных выводов, которые сами напрашиваются из текста.

Консультант, Москва

Конечно, хочется пожелать автору успеха в поиске себя и самосовершенствовании. Но пока получился рассказ о том, как человек уговаривает себя заниматься каким-то делом. Вполне возможно, что не своим.  

Начнем с того, что у меня был продукт, в котором я уверена: моя вторая карьера – коучинг. Я владела необходимыми компетенциями коуча, это подтверждает международный сертификат ACSTH, отзывы старших коллег, опыт проведения консультаций и отзывы клиентов.

А был ли на самом деле продукт, в котором можно быть настолько уверенным? Коучинг. Почему именно он? Каких благих целей и намерений хотел достичь автор на этом поприще, чтобы к нему ринулись клиенты, выстраивась по пути в длинные очереди?  Всегда ли международный сертификат гарантирует "необходимые компетенции"? Может, все дело в сертификате? ACSTH («Approved Coaching Specific Training Hours») - это обзорный курс по коучингу "для сторонних провайдеров", которые могут заниматься коучингом, а могут и не заниматься (это почти цитата с сайта ICF (Международной федерации коучинга). И вторая цитата - "Для прохождения программы нет требований к образованию".  Что характерно. 

Вот и вопросы автор задает, на которые у него нет ответов: 

Есть еще море способов находить заинтересованных людей. Каков же тогда будет мой план?

И откровения на пути поиска возникают, прямо скажем, наивные:

Тогда я поняла, что не ограничена Инстаграмом! Мне не нужно утыкаться в соцсети и устраивать там шоу! Посты не для лайков, а чтобы люди могли меня находить и знали, чем я занимаюсь. 

Ну, и финал тоже звучит, в этом смысле, примечательно:

Возможно, наличие приземленной ясности сможет вдохновить или поддержать кого-то, кто тоже развивает вторую карьеру. Я в какой-то момент удивилась, насколько интересно придумывать собственное развитие, когда трудные задачи не истощают, а укрепляют ментальные мышцы.

Другими словами, в поиске второй карьеры есть риск не достичь "приземленной ясности", а увлечься укреплением "ментальных мышц". И на этом остановиться. Потому что, судя по словам автора, "придумывать собственное развитие" не менее интересно, чем, видимо, успешно развивать вторую карьеру.

С другой стороны, почему бы нет? Тогда и текст не надо завершать. Получается такая...рябь по воде. А все-таки движение.

Генеральный директор, Москва

Фристайлить в постах, даже если я придумывала себе рубрики, у меня тоже получалось с натягом.

Можно ли попросить автора пояснить, что имелось в виду?

 

Партнер, Москва

Мне кажется, нужно доносить до людей практическую ценность работы с вами. К сожалению, профессия коуча у многих ассоциируется с инфоцыганством. Так же как и профессия бизнес - консультанта. Когда после многих лет работы директором по сервису в крупных компаниях я начал свое дело, то был неприятно удивлен. Ведь по сути я занимался тем же, самым: настраивал процессы технического сервиса, вводил KPI и финансовое планирование, менял систему мотивации, делал сервис понятным и управляемым бизнесом. Но больше за мной не стояли такие компании, как GE, DMG Mori или Demag. Мне стоило больших усилий просто убедить собственников и руководителей, что мои советы работают, мне можно доверять. Поэтому я добавил недорогие тренинги по сервису - как способ знакомства с новыми клиентами, в процессе которого у них возникало представление обо мне как эксперте. Писал статьи, в том числе на Executive. Стал работать с партнерами, производителями FSM и BPM для автоматизации сервиса. Ведь в России часто воспринимают экспертов как "продавцов воздуха" (спасибо Мрачковскому, Парабеллуму и БМ). Ну а если ты продаешь нужную программу -  это хороший бизнес. Правда, любая программа - только инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И не всякая компания готова к автоматизации. Ну а в итоге у меня появились крупные клиенты - например Mitsubishi Electric. Сейчас уже есть и международные проекты. Так что все наладилось. Просто нужно, чтобы вам действительно нравилась ваша работа. Ну и конечно -  больше стараться, постоянно развиваться чтобы быть лучшим в своем деле.

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Так что все наладилось. Просто нужно, чтобы вам действительно нравилась ваша работа. Ну и конечно -  больше стараться, постоянно развиваться чтобы быть лучшим в своем деле.

В рамках вопросов, затрагиваемых в статье, это безусловно важно. Так же, как и профессионализм, жизненный опыт и высокий уровень компетенций хотя бы в какой-то области, гле были достигнуты реальные результаты.

Для меня как потенциального клиента не так существенно, где, как именно, насколько часто и много ли текстов размещает коуч (в данном случае). Намного интереснее, как именно наша совместная работа поможет мне решить мои задачи, начиная с самых сложных и важных.

Пример с тренингами по сервису - хороший подход к переходу на принципиально новый уровень формирования доверия и долгосрочных отношений.

Руководитель группы, Москва

Мне статья близка: я тоже коуч по стандарту ACSTH ICF, одно время проводила платные коуч-сессии.

Из моего опыта:

1. Коучу легче всего набирать клиентов, если коуч уже давно практикует как тренер, психолог или консультант.

Например, HR-консультант обладает клиентской базой, именем, его знают как эксперта. Затем этот консультант выучился на карьерного коуча и добавил к списку услуг еще и коуч-сессии на карьерные темы. Клиенты в таких тонкостях не разбираются, как правило. Например. клиент хочет определиться, менять ему работу или нет. Он приходит к этому HR-консультанту и озвучивает вопрос. А HR-консультант уже предлагает либо консультацию, либо коуч-сессию. 

Или, например, психолог обладает опытом психологического консультирования на темы семейных отношений. У психолога есть имя и клиентская база. Психолог выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Когда приходит клиент с запросом: "Уходить от жены или нет?" - психолог предлагает коуч-сессию.

Или бизнес-тренер - проводит тренинги по продажам, по командообразованию и т.д. У него есть клиентская база предприятий. Бизнес-тренер выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Теперь, когда ему звонят управленцы с предриятия: "У нас тут команда работает неэффективно", - бизнс-тренер предлагает не тренинг, а командный коучинг - например, на выработу общих целей менеджера и команды.

 

2. Коучу легче набирать клиентов в том профессиональном сообществе, где у коуча есть собственный профессиональный опыт, наработанный до обучения коучингу.

Например, до обучения коучингу человек работал в школе учителем, потом директором. Если этот человек выучился на коуча и начинает практику, то к нему охотнее пойдут именно учителя, с запросами на темы, связанные с профессиональным развитием, карьерой и т.д..

Если новоиспеченный коуч - мать трех детей, то к ней охотнее пойдут женщины, у которых есть дети, с запросами на тему воспитания детей.

Если коуч - бывший топ-менеджер корпорации, то к нему охотнее пойдут топ-менеджеы корпораций с запросами на управлеческие темы.

Если коуч - молодой человек со стажем работы 1 год, в должности помощника младшего специалиста, то к нему охотнее пойдут ученики старших классов с запросами, как выбрать вуз или колледж; и студенты старших курсов, с запросами: "Как устроиться на первую в моей жизни работу?"

Несмотря на то, что коуч не дает советов, а только задает продвигающие вопросы, скорость, с которой он соображает, какой продвигающий вопрос задать, зависит от того, насколько коуч "в теме".

 

3. Первое время лучше совмещать: то есть, работать где-то за зарплату и подрабатывать коучем. 

Преподаватель, Украина
Елена Аронова пишет:

2. Коучу легче набирать клиентов в том профессиональном сообществе, где у коуча есть собственный профессиональный опыт, наработанный до обучения коучингу.

Например, до обучения коучингу человек работал в школе учителем, потом директором. Если этот человек выучился на коуча и начинает практику, то к нему охотнее пойдут именно учителя, с запросами на темы, связанные с профессиональным развитием, карьерой и т.д..

Если новоиспеченный коуч - мать трех детей, то к ней охотнее пойдут женщины, у которых есть дети, с запросами на тему воспитания детей.

Если коуч - бывший топ-менеджер корпорации, то к нему охотнее пойдут топ-менеджеы корпораций с запросами на управлеческие темы.

Если коуч - молодой человек со стажем работы 1 год, в должности помощника младшего специалиста, то к нему охотнее пойдут ученики старших классов с запросами, как выбрать вуз или колледж; и студенты старших курсов, с запросами: "Как устроиться на первую в моей жизни работу?"

На Западе даже говорят: "Скажи мне,кто твой коуч..."

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.