Как перезапустить мышление руководителей через психологические деловые игры

Когда компания перестает расти, одна из возможных причин – внутренние ограничения топ-менеджеров. Как это бывает: человек отработал 10 лет и считает, что уже все знает, либо просто не понимает, как еще можно стать лучше. Чтобы бизнес развивался дальше, нужно перезапустить мышление руководителей, избавиться от этой установки и мотивировать к развитию.

Я предлагаю сделать это с помощью психологических игр для компании, которые помогут взглянуть на себя и свои возможности с новой перспективы и найти новые точки роста.

Что такое деловые психологические игры

Это формат изучения своего «Я» вместе с другими игроками под руководством компетентного ведущего. Во время игры участники анализируют собственные ощущения и мировоззрение, прорабатывают свойства личности и психики.

В ходе игрового «психотерапевтического» сеанса ведущий выстраивает события игры вокруг внутреннего мира игроков. Благодаря концентрации на переживаниях участники:

  • Переносят свои чувства и эмоции из бессознательного в сознательное, чтобы проработать проблемные области.
  • Находят внутренние запреты и ограничения, которые мешают профессиональному развитию.
  • Проявляют эмпатию к членам команды и налаживают более крепкие взаимоотношения.

Ситуация из практики

Анатолий Сергеевич уже 10 лет занимает должность главного директора компании «N». Все было отлично – и в компании, и во взаимоотношениях. Но прежний собственник решил продать организацию молодому и амбициозному владельцу. Новый учредитель и директор не сработались: владельцу хочется стремительного роста компании и нововведений, а Анатолий Сергеевич предлагает другую стратегию – плавный рост и стабильность «N».

Чтобы предотвратить назревающий внутренний конфликт, руководители приняли участие в психологической деловой игре. В ходе которой нашли причины разногласий, разобрались с собственными взглядами на развитие фирмы и пришли к компромиссному решению.

Чем психологические игры отличаются от других деловых игр

 

Психологическая игра

Другие бизнес-игры

Организация игры

Простая: минимальное количество реквизита

Сложная: подготовка пространства, декораций и раздаточных материалов требуют больше времени

Количество участников

Небольшое: в команде от 3 до 6 человек за столом

Большое: участие может принимать до нескольких сотен сотрудников одновременно

Аудитория

Участники, как правило, топ-менеджеры или собственники бизнеса

Играть могут все сотрудники компании, вне зависимости от должности

Конкуренция

Низкая: в группе преобладает поддерживающая среда

Более высокая: команды противостоят друг другу

Цель игры

Проработать самовосприятие человека, его мировоззрение и характер для достижения личных или командных целей

Развить профессиональные и личные качества сотрудников

Задача ведущего

Узнает, что стоит за действиями и решениями игрока. Помогает сделать их наиболее продуктивными за счет проработки первопричины

Ведущий отвечает за сюжет, тайминг игры и действия, которые выполняют участники

Сложность проведения

Высокая сложность – в этом формате почти невозможно подготовиться. Задачи появляются и решаются на ходу. От ведущего требуется большой опыт и бэкграунд

Более простые в проведении, часто игры построены по линейному сюжету с предсказуемыми результатами

Стоимость

Выше: требуется специалист с психологическим образованием, игротехническими компетенциями и пониманием бизнес-процессов.

Ниже: команда подбирается под задачи игры и бюджет компании

Как психологические игры решают проблемы бизнеса и сотрудников

Одно из достоинств психологических игр – гибкость в работе с целями. Например, сначала вы могли предопределить одни цели и задачи, но в ходе игры выявить другие – на основе скрытых мотивов и проблем сотрудников. Игра как раз позволяет подстроиться под такие открытия и работать с тем, что действительно нужнее.

В целом же психологическая деловая игра создает пользу как в целом для бизнеса, так и локально – для личности каждого сотрудника в частности. Особенно это заметно на тех людях, которые работают в компании много лет и не планируют уходить.

Вот несколько примеров конкретных задач, которые можно решить психологической игрой:

  • Избавиться от личностных или ценностных конфликтов в компании.
  • Наладить психологический климат в коллективе.
  • Изменить отношение сотрудников к равным коллегам и руководству.
  • Найти и развить скрытые возможности сотрудников, лидерские качества.
  • Увеличить вовлеченность в рабочий процесс и мотивацию.
  • Снизить риск профессионального выгорания и научить сотрудников расслабляться, переключаться с работы на отдых и обратно.

Например, настольная антистрессовая игра «Время на себя» позволяет расслабиться и переключиться от рутины. Погружение в собственные радостные воспоминания и их повторное проживание помогает снизить уровень стресса и научиться управлять своим психологическим состоянием. Психологические игры на расслабление – хорошая помощь как для ментального здоровья коллег, так и для состояния бизнеса в целом.

С чем сталкиваются участники на психологических играх

В начале статьи я говорил о том, что внутренние страхи и запреты мешают профессиональному росту. На сеансе психологической игры именно эти бессознательные барьеры обнаруживаются и прорабатываются – идет поиск мотивации, силы, ресурсов и даже новых убеждений, чтобы преодолевать эти барьеры и достигать новых высот.

При этом игроки должны открыться перед собой и коллегами. Для многих это бывает тяжело – отсюда в процессе игры могут возникать сопротивление и даже конфликты. Процесс можно сравнить с нарывом: вскрывать его страшно и болезненно, но когда врач уже все сделал и наложил повязку, пациент быстро идет на поправку и чувствует облегчение.

В результате игры участники:

  • Выработают собственную стратегию поведения и общения.
  • Лучше поймут собственные цели и мотивы коллег.
  • Расставят личные и профессиональные приоритеты.
  • Увидят, что им мешает достигать поставленных целей.
  • Найдут свое место для самореализации в компании.

Бывает так, что после игры участник понимает: ему больше не по пути с компанией. Может быть, он перерос фирму и хочет двигаться дальше, или его мировоззрение отличается от корпоративных ценностей. Если в результате он уйдет – плохой ли это результат?

В моменте для компании уход руководителя – стресс, но на перспективу это исключительно позитивное явление. Увольняются те, кто уже был к этому склонен: выгоревшие, нелояльные. Такие работают вдвое менее эффективно, иногда даже саботируют рабочие процессы, становятся источниками конфликтов в коллективе. Даже их опыт и компетенции не компенсируют негативных факторов – компания выиграет, если им на замену придет менее опытный, но абсолютно лояльный человек с горящими глазами.

Выводы

В психологических играх обычно принимают участие люди, которые уже реализовались в карьере и имеют прокаченные профессиональные навыки. Часто в своей должности им становится тесно: качественно развиваться в рамках hard skills дальше практически невозможно, а потенциальные точки роста лежат именно в сфере гибких навыков.

Следующий скачок развития и преодоления своего «стеклянного потолка» может быть только за счет личности и soft skills. Возникает потребность, закрыть которую можно с помощью психологических игр.

Во время психологической игры участники испытывают сильные чувства: удивление от того, что они многого о себе не знали, и понимание, что теперь им нужно переосмыслить некоторые свои установки и ценности. Участие в психологической деловой игре – это всегда сильный, эмоциональный и, главное, эффективный опыт, который реально меняет мышление и раскрывает перед игроками новые перспективы.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Психологическая игра это лишь инструмент. Вопрос в том как найти конкретный личностный "затык". Разобраться в чем психологическая личностная проблематика. Далее методология работы с проблематикой и на основе нее можно построить и провести Игру в процессе которой может возникнуть катарсис.
Довольно дорогая штука получается и нужен очень толковый психодиагност - коих исчезающе мало в стране.
Бесспорно можно разработать типовые игры на основе типовых личностных затыков и чехом их проводить с клиентами, смотреть где сработает катарсис- триггер, а далее дорабатывать спец игрой. Но штука сложная - требует огромной квалификации игротехнолога.

Директор по развитию, Москва

Я так понимаю, что бюджетный вариант для персонажей, которые не могут себе позволить по разным причинам заказ психологических игр - совет выйти из зоны комфорта? ))

Начальник участка, Волгоград
Сергей Махлай пишет:

Я так понимаю, что бюджетный вариант для персонажей, которые не могут себе позволить по разным причинам заказ психологических игр - совет выйти из зоны комфорта? ))

Выход из зоны комфорта это совет пригодный для совсем начинающей развитие личности. Обычно человек занимающийся бизнесом уже давно вышел.


Там другие вопросы уже актуальны:

- растождествление личного эмоционального мнения об объекте и объекта - если кто то или что то Вам не нравится это не проблема объекта, а только Ваша проблема (это когда бизнесмен говорит что все работники "плохие");

- растождествление целого и элементов - из идеальных элементов можно собрать плохую и не нужную никому ерунду - это очень не само очевидная вещь (тут будут 90 процентов бизнесменов);

- кризис трансценденции - если ты собрал идеальную бизнес-систему работать она будет хорошо только когда управленец вынесет сознание при принятии решений за рамки своих личных интересов и целей (это когда делают как удобно и выгодно ему, а не как надо в принципе).

Для личного катарсиса должен быть набран негативный опыт неудач и ситуация эмоционально назреть, на это нужно время и соответствующая среда позволяющая опыт набрать. Ну и отсутствие механизмов компенсации негатива - психостимуляторы, разврат, демонстративно скотское отношение к окружающим, эмоционально переживательные занятия - охота, азартные игры и пр).

Директор по развитию, Москва

Похоже, после выходных надо мне записаться к доктору - дообследоваться )))

Консультант, Новосибирск

Использование неудачной терминологии.

Я бы не доверил свои болячки специалисту по "перезапуску мышления". Звучит , конечно, звучно. Но поверхностно...

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Ушинский пишет:

Наверное проще сходить к хорошему психологу)

Иногда да)

Но обычно, психолог не нацелен на решение корпоративных вопросов и клиент там человек - а тут клиент скорее компания. Да и формат для части людей не такой "пугающий" как поход к психологу :))

 

Генеральный директор, Москва
Сергей Махлай пишет:

Я так понимаю, что бюджетный вариант для персонажей, которые не могут себе позволить по разным причинам заказ психологических игр - совет выйти из зоны комфорта? ))

Бюджетный вариант, это сесть коллегами и прописать цели, миссию и стратегию компании. Можно даже дополнить эту сессию напитками с градусом. А пока именно прописываете вы и про ценности поговорите и про видение будущего. Привычно, понятно и бюджетно (если не налегать количество звёзд и годов у напитков) - и всё равно будет полезно для синхронизации команды.

Генеральный директор, Москва
Алексей Уланов пишет:
Сергей Махлай пишет:

Я так понимаю, что бюджетный вариант для персонажей, которые не могут себе позволить по разным причинам заказ психологических игр - совет выйти из зоны комфорта? ))

Выход из зоны комфорта это совет пригодный для совсем начинающей развитие личности. Обычно человек занимающийся бизнесом уже давно вышел.


Там другие вопросы уже актуальны:

- растождествление личного эмоционального мнения об объекте и объекта - если кто то или что то Вам не нравится это не проблема объекта, а только Ваша проблема (это когда бизнесмен говорит что все работники "плохие");

- растождествление целого и элементов - из идеальных элементов можно собрать плохую и не нужную никому ерунду - это очень не само очевидная вещь (тут будут 90 процентов бизнесменов);

- кризис трансценденции - если ты собрал идеальную бизнес-систему работать она будет хорошо только когда управленец вынесет сознание при принятии решений за рамки своих личных интересов и целей (это когда делают как удобно и выгодно ему, а не как надо в принципе).

Для личного катарсиса должен быть набран негативный опыт неудач и ситуация эмоционально назреть, на это нужно время и соответствующая среда позволяющая опыт набрать. Ну и отсутствие механизмов компенсации негатива - психостимуляторы, разврат, демонстративно скотское отношение к окружающим, эмоционально переживательные занятия - охота, азартные игры и пр).

Алексей, спасибо за содержательный ответ.
Мне даже не пришлось сёрьзно отвечать на этот вопрос про "зону комфорта"

Так что да, подписываюсь подписываюсь под то что те, другие вопросы - которые становятся актуальны на другом уровне требуют уже других решений.

Отдельный акцент я бы добавил на то, что руководство крупного бизнеса это уже не один человек - а целая команда. И уже сочетание их убеждений, опыта, компесаторных механизмов и других моментов рождает свою управленческую атмосферу и культуру. И воздействовать на неё целиком, через только одного участника весьма непросто. Так что нужно работать сразу со всей группой. 

Генеральный директор, Москва
Сергей Корчанов пишет:

Использование неудачной терминологии.

Я бы не доверил свои болячки специалисту по "перезапуску мышления". Звучит , конечно, звучно. Но поверхностно...

Сергей, прекрасно вас понимаю.

Но есть такая вещь как конгруетность! И если материал размещается не на научной площадке и не для профильных специалистов, например психологов - то и использовать нужно звучные заголовки, а не методологически точные, но непонятые большинству термины.

А если хочется статью для Scopus или индекса Хирша, то для этого уместнее будет писать в другие издания с другой лексикой. 

Например, для глубокого и вдумчивого общения с одними коллегами мы собираемся в литературном клубе и обсуждаем системное мышление и материалы Щедровицокого, с методологами и игротехниками устраиваем слёты. И вот там уже точные формулировки, подробные схемы будут конгруетны происходящему общению.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.