5 способов удержать внимание онлайн-аудитории

Вспомните самое начало 2020 года. Для нас было нормой встречаться с бизнес-партнерами за чашкой кофе и проводить тренинги в офисах и конференц-залах. Затем все резко изменилось. Теперь каждый из нас вынужден смириться с тем, что Skype и Zoom — наши основные инструменты коммуникации. С одной стороны, это удобно — вы можете провести встречу или тренинг из любого места. С другой стороны, удерживать внимание аудитории или даже одного собеседника стало гораздо труднее. 

Я уже много лет провожу корпоративные тренинги и учу людей выступать перед аудиторией в любых форматах. В этой статье вы узнаете, что мешает людям слушать вас онлайн, и как вы можете лучше их вовлекать. 

Почему вас не слушают

На самом деле, не слушают не только вас, но и меня, и любого другого спикера. Это происходит по разным причинам. 

1. Глобальный дефицит внимания

Основная причина заключается в том, что мы живем в эпоху глобального дефицита внимания. Вокруг нас столько источников информации, что мозг уже не в силах самостоятельно концентрироваться только на одном из них.

Судите сами: если вы садитесь работать и оставляете включенными звук на телефоне и уведомления на компьютере, то бесконечные звонки и напоминания о новых письмах и комментариях в соцсетях будут отвлекать вас каждую минуту. И рука будет тянуться к телефону!

То же самое происходит с вашим собеседником — даже если ему интересно то, о чем вы говорите, любое уведомление переключает внимание и уводит его в сторону. 

2. Неинтересная тема

Другая причина — неинтересная тема. Так тоже бывает. Вспомните лица коллег из других отделов, когда вы на совещании делаете для них доклад по вашей теме. Они не специалисты в вашей области, и для них ваша тема важна только в том случае, если они явно видят, что в этом для них.

Проверяйте себя нуичо-тестом. На этапе подготовки ставьте себя на место слушателей и задавайте вопрос «нуичо» к каждому слайду и к каждому тезису. Если ответа на «нуичо?» у вас нет, исправляйте или удаляйте этот слайд или тезис!  

3. Сложно объяснять сложное

Третья причина — сложно объяснять сложное. В корпоративном мире есть множество примеров, чтобы проиллюстрировать эту причину.

Например, вы юрист и хотите объяснить коллегам, почему важно правильно оформлять договоры с подрядчиками. Для вас юридическая терминология — привычный язык, но другие люди с трудом продираются сквозь витиеватые и непонятные формулировки. Если во время выступления вы будете говорить юридическим языком, внимание коллег будет тут же потеряно. Стоит вам перевести юридические термины и объяснить их простым языком, как вы тут же превращаетесь в корпоративного героя.

Вкручивайте в речь вопросы типа «Как это связано с…?» или «Что это означает для…?» или «Как это поможет нам в…?», и тут же давайте ответы на эти вопросы! 

Хорошая новость — со всеми причинами можно бороться и устранить их частично или полностью. Давайте разберемся, как это можно сделать.

Пять способов удержать внимание аудитории при онлайн-выступлении

На самом деле этих способов больше. Я собрал здесь те, что больше всего влияют на качество выступления.

Способ № 1: настройте камеру так, чтобы вас было хорошо видно

Окошко, в котором зритель видит вас во время выступления — это ваше главное средство общения с ним. Если вам в этом пространстве будет плохо, ваш зритель ощутит этот дискомфорт. Удобно с тем, кому удобно!

Кроме того, продумайте фон, внешний вид, организуйте себе возможность двигаться во время выступления или удобно сидеть. 

Кстати, фон для выступлений — тема, которая заслуживает отдельного обсуждения. Весной, когда вся страна неожиданно перешла на удаленную работу, зрители прощали все. Нам было неважно, есть ли посторонние шумы во время выступления, приходят ли к спикеру дети, и появляется ли внезапно в кадре голова кота. Сейчас все изменилось. Стандарты и требования выросли. Многие спикеры закупились хорошим светом и звуком.  А зрители хотят видеть красивую картинку и оценивают, насколько спикер подготовился к созвону. 

Способ № 2: иллюстрируйте свои слова

Используйте интерактивные доски и готовые слайды для иллюстрации своих слов во время онлайн-выступления. Поделюсь с вами несколькими правилами, которыми пользуюсь сам:

  • иллюстрация должна дополнять слова, а не дублировать или заменять их;
  • иллюстрация должна интриговать, вовлекать, заставлять задуматься; 
  • иллюстрация — это дополнительная возможность вызвать слушателя на диалог. Например, вы можете заранее сделать пустографки, чтобы прямо во время выступления дополнить их вместе с аудиторией. Зрители терпеть не могут готовое знание, они хотят добывать его сами опытным путем. Дайте им такую возможность!

Способ № 3: дайте конкретику, создайте интригу 

Полезный материал — один из самых верных способов удержать внимание аудитории, тем более онлайн.

Постарайтесь распределить цифры и факты по всему выступлению так, чтобы слушатели внимательно следили за вашими словами и понимали, что в любой момент может прозвучать ценная для них информация.

Только не раскрывайте всех карт сразу! Давая ответ на предыдущий вопрос, сразу ставьте следующий! Идите по цепочке вопрос-ответ-вопрос, подводя к ответу на главную интригу, которую вы подвесите где-то вначале!

Дополнительный способ удержать внимание — объяснить аудитории, что эти цифры и факты значат, и как их можно интерпретировать.

Например, вы маркетолог. Ваша задача — рассказать коллегам о трендах в поведении потребителей. Во время выступления вы можете не только привести результаты исследований о том, на что больше всего обращают внимание люди, но и оценить по ним, насколько привлекательна ваша компания в глазах общества. Еще лучше, если вы дадите возможность зрителям высказать свое мнение, сравнить его с результатами опроса, чтобы дальше найти общее решение. 

Способ № 4: используйте фразы, которые реанимируют внимание

Заранее подготовьте фразы, которые вы сможете использовать, чтобы взбодрить онлайн-аудиторию и переключить ее внимание с отвлекающих факторов на ваше выступление.

К реанимирующим фразам относятся выражения, в которых используются истории, вопросы, призывы к действию.

Примеры таких фраз: «Однажды со мной случилось…» или «Что вы обычно делаете, когда...», или «Давайте сейчас вместе сделаем вот что, ...», «Оцените в чате от 0 до 10 ...». 

Если вы хотите удержать внимание по ту сторону экрана, нужно чтобы там все время что-то происходило.

Способ № 5: попросите людей отложить свои телефоны

Один из моих знакомых спикеров обычно делает это так: «Друзья, человек находится там, где его мысли. Если мысли ваши будут в телефоне или почте — вас не будет с нами. Примите решение, где вы хотите быть. И если вы хотите быть  с нами и вынести максимум из нашего общения, пожалуйста, прямо сейчас закройте почту на компьютере и нажмите на значок «самолета» в телефоне».

Да, половина вас не послушает, кто-то сделает это нехотя. Но это намного лучше, чем ничего. Вы получите ядро лояльных слушателей, на которых сможете опираться. 

В заключене хочу пригласить вас к обсуждению: как вы думаете, может ли онлайн-коммуникация быть более эффективной, чем офлайн? Если да, то как, а если нет, то почему?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

В заключении хочу пригласить вас к обсуждению: как вы думаете, может ли онлайн-коммуникация быть более эффективной, чем офлайн? Если да, то как, а если нет, то почему?

Никогда экран монитора не заменит живое общение.

Почему?

Риторический вопрос.

Вы же психолог, и ответ знаете, это ваш Способ № 3: дайте конкретику, создайте интригу.

Skype и Zoom для кого-то новая реальность, для меня это рабочая ситуация уже несколько лет. Правда, Zoom начал использовать в этом году, летом.

В наше время живое общение становится роскошью.

Во-первых, если в большом городе, то пробки. А если в маленьком, то только за большие коврижки поедите на встречу в Большой город.

Во-вторых, нынешние бизнесмены стали не обязательными, могут и не прийти на встречу. А если встреча по скайпу, ну и бог с ним!

В-третьих, и пандемия накладывает свои ограничения, могут не открыть рейс туда, куда тебе надо. Но, и Skype и Zoom, они и в Африке – Skype и Zoom. Если там конечно же есть интернет.

Адм. директор, Санкт-Петербург

По крайней мере раньше я  почти никогда не включал в онлайн-контакты людей, с которыми не встречался лично. Сейчас ситуация несколько иная...

Онлайн- коммуникация может быть более информативной и скоростной (договорились - и тут же отправил требуемый файл или открыл доступ), но невербальные составляющие во многом при этом теряются и не передаются во всём своём многообразии...

Я уже молчу о том, что чокнуться бокалами проблематично...

Консультант, Москва

Спасибо за материал, Сергей, - взял на вооружение пару идей. Мне кажется, еще одного способа захвата внимания не хватает - попросить людей включить видеокамеру))

HR-директор, Москва

Онлайн коммуникация может быть эффективной после того, как вы познакомились и пообщались с человеком оффлайн, почувствовали его, поняли его невербалику. То есть, вы создали базу для дальнейшего общения в любом формате. Зная, как ведет человек себя оффлайн, вам проще это для себя представить и найти рычаги привлечения внимания при онлайн общении.  

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

В онлайн не нравится возможность монипуляции. В любой момент оппонент может как бы "упасть", потом, например, зайти с подготовленным ответом либо совсем пропасть (извинте, у меня на даче проблемы со связью).

Первую реакцию сложно взять - а руководителю не скажешь - поставте оценку с 1 до 10 :-)))

Поняла, что онлайн коммуникация эффективна  не более чем на 4 чел.

Но Вы же о чистом выступлении, а не о совещании. Тогда только конент. Интересно-неинтересно, полезно-неполезно. Если в реале Вас дослушают: (после выступления надо  с кем то встретится, не зрая же я пришел и т.д.)- то здесь нажал кнопку и адью. Лакмусовая бумажка. Этим нравится , дисциплинирует :-)

 

Ирина Семенова +460 Ирина Семенова IT-менеджер, Москва

У адвоката Пороховщикова на тему удержания внимания слушателей есть отличные советы - приемы. Книге больше 100 лет.

1. Прямое требование внимания от слушателей: а сейчас будьте особенно внимательны!

2. Пауза

3. Вставные предложения

4. Неожиданный вопрос к слушателям

5. Дразнить любопытство, сохраняя интригу и не отвечая сразу на свой важный вопрос

6. Прервать изложнение на интересном,  перейти к другому вопросу, а затем вернуться к прерванному - эффект Зейгарник

7. Заранее намекнуть, о чем будет говорить впоследствие

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Ирина Семенова пишет:

У адвоката Пороховщикова на тему удержания внимания слушателей есть отличные советы - приемы. Книге больше 100 лет.

1. Прямое требование внимания от слушателей: а сейчас будьте особенно внимательны!

2. Пауза

3. Вставные предложения

4. Неожиданный вопрос к слушателям

5. Дразнить любопытство, сохраняя интригу и не отвечая сразу на свой важный вопрос

6. Прервать изложнение на интересном,  перейти к другому вопросу, а затем вернуться к прерванному - эффект Зейгарник

7. Заранее намекнуть, о чем будет говорить впоследствие

Искусство!

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Очень ценная статья. Перечень инструментов для удержания внимания можно дополнить еще сменой ритма речи. По моему опыту, помогает вернуть внимание "потерявшихся".

Менеджер по обучению персонала, Москва
Ирина Семенова пишет:

У адвоката Пороховщикова на тему удержания внимания слушателей есть отличные советы - приемы. Книге больше 100 лет.

1. Прямое требование внимания от слушателей: а сейчас будьте особенно внимательны!

2. Пауза

3. Вставные предложения

4. Неожиданный вопрос к слушателям

5. Дразнить любопытство, сохраняя интригу и не отвечая сразу на свой важный вопрос

6. Прервать изложнение на интересном,  перейти к другому вопросу, а затем вернуться к прерванному - эффект Зейгарник

7. Заранее намекнуть, о чем будет говорить впоследствие

книга "Искусство речи на суде"?

Ирина Семенова +460 Ирина Семенова IT-менеджер, Москва
Георгий Силаев пишет:
книга "Искусство речи на суде"?

Да. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.