Какой путь надо пройти, чтобы стать руководителем отдела продаж

Руководитель отдела продаж – сложная и ответственная должность в любой компании. Найти хорошего специалиста на стороне почти невозможно, потому многие предприниматели стараются взрастить сотрудника из менеджера по продажам.

Наша компания из Санкт-Петербурга, и первые десять лет работы единственный офис находился в Северной столице. Однако у нас было много клиентов из Москвы, а проводить встречи, хранить и показывать образцы было негде. Поэтому в 2016 году мы решили открыть отдел продаж в столице. Конечно, туда требовался руководитель отдела.

Начали искать ответственного человека на должность руководителя, чтобы вместе с ним собрать команду и запустить работу отделения. Но поиски не увенчались успехом – толковых управленцев найти крайне сложно. Тогда мы перевели в Москву одного из наших лучших менеджеров в Петербурге – он проявил инициативу и желание помочь в развитии филиала. Продержался он в столице всего пять месяцев, так как его семья не смогла принять новый город и решила вернуться домой, а с ними и он.

Решили действовать иначе – сначала найти продавцов, а руководителя искать медленно и вдумчиво, пока не найдем. И через несколько месяцев нам это удалось. Но, как оказалось, новый руководитель не смог вовлечься в компанию и через три месяца мы с ним расстались. Возможно, это было связано с личными особенностями человека, а может, причина в том, что мы сами уделяли ему недостаточно внимания. В тот период мы с партнером были постоянно в разъездах между Москвой и Петербургом, разрываясь между двумя офисами. Возможно, это тоже повлияло на неудачную адаптацию нового управленца. Тогда мы оставили попытки поиска руководителя извне.

Этап первый: выбираем кандидата

Мы решили вырастить руководителя внутри компании, из нашей команды. На тот момент в московском офисе работало двое менеджеров. К одному из них мы начали приглядываться, выделяя в нем качества, которые в будущем помогли бы в управлении командой.

Основные черты, на которые мы обращаем внимание при выборе управленцев – это инициативность и готовность взять на себя ответственность. Проявляется это, как правило, в простых ситуациях.

Например, когда мы не находились в Москве, представители бизнес-центра пришли в офис, чтобы узнать о планах продления договора аренды. Один из сотрудников даже не стал выяснять, что от него хотят, ссылаясь на то, что руководство в отъезде. Другой менеджер, за которым мы как раз наблюдали, напротив, записал контакты специалистов бизнес-центра, пообещав вернуться к ним с решением. Затем он связался с нами, все рассказал, получил необходимую информацию для продления договора и взял дальнейшие переговоры с БЦ на себя.

Это не стало для нас удивлением. Сотрудник и раньше проявлял себя как ответственный специалист, готовый решать проблемы, как свои, так и коллег, помогая им в сложных переговорах с клиентами. Важный момент – перед принятием решения он всегда консультировался с нами, чтобы не допустить ошибки, не рисковал понапрасну. Это важное качество для эффективного руководителя. При этом сотрудник предлагал идеи по улучшению процессов в компании и был готов их реализовывать. Успех бизнеса был для него приоритетом. Благодаря этим качествам мы решили готовить менеджера к руководящей позиции, но пока не ставя его в известность.

Этап второй: испытываем сотрудника

Мы начали расширять зону его ответственности, доверяя более сложные задачи. На этом этапе мы еще не сделали ему официального предложения – было важно проверить, действительно ли он готов к управлению людьми. В нашей практике уже были случаи, когда специалисты, которые казались нам подходящими для руководящей роли, при проверке показывали неподготовленность к управлению, например, в критической ситуации пугались и бездействовали.

Поэтому мы решили тайно проверить нашего кандидата. Стали давать ему задания, которые не входили в его должностную инструкцию и смотрели, как он на это отреагирует. Одной из таких задач была инвентаризация мини-склада при московском офисе. Необходимо было принять товар и привести в порядок файл со складскими остатками. Сотрудник, не готовый быть руководителем, стал бы отказываться от такой работы или требовать дополнительную оплату.

Наш кандидат был готов помочь отделу снабжения. Также мы стали подключать его к решению сложных вопросов с клиентами его коллег. Не готовый к управлению менеджер побоялся бы ответственности – мол, он не обладает всей информацией по сделке, чтобы участвовать в переговорах, но наш кандидат не боялся, и справился.

Испытания продолжались около четырех месяцев, обычно процесс наблюдения составляет от 3 месяцев до полугода. Мы почти были готовы сделать предложение о повышении. Но оставалась одна проблема – в отделе на тот момент было всего два сотрудника, и второй сейлз мог не понять, почему должность получил коллега. Он мог начать саботировать работу новоиспеченного руководителя. Тогда мы придумали последнее испытание.

Этап третий: объясняем выбор команде

Мы предложили двум московским сотрудникам эксперимент: каждый из них в течение месяца на одну неделю становился руководителем другого, затем менялись. В эту неделю «новый руководитель» должен был не только выполнять свои обязанности, но и показывать сверхрезультат, плюс контролировать коллегу на эффективность. Показателем эффективности были результаты дополнительного задания – каждый из них должен совершать по 100 результативных холодных звонков в неделю.

Что мы получили в итоге? Наш кандидат выполнял норму по звонкам и в свою «руководящую» неделю, и в неделю, когда руководил его коллега. Успех был для него одинаково важен вне зависимости от собственных амбиций. Его коллега не дотягивал до плана в свою неделю, аргументируя это тем, что тратит время на управление. При этом в «свободную» неделю он откровенно заваливал план, подрывая репутацию соперника – мол, тот не справляется с управлением. На деле же мы поняли, что для него личные интересы важнее результатов компании.

После завершения нашего эксперимента с тестовыми неделями мы предложили успешному кандидату занять должность руководителя отдела продаж. Он с радостью принял это предложение, подробно расспросив, что будет входить в его обязанности и где пролегает зона его ответственности. Второму сотруднику мы смогли объяснить свое решение, основываясь на результатах эксперимента – на цифрах. Затем сообщили всей команде о назначении, аргументировав, почему выбрали именно этого специалиста. Но на этом «взращивание» руководителя не закончилось.

Этап четвертый: помогаем адаптироваться

Самая частая проблема у руководителей, выросших в компании, это сложный переход от горизонтальных к вертикальным коммуникациям с остальными сотрудниками. На практике это выражается в панибратстве и нежелании со стороны команды принимать новый статус коллеги. С этим столкнулся и наш новоиспеченный управленец, не все обрадовались его повышению.

Так, один сотрудник написал ему недоброе эмоциональное сообщение, в котором говорил, что назначение нечестное и незаслуженное. Это очень расстроило нашего управленца. Важно было его поддержать и объяснить, что подобная реакция совершенно логична и не связана с ним лично, а больше с надеждами и амбициями его коллег.

Еще одна сотрудница попросту игнорировала новый статус коллеги и те задачи, которые он ей ставил. Здесь мы также подключились к разрешению ситуации, проговорив с молодым руководителем, как заслужить авторитет в команде и донести до подчиненных обязательность выполнения задач.

Первые полгода мы находились в тесном контакте с молодым руководителем, оказывая ему всестороннюю помощь в разрешении конфликтов с сотрудниками и решении проблем. Помимо практических советов оказывали и моральную поддержку – мотивировали его, объясняли, чем вызваны негативные эмоции его подчиненных, помогали выстраивать грамотное общение с ними.

Что в результате? Выбранный нами руководитель уже два года успешно возглавляет отдел продаж, его сотрудники выполняют и перевыполняют планы. Наш многоэтапный процесс «взращивания» управленца принес свои плоды, которые положительно отражаются на росте прибыли компании и профессионализме сотрудников.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Ощущение детского садика. Чего то наблюдали от 3х месяцев до полугода. Испытывали. 

Ну это же сразу видно через 15 минут общения, сможет человек работать с людьми или нет. Вне зависимости от возраста, квалификации и опыта. Я пару раз 19-20 летних молодых людей сбивал в коллективы и они успешно работали зарабатывали себе и организации деньги. 

Проблемы с подбором руководителей в голове у рекрутера. Если Вы выбираете руководителя по послушности и лояльности он не будет успешен. Так же типовая ошибка это выбирать из ответственных за себя специалистов одиночек. Типа сам справляется и отдел потянет. Или нас слушается и трепещет это значит отдел потянет. 

Выбирайте активных, слегка нагловатых и вокруг которых крутятся люди. Способных за себя и постоять и заставить окружающих работать. Не выбирайте из ласковых и приятных вам. Вот и все.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Мы предложили двум московским сотрудникам эксперимент: каждый из них в течение месяца на одну неделю становился руководителем другого, затем менялись.

у кого-то хватило времени и денег на такие эксперименты!!

Специалист, Москва

Интересная по своему статья. И однозначного варианта подбора нет. Я если честно думал, Вы закончите, что сотрудник в итоге ушел :) Извиняюсь, что так подумал. Миллион разных вариантов, и одно могу точно сказать, что очень часто ответственный сотрудник за подбор или компания сами не знают кто им нужен. Мой пример, как в одной из компаний у нас менеджер по персоналу определяла кандидатов в супервайзеры только по резюме. И спорила, что этот кандидат по резюме лучше и поэтому его надо принимать, не приглашать на собеседование, а именно принимать. Вот такое творится и думаю, подобных примеров много в других компаниях. 

И еще проблема не на рынке и в сложности найма профессионала, а проблема в головах и\или в подходе к  вопросу найма, адаптации и открытости перед кандидатом, т.е. это у нас так, это так, это может, это не можем. Без розовых очков.  

Консультант, Самара

Как человек, собственноручно создавший за почти 20 лет управленческой практики, и развивший за свою трудовую жизнь, и в разных сферах, 11 отделов продаж (все для себя, я в эти моменты был руководителем этих компаний), поддержу статью. 

Алексей Уланов пишет:
Ну это же сразу видно через 15 минут общения, сможет человек работать с людьми или нет.

Алексей, ну не все такие мощные душеведы :) Я, например, ошибался, и не по разу в подборах РОПов. Был у меня случай и такой: взяли классного РОПа, с рекомендациями, с результатами. Три месяца испытательного срока он, как безумный, растил продажи, коллектив его обожал, со всеми он был в лучших товарищах. В общем - строгий, но справедливый, грамотный и опытный, при этом ещё достаточно молодой - 37 лет ему было. Ну сказка просто! А на 4-й месяц он запил, и результаты поехали вниз. Причем нормально так запил. Но прикрылся болезнью, врач-родственник ему "гипертонические" больничные выписывал. Поэтому мы не сразу поняли, что есть ху. И так продолжалось ещё три месяца, и весь коллектив ОП его покрывал - хотя знали все, но жалели (а некоторые даже любили). Пока наконец частые болезни не вызвали подозрения у СБ, и начальник СБ нагрянул к нему домой в разгар больничниго. И обнаружил в дрезину пьяного. Вот так - вроде и у меня опыт подбора не малый, и СБ-шник у нас был просто сгусток опыта, ан пропустили... А он оказывается был хронический алкоголик, лечился частно (поэтому не был в базах), к нам пришел в стадии ремиссии, поэтому держался 3 месяца. Потом сорвался. На предыдущем месте работы тоже был в ремиссии, выдавал горы "угля" на-гора, за что и получил отличные рекомендации.

Что касается подбора РОПа - да, мой опыт такой же - растить из своих. Подбираешь умненького, живого, коммуникабельного, амбициозного экстраверта, причем, не обязательно из продаж, и учишь его. Лояльность и знание продукта - уже есть, интеллект - в наличии, технологии продаж осваивает быстро, а остальное приходит с опытом. У меня обычно рощение РОПа из продавца занимает 2-3 месяца, из непродающего сотрудника - до полугода. Но РОПы отличные получались!

Генеральный директор, Тольятти

один сотрудник написал ему недоброе эмоциональное сообщение, в котором говорил, что назначение нечестное и незаслуженное. Это очень расстроило нашего управленца.

Какой он чувствительный оказался!

Это плохое качество для руководителя, между прочим.

Генеральный директор, Тольятти
Алексей Уланов пишет:
Если Вы выбираете руководителя по послушности и лояльности он не будет успешен.

Уважаемый Алексей,

он может быть успешен, пока все будет в рутинном русле.

Но при кризисных ситуациях послушный сотрудник будет обращаться за советом к руководству, что он, собственно и делал, чем и обратил на себя внимание: 

– перед принятием решения он всегда консультировался с нами, чтобы не допустить ошибки, не рисковал понапрасну. 

Руководству был нужен такой послушный, он хотел обратить на себя внимание. Так они нашли друг друга.

 

Консультант, Самара
Юрий Полозов пишет:
Какой он чувствительный оказался! Это плохое качество для руководителя, между прочим.

Я резче скажу - это профнепригодность. Гнать!

Начальник участка, Москва
Александр Егоршин пишет:

 

Алексей Уланов пишет:
Ну это же сразу видно через 15 минут общения, сможет человек работать с людьми или нет.

 

Что касается подбора РОПа - да, мой опыт такой же - растить из своих. Подбираешь умненького, живого, коммуникабельного, амбициозного экстраверта, причем, не обязательно из продаж, и учишь его. Лояльность и знание продукта - уже есть, интеллект - в наличии, технологии продаж осваивает быстро, а остальное приходит с опытом. У меня обычно рощение РОПа из продавца занимает 2-3 месяца, из непродающего сотрудника - до полугода. Но РОПы отличные получались!

Тут я предполагаю 2 различных случая (я не специалист в продажах). Если бизнес процессы в фирме налажены 1.5 ...2 месяца достаточно из имеющего потенциал сотрудника сделать руководителя. Заметьте что это быстрее чем в статье наши коллеги " присматривались". 

Если бизнес не отлажен то нужен специалист более высокого уровня. Распаковать отдел продаж и эффективно руководить уже существующим отделом это принципиально разные компетенции. Имею мнение что опыт успешного руководства к умению построить и запустить бизнес юнит отношения не имеет. Я много раз наблюдал когда человека успешно работающего в существующей бизнес системе ставили что то создавать и они прям жестко зах....чивали направление. 

А насчет кадровых ошибок, от них никто не застрахован. У меня как то был чудо работник. Делал какие то трудовые чудеса и только иногда исчезал. Оказывается винтовые наркоманы в определенные периоды прихода запредельно работают. То есть не могут остановиться вообще по многу часов. Видимо у него опыт был согласовывать дозу и время к рабочему ритму. Вообщем по итогу этот человек создал проблем больше чем наработал. 

Коммерческий директор, Санкт-Петербург

А мне непонятно откуда догма, что на стороне нельзя найти достойного сотрудника. 

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Алексей Уланов пишет:
Ощущение детского садика. Чего то наблюдали от 3х месяцев до полугода. Испытывали.

Ну это же сразу видно через 15 минут общения, сможет человек работать с людьми или нет. Вне зависимости от возраста, квалификации и опыта. Я пару раз 19-20 летних молодых людей сбивал в коллективы и они успешно работали зарабатывали себе и организации деньги.

Проблемы с подбором руководителей в голове у рекрутера. Если Вы выбираете руководителя по послушности и лояльности он не будет успешен. Так же типовая ошибка это выбирать из ответственных за себя специалистов одиночек. Типа сам справляется и отдел потянет. Или нас слушается и трепещет это значит отдел потянет.

Выбирайте активных, слегка нагловатых и вокруг которых крутятся люди. Способных за себя и постоять и заставить окружающих работать. Не выбирайте из ласковых и приятных вам. Вот и все.

Спасибо, Алексей, за то что расписали всё что я мог сказать. Невероятно, но именно здесь я с вами согласен буквально в каждом слове! 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.