Ключевой принцип найма Netflix: рок-звезды и заоблачные зарплаты

В первые несколько лет своего существования компания Netflix росла быстрыми темпами и была вынуждена нанимать все больше разработчиков и программистов. Рид Хастингс (соучредитель и генеральный директор компании с 1999 года) понимал, что, если собрать лучшие технические таланты на рынке, то они станут драйвером роста, который приведет компанию к успеху. И рекрутеры сосредоточились на поиске лучших исполнителей на рынке.

Принцип рок-звезды

В Кремниевой долине многие из таких ценных кадров были уже заняты – работали в Google, Apple и Facebook, где им очень хорошо платили. В начале пути у Netflix не было финансовых ресурсов, чтобы переманивать кандидатов деньгами. Имея техническое образование, Хастингс хорошо был знаком с известным в программировании «принципом рок-звезды».

«Принцип рок-звезды» основан на известном исследовании, которое проводилось в подвале в Санта-Монике, штат Калифорния. В 6:30 утра девять программистов-стажеров завели в комнату с десятками компьютеров. Каждому из них вручили бумажный конверт, в котором лежало задание по кодированию и отладке багов. Задание необходимо было выполнить с максимальной эффективностью в течение следующих 120 минут.

Организаторы исследования ожидали, что лучший программист превзойдет своего коллегу в среднем в два-три раза. Но оказалось, что разрыв между самым сильным программистом и самым слабым просто огромен. Лидер эксперимента в 20 раз быстрее писал код, в 25 раз быстрее исправлял ошибки и в 10 раз быстрее выполнял другие задания, чем программист с самыми низкими оценками.

Публикация этого исследования вызвала волну возмущения в IT-индустрии, поскольку многие руководители начали спорить о том, могут ли единичные звезды-программисты стоить в десятки раз дороже, чем их вполне адекватные и квалифицированные коллеги.

В то время у Хастинга был строго ограниченный бюджет на зарплату и проект, который необходимо было довести до ума. Перед ним стоял выбор: нанять от 10 до 25 средних программистов или одну рок-звезду, которой заплатить значительно больше.

Годы опыта доказали Хастингсу, что лучший программист добавляет не в 10 раз больше ценности в развитие бизнеса, а в примерно в 100 раз больше, чем его средний по рынку коллега.

Билл Гейтс и вовсе считает, что в тысячи раз больше. Есть его знаменитое высказывание: «Отличный токарь получает в несколько раз больше среднего за свою работу, но отличный разработчик стоит в 10 тысяч раз больше, чем средний программист».

В индустрии программного обеспечения это известная истина, хотя и до сих пор активно обсуждаемая.

Особое видение «рок-звезды»

Хастингс начал думать, для каких еще индустрий справедлива и применима эта модель. Причина, по которой профессионал рок-звезда гораздо более ценен, чем его коллеги, не является уникальной для программирования. Классный программист невероятно креативен и может видеть концептуальные модели, которые другим не дано увидеть.

«Рок-звезда» обладает подвижным видением, благодаря ему даже если профессионал застревает в определенном образе мышления, он умеет подталкивать и вытягивать себя из этой ловушки и способен легко смотреть дальше и шире в поисках иных концепций.

Это те самые навыки, которые необходимы в любой творческой работе. Хастингс вместе с Патти Маккорд, которая в то время была главной по талантам в компании, начали думать, как принцип рок-звезды можно применить к Netflix.

Два типа ролей

Они разделили все роли в компании на операционные и творческие.

Если вы нанимаете человека на операционную должность, например, мороженщика, то лучший кандидат может работать в два раза лучше средних показателей. Действительно хороший мороженщик, вероятно, может заполнить в два или три раза больше рожков и стаканчиков, чем средний работник, но в конечном итоге ценность, которую принесет пусть и лучший один сотрудник на данной позиции будет ограничена. За операционную работу можно платить среднюю зарплату, при этом ваша компания будет функционировать очень хорошо.

В Netflix не так много операционных должностей. Большинство ролей в компании требуют от сотрудников проявлять инновационные и креативные подходы в своей работе. Когда речь идет о творческих ролях, то топовый специалист оказывается в десятки раз лучше среднего. Например, лучший специалист по рекламе может придумать такой трюк, который привлечет на миллионы клиентов больше, чем его средний коллега по рынку.

В 2003 году у Netflix было не так много денег, но много задач и планов, которые надо было сделать. Управленческая команда должны была тщательно обдумать, как потратить те немногие ресурсы, которые были у компании.

Первое важное решение: для любого типа оперативной роли, где есть четкий предел того, насколько хорошо можно выполнять работу, компания будет платить среднюю рыночную ставку.

Второе важное решение: для любой творческой работы компания будет искать рок-звезду в своем деле и щедро ей платить, вместо того, чтобы использовать те же деньги на найм дюжины подходящих исполнителей. Лучше полагаться на одного потрясающего человека и очень много платить ему за его работу.

Именно по этому принципу Netflix нанимает большинство сотрудников. Этот подход оказался на удивление успешным. Компании удалось экспоненциально увеличить скорость появления и внедрения инноваций, а также производительность.

Lean Teams

По словам Хастингса, такие принципы найма приводят к созданию «Lean Workforce» – «скромной» по штату команде, в которой нет посредственностей и случайных людей, а только сильные и опытные профессионалы. Наличие такого уровня команды дает ряд производных преимуществ.  

Хорошо управлять людьми – трудная работа, требующая больших усилий. Управлять посредственно работающими сотрудниками сложнее и отнимает больше времени. Сохраняя организацию небольшой, а команды внутри малыми, каждый менеджер имеет меньше людей для управления и, следовательно, может лучше справляться с управленческой работой.

Lean Teams, или малые бережливые команды, состоят исключительно из высоко-эффективных сотрудников. В таких командах все работают лучше и быстрее: и руководители, и сотрудники, и вся команда в целом.

По материалам cnbc.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Есть ли в вашей организации сотрудник, которого можно назвать рок-звездой?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Комментарии
Партнер, Москва

Полностью одобряю выводы статьи по своему опыту... 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зарплаты в период пандемии выросли неравномерно

В процентном отношении больше остальных выиграли медики, чьи зарплаты поднялись на 20,5%.

В каких сферах вырос спрос на специалистов

Бизнес, несмотря на сложности, взял курс на восстановление.

Более 60% сотрудников Кремниевой долины заявили о выгорании на удаленке

В опросе участвовали более 3 тыс. сотрудников таких компаний, как Amazon, Microsoft, Google и Facebook.

43% работодателей планируют сократить число рабочих мест

По оценкам компаний, в течение следующих пяти лет 40% работников будут вынуждены пройти переквалификацию.