Рынок труда 2022: почему нанимать стало сложнее, и что делать работодателям?

Сегодня компаниям для сохранения бизнеса и ускорения выхода из кризиса приходится перестраивать управление персоналом. Рынок труда сильно изменился за последний год, пандемия привела к системным сдвигам в сфере подбора и сохранения кадров. HR-лидерам стало труднее в новых постковидных реалиях обеспечить бизнес достаточным количеством работников с правильными опытом и компетенциями.

Рынок соискателя

Сегодня работодателям приходится проявлять повышенное внимание к привлечению и удержанию специалистов. По данным HeadHunter, за последние два года количество размещенных работодателями вакансий в нашей стране непрерывно росло и был период, когда рост достигал двукратного размера по сравнению с началом 2020 года.

Спрос на сотрудников лишь ненадолго снижался в апреле-мае прошлого года, до очередного всплеска пандемии, после чего компании очень быстро восстановили свою рекрутинговую активность, и даже в условиях сокращения бизнеса продолжали нанимать людей. В то же время количество соискателей не меняется – и этот разрыв между спросом и предложением постоянно увеличивается и в России, и в мире.

От hard skills к soft skills

Внешняя среда сегодня меняется так быстро, что система образования не успевает реагировать на эти изменения. В кадровой сфере происходит системный сдвиг – от hard skills к soft skills. Значимость «мягких навыков» стремительно растет, современному работодателю важно, чтобы сотрудник мог легко адаптироваться, быстро учиться, впитывать информацию из разных источников, и наличие таких компетенций становится критичным при выборе кандидата на ту или иную позицию.

Но университеты не очень эффективны в обучении подобным знаниям. Поэтому компании, скорее, готовы нанимать людей не с профильным образованием, а с гибким подвижным умом – и доучивать их. Мы видим эти изменения по своим рекрутерам и сами, вероятнее всего, будем искать не того, кто «рекрутил» последние 10 лет, а того, кто умеет общаться с людьми и понимает наш формат.

Проектная занятость

Еще один заметный тренд этого года – рост проектной занятости. Все реже работодатели проявляют желание набирать сотрудников в штат. Все чаще профессионалы подбираются под конкретную задачу, не требующую постоянного контроля с их стороны. Да и специалисты, особенно на рынке IT, распробовали такую форму взаимодействия и предпочитают работать одновременно на нескольких проектах, чтобы получать двойные и тройные оклады.

В ходе исследования бренда работодателя Randstad Employer Brand Research мы выявили интересную закономерность: чем моложе кандидат, тем меньше он ценит стабильность финансового дохода. В возрасте 25-34 лет этот фактор считают важным 53% опрошенных, а в 18-24 года – лишь 38%. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста проектной занятости в будущем.

Skill gap и reskilling

В России на данный момент около миллиона вакансий, но при этом резюме людей, которые активно или пассивно ищут работу, в десятки раз больше. Почему же вакансии не закрываются, а их количество продолжает увеличиваться? Дело в «структурной безработице»: те навыки и опыт, которые востребованы работодателями, чаще всего не совпадают с тем, что умеют делать люди, чьи резюме размещены. В мире происходит ровно то же самое. Это так называемый skill gap – разрыв в навыках, который очень быстро растет.

Отсюда вытекает еще один мегатренд – reskilling (переквалификация). Уже сейчас огромная часть рабочей силы, представленной на рынке, остается не востребованной. При этом готовность людей к переобучению достаточно высока, они готовы получать новые навыки. Главный вопрос: чья это задача? Ее решение должны на себя взять непосредственно соискатели, компании-работодатели или государство? Необходимость масштабной профессиональной переподготовки даже обсуждалась на форуме в Давосе с участием президентов стран. Участники форума спрогнозировали, что почти треть всех рабочих мест в мире будет преобразована с помощью технологий в течение следующих 10 лет. И чтобы люди не оказались невостребованными на рынке труда, к 2030 году необходимо будет переквалифицировать 1 млрд работников.

Как найти и удержать специалиста

Мы наблюдаем переход от рынка работодателя к рынку соискателя. Нужно понимать, что хорошие специалисты сейчас на вес золота: в новых условиях они легко меняют работу и им сложно найти замену. Чтобы грамотно выстроить HR-стратегию, работодателям необходимо учитывать тренды рынка.

Как показало исследование Randstad Employer Brand Research, при выборе места работы люди обращают внимание на очень многие факторы: оплата труда, финансовая стабильность, возможности карьерного роста, приятная рабочая атмосфера и интересная работа. Согласно еще одному нашему исследованию, 65% соискателей считают наличие возможностей обучения важным фактором при выборе работодателя, а 97% опрошенных уверены, что обучение должно происходить за счет компании.

Стоит отметить, что на практике переобучение сотрудников оказывается экономически эффективным и приносит значительные среднесрочные и долгосрочные дивиденды. Компании, которые занимаются обучением своего персонала, реже теряют ценных специалистов. Более того, такие возможности положительно сказываются на имидже работодателя и помогают привлекать новые кадры.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Карусев
Экономист, Краснодар

Рекрутеры, как обычно, живут в каком-то своем особом прекрасном мире, который никак не пересекается с окружающей реальностью. Рынок соискателя? Вы серьезно? Уже за одну эту фразу вам можно ставить двойку в сфере профессиональной компетенции. Рынок, знаете ли, состоит не только из программистов, которых компании переманивают друг у друга на бешеные зарплаты. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Опубликован рейтинг лучших работодателей Top Employers Institute 2022

Всего в рейтинге 1857 компании, из них 24 – работающие в России.

Из каких сфер приходят работать в такси

Исследование сервиса «Ситимобил»: у 11% водителей такси раньше был собственный бизнес.

Спрос на отели России у бизнес-туристов полностью восстановился

По сравнению с 2020 годом востребованность номеров в российских отелях выросла на 91% и достигла показателей 2019 года.

Россияне назвали главные причины для увольнения

17% россиян хотят уволиться в 2022 году.