Hard or Soft Skills: сущность, различия, приоритеты рынка труда

1. Что это? В чем разница? Что важнее?

В мировом информационно-образовательном пространстве сегодня разразилась серьезная баталия между педагогами и работодателями на тему: «Soft Skills or Hard Skills?» или «В сторону каких компетенций должно быть направлено современное образование?».

Начать, я считаю, необходимо с краткого определения и тех, и других. Общеизвестно, что так называемые Hard Skills или «жесткие» навыки относятся к числу специальных профессиональных навыков. Это глубокое знание предмета; навыки, связанные с выполняемой деятельностью в определенной области.

В свою очередь, Soft Skills или «мягкие» навыки относятся к числу социальных навыков и не ассоциируются с конкретными профессиями. Hard Skills можно научиться и развить, легко измерить. Напротив, Soft Skills неосязаемы и менее поддаются измерению. Для «жестких» навыков существуют подтверждающие сертификаты, дипломы, свидетельства и т. д., доказательство владения «мягкими навыками» возможно предоставить только на практике и на протяжении достаточно длительного времени.

Примером жестких навыков может служить знание законов физики, математики, грамматики английского языка. Мягкие навыки — это установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.

2. Результаты опросов студентов, преподавателей и работодателей

В РЭУ имени Г. В. Плеханова мы решили изучить ситуацию. В апреле 2019 года я опросила 172 обучающихся магистратуры и 91 преподавателя: какие навыки, на их взгляд, наиболее необходимы сегодня будущему экономисту? 15% студентов и 12% профессорско-преподавательского состава отдали свое предпочтение жестким навыкам, в то время как за мягкие навыки проголосовали 85% и 88% обучающихся и преподавателей соответственно.

Данные опроса, проведенного в РЭУ, подтверждают результаты исследований.

По результатам выборочного тестирования учителей-предметников общеобразовательных школ Рособрнадзором, 15% педагогов продемонстрировали недостаточный уровень владения учебным предметом наряду с выдающимися социальными навыками, коммуникабельностью, открытостью, умением работать с технологиями и презентовать собственное портфолио, блестящими лидерскими качествами. Тоже самое утверждают многие работодатели в банковской сфере: современные выпускники вузов прекрасно социализированы, но не имеют глубоких знаний по предмету.

В апреле 2019 года генеральный директор глобальной фармацевтической группы Pharmaceuticals Алексей Филиппов выступил с разгромным заявлением на страницах отечественных СМИ: почему выпускники вузов не нужны компаниям? Каких компетенций им не хватает? Ответ Алексея Филиппова — практических компетенций в предметной области.

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК, утверждает, что Россия скатилась на уровень «цифровой колонии» из-за отсутствия инициативных, готовых создавать собственные технологии инженерных кадров, в то время, как мощная советская система образования полностью разрушена.

То есть, несмотря на важность и необходимость формирования мягких компетенций, работодатели отдают предпочтение все-таки глубоким знаниям предмета, жестким профессиональным навыкам.

3. Что все это значит для бизнес-образования?

Заложником ситуации стала, прежде всего, отечественная система образования, в которой явно наблюдаются скачкообразные перекосы в сторону то одних, то других компетенций, хотя единогласный ответ психолого-педагогических исследований очевиден: в начале карьеры специалисту любого профиля больше необходимы жесткие навыки, глубокие знания своей профессиональной сферы, а по мере продвижения по карьерной лестнице большее значение постепенно будут приобретать мягкие навыки.

Это означает, что системе образования сегодня необходимо найти золотую середину между требованиями современности и наработками традиционной науки педагогики. И начать, конечно, необходимо с педагогического образования, с подготовки педагогических отечественных кадров.

Как показывает мой многолетний опыт в системе бизнес-образования, наибольший потенциал для развития «мягких» навыков имеют иностранные языки за счет возможности организации групповой работы и использования специфических методов обучения.

Среди методов хочу отметить эффективность Case-Study, весь спектр интерактивных и проектных методов обучения, коммуникативного метода.

Наиболее эффективной организационными формами развития «мягких» навыков в моей практике выявились тренинги и всевозможные виды групповой и совместной познавательной деятельности.

4. Кому какие навыки важны?

Можно условно выделить три группы профессий относительно обладания теми или иными навыками:

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills не находятся в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде и коммуникабельности специалиста, но требуют глубоких специальных знаний предмета.

Для второй группы профессий Soft Skills играют ведущую роль в достижении успеха и продвижении по карьерной лестнице. Это, прежде всего, творческие профессии, специальности в сфере продаж, бизнеса и политики. Так, коммуникабельные обаятельные люди без специального образования в сфере маркетинга могут завоевать расположение клиентов. Тоже самое можно сказать о политике или прекрасном ораторе.

И, наконец, достаточно многочисленную группу составляют профессии, для которых в равной степени важны и те, и другие навыки. В эту группу входят профессии юриста, бухгалтера, инженера, учителя. Выполнение профессиональных обязанностей этими специалистами практически невозможно без глубокого владения специальными «жесткими» навыками, в то время, как им требуется богатый разнообразный набор «мягких» навыков: коммуникабельность, ответственность, организованность, доброжелательность и т. д.

5. Когда формировать «жесткие» и развивать «мягкие» навыки?

Для овладения «жесткими навыками» существуют учебные заведения различных образовательных уровней: школы, высшие учебные заведения, дополнительное образование. Как правило, формирование «жестких» навыков напоминает восхождение по лестнице, своеобразный переход от одного четко определенного уровня к другому. В противовес «жестким», для развития «мягких» навыков не существует конкретных алгоритмов или учебных планов. Так, зачастую, индивид либо обладает от природы какими-то качествами или чертами характера, либо нет. Например, дружелюбие, рассудительность или степенность, системность мышления или спокойный характер. Иногда сложным путем проб и ошибок человек способен развить некоторые из них самостоятельно.

Таким образом, развитие «мягких навыков» происходит гораздо сложнее, если человек не обладает ними от природы и требует большего времени, чем формирование «жестких». Соответственно, наиболее благоприятным возрастом для развития «мягких» навыков, безусловно, является подростковый возраст, когда происходит социализация и адаптация индивида в социуме.

Фото: pixabay.com

Комментарии
Менеджер, Симферополь

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills - НЕ НАХОДЯТСЯ в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде...

Менеджер, Симферополь

Статья описывает вопрос развития H\S Skills студентов как вызов стоящий перед системой образования. Поиск "золотой середины" для педагических работников.

Другое дело - Приоритеты рынка труда - работодатели отдают предпочтение  такому балансу поддержания качества бизнес процессов, который, с одной стороны является "условно" достаточным для компании... а с другой стороны позволяет максимально полно загрузить персонал операционкой и не позволяет находить время и силы на приобретение Soft Skils.

Глава филиала, регион. директор, Украина

Hard Skills - это то, что мы говорим учите мат.часть, а soft skills - умение делать презентации, вести переговоры и договариваться. И я не согласна, что этому нельзя научиться, нельзя подтвердить квалификацию и это нельзя измерить. Все можно.

Главное, что и тому и другому нужноу читься всю жизнь. Постоянно тренироваться, практиковаться

Руководитель проекта, Калининград
Николай Снежинский пишет:

Первая группа — это профессии, для которых Soft Skills - НЕ НАХОДЯТСЯ в приоритете: физик, математик, биолог или медик-исследователь, водитель, пилот, то есть те профессии, успешность в которых напрямую не зависит от умений работать в команде...

С одной стороны, да - это явная опечатка.

С другой - я помню свои впечатления от слушателей центра гражданской авиации стран-членов СЭВ, куда я попала преподавателем по распределению после РКИИ ГА в 1984 г. Слушателями были летный состав разных специальностей (пилоты, штурманы, бортинженеры) тяжелых типов воздушных судов. Я никогда не видела такого количества хорошо говорящих, по-хорошему общительных людей! Когда я поделилась этим наблюдением с папой-штурманом дальней авиации, он пожал плечами и ответил: "Ничего удивительного. В дальнем рейсе очень скучно. Взлетел - включил автопилот - сиди, жди. Спать нельзя, читать нежелательно. Приходится разговаривать. Поэтому при прочих равных командир возьмет в экипаж хорошего собеседника".

Вот и думайте, правомерно ли в эту категорию относить пилотов.

Но в целом автор прав в том, что на начальном этапе карьеры нужны предметные знания и навыки, потом "всплывает" важность мягких.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Где качество ???
Михаил Лурье
Нужно заметить, что советские заводы смогли эвакуировать за тысячи километров и в кратчайшие сро...
Все дискуссии