Как стать специалистом в области анализа, моделирования и развития бизнес-процессов?
Работаю в ERP системе около года, до этого была другая проф область. Прилично времени изучал программирование на Яве, и притом что, что-то получалось шло с большим трудом и через силу, поэтому решил оставить потуги, ибо его нужно любить и болеть им чтобы дойти до уровня когда навыки пригодятся работодателю. Около года активно изучал фонды и торговлю, убедился что денег там нет, но очень сильно разогнал соображалки и способность усваивать и анализировать много новой информации отчасти возможно потому что не имею вредных привычек и занимаюсь спортом. Я бы сказал очень хорошо с логикой, анализом.
Почитал немного поверхностной информации про бизнес процессы, их анализ, моделирование, рефакторинг, все эти uml,idef,epc,bpmn. Aris, bizagi,elma. Все эти erp,crm,bpms: agile канбан скрум 6 сигма 5s.
Вообщем показалось очень интересным для моего мозга, описывать существующие процессы соединять с другими, строить архитектуру. Определять взаимодействия, регламенты, инструкции.
Посему прошу людей способных помочь в моем вопросе дать советы как качественно овладеть всем этим? К каким книгам обратится или лекциям. Или же сразу опираясь на какую-либо правильную книгу пытаться в какой-то рисовалка бизнес процессов пытаться их описывать? Но тут важно понимать какие проблемы должны решать те или иные моделирования и анализ?
С большим уважением ко всем участникам дискуссии и простите за столь громоздкий текст =)
97% россиян регулярно задерживаются на работе.
В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.
Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.
В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.
Моделирование бизнес процессов это простое описание работы сотрудников только в рамках символов отвечающих за связанные между собой блоки деятельности и определенного синтаксиса.
Начните с простого описания похода в туалет с утра. У Вас должно получиться около 20 отдельных элементов.
Да в любой. Берете IDEF и описываете по нему любой процесс. Потом смотрите, нравится Вам или нет. Можете проконсультироваться с кем-то, кто не знает этого процесса, понятно ему по описанию или нет. Может быть, и с первого раза хорошо опишете.
Вот именно. Основная цель, имхо - наглядно изобразить, чтобы можно было быстрее понять, чем если читать текстовое описание процесса. Лично я чаще описываю процессы для себя в тексте, если нет связей "один ко многим" или закольцованных связей.
Спасибо! А где можно добывать типовые регламенты? )
>>> Вообщем показалось очень интересным для моего мозга, ...
*** Вот не надо говорить о химерах. Я живу где-то раза в три дольше Вас, а со своим мозгом еще не встречался. А Вы о своём утверждаете, что знаете даже чем он интересуется.
И не пытайтесь формулировать вопросы в терминах, которые Вы пока не понимаете. Считайте, что "первый блин комом". Попробуйте еще раз сформулировать свои затруднения. Но, ТОЛЬКО "СВОИМИ СЛОВАМИ".
>>> Как стать специалистом в области анализа, моделирования и развития бизнес-процессов?
*** Сначала надо стать специалистом-"предметником" (как сейчас говорят"). А потом уже пробовать описывать знакомые бизнес-процессы всякими "нотациями" (типа IDEF0). Ибо, сии нотации -- всего лишь некие формализованные языки. А при отсутствии содержания, знание языков не поможет.
Отсыл к химерам не очень понял.
Я развиваюсь на своей основной работе, но желание изучить что-то новое и есть то что интересно, а в самой работе может встречаться то что не очень интересно, но делать нужно! )
Простите мою глупость что использовал непонятные термины.. просто хочется заниматься чем-то глобальным и когда нибудь либо на основной работе применять, либо если не сложится рост где-то на новом месте новые навыки )
Вообщем хочу про организации знать и понимать многое, помогать улучшать за материальное вознаграждение чьи-то бизнесы )
Владимир что вы подразумеваете под "предметом"?
Что Вы имеете ввиду? Нотации, т.е. правила описания процессов? Или типовые существующие процессы, чтобы описать?
Типовые процессы которые можно брать и переделывать под себя.
Я подозреваю, что нигде - недавно задавал тут вопрос про какие-то типовые процессы в промышленном производстве, мне сказали, что такого описания не помнят. Вы же работаете? Попробуйте начать со своего предприятия или предприятий, на которых работает кто-то из Ваших знакомых - просто описывайте рабочий процесс любого работника по какому-то участку задач. В интернете можно почитать про организацию труда, там есть некоторые примеры, правда многие могут быть устаревшими, из СССР, а новые вообще липовыми. Но для моделирования они подходят.
Добрый день! Я бизнес-процессы анализировал 10 лет, с привязкой к автоматизации, в том числе в ERP-Axapta (тогда она так называлась). Для себя выделил следующие моменты.
1. Анализ БП в любом случае цели имеет экономические цели и оптимизацию, поэтому важно знать экономику предприятия, и наверное финансы. Информации куча по этой теме, лучше искать статьи в инете (как и по всем другим пунктам). По крайней мере для меня это самый быстрый способ получить знания
2. Второй шаг - зная экономику, описание и анализ проводятся в соответствии с человеческим здравым смыслом. IDEF - это один из способов описания, не самый кстати лучший. Важно знать, что есть еще куча способов. Если любопытно, то инет в помощь. У корифеев БП эти способы называются "нотации".
3.Третий шаг. Когда в нотациях этих Вы запутаетесь окончательно, (:)) как это было у меня, то берете Ворд и чертите обычные схемы блоками разной формы - прямоугольниками, ромбами и овалами. Нотации как правило все не только трудно составляемы, но и плохо читаемы пользователями. Пользователям приходится прежде чем понять суть бизнес-процесса, приложить очень много усилий на понимание нотации. Обычная схема в ворде этого лишена.
4. Опять же для пользователя должна быть иерархия бизнес-процессов, что бы в схеме было не очень много элементов, 7-12 оптимальное число, лучше ближе к 7. Если больше - разбиваем на иерархию.
5. В самом начале важно определиться, какая цель. Различают оптимизацию существующего бизнес-процесса, когда БП перестраивается внутри, и реинжиниринг, когда кардинально меняется. Например, раньше был БП в организации "заключение договора". Оптимизация - это ускорить заключение договора, а реинжиниринг - отказаться вообще работать по договорам.
6. Главная сила в анализе и оптимизации БП - это что он затрагивает несколько подразделений и ставит перед всеми общую цель, к которой они должны стремиться. Косяки в БП, исправив которые, мы оптимизируем БП, как раз находятся на стыках взаимодействия разных отделов. Соответственно, приемы оптимизации - это разграничение полномочий, установление временных рамок, прописание все это в регламенте - что бы все подразделения знали свою роль в БП, исполняли ее.
Так же знали критерии оценки их работы в БП, и можно было их за это наказать или наградить. Например, в БП "продажи" часто участвует бухгалтерия - выписывает документы. Но ей по фигу, например, что клиент будет сам бегать по офису, искать бухгалтера, потом главбуха и др. А если все прописать и штрафануть, скажем за то, что подписание шло дольше 3 минут, то они забегают.
7. Написанию регламентов не знаю даже какая наука учит:) Наверное, русский язык и литература:)
Большая ошибка - скачивать типовые, потому что они заранее уже дают структуру, которая может не подходить к Вашей ситуации и/или предприятию. Нужен обычный здравый смысл и тренировка. А также отслеживание первые пару месяцев, эффективно или нет работает регламент. Вносить изменения, если не эффективно.
Важно писать как можно проще, что бы всем было понятно: "Отдел 1 делает то-то, в такие-то сроки и передает такой-то документ (шаблон в приложении) в Отдел2. Отдел 2 делает то-то в другие сроки и предает в отдел 3", и т.д. В критических случаях можно расписать по часам и минутам.
Важно, что бы в разработке регламента принимал участие директор или исполнительный директор - кто участвует в оперативном управлении. Он стоит над всеми БП. Если у него нет интереса, то регламент работать не будет. Если есть - то требования свои может изложить в двух-трех словах. Вот здесь и нужно знание экономики, что бы перевести на экономический язык эти требования:) И на основе этих требований потому уже детализировать БП.
Кроме Самого Главного, обязательно нужно привлечь начальников отделов и их главных специалистов. Как правило, косяки, которые Вы собираетесь оптимизировать, они давно уже знают. Часто бывает достаточно свести на одной площадке переговоров конфликтующие подразделения, и прописать все ситуации и обязанности с подписью Главного.
8. Пункт восьмой - необязательный:) Чисто мой уже вывод из практики. Оптимизация и реинжиниринг требуют от аналитика ТВОРЧЕСКОЙ жилки, так сказать креатива на заданную экономическую тему. Поэтому на основе инет нужно поизучать методы творческого мышления. Типа ТРИЗа, функционального анализа, метода аналогий и т.д. Творчество понадобится для действительно ощутимых результатов, чисто техническими организационными методами таких результатов не достичь.
9. Когда приступаете к работе, важно еще ранжировать БП, и в первую очередь браться за важные БП, которые приносят деньги и/или главные конкурентные преимущества. В рыночной экономике, это процессы продаж, маркетинга, качества продукта, ассортимента. Правда иногда сильно вредить могут и плохо организованные обслуживающие процессы, типа бухгалтерии или финансов. Что изучать: экономику предприятия.
10. На другом конце буксующего бизнес-процесса ВСЕГДА стоит человек, который неэффективно работает, конфликтует или просто ворует. Это могут быть его сознательные действия. Описание и анализ БП делают его работу прозрачной, и значит совершенно ему не выгодны.
Кстати, это вполне может быть племянник Генерального. В этом случае, увы, все оптимизации бессильны:) Но если это не родственник, то тоже нужна политика, что бы его работать заставить и думать над своей работой. Опять же возвращаемся к пункту 7, что Главный должен участвовать. Что изучать: психологию:)
*** "... лучше искать статьи в инете ..."?
Это – вряд ли. Ибо оные пишутся в стиле «мамой клянусь, что у меня есть знание; закажите мне его применение». Поэтому, читать лучше книги, в которых нужные знания описаны в научном стиле. К примеру, почти все, кто в инете поминает всуе аджайл-у, понятия не имеют о его источнике и его сути. Что очевидно из сравнения содержания статей адептов аджайла и книги Р Мартина «Быстрая разработка программного обеспечения».
А в остальном комментарий А.Звягина -- редкостно хорош. Я даже лайкнул. Ибо сей комментарий -- прям, "молодого специалиста чистое зерцало".
Вопросы заданы слишком быстро. Это похоже на привычку смотреть на решение задачи, едва успев прочесть её условие. А кто не знает, что настоящую пользу приносят именно те решения, которые находятся самостоятельно. Так что, вопросы надо бы задавать себе.
В старой прусской армии солдата наказывали, если он обращался с жалобой на взыскание, в день его наложения. То есть, с произошедшим надо «переспать». Именно это подразумевается и в пословице «утро вечера мудренее».
.================================.
Затруднения-вопросы стартового сообщения – типовые. Они легче преодолеваются-решаются, если у молодых есть возможность общения со старшими. «Ничто не ново под Луной». Старшие, в своё время, преодолевали эти затруднения. О том, как они это делали, вольно или невольно высказывается в мемуарах-воспоминаниях.
Кстати, по мемуарам можно заметить, что корифеи вырастают только в среде корифеев. Исключения-самородки – крайне редки. Аналогично можно сказать и о просто квалифицированных спецах. Те тоже вырастают, работая-общаясь с квалифицированными спецами.
.================================.
Петр Середин, не хочу выпучиться провокатором, но в Вашей ситуации я попросил бы у Антона Звягина его адрес в скайпе и задавал бы вопросы ему. Правда, без экстремизма, проявленного Лойе (Ералаш №78 "Научи меня плохому!").
Я тоже присоединяюсь к т.з., что обычная схема в большинстве случаев удобнее чем принятые нотации типа IDEF. Сам для себя всегда пользуюсь такими, а нотации вижу разве что в документах, чтобы сократить место.
Огромное спасибо! Вы мой кумир! )