Т-Бизнес и CloudEdtech в рамках аналитического проекта T-Data составил портрет потребителей образовательных услуг в пяти категориях:
- «Ментальное здоровье и тренинги»,
- «Фитнес и физическое здоровье»,
- «Сайты, дизайн, айдентика» (IT),
- «Бизнес»,
- «Обучение». Сюда вошли языковые курсы, обучение отдельным профессиям, хобби и другие виды услуг.
В исследовании не анализировались услуги высшего и средне-специального образования, подготовки к ЕГЭ и экзаменам для школьников. Исследование основано на анализе бизнес-показателей более 60 тыс. предпринимателей-клиентов Т-Бизнеса и CloudEdtech, предлагающих образовательные курсы, и миллионах обезличенных транзакций клиентов Т-Банка.
Покупатель образовательных услуг — кто он?
По количеству уникальных пользователей образовательных продуктов лидируют женщины (52%). По объему трат мужчины и женщины занимают одинаковую долю. Например, в категории «Обучение» средний чек составляет 20 775 ₽ у мужчин и 19 262 ₽ у женщин.
Женщины преобладают в категории «Сайты, дизайн, айдентика» — 66% в доле пользователей и в общих тратах. А также заботятся о своем «Ментальном здоровье» — 67% и 65% соответственно. Мужчин больше интересует «Бизнес» — 68% от пользователей и 71% от совокупных трат. В категории «Фитнес и физическое здоровье» клиентов-мужчин и женщин одинаковое количество, но при этом мужчины тратят чуть больше (54% от совокупных затрат).
Самые высокие средние чеки в категории «Бизнес» — 70 тыс. ₽, «Обучение» — 19,7 тыс. ₽, «Сайты, дизайн, айдентика» — 13 тыс. ₽, «Ментальное здоровье» — 3,6 тыс. ₽, «Фитнес и физическое здоровье» — 3,3 тыс. ₽.
Основу клиентской базы категории «Сайты, дизайн, айдентика» составляют люди в возрасте 35-39 лет (22% от всех пользователей и 20% в доле затрат). В «Бизнесе» лидирует та же возрастная категория (21% и 20%). Самый высокий средний чек в этой категории у людей старше 55 лет — 81 тыс. ₽. А вот о «Ментальном здоровье» заботятся более молодые люди — самая многочисленная категория 25-29 лет (31% от всех пользователей и 34% от трат). В «Фитнесе и физическом здоровье» лидирует группа 20-24 года (26% и 22%). В категории Обучение» — 30-34 года (23% в доле пользователей и трат). В целом основа клиентской базы образовательных проектов — люди от 20 до 40 лет.
Клиенты образовательного бизнеса сосредоточены в столице: на Москву приходится до 34% всех трат, а на регионы вне Москвы и Санкт-Петербурга — от 18% до 49% пользователей по разным категориям. Особенно заметно смещение спроса в Москву в категории «Фитнес и физическое здоровье» — 62% пользователей образовательных услуг живет в столице, а их доля в тратах — 72%. Люди в регионах предпочитают тратиться на образование, которое может принести финансовую выгоду: «Бизнес» (49%) и «Сайты, дизайн, айдентику» (48%).
Чем больше люди зарабатывают, тем больше, как правило, готовы тратить на свое образование. Более 40% всех трат на обучение совершают пользователи с доходом выше 100 тыс. ₽ в месяц. В «Бизнесе» доля трат пользователей с доходом выше 200 тыс. ₽ достигает 45% — они платят в среднем 131 тыс. ₽. Исключения — «Фитнес и физическое здоровье» и «Ментальное здоровье». В этих категориях большая часть пользователей зарабатывает 40-100 тыс. ₽ в месяц. Поэтому в онлайн-образовании все чаще предлагают гибкие сценарии оплаты — рассрочку и долями. Такие механики повышают доступность продукта и помогают расширить клиентскую базу.